Технологическая карта урока
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Порватова Любовь Ивановна

Урок изучения нового материала по теме "Разнообразие лесов России" по географии в 8 классе. Технологическая карта урока составлена с учетом требований новых образовательных стандартов. В карте представлены все виды формируемых на уроке результатов, а также для каждого этапа урока изложены УУД. Данная тема изучается в втором полугодии учебного процесса в разделе " Природные комплексы России".  Материал урока имеет как образовательную направленность, так и воспитательную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc85.5 КБ
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока географии

Учитель  Порватова Любовь Ивановна

Учебник: И.И.Баринова. География России. Природа. М.: Дрофа, 2010. 

Тема.   Разнообразие лесов России.

Класс: 8

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока.

-  обучающие: определить уровень знаний по теме «Природные сообщества»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – заданиями, терминами; формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем создания проблемой ситуации;

развивающие:  развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки  самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы; умение работать с раздаточным материалом, развивать умение сравнивать и обобщать получаемые знания;

воспитательные:  стимулировать творческую активность учащихся, способствовать  воспитанию толерантности и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы.

Оборудование:  презентация урока, карточки, таблицы.

 

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Определение потребностей и

мотивов.

6-8мин

1.Организует познавательную деятельность учащихся: дает задания, которые указывают связь изученного с новой темой.

«Один художник решил нарисовать лес.
– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
– Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес». (  Из книги Ю.Дмитриева «Книга леса»)

Итак, мы на прошлых уроках познакомились с тем, что на территории России природа очень разнообразна. На территории нашей страны раскинулись несколько природных зон. Сегодня мы постараемся ответить ещё на один вопрос:Так что же такое лес?

Задание: Заполнить в кластере недостающие фрагменты и объяснить их: слайд №4 (слайд №5 – проверка)

                               ЛЕС

      растения                                животные

                       

      ?    кустарники     ?                           ?       ?     ?     ?     звери

                                                                 

 

Как можно сформулировать тему нашего урока?

Записываем название темы в тетрадь.

Обучающиеся определяют самостоятельно тему и цели урока.

Заполняют  недостающие фрагменты  кластера в тетради.

Происходит структурирование знаний и поиск необходимой информации.

Лес – целый мир.
– В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.

– Лес называют природным сообществом.

Ученики называют тему урока  «  Разнообразие лесов России  » 

Логические: (выдвижение  гипотезы, обоснование; построение логических рассуждений)

Личностные УУД: опора на жизненный опыт

                                   


Регулятивные УУД: определение темы урока.

2.Принятие учебных целей и условий их достижения.

3-4мин

Правильно сегодня на уроке мы познакомимся природным  комплексом лесов.

 А давайте подумаем, только лес является  ПК? Какие еще природные сообщества вы можете назвать?

 На ваших столах фотографии, рассмотрите их и попробуйте определить, являются ли данные комплексы сообществами?

( на столах фотографии луга, болота, поля). Какова же цель нашего урока?

Ну, что ж, вы немало знаете об обитателях различных комплексов. Но, давайте вернемся к началу нашего урока, к рассказу о художнике,  и попробуем сформулировать гипотезу.

Цель урока:  изучить   взаимосвязь между всеми компонентами природного комплекса, условия их существования.

Обучающиеся выдвигают гипотезу:  «Если сообщество состоит из такого большого количества организмов, то они все должны быть взаимосвязаны друг с другом».

Регулятивные УУД: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование.

Познавательные:

формирование познавательной цели.

Коммуникативные  УУД: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать.

Логические УУД   .

Выдвижение гипотез и их обоснование; построение цепи рассуждений.

3. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, анализ, выводы.

15мин

1-2 мин

    4. Итоговый самоконтроль и самооценка

      5 мин

Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, давайте сначала вспомним, что такое. То есть, в организме все органы взаимосвязаны. Природный комплекс называют единой системой.

  1. Самостоятельная работа с учебником (§ 24).
  2.  Назовите ключевые слова этого параграфа.(слайды №№ 8,9)

  1. Заполнить схему- гроздь, используя § 24.

      Природная зона лесов

     растения     животные   бактерии

                          и грибы      грибы

                                             животные

 

производители         потребители         разрушители              (слайд № 10)

  1. А теперь посмотрим и определим – как происходит взаимодействие живых организмов? Обратимся к слайду №11

Фронтальное обсуждение результатов работы. Учащиеся делают выводы и отвечают на вопросы.

