Программа факультативного курса:"Энергия и окружающая среда", 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Новогромово
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Директор
МКОУ СОШ с.Новогромово МКОУ СОШ с.Новогромово
_________/____________/ _________/М.Г.Липин/
Ф.И.О.
Протокол №1 от 30.08.2013 г. Приказ от _________№ ____
Рабочая программа педагога
Карачун Надежда Юрьевна
Ф.И.О. , категория
Факультативного курса для 5 класса
«Энергия и окружающая среда»
Предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от ______№_____
с. Новогромово
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел………………………………………………………………3
1.1.Пояснительная записка…………………….……………………………....3
- Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:………………………………………………………………8
- Содержательный раздел………………………………………………......10
2.1. Содержание…………………………………………………………….....10
2.2. Календарно- тематическое планирование………………………….…...14
2.3. Предложенная тематика проектов…………….………………………...17
2.4. Список литературы……………………………………………………….18
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Энергетическая проблема стоит остро сегодня не только в нашей стране, но и во всем мире. Энергетика – одна из областей человеческой деятельности, которая оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду, способствует глобальному потеплению климата. Во многих случаях загрязнение окружающей среды не является неизбежным, так как оно связано с неэффективным использованием невозобновляемых источников энергии, с нежеланием перерабатывать отходы производства, с отсутствием навыков бережного отношения к энергоресурсам. Ограниченность энергетического потенциала Земли заставляет нас серьезно пересмотреть отношение к производству и потреблению энергии. Одним из путей решения данной проблемы является просвещение в области энергосбережения и формирование у учащихся практических навыков по рациональному использованию энергии. Этому необходимо учить с самого раннего возраста, воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание учащихся. Ведущая роль в достижении данной цели принадлежит общеобразовательным учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образования.
Бережное отношение к окружающей среде сегодня является одним из ключевых принципов экологического образования. Приоритетным становится не степень осведомленности учащихся в экологической проблематике, а уровень экологической культуры молодых людей, который включает в себя как осознание своей ответственности за дальнейшую судьбу планеты, так и поведение, действия, способствующие решению проблем окружающей среды, ее устойчивому развитию, сохранению жизни на Земле.
Актуальность программы
«Энергия и окружающая среда»
Актуальность факультативного курса «Энергия и окружающая среда» продиктована объективными требованиями времени и изменениями, происходящими сейчас во всем мире. Аграрная, а затем промышленная революции изменили направленность вектора развития человеческой цивилизации, что, привело к «экологической революции», – состоянию, когда мировое сообщество сталкивается со все более обостряющимися противоречиями между растущими потребностями в природных ресурсах и способностью биосферы к самовосстановлению. В конце прошлого века перед человечеством была поставлена цель – объединить усилия во имя собственного выживания, непрерывного развития и сохранения биосферы, осуществить переход к устойчивому развитию природы и общества. Одним из основных составляющих компонентов устойчивого развития цивилизации является решение энергетической проблемы.
В современном мире вследствие развития промышленного производства запасы традиционных источников энергии, таких как нефть, газ и уголь могут закончиться через несколько десятилетий. Учитывая постоянный рост цен на энергоносители, так или иначе, встает вопрос рационального использования традиционных энергоресурсов и одновременного использования возобновляемых источников энергии.
Программой факультативного курса «Энергия и окружающая среда» предусмотрено изучение вопросов, раскрывающих значение энергии для жизни и развития общества, способы ее получения, преобразования, передачи и использования; ознакомление учащихся с правовой базой энергосбережения, рассмотрение энергосберегающих технологий в народном хозяйстве и в быту, экологических аспектов энергетики, перспектив энергопотребления и энергосбережения, использования альтернативных источников энергии, причин и последствий изменения климата.
Цели, задачи, методическое обеспечение программы
Цель курса :воспитание личности, интересующейся проблемами окружающей среды, важнейшими тенденциями развития цивилизации, адекватно воспринимающей общественную значимость энергосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере.
Задачи:
- Предметные:
Обеспечить:
- освоение важнейших терминов и понятийного аппарата, касающегося проблем энергопроизводства, энергопотребления, глобального изменения климата и последствий для биосферы;
- формирование ключевых компетенций учащихся в области энергетики, энерго- и ресурсосбережения;
- осознание системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии, принятие идеи энергосбережения, овладение знаниями умениями и навыками, необходимыми в области энергосбережения и охраны окружающей среды;
- знакомство с существующими способами получения тепловой и электрической энергии из возобновляемых и невозобновляемых источников энергии;
- формирование практических умений и навыков по сохранению тепловой энергии в помещениях, рационального использования воды и электроэнергии, умения вести учет расхода энергоресурсов;
- расширение познаний о глобальных проблемах современности.
