Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
рабочая программа по природоведению (5 класс)
Уровень программы – адаптированный.
Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в соответствии с учебным планом ГКОУ «Волжская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.
- Цель: Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
- Задачи
- формировать некоторые элементарные представления об окружающем мире, живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
- учить наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимосвязь природных явлений..
- Общая характеристика учебного предмета
Курс «Окружающий мир природы» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.
В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prir.docx | 63.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ОКРУЖАЮЩИХСЯ МИР ПРИРОДЫ
для 5 класса
Пояснительная записка
Уровень программы – адаптированный.
Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в соответствии с учебным планом ГКОУ «Волжская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.
Цель курса «Окружающий мир природы»
- Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
- Понимание простейщих взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Окружающий мир природы» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов;
―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.
В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Место учебного предмета
На изучение предмета «Окружающий мир природы» отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 учебных недель – 34 часа. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут.
год | неделя | четверть | ||||
I | II | III | IV | |||
Количество часов | 34 | 1 | 8 | 8 | 10 | 8 |
Ценностные ориентиры учебного предмета.
Ценность добра – направленная на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность природы – основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознание себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
на конец обучения:
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия) (с помощью учителя);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- кормление зимующих птиц;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
- адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень
- называть изученные объекты и явления природы;
- различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- различать домашних и диких животных, рыб;
- различать признаки времён года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
- правильно называть изученные объекты и явления природы;
- различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- знать элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой и неживой природы.
Обучающиеся должны усвоить следующие представления:
- о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;
- о растениях сада и огорода, их отличии;
- о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;
- о роли питания в жизни человека;
- о гигиенических правилах;
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Метапредметные результаты.
формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
формирование умения использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
формирование использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Критерии оценивания.
При оценке итоговых результатов освоения программы по предмету «Мир природы» должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Во первом классе ведется безотметочное обучение, но при этом используются два вида оценивания - текущее, тематическое.
Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Академический компонент и компонент жизненных компетенций
Название раздела учебного предмета | Академический компонент | Компонент жизненной компетенции |
Сезонные изменения в неживой природе. | Знать: признаки времен года; последовательность смены времен года. Уметь: различать временя года по признакам, по картинкам, по описанию. | -Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. -Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. |
Растения и животные в разное время года . | Знать: названия и признаки живой природы; части растений; элементарные представления о приспособлении растений и животных к условиям жизни, временам года; Уметь: различать объекты живой и неживой природы; выделять части растений; узнавать растения в природе; различать и называть наиболее распространенных диких и домашних животных; | -Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. -Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. |
Труд человека в разное время года | Знать: виды занятий людей в разное время года; Уметь: различать объекты живой и неживой природы; выделять части растений; узнавать растения в природе; различать и называть наиболее распространенных диких и домашних животных; называть и показывать органы чувств человека. | -Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. -Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. |
Неживая природа | Знать: названия и простейшие признаки объектов неживой природы; время суток, их признаки; элементарные представления о роли солнечного тепла; влияние солнца на смену времен года. Уметь: называть объекты неживой природы; различать объекты живой и неживой природы. | -Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. -Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. |
Растения | знать: названия и признаки живой природы; части растений; элементарные представления о приспособлении растений и животных к условиям жизни, временам года; Уметь: различать объекты живой и неживой природы; выделять части растений; узнавать растения в природе; различать и называть наиболее распространенных диких и домашних животных; | -Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. -Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. |
Животные | Знать: : названия и признаки живой природы; элементарные представления о приспособлении животных к условиям жизни, временам года; Уметь: различать объекты живой и неживой природы; узнавать животных в природе; различать и называть наиболее распространенных диких и домашних животных; | -Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. -Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
1 уровень
Правильно и точно называть объекты живой и неживой природы, их признаки;
Различать объекты живой и неживой природы.
Выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы.
Называть наиболее распространенных домашних и диких животных своей местности.
Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их значение.
2 уровень.
Правильно и точно называть объекты живой и неживой природы.
Называть свое имя, фамилию, возраст, пол.
Называть и показывать органы чувств человека.
Для реализации программного содержания используются:
Формы, методы, приёмы, технологии.
