Программа факультативного курса:"Энергия и окружающая среда", 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Карачун Надежда Юрьевна

Факультатив, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_energiya_novyy.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Новогромово

«СОГЛАСОВАНО»                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО                                                                                  Директор

МКОУ СОШ с.Новогромово                               МКОУ СОШ с.Новогромово

_________/____________/                       _________/М.Г.Липин/

                               Ф.И.О.

Протокол №1 от 30.08.2013 г.                            Приказ  от _________№ ____

Рабочая программа  педагога

Карачун Надежда Юрьевна

Ф.И.О. , категория

Факультативного курса для 5 класса

«Энергия и окружающая среда»

                                                     Предмет, класс

                                                                               Рассмотрено на заседании    

                                                                               педагогического совета

                                                                               протокол от ______№_____

с. Новогромово

2013-2014 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел………………………………………………………………3

1.1.Пояснительная записка…………………….……………………………....3

  1. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:………………………………………………………………8
  1. Содержательный раздел………………………………………………......10

2.1. Содержание…………………………………………………………….....10

2.2. Календарно- тематическое планирование………………………….…...14

2.3. Предложенная тематика проектов…………….………………………...17

2.4. Список литературы……………………………………………………….18


1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Энергетическая проблема стоит остро сегодня не только в нашей стране, но и во всем мире. Энергетика – одна из областей человеческой деятельности, которая оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду, способствует глобальному потеплению климата. Во многих случаях загрязнение окружающей среды не является неизбежным, так как оно связано с неэффективным использованием невозобновляемых источников энергии, с нежеланием перерабатывать отходы производства, с отсутствием навыков бережного отношения к энергоресурсам. Ограниченность энергетического потенциала Земли заставляет нас серьезно пересмотреть отношение к производству и потреблению энергии. Одним из путей решения данной проблемы является просвещение в области энергосбережения и формирование у учащихся практических навыков по рациональному использованию энергии. Этому необходимо учить с самого раннего возраста, воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание учащихся. Ведущая роль в достижении данной цели принадлежит общеобразовательным учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образования.

Бережное отношение к окружающей среде сегодня является одним из ключевых принципов экологического образования. Приоритетным становится не степень осведомленности учащихся в экологической проблематике, а уровень экологической культуры молодых людей, который включает в себя как осознание своей ответственности за дальнейшую судьбу планеты, так и поведение, действия, способствующие решению проблем окружающей среды, ее устойчивому развитию, сохранению жизни на Земле.


Актуальность программы

«Энергия и окружающая среда»

Актуальность факультативного курса «Энергия и окружающая среда» продиктована объективными требованиями времени и изменениями, происходящими сейчас во всем мире. Аграрная, а затем промышленная революции изменили направленность вектора развития человеческой цивилизации, что, привело к «экологической революции», – состоянию, когда мировое сообщество сталкивается со все более обостряющимися противоречиями между растущими потребностями в природных ресурсах и способностью биосферы к самовосстановлению. В конце прошлого века перед человечеством была поставлена цель – объединить усилия во имя собственного выживания, непрерывного развития и сохранения биосферы, осуществить переход к устойчивому развитию природы и общества. Одним из основных составляющих компонентов устойчивого развития цивилизации является решение энергетической проблемы.

В современном мире вследствие развития промышленного производства запасы традиционных источников энергии, таких как нефть, газ и уголь могут закончиться через несколько десятилетий. Учитывая постоянный рост цен на энергоносители, так или иначе, встает вопрос рационального использования традиционных энергоресурсов и одновременного использования возобновляемых источников энергии.

Программой факультативного курса «Энергия и окружающая среда» предусмотрено изучение вопросов, раскрывающих значение энергии для жизни и развития общества, способы ее получения, преобразования, передачи и использования; ознакомление учащихся с правовой базой энергосбережения, рассмотрение энергосберегающих технологий в народном хозяйстве и в быту, экологических аспектов энергетики, перспектив энергопотребления и энергосбережения, использования альтернативных источников энергии, причин и последствий изменения климата.

Цели, задачи, методическое обеспечение программы

Цель курса :воспитание личности, интересующейся проблемами окружающей среды, важнейшими тенденциями развития цивилизации, адекватно воспринимающей общественную значимость энергосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере.