- Метапредметные:
- развивать интеллектуальные умения анализировать, прогнозировать, моделировать и находить оптимальные пути решения экологических, экономических и социальных проблем;
- способствовать развитию умений самостоятельно приобретать необходимые знания, используя персональные компьютеры, Интернет-ресурсы, научно-популярную литературу, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять проблемы и находить пути их решения;
- Личностные:
- совершенствовать коммуникативные умения и опыт сотрудничества в группе, коллективе, через совместную деятельность;
- содействовать активному участию в мероприятиях по уменьшению количества парниковых газов, вызывющих изменение климата в домашнем хозяйстве, школе, на производстве;
- способствовать формированию экологической культуры учащихся, как составной части общей культуры;
- воспитывать активную гражданскую позицию в решении вопросов энергосбережения; ответственность за состояние окружающей среды, за будущее людей, которые должны иметь возможность использовать те же ресурсы, которыми мы пользуемся сейчас;
- показать возможность и необходимость личного участия каждого в решении проблем, связанных с защитой окружающей среды.
Основные вопросы программы излагаются в следующей логической последовательности: получение энергии → воздействие энергопользования на окружающую среду→альтернативные источники энергии → экономное использование энергии в быту и на производстве → изменение климата.
Данная программа предлагается для учащихся 5 класса, рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю
Для эффективного усвоения программного материала на факультативных занятиях рекомендуется использовать различные виды учебно-познавательной деятельности: электронные средства обучения, учебники, тренажеры, специальные видеофильмы и аудиозаписи, в том числе подготовленные в рамках программы SPARE, экскурсии, знакомящие учащихся с организацией работы по охране окружающей среды и энергосбережению на лучших промышленных предприятиях (в организациях). Предлагается широкое использование активных форм обучения: тренинговых занятий, учебно-исследовательской, проектной, игровой, интерактивной деятельности.
В программе предусмотрены занятия по обработке материалов, полученных при проведении практических и лабораторных работ: составление таблиц, анализ и обобщение полученных результатов, оформление отчетов, обработка фото- и видеоматериалов. Предполагается проведение как групповых, так и индивидуальных занятий.
Важной формой овладения материалом является самостоятельная работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, сочинений, сценариев деловых игр по тематике дисциплины, проектов по экономии и бережливости энергетических ресурсов, самостоятельная работа в библиотеках и овладение основами работы на персональном компьютере. К образовательной деятельности, по возможности, привлекаются родители учащихся, которые участвуют в проведении некоторых занятий, принимают экскурсии по месту своей работы, участвуют в организации домашнего энергоаудита.
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:
В рамках программы "Энергия и окружающая среда" оценка знаний и умений может проводиться по итогам конференций, тематических недель, научно-исследовательских работ учащихся, по результатам защиты проектов, где учитывается содержание работ, использование методик, правильность интерпретации результатов и выводов, качество выполнения работы, оформление материалов к защите и т.д.
Учащийся должен:
иметь представление:
- об энергии, ее формах, количественном постоянстве в природе, а также той роли, которую она занимает в развитии человеческого общества;
- о работе, мощности, коэффициенте полезного действия;
- о процессе производства и передачи энергии на гидроэлектростанции;
- о природных ресурсах, являющихся источником разных видов энергии;
- об истории потребления энергии человеком;
- о производстве энергии и ее потреблении в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, коммунальном хозяйстве, школе. Домашнем хозяйстве;
- об основных принципах энергосбережения
- о климате;
- об особенностях климата в России;
- о парниковом эффекте;
уметь:
- классифицировать источники энергии, анализировать возможности применения местных видов топлива, применять основные меры радиационной безопасности;
- определять энергию, потребляемую электроприборами в доме или квартире;
- применять практические рекомендации по сохранению тепловой энергии в помещениях, рационального использования воды и электроэнергии в школе и дома.
знать и понимать:
- основные пути повышения эффективности использования тепловой и электрической энергии при применении энергосберегающих ламп, приборов учета и контроля расхода воды, тепла, электроэнергии;
- связь между сбережением энергии и сохранением окружающей среды, объяснять необходимость использования малоотходных и безотходных технологий;
- необходимость раздельного сбора бытовых отходов с целью их переработки и вторичного использования;
- места добычи полезных ископаемых в РФ, структурное потребления топливно-энергетических ресурсов в регионе, основные преимущества использования альтернативных (возобновляемых) источников энергии, знать последствия аварии на Чернобыльской АЭС
- естественные и антропогенные факторы, влияющие на изменение климата;
- степень влияния важнейших энергетических объектов своей местности на изменение климата;
- Содержательный раздел
- Содержание
Тема 1. Введение (1 ч)
Содержание и задачи факультативных занятий. Понятия «экономить» и «беречь». Как получены окружающие нас вещи и предметы? Энергопотребление и экология. Основы устойчивого развития общества. Энергосбережение – первые шаги. Осознание необходимости беречь энергию.