Методы обучения: словесные (постановка познавательной задачи, поиск способа решения познавательной задачи, формулирование выводов); практические (работа с учебником, с тетрадью, со словарями); репродуктивные; исследовательские; проблемные; частично – поисковые; наглядные.
Приёмы: организационные (беседа, ответы с места и у доски, работа с демонстрационным и раздаточным материалом, наблюдение), технические (работа с таблицами, работа по карточкам), логические (сравнение, обобщение, классификация, применение правила на практике в условиях разной степени сложности).
Технологии: применение дидактических игр, личностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся: регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ учащихся; тестирование; выборочные, словарные диктанты; контрольная работа; самостоятельные работы.
Способы проверки результатов: контроль, самоконтроль, анализ.
Формы занятий.
- урок с разнообразными видами деятельности;
- урок-путешествие;
- урок обобщения знаний;
- урок проверки знаний.
Мониторинг предметных результатов
обучающихся на уроках мир природы
2017-2018 уч. год
Ф.И. ученика | ||
н г | к г | |
признаки времен года; | ||
последовательность смены времен года | ||
Различение времен года по признакам, по картинкам, по описанию. | ||
названия и признаки живой природы; | ||
части растений; | ||
элементарные представления о приспособлении растений к условиям жизни, временам года; | ||
элементарные представления о приспособлении животных к условиям жизни, временам года; | ||
Различение объектов живой и неживой природы; | ||
Выделение частей растений; | ||
Узнавание растений в природе; | ||
Различение и называние наиболее распространенных диких и домашних животных; | ||
Называние простейших признаков объектов неживой природы; | ||
Различение времен суток, признаков.. | ||
Знание элементарных представлений о роли солнечного тепла; | ||
Знание влияния солнца на смену времен года. |
Критерии оценивания: !!! – ученик пассивен
пп – со значительной помощью
п – с незначительной помощью
о – по образцу, подражанию
и - по инструкции
с – самостоятельн
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
№ | Тема урока (с указанием типа урока) | Часы | Элементы содержания | Вид контроля | Основные виды учебной деятельности на уроке | Дата проведения План / Факт |
1 четверть – 8 часов. | ||||||
1 | Изменения в природе осенью. Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Экскурсия. (КУ) | 1 | Экскурсия. Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
2 | Изменения продолжительности дня и ночи. Названия времён года. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь). (КУ) | 1 | Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
3 | Названия месяцев. Наблюдение за погодой (похолодание, заморозки). (КУ) | 1 | Наблюдение за погодными явлениями, изменениями в разное время суток. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Знакомство с названиями месяцев. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
4 | Экскурсия - наблюдение за работой дворника. Листопад, увядание трав . (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений осенью (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками осени, причиной отлёта птиц. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей осенью. Актуализация и закрепление знаний об осени. | Т | Знакомство с объектами неживой природы. Наблюдение за солнцем, луной, ветром, облаками, землей в разное время года. Отражение наблюдений в рисунках, аппликациях, рассказах. | |
5 | Птицы осенью. (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений осенью (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками осени, причиной отлёта птиц. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей осенью. Актуализация и закрепление знаний об осени. Развитие внимания, воображения. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
6 | Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. (КУ) | 1 | Актуализация ранее полученных знаний о воде. Познакомить со свойствами воды. Практическое знакомство со свойствами воды. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
7 | Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. (КУ) | 1 | Актуализация ранее полученных знаний о воде. Познакомить со свойствами воды. Практическое знакомство со свойствами воды. Вода в природе. Значение воды. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
8 | Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воды, света, воздуха, тепла. (КУ) | 1 | Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Презентация «Растения». | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
2 четверть – 8 часов. | ||||||
9 | Растения влаголюбивые (традесканция) и засухоустойчивые (кактус). Светолюбивые (фиалка) и тенелюбивые растения (традесканция). ( (КУ) | 1 | Комнатные растения. Определение, назначение, условия произрастания. Виды комнатных растений. Презентация «Традесканция». Комнатные растения. Определение, назначение, условия произрастания. Виды комнатных растений. Презентация «Фиалка». | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
10 | Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. (КУ) | 1 | Узнавание и называние овощей. Характеристика овощей по признакам. Сравнение овощей по признакам. Употребление в пищу. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
11 | Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. (КУ) | 1 | Узнавание и называние фруктов. Характеристика фруктов по признакам. Сравнение фруктов | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
12 | Время года -зима. Признаки зимы. Названия зимних месяцев. (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений зимой (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками зимы. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
13 | Изменения в природе зимой. Долгота дня и ночи в зимнее время. Наблюдение за погодой, формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: снегопад, мороз, лёд, замерзание водоёмов. Экскурсия. (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений зимой (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками зимы. Учить выбирать одежду по погоде. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