Задачи:

  1. Предметные:

Обеспечить:

  • освоение важнейших терминов и понятийного аппарата, касающегося проблем энергопроизводства, энергопотребления, глобального изменения климата и последствий для биосферы;
  • формирование ключевых компетенций учащихся в области энергетики, энерго- и ресурсосбережения;
  • осознание системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии, принятие идеи энергосбережения, овладение знаниями умениями и навыками, необходимыми в области  энергосбережения и охраны окружающей среды;
  • знакомство с существующими способами получения тепловой и электрической энергии из возобновляемых и невозобновляемых источников энергии;
  • формирование практических умений и навыков по сохранению тепловой энергии в помещениях, рационального использования воды и электроэнергии, умения вести учет расхода энергоресурсов;
  • расширение познаний о глобальных проблемах современности.
  1. Метапредметные:
  • развивать интеллектуальные умения анализировать, прогнозировать, моделировать и находить оптимальные пути решения экологических, экономических и социальных проблем;
  • способствовать развитию умений самостоятельно приобретать необходимые знания, используя персональные компьютеры, Интернет-ресурсы, научно-популярную литературу, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять проблемы и находить пути их решения;
  • Личностные: 
  • совершенствовать коммуникативные умения и опыт сотрудничества в группе, коллективе, через совместную деятельность;
  • содействовать активному участию в мероприятиях по уменьшению количества парниковых газов, вызывющих изменение климата в домашнем хозяйстве, школе, на производстве;
  • способствовать формированию экологической культуры учащихся, как составной части общей культуры;
  • воспитывать активную гражданскую позицию в решении вопросов энергосбережения; ответственность за состояние окружающей среды, за будущее людей, которые должны иметь возможность использовать те же ресурсы, которыми мы пользуемся сейчас;
  • показать возможность и необходимость личного участия каждого в решении проблем, связанных с защитой окружающей среды.

Основные вопросы программы излагаются в следующей логической последовательности: получение энергии → воздействие энергопользования на окружающую среду→альтернативные источники энергии → экономное использование энергии в быту и на производстве → изменение климата.

Данная программа предлагается для учащихся 5 класса, рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю

Для эффективного усвоения программного материала на факультативных занятиях рекомендуется использовать различные виды учебно-познавательной деятельности: электронные средства обучения, учебники, тренажеры, специальные видеофильмы и аудиозаписи, в том числе подготовленные в рамках программы SPARE, экскурсии, знакомящие учащихся с организацией работы по охране окружающей среды и энергосбережению на лучших промышленных предприятиях (в организациях). Предлагается широкое использование активных форм обучения: тренинговых занятий, учебно-исследовательской, проектной, игровой, интерактивной деятельности.

В программе предусмотрены занятия по обработке материалов, полученных при проведении практических и лабораторных работ: составление таблиц, анализ и обобщение полученных результатов, оформление отчетов, обработка фото- и видеоматериалов. Предполагается проведение как групповых, так и индивидуальных занятий.  

Важной формой овладения материалом является самостоятельная работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, сочинений, сценариев деловых игр по тематике дисциплины, проектов по экономии и бережливости энергетических ресурсов, самостоятельная работа в библиотеках и овладение основами работы на персональном компьютере. К образовательной деятельности, по возможности, привлекаются родители учащихся, которые участвуют в проведении некоторых занятий, принимают экскурсии по месту своей работы, участвуют в организации домашнего энергоаудита.


1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:

В рамках программы "Энергия и окружающая среда" оценка знаний и умений может проводиться по итогам конференций, тематических недель, научно-исследовательских работ учащихся, по результатам защиты проектов, где учитывается содержание работ, использование методик, правильность интерпретации результатов и выводов, качество выполнения работы, оформление материалов к защите и т.д.

Учащийся должен:

иметь представление:

  • об энергии, ее формах, количественном постоянстве в природе, а также  той роли, которую она занимает в развитии человеческого общества;
  • о работе, мощности, коэффициенте полезного действия;
  • о процессе производства и передачи энергии на гидроэлектростанции;
  • о природных ресурсах, являющихся источником разных видов энергии;      
  • об истории потребления энергии человеком;
  • о производстве энергии и ее потреблении в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, коммунальном хозяйстве, школе. Домашнем хозяйстве;
  • об основных принципах энергосбережения
  • о климате;
  • об особенностях климата в России;
  • о парниковом эффекте;

уметь:

  • классифицировать источники энергии, анализировать возможности применения местных видов топлива, применять основные меры радиационной безопасности;
  • определять энергию, потребляемую электроприборами в доме или квартире;
  • применять практические рекомендации по сохранению тепловой энергии в помещениях, рационального использования воды и электроэнергии в школе и дома.

