Рабочая программа по географии 6 класс по Климановой
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая ограмма по географии на 2014-15 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6_kl._14-15_nov.docx | 61.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Озерского городского округа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 34 VII вида» Согласовано на заседании ШМО УТВЕРЖДАЮ: « 29 » августа 2014 г. Директор МБСКОУ СКОШ № 34 Кузнецова М.В.___________ «___» ____________2014г. Приказ № _____________ от_________________ Рабочая программапо географии, 6 класс Составитель: учитель географии Горяйнова Я.О. Озерский городской округ Челябинской области |
1.2. Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «География»
В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.
Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2014-2015 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии необходимых условий.
Преподавание предмета «Музыка» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Нормативные документы
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. N2 375
3. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
4. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
5. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).
9. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г.№ 19739).
10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г№ 19739).
11. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процесс е в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г.№ 19739).
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013г.№ 1543.
2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г.№01/4591.
4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01-2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год».
Методические рекомендации
1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru.news.
3. Информационио-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.20 12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов // http://ipk74.ru/news.
5. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads
1.3. Пояснительная записка
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентирование представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природнообщественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
1.3.1. Рабочая программа курсу «География. Землеведение. 6 класс» разработана в соответствии с основными положениями федерального образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа разработана на основе программы О.А. Климановой, В.В Климанова для общеобразовательных учреждений «Землеведение» - 6 класс, М.: Дрофа, 2010 год. (сборник программ по географиии для общеобразовательных учреждений: География 6-11 класс.М.: Дрофа, 2010 г.
Программно-методический комплект по географии для общеобразовательных школ под редакцией О.А. Климановой – А.И. Алексеева соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Учебник «География. Землеведение. 6 класс» под редакцией О.А. Климановой рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год. УМК в целом позволяет реализовать цели краеведческого образования, сформировать ведущие компетенции краеведческого образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Рабочая программа учебного предмета «География. Землеведение. 6 класс» составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом психофизических особенностей обучающихся в коррекционной школеVII вида.
Рабочая программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития. У обучающихся отмечается устойчивая сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое. Отмечаются функциональные нарушения речи.
Среди коррекционных задач выделены следующие:
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки планирования деятельности, самоконтроля, самооценки;
- развивать словарь, устную монологическую речь учащихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности.
На каждом уроке предусмотрена коррекция и развитие функций обучающихся по следующим направлениям:
- формирование мыслительной деятельности (стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления, развитие конкретно-понятийного мышления);
- развитие памяти, внимания;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и (или) наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- формирование мотивационных, ориентировочно-мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;
- развитие предметно-практической деятельности;
- формирование пространственно-временных представлений;
- развитие речи;
- развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков);
- обогащение сенсорного опыта;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
1.3.3. Областной базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2014-2015 учебный год отводит 68 часа для изучения учебного предмета «География. Землеведение. 6 класс», из расчета 2 учебных часа в неделю.
На практические работы отводится 9 часов
Тематическое планирование уроков географии, 6 класс
Раздел | Количество часов |
Введение | 1 |
Раздел 1. Земля во Вселенной | |
Тема 1. Земля – планета Солнечной системы | 3 |
Тема 2. Изображение Земли на глобусе | 5 |
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности | |
Тема 3. Путешествия и их географические отражения | 8 |
Тема 4. История открытия и освоения Земли | 6 |
Раздел 3.Природа Земли | |
Тема 5. Как устроена наша планета | 5 |
Тема 6. Внутреннее строение Земли | 6 |
Тема 7. Рельеф Земли | 7 |
Тема 8. Атмосфера и климаты Земли | 10 |
Тема 9. Вода – «кровеносная система Земли» | |
Раздел 4. Географическая оболочка – среда жизни | |
Тема 10. Живая планета | 3 |
Тема 11. Географическая оболочка и ее закономерности | 3 |
Тема 12. Природа и человек | 5 |
Всего часов | 68 |
Курс «География. Землеведение» - пропедевтический курс, целью изучения которого является введение в курс географии, дающий базовые знания о природе земли, основных географических закономерностях и взаимосвязях природы и человека.
