РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Скорректированная для 3 класса 8 вида по программе А.А. Плешакова
рабочая программа по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 года.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
-Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2008.
- Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2008.
- «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2008.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
учить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
корректировать недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов;
учить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять;
Основные направления коррекционной работы:
1. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
2. Корретировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
3. Формировать умение работать по инструкции, алгоритму.
4. Коррекция мышц мелкой моторики.
5. Развитие самостоятельности, аккуратности.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
-Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2008.
- Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009 г.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету. Курс "Мир вокруг нас» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.
Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая гражданскиориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Тематическое планирование рассчитано на 68 часов, что составляет 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки выпускников
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень (Базовый) | 2-й уровень (Минимальный) |
Учащиеся должны уметь: - называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями; - связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; - выполнять рекомендуемые практические работы; - соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; - соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. Учащиеся должны знать: - обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; - расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые); - основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; - основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь. | Учащиеся должны уметь: - называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; - выполнять рекомендуемые практические работы; - соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; - соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. Учащиеся должны знать: - обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; - расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); - основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; - основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов. |
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по развитию устной речи
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.
Содержание курса
Как устроен мир? (7 часов):
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (19 часов):
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (8 часов):
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность (8 часов):
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (12 часов):
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествия по городам и странам (14 часов):
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Скорректированное для 3 класса 8 вида по программе А.А. Плешакова
68 часов (2 часа в неделю)
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Контрольные и практические работы
|
Как устроен мир (7 часов) | ||||
1. | Разнообразие природы. | Разграничение понятий «живая природа» - «неживая природа», их характерные признаки; работа со схемами; наблюдение над многообразием природы; обучение классификации; способы познания окружающего мира | ||
2. | Значение природы для людей. | Природа как важнейшее средство жизни человека; организация наблюдение в ходе экскурсии | Экскурсия № 1 «Живая и неживая природа» | |
3. | Человек – разумное существо. | Человек – часть природы; внутренний мир человека; влияние внешних раздражителей на внутренний мир (музыка, живопись и др.), постановка эксперимента | ||
4. | Общество. Государство. | Человек – часть общества; работа над понятиями «народ», «государством»; семья как ячейка государства (работа с фотографиями); символы государства; характеристика государства Россия | С.21, в.2; | |
5. | Мир глазами эколога. | Установление и наблюдение взаимосвязей в природе; работа над понятиями «окружающая среда», «экологические связи»; создание эмоционального настроя на следующий урок | с.9 №3; | |
6. | Природа в опасности. Охрана природы. | Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу; организация учебного диалога; разработка проектов «Спасение царства Природы» | Р.Т.,с.11-12 №3-5; | |
7. | Обобщение и систематизация изученного материала. | Обобщение знаний; работа со схемами; тест «Природа в опасности»; посадка дерева (кустарника) (групповая работа) | Р.Т., с.13 №2 | Экскурсия №2 «Мир растений» |
Эта удивительная природа (19 часов) | ||||