знать и понимать:

  • основные пути повышения эффективности использования тепловой и электрической энергии при применении энергосберегающих ламп, приборов учета и контроля расхода воды, тепла, электроэнергии;
  • связь между сбережением энергии и сохранением окружающей среды, объяснять необходимость использования малоотходных и безотходных технологий;
  • необходимость раздельного сбора бытовых отходов  с целью их переработки и вторичного использования;
  • места добычи полезных ископаемых в РФ, структурное потребления топливно-энергетических ресурсов в регионе, основные преимущества использования альтернативных (возобновляемых) источников энергии, знать последствия аварии на Чернобыльской АЭС
  • естественные и антропогенные факторы,  влияющие на изменение климата;
  • степень влияния важнейших энергетических объектов своей местности на изменение климата;

  1. Содержательный раздел
  1. Содержание

Тема 1. Введение (1 ч)

Содержание и задачи факультативных занятий. Понятия «экономить» и «беречь». Как получены окружающие нас вещи и предметы? Энергопотребление и экология. Основы устойчивого развития общества. Энергосбережение – первые шаги. Осознание необходимости беречь энергию.

Тема 2. Энергия(3 ч)

Понятие об энергии. Энергия и ее роль в нашей жизни. Различные формы энергии. Виды энергии, используемые человеком повседневно. Переход энергии из одной формы в другую. Первый энергетический закон: закон сохранения энергии. Работа и мощность. Процесс производства, преобразования и передачи энергии на гидроэлектростанции. Коэффициент полезного действия (КПД).

Практическая работа.

Домашний практикум «Считаем киловатты».

Тема 3. Источники энергии  (7 ч)

Энергетические ресурсы Земли. Экологическая классификация природных ресурсов. Понятие о возобновляемых и невозобновляемых источниках энергии, газ, нефть и уголь – традиционные, невозобновляемые источники энергии. Добыча и нефтепереработка в России. Отрицательное воздействие добычи, транспортировки и переработки нефти на окружающую среду.

Структура топливно-энергетического баланса России: торф, горючие сланцы. Экологические проблемы использования традиционных и местных источников энергии в России.

Возобновляемые, альтернативные источники энергии. Классификация возобновляемых источников энергии: солнечные, ветряные, водные, геотермальные и биомасса. Энергия Солнца. Развитие ветровой энергетики. Современные ветряные установки: их устройство, достоинства и недостатки. Опыты и перспективы использования ветровой энергетики в России. Экологические вопросы развития ветровой энергетики.

Развитие биоэнергетики. Источники биомассы. Биомасса леса. Древесина – важнейшее топливо для стран с ограниченными топливными ресурсами. Истощение лесов на Земле. Способы получения энергии из биомассы. Биогаз. Применение биогазовых установок на животноводческих комплексах. Биодизельное топливо. Преимущества и недостатки биоэнергетики. Перспективы развития биоэнергетики в Беларуси.        

Развитие гидроэнергетики. Гидроэлектроэнергия – возобновляемый источник энергии. Гидроэлектростанции. Развитие гидроэнергетики в России. Понятие о геотермальной энергетике. Развитие атомной (ядерной) энергетики. Экологические проблемы ядерной энергетики. Проблема утилизации отходов АЭС. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Перспективы строительства АЭС в России.

Практические работы.

Разработка и строительство ветровой турбины с вертикальным валом.

Тема 4. Энергопотребление (6 ч)

Краткая история потребления энергии человеком. От костра в пещерах каменного века до ракетного двигателя. Производство энергии и ее потребление в различных странах мира. Показатели, характеризующие энергопотребление. Использование энергоресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, коммунальном хозяйстве, школе. Использование энергоресурсов в  домашнем хозяйстве.

Практические работы.

 «Энергетический паспорт моего дома (квартиры)» (определение энергии, потребляемой электроприборами в доме или квартире). Домашний аудит «Использование воды в моей семье».

Тема 5. Энергосбережение (12 ч)

Энергетические услуги. Основные принципы энергосбережения. Классификация мероприятий по энергосбережению.         

Энергосбережение в школе и дома. Мероприятия по сохранению тепла в помещении. «Сохраним тепло нашего дома». Обогрев помещений.

Простые меры и меры для профессионалов по утеплению помещений. Примеры успешного сбережения тепла в помещениях.

Электрическая энергия и способы ее экономии. Освещение помещений. Энергосберегающие лампочки. Энергоемкость бытовой техники. Советы по энергосбережению на кухне. Энергетическая политика семьи.