Основной методической идеей курса является реализация деятельностного личностно-ориентированного подхода в формировании ключевых компетенций учителя. Через активную познавательную, поисковую, творческую деятельность формируются умения и навыки работы с источниками географической информации; приобретаются навыки логического и аналитического мышления, умения самим делать выводы, составлять памятки, активно использовать свой житейский опыт и наблюдения за окружающей действительности, экстраполируя его на изучаемые в курсе землеведения географические закономерности, явления и процессы.
В ходе изучения землеведения предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основными закономерностями и взаимовлиянии природы и населения.
1.3.4. Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-региональных этнических особенностей и ее обоснование.
№ | № урока | Тема НРЭО |
1. | 1. | Наблюдение тел живой и неживой природы на берегу озера Иртяш |
2. | 7. | Определение географических координат городов Челябинска и Екатеринбурга |
3. | 29 | Полезные ископаемые Челябинской области |
4. | 35. | Рельеф своей местности |
5. | 39. | Горы Южного Урала |
6. | 50. | Климатические особенности своей местности |
7. | 53. | Реки Челябинской области |
8. | 54. | Озера Челябинской области |
9. | 60. | Почвы своей местности |
10. | 63. | Природная зона своей местности |
11. | 66. | Экологические проблемы Челябинской области |
1.4. Календарно-тематическое планирование курса «География. Землеведение»
№ | Дата | Тема урока | Коррекционная работа |
Введение | |||
1. | Что изучает география. Экскурсия на природу | Формирование познавательной активности | |
Раздел 1. Земля во Вселенной | |||
Тема 1. Земля – планета Солнечной системы | |||
2. | Солнечная система | Формирование пространственно-временных представлений | |
3. | Движение Земли и их географические следствия | Развитие словесно-логического мышления | |
4. | Урок обобщающего повторения по теме «Земля во Вселенной» | Обобщение и коррекция пробелов знаний | |
Тема 2. Изображение Земли на глобусе | |||
5. | Глобус – модель Земли | Развитие зрительного восприятия | |
6. | Градусная сеть, параллели и меридианы | Развитие памяти | |
7. | Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота | Развитие памяти | |
8. | Определение географических координат по глобусу (урок-практикум) | Развитие предметно-практической деятельности | |
9. | Урок обобщающего повторения по теме «Изображение Земли на глобусе» | Обобщение и коррекция пробелов знаний | |
Раздел 3. Развитие географических знаний о земной поверхности | |||
Тема 3. Путешествия и их географические отражения | |||
10. | Путешествия как способ познания окружающего мира | Развитие предметно-практической деятельности | |
11. | План местности | Развитие пространственной ориентации | |
12. | Ориентирование на местности | Развитие предметно-практической деятельности | |
13. | Составление плана местности | Развитие пространственной ориентации | |
14. | Географическая карта | Развитие пространственной ориентации | |
15. | Многообразие карт | Развитие словесно-логического мышления | |
16. | Работа с картой (урок-практикум) | Развитие предметно-практической деятельности | |
17. | Урок обобщающего повторения и контроля знаний | Обобщение и коррекция пробелов знаний | |
Тема 4. История открытия и освоения Земли | |||
18. | Географические открытия древности и средневековья | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
19. | Великие географические открытия | Развитие речи, развитие познавательно деятельности | |
20. | Открытие Австралии и Антарктиды | Развитие речи, развитие познавательно деятельности | |
21. | Исследование океана | Развитие речи, развитие познавательно деятельности | |
22. | Исследование внутренних частей материков | Развитие речи, развитие познавательно деятельности | |
23. | Урок обобщающего повторения | Обобщение и коррекция пробелов знаний Развитие предметно-практической деятельности | |
Раздел 3. Природа Земли | |||
Тема 5. Как устроена наша планета | |||
24. | Облик земного шара | Развитие предметно-практической деятельности | |
25. | Свойство вод Мирового океана | Формирование логического мышления | |