8. | Тела, вещества, частицы. | Разнообразие веществ в окр.мире; работа над разграничением понятий «тело», «вещество», «частица»; постановка опыта | С.34-35, Р.Т., с.15 | |
9. | Разнообразие веществ. | Практическое знакомство с некоторыми веществами их свойствами (табл. Р.Т.); обнаружение крахмала в продуктах с помощью йода | Р.Т., с.17 №3 | Практическая работа №1 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» |
10. | Воздух и его охрана. | Особенности газообразного состояния; состав воздуха; организация опытов по изучению свойств воздуха; продолжение работы над проектами «Спасение царства Природы» | Р.Т., с.19 №3-5 | |
11. | Вода и жизнь. Свойства воды. | Вода как главное условие существования жизни на Земле; изучение свойств воды при помощи опытов | С.51, в.1, Р.Т., с.21 №2 | Практическая работа №2 «Очистка воды с помощью фильтра» |
12. | Превращения и круговорот воды. | Три состояния воды; демонстрация опыта «Преобразование воды»; работа с таблицей | С.53-55, пересказ; Р.Т., с.24 №4 | |
13. | Берегите воду! | Организация учебного диалога по проблеме охраны и экономии воды; продолжение работы над проектом «Спасение царства Природы»; контроль знаний по изученному разделу | Р.Т., с.25 №1, аппликация | Тест №1 |
14. | Как разрушаются камни. | Постановка опыта «Расширение твёрдых тел при нагревании»; составление опорных схем на основе текста учебника | С.64, з.№1; Р.Т., с.27 №2 | |
15. | Что такое почва. | Работа с таблицей «Почвенное обнажение»; постановка опытов с целью выявления свойств почвы; работа над понятием «плодородие» | С.65-70, в.1-4 | |
16. | Разнообразие растений. | Работа с демонстрационными таблицами и гербариями с целью наблюдения над многообразием растений; выделение групп растений; выяснение их представительства в нашей области | С.72, пересказ; Р.Т., с.31 №7 | |
17. | Особенности дыхания растений. | Работа с опорными схемами; выяснение взаимосвязи: солнце-растение-человек | 1). Р.Т., с.32 №1; 2). С.79, з.2, придумать рассказ | |
18. | Размножение и развитие растений. | В ходе организации учебного диалога выяснение условий жизни и развития растений; работа с таблицами; рассматривание плодов и семян растений | Р.Т., с.36 №4, 7 | Практическая работа №3 «Приспособленность плодов и семян к распространению» |
19. | Охрана растений. | Работа с Красной книгой Владимирской области; презентация «Растения – врачи»; викторина «Лекарственные растения»; работа над проектом «Спасение царства Природы» | С.87, з.2 Р.Т., с.39 №7; | Тест №2 |
20. | Разнообразие животных. | Работа с опорными схемами; обучение классификации на основе выделения существенных признаков; работа с энциклопедиями | Р.Т.,с.40-41, подготовить рассказ | |
21. | Особенности питания животных. Цепи питания. | Игра «Каждому своё»; классификация животных в зависимости от особенностей питания; работа по составлению цепи питания | Р.Т., с.45 №4 | |
22. | Экологическая пирамида. С кем дружит дуб? | Работа с опорными схемами и таблицами; построение сети питания и модели экологической пирамиды | С.100-103, построить пирамиду для елового леса | |
23. | Размножение и развитие животных. | Работа со схемами развития животных; самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы; игровой приём «Путаница» | С.110, з.1-2, Р.Т., с.50 №5 | |
24. | Охрана животных. Заседание Друзей природы. | Организация заседания Друзей природы (проблемы, причины и условия охраны); работа с Красной книгой Владимирской области; работа над проектом «Спасение царства Природы» | 1).С.116, з.3; 2).Р.Т., с.52-53 №3,6; | |
25. | В царстве грибов. | Работа с текстом учебника: строение гриба, особенности жизни, значение; классификация грибов; правила сбора | С.118-119, пересказ | |
26. | Великий круговорот жизни. | Работа со схемой; составление рассказа на основе изученного материала; обобщение изученного материала; проверочная работа | С.126, з.2; Р.Т., с.56 №2 | Тест №3 |
Мы и наше здоровье (8 часов) | ||||
27. | Организм человека. | Работа с таблицей и сборным макетом «Организм человека»; знакомство с понятием «система органов»; измерение роста, веса, температуры человека; обсуждение понятия «здоровье» | С.128-130, пересказ, з.2 | Практическая работа №4 «Измерение физических параметров организма» |
28. | Органы чувств. | Обогащение чувственного опыта за счёт расширения знаний о мире и его восприятии; демонстрация возможностей органов чувств | С.135, в.1-3 | |
29. | Надёжная защита организма. | Путём наблюдения установить свойства кожи; обучение обобщению наблюдений, возможности делать выводы; практическая работа по оказанию первой помощи при повреждении кожи | Р.Т., с.60 №2, 3 | Практическая работа №5 «Знакомство с внешним строением кожи. Первая помощь при поражениях кожи» |
30. | Опора тела и движение. | Работа с макетом «Скелет человека», с таблицей «Мышцы тела»; обсуждение правильной осанки и её значении в сохранении здоровья; упражнения, укрепляющие осанку | С.140-142, пересказ; подобрать комплекс упражнений | |