Тема 2. Энергия(3 ч)
Понятие об энергии. Энергия и ее роль в нашей жизни. Различные формы энергии. Виды энергии, используемые человеком повседневно. Переход энергии из одной формы в другую. Первый энергетический закон: закон сохранения энергии. Работа и мощность. Процесс производства, преобразования и передачи энергии на гидроэлектростанции. Коэффициент полезного действия (КПД).
Практическая работа.
Домашний практикум «Считаем киловатты».
Тема 3. Источники энергии (7 ч)
Энергетические ресурсы Земли. Экологическая классификация природных ресурсов. Понятие о возобновляемых и невозобновляемых источниках энергии, газ, нефть и уголь – традиционные, невозобновляемые источники энергии. Добыча и нефтепереработка в России. Отрицательное воздействие добычи, транспортировки и переработки нефти на окружающую среду.
Структура топливно-энергетического баланса России: торф, горючие сланцы. Экологические проблемы использования традиционных и местных источников энергии в России.
Возобновляемые, альтернативные источники энергии. Классификация возобновляемых источников энергии: солнечные, ветряные, водные, геотермальные и биомасса. Энергия Солнца. Развитие ветровой энергетики. Современные ветряные установки: их устройство, достоинства и недостатки. Опыты и перспективы использования ветровой энергетики в России. Экологические вопросы развития ветровой энергетики.
Развитие биоэнергетики. Источники биомассы. Биомасса леса. Древесина – важнейшее топливо для стран с ограниченными топливными ресурсами. Истощение лесов на Земле. Способы получения энергии из биомассы. Биогаз. Применение биогазовых установок на животноводческих комплексах. Биодизельное топливо. Преимущества и недостатки биоэнергетики. Перспективы развития биоэнергетики в Беларуси.
Развитие гидроэнергетики. Гидроэлектроэнергия – возобновляемый источник энергии. Гидроэлектростанции. Развитие гидроэнергетики в России. Понятие о геотермальной энергетике. Развитие атомной (ядерной) энергетики. Экологические проблемы ядерной энергетики. Проблема утилизации отходов АЭС. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Перспективы строительства АЭС в России.
Практические работы.
Разработка и строительство ветровой турбины с вертикальным валом.
Тема 4. Энергопотребление (6 ч)
Краткая история потребления энергии человеком. От костра в пещерах каменного века до ракетного двигателя. Производство энергии и ее потребление в различных странах мира. Показатели, характеризующие энергопотребление. Использование энергоресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, коммунальном хозяйстве, школе. Использование энергоресурсов в домашнем хозяйстве.
Практические работы.
«Энергетический паспорт моего дома (квартиры)» (определение энергии, потребляемой электроприборами в доме или квартире). Домашний аудит «Использование воды в моей семье».
Тема 5. Энергосбережение (12 ч)
Энергетические услуги. Основные принципы энергосбережения. Классификация мероприятий по энергосбережению.
Энергосбережение в школе и дома. Мероприятия по сохранению тепла в помещении. «Сохраним тепло нашего дома». Обогрев помещений.
Простые меры и меры для профессионалов по утеплению помещений. Примеры успешного сбережения тепла в помещениях.
Электрическая энергия и способы ее экономии. Освещение помещений. Энергосберегающие лампочки. Энергоемкость бытовой техники. Советы по энергосбережению на кухне. Энергетическая политика семьи.
Экономия воды в быту. Приемы экономии и рационального использования холодной воды. Мытье под душем. Рациональное потребление горячей воды. Простые меры и меры для профессионалов по снижению потребления горячей воды. Отходы производства и потребления. Проблемы, создаваемые отходами. Захоронение отходов на свалках и полигонах. Проблемы для окружающей среды, создаваемые свалками. Сжигание отходов. Положительные и отрицательные стороны данного процесса. Компостирование органических отходов. Раздельный сбор, вторичное использование и переработка ТБО – наиболее эффективный способ управления отходами. Малоотходные и безотходные технологии. Фракционный состав отходов. Способы утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Организация раздельного сбора бытовых отходов в школе и дома. Исследование фракционного состава ТБО. Проведение экологических акций по сокращению бытовых отходов.
Практические работы.