А) Так есть ли какая-то связь между организмами в природном  комплексе?

Б)  Можем ли мы назвать бесполезные организмы, без которых  эта природная зона может обойтись?

В) Подтвердилась ли наша гипотеза, которую мы сформулировали в начале урока?

  1. Физкультминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания - руки в стороны.)

Каждое старается,        

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания — руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками.)

Даже толстые стволы        

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд —

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем.)   (слайд №12)

  1.  Итак, мы многое узнали сегодня о природной зоне лесов. А теперь нам нужно проверить свои знания по теме.  Организация познавательной деятельности. Выполняем задание в формате ГИА.

Прочтите текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.

Учащиеся вспоминают тему « Растительный организм как живая система»

Рассматривают слайд  и вспоминают типы питания различных организмов.

Заполнение схемы. Делают выводы. Приводят примеры (работа в парах)

Учащиеся приходят к понятию «круговорот веществ».

Обучающиеся отвечают на вопросы.

А) Да. Такая  связь есть, она основана на круговороте веществ

Б)  Нет. Все в природе взаимосвязано.

В) Наша гипотеза верна:   сообщество состоит из   большого количества организмов  и они все   взаимосвязаны друг с другом

Учащиеся подходят к определению понятий  

Выполнение заданий и их проверка.

Общеобразовательные  УУД   ( извлечение необходимого материала из текста)

Коммуникативные   УУД

 ( инициативное сотрудничество в сборе информации)

Логические   УУД  (построение логических рассуждений и доказательств )

Регулятивные УУД:

контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование;

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: опора на жизненный опыт.

Познавательные УУД.  

Общеучебные УУД    Логические   УУД  

5. Рефлексия

6 мин

Та  Так что же мы узнали сегодня на уроке?  
(Организует беседу с классом по вопросам)
остигли ли вы цели урока?
Что было главным на уроке?
Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересным?

Чему научились?

Подведение итогов, комментирование оценок, выставление оценок в дневники. Задание на дом §56 .Творческое задание: нарисовать взаимосвязи  в ПК «лес и лесостепи», подготовить презентацию  

« Взаимосвязи в природном  комплексе лесов»

            (слайд № 13)

Обучающиеся дают индивидуальные ответы.

Обучающиеся  делают выводы и подводят результаты урока


Записывают домашнее задание.

Регулятивные действия             ( контроль и коррекция); познавательные уд.                  (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)          



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока географии

Учитель  Порватова Любовь Ивановна

Учебник: И.И.Баринова. География России. Природа. М.: Дрофа, 2010. 

Тема.   Разнообразие лесов России.

Класс: 8

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока.

-  обучающие: определить уровень знаний по теме «Природные сообщества»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – заданиями, терминами; формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем создания проблемой ситуации;

развивающие:  развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки  самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы; умение работать с раздаточным материалом, развивать умение сравнивать и обобщать получаемые знания;

воспитательные:  стимулировать творческую активность учащихся, способствовать  воспитанию толерантности и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы.

Оборудование:  презентация урока, карточки, таблицы.

 

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Определение потребностей и

мотивов.

6-8мин

1.Организует познавательную деятельность учащихся: дает задания, которые указывают связь изученного с новой темой.

«Один художник решил нарисовать лес.
– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
– Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес». (  Из книги Ю.Дмитриева «Книга леса»)

Итак, мы на прошлых уроках познакомились с тем, что на территории России природа очень разнообразна. На территории нашей страны раскинулись несколько природных зон. Сегодня мы постараемся ответить ещё на один вопрос:Так что же такое лес?

Задание: Заполнить в кластере недостающие фрагменты и объяснить их: слайд №4 (слайд №5 – проверка)

                               ЛЕС

      растения                                животные

                       

      ?    кустарники     ?                           ?       ?     ?     ?     звери

                                                                 

 

Как можно сформулировать тему нашего урока?

Записываем название темы в тетрадь.

Обучающиеся определяют самостоятельно тему и цели урока.

Заполняют  недостающие фрагменты  кластера в тетради.

Происходит структурирование знаний и поиск необходимой информации.

Лес – целый мир.
– В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.

– Лес называют природным сообществом.

Ученики называют тему урока  «  Разнообразие лесов России  » 

Логические: (выдвижение  гипотезы, обоснование; построение логических рассуждений)

Личностные УУД: опора на жизненный опыт

                                   


Регулятивные УУД: определение темы урока.