31. | Наше питание. | Работа с таблицей «Пищеварительная система»; роль органов в процессе усвоения пищи; значение белков, жиров и углеводов в функционировании организма; работа с этикетками от продуктов с целью изучения состава продуктов | Р.Т., с.63 №4,5 | Практическая работа №6 «Изучение содержания в продуктах питательных веществ (по информации на упаковке)» |
32. | Дыхание и кровообращение. | Работа с таблицами, опорными схемами; подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физ.нагрузки, выводы; обсуждение вреда курения, рассматривание рентгенограммы здоровых лёгких и больных | Р.Т., с.64 №3 | Практическая работа №7 «Подсчёт ударов пульса» |
33. | Предупреждение болезней. Закаливание. | Обсуждение проблемы урока; работа над составлением рассказа по теме урока; изготовление знаков- «закаляек» | С.153, в.1-4 | |
34. | Здоровый образ жизни. Обобщение и систематизация знаний. | Обсуждение условий здорового образа жизни; игра «Зажги светофор здоровья»; (групповая работа) | Мини-сочинение на тему: «Буду я здоровым!» | Тест №4 |
Наша безопасность (8 часов) | ||||
35. | Огонь, вода и газ. | Обсуждение опасностей и их причин; работа по таблицам; приём театрализации с игрушечными телефонами; работа со схемой эвакуации из класса (школы); составление знаков безопасности | Р.Т., с.4, схема эвакуации | |
36. | Правила безопасного поведения на дорогах. | Работа с учебником; дополнение сведений из др. источников; обучение рецензированию ответов товарищей; работа с мини-тестами | С. 12, в.1-3, Р.Т., с.8 №5 | |
37. | Дорожные знаки. | Классификация знаков; формирование умения читать знаки; обнаружение знаков различных категорий в окрестностях школы | Р.Т., с.10-11, №2,4 | Экскурсия №3 «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» |
38. | Опасные места. | Знакомство с преподавателем ОБЖ (урок двух педагогов); групповая работа, обмен мнениями; создание знаков безопасности | 1).С.18-21, пересказ; 2).С.22, з.3, схема | |
39. | Опасности окружающего мира. | Организация групповой работы; работа с текстом учебника, справочной литературой, энциклопедией; обобщение и выводы по теме урока, тестовая работа | Р.Т., с.14 №2 | Тест №5 |
40. | Опасности окружающего мира. | Экскурсия в музей, выступление работников противопожарной части | По усмотрению учителя | Экскурсия №4 «Противопожарная безопасность» |
41. | Экологическая безопасность. | Работа над понятиями «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»; составление схемы-аппликации; назначение и устройство бытового фильтра, очистка воды | Р.Т., с.19-20 | Практическая работа №8 «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды» |
42. | Экологическая безопасность (интегрированный урок). Обобщение изученного материала. | Интегрированный урок с математикой; обучение применению знаний в новой ситуации; обсуждение экологических рассказов; решение экологических задач; творческие задания | 1).Р.Т., с.15 №5; 2).подготовить рассказ на тему: «Экологический прогноз» | |
Чему учит экономика (12 часов) | ||||
43. | Для чего нужна экономика. | Знакомство с понятием «экономика»; составление таблицы потребностей человека; заочное путешествие в гипермаркет; знакомство с представителями разных профессий | 1). С.39, з.2; 2).Р.Т., с.23 | |
44. | Три кита экономики. | Работа над понятиями «капитал», «труд», их взаимосвязи с природными богатствами; постановка проблемных задач и пути их решения; Составление иллюстраций по теме | Р.Т., с.25 №3,4 | |
45. | Полезные ископаемые. | Знакомство с видами полезных ископаемых; характеристика основных свойств на основе рассматривания, работа с таблицей; способы добычи (презентация) | Р.Т., с.27 №4, с.29 №7 | Практическая работа №9 «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых» |
46. | Растениеводство. | Обсуждение значения растениеводства в жизни человека и государства; работа с гербариями; развитие монологической речи (составление устного описания) | С.53,56-57, пересказ | Практическая работа №10 «Знакомство с культурными растениями. Составление устного описания рассмотренных растений» |
47. | Животноводство. | Знакомство с отраслями животноводства; работа на ферме; развитие в нашей области | Р.Т., с.33 | Тест №6 |
48. | Промышленность. Виды промышленности. | Работа над классификацией видов промышленности; работа с опорными схемами; промышленность нашей области | 1).С.67, з.2, 3; 2).Р.Т., с.36 | |
49. | Что такое деньги? Пр.р. Знакомство с современными российскими монетами. | Беседа об истории возникновения денег; знакомство с понятиями «бартер», «купля-продажа», «цена»; ознакомление с денежными единицами разных стран; рассматривание монет, определение лицевой и оборотной сторон | Р.Т., с.38 №2 | |
50. | Государственный бюджет. | Элементарное знакомство с функционировании-м гос.бюджета; игра «Сказочная страна» (составление бюджета) | 1).С.76, в.1-5 2).Р.Т., с.40 №3, придумать задачу | |
51. | Семейный бюджет. | Практическая работа по составлению семейного бюджета; работа с пословицами | Р.Т.,с.42 №3,4 | |
52. | Экономика и экология. Урок-сказка. | Материал изучается при помощи феи Экологии и гнома Эконома; решении проблемных задач; постановка опытов; поиск доказательств; завершение работы над проектом «Спасём царство Природы» | Р.Т., с.44 №4, Доработать проекты | |