26. | Движение вод в Мировом океане | Развитие пространственной ориентации | |
27. | Океанические течения | Развитие пространственной ориентации | |
28. | Урок обобщающего повторения по теме «Как устроена наша планета» | Обобщение и коррекция пробелов знаний | |
Тема 6. Внутреннее строение Земли | |||
29. | Горные породы, слагающие земную кору | Развитие предметно-практической деятельности | |
30. | Внутреннее строение Земли | Развитие зрительного восприятия | |
31. | Движение литосферных плит | Развитие пространственной ориентации | |
32. | Землетрясения | Развитие речи, развитие познавательно деятельности | |
33. | Вулканы | Развитие речи, развитие познавательно деятельности | |
34. | Урок обобщающего повторения по теме «Внутреннее строение Земли» | Обобщение и коррекция пробелов знаний | |
Тема 7. Рельеф Земли | |||
35. | Рельеф и его значение для человека | Стимуляция мыслительной активности | |
36. | Изображение рельефа на планах местности | Развитие пространственной ориентации | |
37. | Изображение рельефа на географических картах | Развитие предметно-практической деятельности | |
38. | Основные формы рельефа Земли | Развитие памяти | |
39. | Горы | Формирование пространственно-временных представлений | |
40. | Равнины | Формирование пространственно-временных представлений | |
41. | Урок обобщающего повторения по теме «Рельеф Земли» | Обобщение и коррекция пробелов знаний | |
Тема 8. Атмосфера и климаты Земли | |||
42. | Атмосферный воздух | Формирование познавательной активности | |
43. | Температура воздуха | Формирование ориентировочно-операционных видов деятельности | |
44. | Атмосферное давление. Ветер | Формирование ориентировочно-операционных видов деятельности | |
45. | Атмосферные осадки. Облака | Формирование пространственно-временных представлений | |
46. | Погода и климат | Формирование мыслительных операций | |
47. | Циркуляция атмосферы | Развитие предметно-практической деятельности | |
48. | Климаты Земли | Развитие пространственной ориентации | |
49. | Работа с климатическими картами (урок-практикум) | Развитие пространственной ориентации | |
50. | Наблюдения за погодой | Развитие предметно-практической деятельности | |
51. | Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера и климаты Земли» | Обобщение и коррекция пробелов знаний | |
Тема 9. Вода – «кровеносная система Земли» | |||
52. | Круговорот воды в природе | Формирование познавательной активности | |
53. | Реки | Развитие пространственной ориентации | |
54. | Озера | Развитие предметно-практической деятельности | |
55. | Подземные воды. Болота. Подземные воды | Развитие пространственной ориентации | |
56. | Ледники | Развитие пространственной ориентации | |
57. | Урок обобщающего повторения по теме «Вода – «кровеносная система Земли» | Обобщение и коррекция пробелов знаний | |
Раздел 4. Географическая оболочка – среда жизни | |||
Тема 10. Живая планета | |||
58. | Биосфера – живая оболочка Земли | Формирование познавательной активности | |
59. | Закономерности распространения живых организмов на Земле | Развитие предметно-практической деятельности | |
60. | Почва как особое природное тело | Формирование пространственно-временных представлений | |
Тема 11. Географическая оболочка и ее закономерности | |||
61. | Понятие о географической оболочке | Развитие речи | |
62. | Природные комплексы | Развитие зрительного восприятия | |
63. | Природные зоны Земли | Развитие зрительного восприятия | |
Тема 12. Природа и человек | |||
64. | Стихийные бедствия и человек | Формирование познавательной активности | |
65. | Воздействие человека на природу | Формирование познавательной активности | |
66. | Охрана природы | Развитие творческих способностей | |
67. | Урок обобщающего повторения по теме «Природа и человек» | Обобщение и коррекция пробелов знаний | |
68. | Урок обобщающего повторения по курсу «Землеведение» | Обобщение и коррекция пробелов знаний |
1.5. Реализация практической части федерального государственного образовательного стандарта, федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Практические работы направлены на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами.