Проект «Сохраним тепло нашего дома». Проект «Энергетическая политика семьи: экономим электроэнергию». Проведение энергоаудита в школе и дома. Проект «Экономия воды в быту». Проект «Дадим отходам второй шанс». Составление памяток по экономии воды, тепла, электроэнергии, управлению отходами.
Тема 6. Изменение климата (6 ч)
Климат, основные понятия. Погода и климат. Особенности климата России. Естественные и антропогенные факторы изменения климата. Последствия климатических изменений. Природные катаклизмы, происходящие в мире за последние годы: таяние вековых льдов, ураганы и тайфуны, кислотные дожди, озоновые дыры. Парниковый эффект и причины его возникновения. Парниковые газы, оказывающие наибольшее влияние на потепление климата. Причины роста концентрации углекислого газа в атмосфере. Отрицательные последствия глобального потепления климата. Роль лесов и болот в формировании климата. Международные соглашения по глобальному изменению климата.
Национальная климатическая программа. Основные меры по сокращению выбросов парниковых газов запланированные в РФ. Мой личный вклад в решение проблемы энергосбережения.
Практические работы.
Моделирование парникового эффекта. Исследование запыленности воздуха.
- Календарно- тематическое планирование
№ | Тема занятия | Элементы содержания | Кол- во часов | Из них теор. | Из них практика | Дата По плану/ По факту |
Введение | ||||||
1 | Введение | Зачем беречь энергию? Запасы энергии. Маленькие реки сливаются в озеро | 1 | 1 | ||
Часть 1. Энергия | ||||||
2 | Энергия, её формы, свойства и величины | Энергия. Мера. Мощность. Скорость. Ватт. Киловатт. Меговатт. Гигаватт. Тераватт | 1 | 0.5 | 0.5 | |
3 | Первый энергетический закон: энергия сохраняется | Первый энергетический закон. Виды энергии: потенциальная, кинетическая, электрическая, тепловая, световая | 1 | 0.5 | 0.5 | |
4 | Второй энергетический закон: качество энергии снижается | Второй энергетический закон. Классификация формы энергии по качеству: отличное качество, высокое качество, низкое качество | 1 | 0.5 | 0.5 | |
Часть 2. Источники энергии | ||||||
5 | Возобновляемые и невозобновляемые источники энергии | Возобновляемые (солнце, ветер, биомасса, вода) и невозобновляемые (уголь, нефть, газ, ядерная энергия) источники энергии | 1 | 0.5 | 0.5 | |
6 | Солнце | Прямое и рассеянное излучение. Опреснение воды. Нагревание воды и отопление домов. Солнечный коллектор. Отопление солнечным излучением. Солнечные системы для получения электричества | 1 | 0.5 | 0.5 | |
7 | Биоэнергия | Что такое биоэнергия. Сжигание. Пиролиз. Ферментация навоза. Преимущество биоэнергии. Недостатки биоэнергии | 1 | 1 | ||
8 | Ветер | Преимущества ветряных электростанций. Недостаток ветряных электростанций : действительный, мнимый | 1 | 0.5 | 0.5 | |
9 | Гидроэнергия | Водохранилище. Платина. | 1 | 1 | ||
10 | Уголь | Воздействие ТЭК на окружающую среду | 1 | 0.5 | 0.5 | |
11 | Нефть | Добыча, транспортировка нефти. Польза и вред | 1 | 0.5 | 0.5 | |
12 | Природный газ | Почему природный газ считается самым экологически чистым из невозобновляемых источников энергии | 1 | 0.5 | 0.5 | |
13 | Атомная энергия | Преимущества и недостатки АЭС | 1 | 0.5 | 0.5 | |
Часть 3. Потребление энергии | ||||||
14 | История потребления энергии | Человеку нужно все больше и больше энергии. Использование местных источников энергии. От невозобновляемой к возобновляемой энергии. Контроль над энергией дает власть | 1 | 1 | ||
15 | Потребление энергии в мире | Структура производства энергии в России | 1 | 1 | ||
16 | Негативные последствия энергопотребления | Автомобильные выхлопы. ЧС на атомных станциях | 1 | 0.5 | 0.5 | |
17 | Парниковый эффект | Парниковые газы. Фреоны. Разрушение озонового слоя | 1 | 0.5 | 0.5 | |
18 | Энергетические кризисы | Топливный кризис | 1 | 0.5 | 0.5 | |
19 | Перспективы на будущее | Почему для человечества так важен переход от невозобновляемых источников энергии к возобновляемым | 1 | 1 | ||
Часть 4. Изменение климата | ||||||
20 | Климат | Погода и климат. Естественное изменение климата. Влияние человека на климат | 1 | 1 | ||
21 | Главные антропогенные источники парниковых газов | Производство тепла и электричества. Промышленность. Транспорт. Сельское хозяйство. Уничтожение лесов | 1 | 1 | ||