53. | Обобщение и систематизация знаний. Защита проектов «Спасём царство Природы». | Защита творческих проектов; организация дискуссии, обучение умению выдвигать доказательства и участвовать в споре с оппонентом | Повторить словарь | |
54. | Обобщение и систематизация знаний. | Организация групповой работы (промышленники и экологи); проверка знаний по изученной теме | По усмотрению учителя | Тест №7 |
Путешествие по городам и странам (14 часов) | ||||
55. | Золотое кольцо России. Урок - заочное путешествие. | Знакомство с понятием «Золотое кольцо России»; работа с физической картой; организация путешествия (актовый зал), гиды – подготовленные ребята | Р.Т., с.46 №2, с.49 №7 | |
56. | Золотое кольцо России. Закрепление изученного материала. | Закрепление и систематизация полученных знаний при помощи различных видов работы; лепка макета ворот из пластилина | Р.Т., с.48 №5, 6 | |
57. | Москва – столица России. | Знакомство с достопримечательностями Москвы, организация коллективной игры - путешествия | Дополнительная информация о Москве, её знаменитостях и др. | |
58. | Наши ближайшие соседи. | Знакомство с соседями нашей страны; работа с картой, соотнесение страны и её столицы; работа над понятиями «Европа» и «Азия» | Р.Т., с.52 №3; | |
59. | Наши ближайшие соседи. Физическая и политическая карты. | Закрепление знаний; знакомство с видами карт; работа по нахождению географических объектов на карте | Р.Т., с.54 №6, творческая работа | |
60. | На севере Европы. | Знакомство со Скандинавскими странами, их особенностями, достопримечательностями | Р.Т., с.58 №6, 7 | |
61. | Что такое Бенилюкс? | Знакомство с Бельгией, Нидерландами, Люксембургом | С.126, в.1-5 | |
62. | В центре Европы. | Знакомство с Германией, Австрией и Швейцарией (групповая работа); великие композиторы и художники европейских стран | Р.Т., с.65 №5, 6 | |
63. | Путешествие по Франции и Великобритании. Интегрированный урок. | Урок окр.мира и иностранного языка; великие композиторы и художники европейских стран | 1).Р.Т., с.70-71; 2). Доп. сведения о людях искусства | |
64. | На юге Европы. | Знакомство с Грецией и Италией, их архитектурным своеобразием | Р.Т., с.75-76 №3,5,6 | |
65. | По знаменитым местам мира. | Ознакомление с мировыми достопримечательностями | 1).Р.Т., с.80 №3; 2).Р.Т., с.80 №4 | |
66. | Европа. Обобщение изученного материала. | Обобщение и систематизация материала при помощи организации различных видов работы; итоговая проверочная работа | Доп. сведения о Владимирской области (по группам) | |
67. | Путешествие по Владимиру. Экскурсия. | Доп. сведения о Владимирской области (по группам), рисунки, фотографии | ||
68. | Милый сердцу край. Закрепление изученного материала. | Организация групповой работы: природа, промышленность, сельское хозяйство, экономика, достопримечательности; создание альбома «Милый сердцу край» |
Материально- техническое обеспечение
Дидактические материалы:
1. Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса « Мир вокруг нас», А. А. Плешаков, Москва, «Просвещение», 2011 г.;
2. Рабочая тетрадь «Проверим себя», 3 класс, А. А. Плешаков, Москва, «Просвещение», 2011 г.; Муковникова О. Г. Природоведение. 3 класс.
3. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
6. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
Методическая литература
1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,ч. 1, Москва «Просвещение», 2008 г.
2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, Фефилова Е. П., Москва, «ВАКО», 2003 г.
3. Дмитриева О. И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. М.:ВАКО, 2010, 400 с. (В помощь школьному учителю)
4. Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 368 с.
5. «Игры на уроках окружающего мира в 3 классе», А. А. Плешаков, Москва, «Просвещение», 2001 г.;
6. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Наглядные пособия
1. Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта. Исторические карты с маршрутами первопроходцев.
2. Глобус.
3. Иллюстрации растений, животных, предметов древнего мира; репродукции картин В. Васнецова, портреты князей, первопроходцев.
4. Таблицы: «Природные сообщества», «Растения и животный мир степи, поля, леса».
Для практических работ: термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, алгоритмы выполнения практических работ, схемы.
Информационно-коммуникативные средства
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Словарь юного географа (CD).
Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Экран проекционный (возможно интерактивная доска).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А....
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру на основании АООП НОО ФГОС для глухих детей...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс школы для слабослышащих детей
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 «В» класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 27...
Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена для учащихся 2-го класса МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинкав соответствии с требованиями Федерального государственного образ...