2.Принятие учебных целей и условий их достижения.

3-4мин

Правильно сегодня на уроке мы познакомимся природным  комплексом лесов.

 А давайте подумаем, только лес является  ПК? Какие еще природные сообщества вы можете назвать?

 На ваших столах фотографии, рассмотрите их и попробуйте определить, являются ли данные комплексы сообществами?

( на столах фотографии луга, болота, поля). Какова же цель нашего урока?

Ну, что ж, вы немало знаете об обитателях различных комплексов. Но, давайте вернемся к началу нашего урока, к рассказу о художнике,  и попробуем сформулировать гипотезу.

Цель урока:  изучить   взаимосвязь между всеми компонентами природного комплекса, условия их существования.

Обучающиеся выдвигают гипотезу:  «Если сообщество состоит из такого большого количества организмов, то они все должны быть взаимосвязаны друг с другом».

Регулятивные УУД: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование.

Познавательные:

формирование познавательной цели.

Коммуникативные  УУД: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать.

Логические УУД   .

Выдвижение гипотез и их обоснование; построение цепи рассуждений.

3. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, анализ, выводы.

15мин

1-2 мин

    4. Итоговый самоконтроль и самооценка

      5 мин

Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, давайте сначала вспомним, что такое. То есть, в организме все органы взаимосвязаны. Природный комплекс называют единой системой.

  1. Самостоятельная работа с учебником (§ 24).
  2.  Назовите ключевые слова этого параграфа.(слайды №№ 8,9)

  1. Заполнить схему- гроздь, используя § 24.

      Природная зона лесов

     растения     животные   бактерии

                          и грибы      грибы

                                             животные

 

производители         потребители         разрушители              (слайд № 10)

  1. А теперь посмотрим и определим – как происходит взаимодействие живых организмов? Обратимся к слайду №11

Фронтальное обсуждение результатов работы. Учащиеся делают выводы и отвечают на вопросы.

А) Так есть ли какая-то связь между организмами в природном  комплексе?

Б)  Можем ли мы назвать бесполезные организмы, без которых  эта природная зона может обойтись?

В) Подтвердилась ли наша гипотеза, которую мы сформулировали в начале урока?

  1. Физкультминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания - руки в стороны.)

Каждое старается,        

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания — руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками.)

Даже толстые стволы        

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд —

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем.)   (слайд №12)

  1.  Итак, мы многое узнали сегодня о природной зоне лесов. А теперь нам нужно проверить свои знания по теме.  Организация познавательной деятельности. Выполняем задание в формате ГИА.

Прочтите текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.

Учащиеся вспоминают тему « Растительный организм как живая система»

Рассматривают слайд  и вспоминают типы питания различных организмов.

Заполнение схемы. Делают выводы. Приводят примеры (работа в парах)

Учащиеся приходят к понятию «круговорот веществ».

Обучающиеся отвечают на вопросы.

А) Да. Такая  связь есть, она основана на круговороте веществ

Б)  Нет. Все в природе взаимосвязано.

В) Наша гипотеза верна:   сообщество состоит из   большого количества организмов  и они все   взаимосвязаны друг с другом

Учащиеся подходят к определению понятий  

Выполнение заданий и их проверка.

Общеобразовательные  УУД   ( извлечение необходимого материала из текста)

Коммуникативные   УУД

 ( инициативное сотрудничество в сборе информации)

Логические   УУД  (построение логических рассуждений и доказательств )

Регулятивные УУД:

контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование;

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: опора на жизненный опыт.

Познавательные УУД.  

Общеучебные УУД    Логические   УУД  

5. Рефлексия

6 мин

Та  Так что же мы узнали сегодня на уроке?  
(Организует беседу с классом по вопросам)
остигли ли вы цели урока?
Что было главным на уроке?
Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересным?

Чему научились?

Подведение итогов, комментирование оценок, выставление оценок в дневники. Задание на дом §56 .Творческое задание: нарисовать взаимосвязи  в ПК «лес и лесостепи», подготовить презентацию  

« Взаимосвязи в природном  комплексе лесов»

            (слайд № 13)

Обучающиеся дают индивидуальные ответы.

Обучающиеся  делают выводы и подводят результаты урока


Записывают домашнее задание.

Регулятивные действия             ( контроль и коррекция); познавательные уд.                  (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...