14 | Труд людей зимой. Работа в саду, огороде. Детские игры зимой. КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений зимой (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками зимы. Актуализация и закрепление знаний о зиме. Развитие внимания, воображения. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
15 | Птицы зимующие и перелетные. Синица. Сорока. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Экскурсия. (КУ) | 1 | Познакомить с различиями птиц (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Презентация «Различие птиц». | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
16 | Дикое животное: рысь. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, место обитания. (КУ) | 1 | Познакомить с различиями диких животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
3 четверть – 10 часов. | ||||||
17 | Домашнее животное: кошка. (КУ) | 1 | Познакомить с различиями домашних животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
18 | Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. (КУ) | 1 | Познакомить с различиями домашних и диких животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
19 | Дикое животное: волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, место обитания. (КУ) | 1 | Познакомить с различиями диких животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
20 | Домашнее животное: собака. Отношение человека к животным. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. (КУ) | 1 | Познакомить с различиями домашних животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
21 | Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Собака - волк. (КУ) | 1 | Познакомить с различиями домашних и диких животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
22 | Рыбы. Внешний вид, среда обитания, образ жизни. Карась. Окунь. (КУ) | 1 | Познакомить с различиями рыб (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
23 | Рыбы зимой. (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений зимой. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
24 | Сезонные изменения в природе весной ( потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи). Экскурсия. (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений весной (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками весны. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
25 | Труд людей весной. (КУ) | 1 | познакомить с признаками весны. Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей весной. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
26 | Птицы весной. Появление грачей, скворцов. (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений весной (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками весны. Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей весной. Актуализация и закрепление знаний о весне. Развитие внимания, воображения. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
4 четверть – 8 часов. | ||||||
27 | Деревья и кустарники весной. Тополь. (КУ) | 1 | Наблюдение за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев, трав, цветов, плодов деревьев. Составление аппликаций, поделок из материалов, собранных во время экскурсии. Знакомство с названиями растений, их плодов и семян. Знакомство с частями растений. Сравнение деревьев, листьев различных деревьев. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение | |
28 | Появление трав, цветов. Одуванчик. (КУ) | 1 | Наблюдение за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев, трав, цветов, плодов деревьев. Составление аппликаций, поделок из материалов, собранных во время экскурсии. Знакомство с названиями растений, их плодов и семян. Знакомство с частями растений. Сравнение деревьев, листьев различных деревьев. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение. | |
29 | Изменения в природе (тепло, жара). Детские игры весной. (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений весной (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками весны. Учить выбирать одежду по погоде. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение | |
30 | Изменения в природе (тучи, гроза, гром, молния, тёплые дожди, ливень). (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений весной. Учить рассказывать о занятиях людей весной. Актуализация и закрепление знаний о весне. Развитие внимания, воображения. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение | |
31 | Сезонные изменения в природе летом. Экскурсия. (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений летом. Учить рассказывать о занятиях людей летом. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение | |
32 | Труд человека. Работа в саду. (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений летом. Учить рассказывать о занятиях людей летом. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение | |
33 | Правила поведения человека во время грозы, дождя. (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений летом. Учить рассказывать о занятиях людей летом. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение | |
34 | Повторение. Признаки лета. Названия летних месяцев. (КУ) | 1 | Выявить причину сезонных изменений летом. Учить рассказывать о занятиях людей летом. Актуализация и закрепление знаний о лете. Развитие внимания, воображения. | Т | Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по ручному труду 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Олимпиадные задания по биологии для обучающихся 8 класса (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Олимпиадные задания по биологии для обучающихся 8 класса (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа. 5-6 класс. Факультативные занятия по математике (по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) 2023-2024
Рабочая программа. 5-6 класс. Факультативные занятия по математике (по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) 2023-2024...