Экономия воды в быту. Приемы экономии и рационального использования холодной воды. Мытье под душем. Рациональное потребление горячей воды. Простые меры и меры для профессионалов по снижению потребления горячей воды. Отходы производства и потребления. Проблемы, создаваемые отходами. Захоронение отходов на свалках и полигонах. Проблемы для окружающей среды, создаваемые свалками. Сжигание отходов. Положительные и отрицательные стороны данного процесса. Компостирование органических отходов. Раздельный сбор, вторичное использование и переработка ТБО – наиболее эффективный способ управления отходами. Малоотходные и безотходные технологии. Фракционный состав отходов. Способы утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Организация раздельного сбора бытовых отходов в школе и дома. Исследование фракционного состава ТБО. Проведение экологических акций по сокращению бытовых отходов.

Практические работы.        

Проект «Сохраним тепло нашего дома». Проект «Энергетическая политика семьи: экономим электроэнергию». Проведение энергоаудита в школе и дома. Проект «Экономия воды в быту». Проект «Дадим отходам второй шанс». Составление памяток по экономии воды, тепла, электроэнергии, управлению отходами.

Тема 6. Изменение климата (6 ч)

Климат, основные понятия. Погода и климат. Особенности климата России. Естественные и антропогенные факторы изменения климата. Последствия климатических изменений. Природные катаклизмы, происходящие в мире за последние годы: таяние вековых льдов, ураганы и тайфуны, кислотные дожди, озоновые дыры. Парниковый эффект и причины его возникновения. Парниковые газы, оказывающие наибольшее влияние на потепление климата. Причины роста концентрации углекислого газа в атмосфере. Отрицательные последствия глобального потепления климата.  Роль лесов и болот в формировании климата.  Международные соглашения по глобальному изменению климата.

Национальная климатическая программа. Основные меры по сокращению выбросов парниковых газов запланированные в РФ. Мой личный вклад в решение проблемы энергосбережения.

Практические работы.

Моделирование парникового эффекта. Исследование запыленности воздуха.


  1. Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Элементы содержания

Кол- во часов

Из них теор.

Из них практика

Дата

По плану/

По факту

Введение

1

Введение

Зачем беречь энергию? Запасы энергии. Маленькие реки сливаются в озеро

1

1

Часть 1. Энергия

2

Энергия, её формы, свойства и величины

Энергия. Мера. Мощность. Скорость. Ватт. Киловатт. Меговатт. Гигаватт. Тераватт

1

0.5

0.5

3

Первый энергетический закон: энергия сохраняется

Первый энергетический закон. Виды энергии: потенциальная, кинетическая, электрическая, тепловая, световая

1

0.5

0.5

4

Второй энергетический закон: качество энергии снижается

Второй энергетический закон. Классификация формы энергии по качеству: отличное качество, высокое качество, низкое качество

1

0.5

0.5

Часть 2. Источники энергии

5

Возобновляемые и невозобновляемые источники энергии

Возобновляемые (солнце, ветер, биомасса, вода) и невозобновляемые (уголь, нефть, газ, ядерная энергия) источники энергии

1

0.5

0.5

6

Солнце

Прямое и рассеянное излучение. Опреснение воды. Нагревание воды и отопление домов. Солнечный коллектор. Отопление солнечным излучением. Солнечные системы для получения электричества

1

0.5

0.5

7

Биоэнергия

Что такое  биоэнергия.  Сжигание. Пиролиз. Ферментация навоза. Преимущество биоэнергии. Недостатки биоэнергии

1

1

8

Ветер

Преимущества ветряных электростанций. Недостаток ветряных электростанций : действительный, мнимый

1

0.5

0.5

9

Гидроэнергия

Водохранилище. Платина.

1

1

10

Уголь

Воздействие ТЭК на окружающую среду

1

0.5

0.5

11

Нефть

Добыча, транспортировка нефти. Польза и вред

1

0.5

0.5

12

Природный газ

Почему природный газ считается самым  экологически чистым из невозобновляемых источников энергии

1

0.5

0.5

13

Атомная энергия

Преимущества и недостатки АЭС

1

0.5

0.5

Часть 3. Потребление энергии

14

История потребления энергии

Человеку нужно все больше и больше энергии. Использование местных источников энергии. От невозобновляемой к возобновляемой энергии. Контроль над энергией дает власть

1

1

15

Потребление энергии в мире

Структура производства энергии в России

1

1

16

Негативные последствия энергопотребления

Автомобильные выхлопы. ЧС на атомных станциях

1

0.5

0.5

17

Парниковый эффект

Парниковые газы. Фреоны. Разрушение озонового слоя

1

0.5

0.5

18

Энергетические кризисы

Топливный кризис

1

0.5

0.5

19

Перспективы на будущее

Почему для человечества так важен переход от невозобновляемых источников энергии к возобновляемым

1

1

Часть 4. Изменение климата

20

Климат

Погода и климат. Естественное изменение климата. Влияние человека на климат

1

1

21

Главные антропогенные источники парниковых газов

Производство тепла и электричества. Промышленность. Транспорт. Сельское хозяйство. Уничтожение лесов

1

1

22

Последствия изменений климата

Воздействие на природу. Нехватка воды в продовольствии. Болезни и миграции. Повышение уровня моря. Тревожные сигналы глобального потепления

1

0.5

0.5

23

Как предотвратить изменение климата?