Практические работы для 6 класса
№ п/п | № ур. | Наименование работы | Примечание |
1. | 10 | Составление рассказа о собственном путешествии | |
2. | 12. | Ориентирование на местности | |
3. | 23. | Составление таблицы «Как люди открывали Землю» | |
4. | 24. | Нанесение на контурную карту географических объектов | |
5. | 29. | Составление характеристики горных пород по плану | |
6. | 37. | Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей | |
7. | 47. | Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры Земли» | |
8. | 54. | Обозначение на контурной карте крупных рек и озер | |
9. | 59. | Сравнение растительности степей и тундр |
1.6. Перечень компонентов учебно-методического комплекта
Учебники:
География. Землеведение. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Климанова, М.Н. Белова, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2008.
Атласы:
Атлас. География. 6 класс – М.: Дрофа, 2012.
Контурные карты. География. 6 класс. – М : Дрофа,2012
Методические пособия учителя:
- Румянцев А.В. География. Землеведение. 6 кл.: методическое пособие к учебнику под ред. О.А. Климановой «География. Землеведение» / А.В. Румянцев, Э.В. Ким, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2007.
- Чичерина О.В. Тематический контроль по начальному курсу географии./Чичерина О.В. – М.: Интеллект-центр,2000
- Дюкова С.Е., Петрова Н.Н., Чичерина О.В. География. Тесты. 6-7 кл.: учебно-методическое пособие.- М: Дрофа,2001
- Зотова А.М. Игры на уроках географии. 6-7 классы: методическое пособие для учителя/А.М.Зотова, - 3-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2007
- Хабибуллин Р.Х. География. Дидактические карточки-задания. 6-7 кл. Р.Х.Хабибуллин – М.: Дрофа, 2002
- За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
- Дронов В.П. География. Землеведение / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2010.
- Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. 6 кл. – М.: Просвещение, 2006.
- Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением - М.: Глобус,2010.
- Интернет-ресурсы
1.7. Требования к уровню подготовки учащихся
1.Называть (показывать):
- стороны горизонта; элементы градусной сетки;
- объекты на местности, пользуясь условными обозначениями;
- разные виды масштабов плана и карты;
- объекты условными знаками плана и карты;
- тепловые пояса Земли;
- основные формы рельефа Земли;
- географическую номенклатуру;
- методы изучения Земли;
- части реки;
- части рельефа дна Мирового океана;
- виды облаков;
- приборы и инструменты, необходимые для видеонаблюдений на местности;
- сферы Земли, их значение для жизни человека;
- численность населения Земли;
- основные расы.
2.Приводить примеры:
-адаптации человека и его хозяйственной деятельности в разных природных зонах;
-природных зон Земли;
- источников загрязнения сфер Земли;
- крупнейших городов мира (3-4);
- крупнейших народов мира;
- наиболее распространенных языков, религий;
- крупнейших по площади и населению стран;
- маршруты великих путешественников и первооткрывателей;
- развития представлений человека о Земле.
3.Определять (измерять):
- географические координаты точки (на глобусе и карте);
- различия гор и равнин по высоте;
- местоположение географических объектов (по карте, плану);
- виды горных пород (в коллекции);
- амплитуду температур, среднюю температуру;
- количество осадков, температуру, влажность воздуха; атмосферное давление; направление и силу ветра; степень облачности при помощи наблюдения и метеоприборов;
- изменение температуры и атмосферного давления с высотой (решение задач);
- глубины Мирового океана (по карте);
- направления течения реки (по карте и плану);
- азимут на местности и плане;
- расстояние на местности, плане, глобусе и карте;
- относительную и абсолютную высоту точки на местности и плане;
- характер местности по горизонталям.