22 | Последствия изменений климата | Воздействие на природу. Нехватка воды в продовольствии. Болезни и миграции. Повышение уровня моря. Тревожные сигналы глобального потепления | 1 | 0.5 | 0.5 | |
23 | Как предотвратить изменение климата? | Научные данные. Международные соглашения | 1 | 1 | ||
Часть 5. Энергосбережение | ||||||
24 | Энергосбережение- самый дешевый и экологически чистый «источник» энергии | Эффективно использовать энергию. Формы энергии. Энергетические услуги | 1 | 1 | ||
25 | Энергосбережение в школе и дома | Способы энергосбережения | 1 | 1 | ||
26 | Обогрев помещений | Способы, методы и ресурсы обогрева помещений | 1 | 0.5 | 0.5 | |
27 | Использование горячей воды | Экономим воду. Много ли чистой воды на планете | 1 | 0.5 | 0.5 | |
28 | Освещение | Способы, методы и ресурсы для освещения помещений | 1 | 0.5 | 0.5 | |
29 | Транспорт | Виды транспорта. Виды энергии для различных типов транспорта | 1 | 0.5 | 0.5 | |
30 | Потребление и вторичная переработка | Упаковка, отходы и энергия | 1 | 0.5 | 0.5 | |
Заключение (4 ч) | ||||||
31-34 | Защита проектов | Проекты энергетической направленности | 4 | 4 |
2.3. Предложенная тематика проектов:
- Наблюдения и измерения расходования энергии в школе и дома.
- Составление энергетического паспорта школы.
- Выращивание растений на биотопливе в школе, дома (“Огород на подоконнике”).
- Экологический подход к организации собственной жизни: “Энергия и питание” – оценка энергозатрат и составление оптимального питания по энергетической ценности; “Упаковка и энергия” – исследование энергозатрат на производство упаковки, использование многоразовой упаковки; “Капала вода из крана” – измерение расхода воды.
- Исследовательские работы по результатам экскурсий на энергетические объекты.
- Выявление и исследование причин потери энергии в микрорайоне (например, утечки горячей воды), в школе, дома.
- Оценка окупаемости приборов контроля расхода воды, газа, тепла.
- Анализ использования природных ресурсов края через призму времени: в прошлом, в наши дни, прогноз на будущее.
- Анализ влияния энергетических объектов на окружающую среду (реферат или исследование на примере влияния энергетических объектов в вашей местности на воду, воздух, почву, живых существ).
- Создание карты “горячих точек”, примеров потерь энергии. Это могут быть утечки из теплотрассы, дымящие котельные, дома со сломанными входными дверями и т.д.
Список литературы:
Литература для учителя:
- Мой мир. Пособие для учителя / Пер. с англ.- Иркутск: «Байкальская Экологическая Волна», 2002.- 130 с.
- Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы.- СПб., 2012.- 64стр., ил.
- Изменение климата. Учебно- методические материалы для школьников и студентов субарктических регионов России / И.Г. Грицевич, А.О. Кокорин, И. И. Подгорный, WWF России, 2007.- 56 с.
- Энергосбережение для владельцев частных домов
- Энергосбережение для собственников квартир
- Энергосбережение для студентов и школьников
Литература для учащихся:
- Энергосбережение для владельцев частных домов
- Энергосбережение для собственников квартир
- Энергосбережение для студентов и школьников
2. Используемые ресурсы.
- http://nuclphys.sinp.msu.ru/radiation/soderganie.htm
- http://www.bellona.no/ru/international/russia/nuke_industry/siberia/seversk/29165.html
- http://www.machaon.ru/atomsec/cap1.html#1.2.1
- http://bluesbag6.narod.ru/
- http://bluesbag6.narod.ru/index10.html
- http://bluesbag7.narod.ru
- http://bestworks.irkutsk.fio.ru
- http://www.wdcb.ru/mining/book/content.html
- http://www.nvnpp.vrn.ru/ru_win/about/advantages.html
- Видеофильм “урановый город”, 2004 г.
- Видеофильм “Чернобыль”, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
Авторская программа, факультативный курс для учащихся 5-9 классов " Культура здоровья"
факультативный курс для учащихся 5-9 классовТезисы...
Программа факультативного курса "Основы компьютерной грамотности", 7 класс
Формирование начального навыка работы на компьютере с текстом и графикой....
Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»
Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»...
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...