Научные данные. Международные соглашения

1

1

Часть 5. Энергосбережение

24

Энергосбережение- самый дешевый и экологически чистый «источник» энергии

Эффективно использовать энергию. Формы энергии. Энергетические услуги

1

1

25

Энергосбережение в школе и дома

Способы энергосбережения

1

1

26

Обогрев помещений

Способы, методы и ресурсы обогрева помещений

1

0.5

0.5

27

Использование горячей воды

Экономим воду. Много ли чистой воды на планете

1

0.5

0.5

28

Освещение

Способы, методы и ресурсы для освещения помещений

1

0.5

0.5

29

Транспорт

Виды транспорта. Виды энергии для различных типов транспорта

1

0.5

0.5

30

Потребление и вторичная переработка

Упаковка, отходы и энергия

1

0.5

0.5

Заключение (4 ч)

31-34

Защита проектов

Проекты энергетической направленности

4

4


2.3. Предложенная тематика проектов:

  1. Наблюдения и измерения расходования энергии в школе и дома.
  2. Составление энергетического паспорта школы.
  3. Выращивание растений на биотопливе в школе, дома (“Огород на подоконнике”).
  4. Экологический подход к организации собственной жизни: “Энергия и питание” – оценка энергозатрат и составление оптимального питания по энергетической ценности; “Упаковка и энергия” – исследование энергозатрат на производство упаковки, использование многоразовой упаковки; “Капала вода из крана” – измерение расхода воды.
  5. Исследовательские работы по результатам экскурсий на энергетические объекты.
  6. Выявление и исследование причин потери энергии в микрорайоне (например, утечки горячей воды), в школе, дома.
  7. Оценка окупаемости приборов контроля расхода воды, газа, тепла.
  8. Анализ использования природных ресурсов края через призму времени: в прошлом, в наши дни, прогноз на будущее.
  9. Анализ влияния энергетических объектов на окружающую среду (реферат или исследование на примере влияния энергетических объектов в вашей местности на воду, воздух, почву, живых существ).
  10. Создание карты “горячих точек”, примеров потерь энергии. Это могут быть утечки из теплотрассы, дымящие котельные, дома со сломанными входными дверями и т.д.

Список литературы:

Литература для учителя:

  1. Мой мир. Пособие для учителя / Пер. с англ.- Иркутск: «Байкальская Экологическая Волна», 2002.- 130 с.
  2. Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы.- СПб., 2012.- 64стр., ил.
  3. Изменение климата. Учебно- методические материалы для школьников и студентов субарктических регионов России / И.Г. Грицевич, А.О. Кокорин, И. И. Подгорный, WWF России, 2007.- 56 с.
  4. Энергосбережение для владельцев частных домов
  5. Энергосбережение для собственников квартир
  6. Энергосбережение для студентов и школьников

Литература для учащихся:

  1. Энергосбережение для владельцев частных домов
  2. Энергосбережение для собственников квартир
  3. Энергосбережение для студентов и школьников

2. Используемые ресурсы. 

  1. http://nuclphys.sinp.msu.ru/radiation/soderganie.htm
  2. http://www.bellona.no/ru/international/russia/nuke_industry/siberia/seversk/29165.html
  3. http://www.machaon.ru/atomsec/cap1.html#1.2.1
  4. http://bluesbag6.narod.ru/
  5. http://bluesbag6.narod.ru/index10.html
  6. http://bluesbag7.narod.ru
  7. http://bestworks.irkutsk.fio.ru
  8. http://www.wdcb.ru/mining/book/content.html
  9. http://www.nvnpp.vrn.ru/ru_win/about/advantages.html
  10. Видеофильм “урановый город”, 2004 г.
  11. Видеофильм “Чернобыль”, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Программа факультативного курса "Основы компьютерной грамотности", 7 класс

Формирование начального навыка работы  на компьютере с текстом и графикой....

Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»

Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»...

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...