4.Описывать:
- образ природного объекта;
- стихийные явления природы Земли;
- изменение температуры горных пород с глубиной;
- строение земной коры;
- образование и разрушение гор и равнин;
- тепловые пояса Земли;
- времена года;
- погоду по картосхеме, наблюдениям, календарю;
- природные зоны Земли;
- круговороты веществ на Земле;
- образование постоянных ветров Земли;
- образование морских течений;
- природные, социально-экономические и культурно-исторические объекты своей местности.
5.Объяснять:
- смену дня и ночи;
- смену времени года;
- смену тепловых поясов;
- возникновение ветра.
6.Прогнозировать:
- возможные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.
1.8. Критерии оценивания ответов учащихся
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Критерии оценивания практических работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Форма промежуточной аттестации – тестирование
- Контрольно-измерительные материалы
Тесты по географии (итоговый контроль)
Вариант 1
1.Выберите правильный вариант ответа. Земля расположена в галактике:
а) Большое Магелланово облако; в) Туманность Андромеды;
б) Млечный путь; г) Водоворот.
2. Отношение длины на карте к длине на местности называется:
а) планом местности; в) горизонталью;
б) глазомером; г) масштабом.
3. Прибор, изобретенный китайцами и способствовавший развитию мореплавания:
а) флюгер; в) солнечные часы;
б) компас; г) штурвал.
4. Географическими полюсами Земли являются:
а) северный и восточный; в) западный и восточный;
б) южный и западный; г) северный и южный.
5. Часть земного шара – твердая и одновременно пластичная:
а) мантия; б) ядро; в) земная кора.
6. На поверхности земли над очагом землетрясения расположен:
а) вулкан; б) эпицентр;
в) гейзер; г) кратер.
7. Верхняя твердая оболочка Земли называется:
а) гидросфера; в) литосфера;
б) ноосфера; г) атмосфера.
8. Наивысшая точка Земли имеет высоту:
а) 8848 м; б) 8884 м; в) 8000 м;
9. Каким цветом на физической карте обозначаются низменности:
а) голубым; в) желтым;
б) зеленым; г) коричневым.
10. Часть материковой земной коры продолжается под океаническими водами и называется:
а) шельфом; в) впадиной;
б) хребтом; г) оврагом.
11. Состояние тропосферы в данный момент и в данной местности называется:
а) облачностью; в) атмосферой;
б) погодой; г) климатом.
12. Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью называется:
а) воздухом; в) дождем;
б) туманом; г) облаками.
13. Каким прибором определяется направление ветра:
а) термометром; в) флюгером;
б) барометром; г) осадкомером.
14. Основную часть гидросферы составляют:
а) воды в ледниках; в) воды рек, озер, болот;
б) воды Мирового океана; г) подземные воды.
15. Самый глубокий океан:
а) Атлантический; в) Индийский;
б) Тихий; г) Северный Ледовитый.
16. Средняя соленость Мирового океана составляет:
а) 15‰ в) 25‰
б) 35‰ г) 45‰
17. Причины возникновения цунами являются:
а) скорость морских течений; в) землетрясение и извержение подводных вулканов;
б) приливы и отливы; г) все вместе взятое.
18. Самый большой остров на Земле:
а) Мадагаскар; в) Тасмания;
б) Гренландия; г) Шри-Ланка.
19. Самое большое по площади озеро расположено на материке:
а) Евразия; в) Антарктида;
б) Африка; г) Австралия.
20. Самая полноводная река в мире это:
а) Волга; в) Обь;
б) Амазонка; г) Нил.
Тесты по географии (итоговый контроль)
Вариант 2
1.Соседями Земли являются:
а) Меркурий и Венера; в) Венера и Марс;
б) Юпитер и Нептун; г) Марс и Уран.
2. Видимая часть земной поверхности между небом и землей – это:
а) горизонталь; в) рельеф;
б) горизонт; г) ориентир
3.Прибор для определения сторон горизонта:
а) термометр; в) компас;
б) масштаб; г) глазомер.
4.Экватор является:
а) самой длинной параллелью; в) самой короткой параллелью;
б) самым длинным меридианом; г) самым коротким меридианом.
5. Из твердых минералов и твердых пород состоит:
а) мантия; б) ядро; в) земная кора.
6. Расплавленная масса в недрах земли называется:
а) плазмой; б) лавой;
в) магмой; г) пеной.
7. В центре земли находится:
а) мантия; в) ядро;
б) эпицентр; г) земная кора.
8. Самой высокой вершиной мира является гора:
а) Аконкагуа; в) Эльбрус;
б) Монблан; г) Эверест (Джомолунгма).
9. Каким цветом на физической карте обозначаются горы:
а) темно – зеленым; в) темно – синим;
б) желтым; г) коричневым.
10. Все неровности земной поверхности – это:
а) горы; в) горизонтали;
б) рельеф; г) возвышенности.
11. Подвижные части тропосферы, отличающиеся своими свойствами, называются:
а) туманами; в) облаками;
б) воздушными массами; г) ветрами.
12. Вся влага, выпадающая из атмосферы на земную поверхность, называется:
а) росой; б) осадками;
в) ветром; г) инеем.
13. Каким прибором определяется атмосферное давление:
а) термометром; б) осадкомером;
в) барометром; г) гигрометром.
14. Основную часть гидросферы составляет:
а) вода Мирового океана; в) подземные воды;
б) воды рек; г) вода в атмосфере.
15. Океаном с наименьшей глубиной является:
а) Индийский; в) Северный – Ледовитый;
б) Атлантический; г) Тихий.
16. Соленость воды измеряется в:
а) градусах; в) промилях;
б) процентах; г) граммах.
17. Причиной возникновения течений в океане являются:
а) неровности дна океана; в) сила притяжения Луны;
б) постоянные ветры; г) все вместе взятые.
18. Самый большой полуостров на Земле:
а) Лабрадор; в) Индостан;
б) Аравийский; г) Скандинавский.
19. Самое соленое озеро на Земле расположено на материке:
а) Африка; в) Австралия;
б) Евразия; г) Антарктида.
20. Самая длинная река в мире это:
а) Енисей; в) Волга;
б) Амазонка; г) Нил
Ключ к тестам по географии – 6 класс (итоговый контроль)
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 – б | 11 – б | 1 – в | 11 – б |
2 – г | 12 – г | 2 – б | 12 – б |
3 – б | 13 – в | 3 – в | 13 – в |
4 – г | 14 – б | 4 – а | 14 – а |
5 – а | 15 – б | 5 – в | 15 – в |
6 – б | 16 – б | 6 – в | 16 – в |
7 – в | 17 – в | 7 – в | 17 – б |
8 – а | 18 – б | 8 – г | 18 – б |
9 – б | 19 – а | 9 – г | 19 – б |
10 – а | 20 - б | 10 - б | 20 – г |
- Прохождение программы, обеспечивающее реализацию рабочей программы
Класс | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | ||||||||||
По плану | Дано | Выполнение программы | По плану | Дано | Выполнение программы | По плану | Дано | Выполнение программы | По плану | Дано | Выполнение программы | По плану | Дано | Выполнение программы | |
6а | |||||||||||||||
6б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса. Базовый уровень. Автор Климанова О.А.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авто...
Рабочая программа по географии 6 класс по Климановой
Рабочая программа по курсу географии «Землеведение» составлена на основе Примерной программы по географии для основной школы, требований к результатам основного общего образования, представленных в фе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
рабочая программа по географии к учебнику Климановой О.А.
Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, календарное и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику "География. Землеведение 5-6 класс" под редакцией Климановой О.А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.ФГОС
Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г....