Рабочая программа по географии 6 класс по Климановой
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа по курсу географии «Землеведение» составлена на основе Примерной программы по географии для основной школы, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Главная задача курса – сформировать знания у учащихся о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_geografii_6_klass.doc | 216.5 КБ |
rabochaya_programma_irkut._obl.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу географии «Землеведение» составлена на основе Примерной программы по географии для основной школы, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Главная задача курса – сформировать знания у учащихся о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире.
Программа по географии является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Поэтому, если в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.
При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла — коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия и т. д.
Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14— 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Образовательные результаты на предметном уровне подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.). В географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей страны; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
II. Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
• познание характера, сущности и динамики главных природных, процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане
География «Землеведение» изучается в 6 классе и на изучение курса отводится 2 часа в неделю. Всего 68 уроков.
Программа курса «Землеведение» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Школьный курс географии способствует предпрофильной ориентации учащихся.
V. Содержание учебного предмета.
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Урок 1. Что изучает география? Место географических знаний в современной жизни.
Раздел 1.
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (8 часов)
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
ТЕМА 1. Земля – планета Солнечной системы (3 часа)
Урок 2. Как устроен наш мир? Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира.
Урок 3. Вращение Земли и его следствие. Движение Земли вокруг Солнца, смена времен дня. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи.
Урок 4. Урок обобщения знаний.
ТЕМА 2. Изображение Земли на глобусе (5 часов)
Урок 5. Глобус — модель Земли.
Урок 6. Градусная сеть, параллели и меридианы. Экватор, нулевой меридиан, тропики, полярные круги.
Урок 7. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота.
Урок 8. Определение географических координат точки по глобусу (урок-практикум).
Урок 9. Урок обобщения знаний.
Раздел 2.
РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (13 часов)
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время; и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- объяснять понятия и термины: план местности, масштаб, азимут, географическая карта;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
ТЕМА 1. Путешествия и их географические отражения (8 часов)
Урок 10. План местности. Условные знаки, масштаб.
Урок 11, 12. Ориентирование на местности. Компас, азимут.
Практическая работа №1. Определение азимутов точек.
Урок 13. Составление плана местности (урок-практикум).
Урок 14. Географическая карта. История создания карт.
Урок 15. Многообразие карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории.
Урок 16. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте. (урок-практикум).
Урок 17. Урок обобщения и контроля знаний.
ТЕМА 2. История открытия и освоения Земли (5 часов)
Урок 18. Географические открытия Древности и Средневековья.
Урок 19. Великие географические открытия.
Урок 20. Открытие Австралии и Антарктиды. В поисках южной земли.
Урок 21. Изучение внутренних частей материков. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. Исследования Мирового океана и внутренних частей материков.
Урок 22. Обобщение знаний.
Практическая работа №2. Составление таблицы «Как люди открывали Землю».
Раздел 3.
ПРИРОДА ЗЕМЛИ (32 часа)
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятия и термины: гидросфера, Мировой океан, море, речная система (и ее части), бассейн реки, водораздел, питание и режим реки, литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, атмосфера, погода, климат, климатический пояс, воздушная масса, ветер;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- объяснять особенности движения вод в Мировом океане,
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна мирового океана, циркуляции атмосферы;
- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану;
- работать с контурной картой;
- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
- приводить примеры гор и равнин, различающихся по высоте, происхождению, строению;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
- описывать погоду и климат своей местности.
ТЕМА 1. Внутренне устройство земной поверхности (5ч.)
Урок 23. Облик земного шара. Материки и океаны. Части Мирового океана.
Практическая работа №3. Нанесение на к/к географической номенклатуры.
Урок 24. Свойство вод Мирового океана. Температура и соленость вод.
Урок 25. Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы и отливы.
Урок 26. Морские течения. Составление карты «Поверхностные течения Мирового океана».
Урок 27. Обобщение знаний. Человек и Мировой океан.
ТЕМА 2. Как устроена наша планета (16 часов)
Урок 28. Горные породы, слагающие земную кору.
Практическая работа №4. Знакомство с горными породами.
Урок 29. Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Литосфера.
Урок 30. Движение литосферных плит.
Практическая работа №5. Знакомство с очертаниями материков и океанов, проверка гипотезы А. Вегенера.
Урок 31. Землетрясения.
Практическая работа №6. Определение по карте сейсмических районов земного шара. Описание форм рельефа.
Урок 32. Вулканы, гейзеры, горячие источники.
ТЕМА 3. Рельеф Земли.
Урок 33. Рельеф и его значение для человека.
Урок 34. Изображение рельефа на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.
Практическая работа №7. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей.
Урок 35. Основные формы рельефа Земли. Горы и равнины суши. Рельеф дна мирового океана.
Урок 36. Горы. Процессы формирования, развития и разрушения гор. Различие гор по высоте. Стихийные процессы в горах.
Практическая работа №8. Нанесение на к/к географической номенклатуры.
Урок 37. Равнины. Различие равнин по высоте. Образование равнин и их изменение во времени.
Урок 38. Урок обобщения и контроля знаний.
ТЕМА 4. Атмосфера и климаты Земли (10 часов)
Урок 39. Атмосферный воздух. Состав и строение атмосферы. Воздушные массы.
Практическая работа №9. Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы».
Урок 40. Температура воздуха. Суточный, годовой ход температуры воздуха. Тепловые пояса Земли.
Урок 41. Атмосферное давление. Ветер.
Урок 42. Атмосферные осадки. Облака.
Урок 43. Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.
Урок 44. Циркуляция атмосферы.
Практическая работа №10. Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара».
Урок 45. Климаты Земли. Основные и переходные климатические пояса.
Урок 46. Работа с климатическими картами (урок-практикум).
Урок 47. Наблюдение за погодой. Составление графика хода температуры воздуха, розы ветров.
Урок 48. Урок обобщения и контроля знаний.
ТЕМА 5. Вода — кровеносная система Земли (6 часов)
Урок 49. Круговорот воды в природе.
Практическая работа №11. Составление простейшей схемы «Круговорот воды в природе».
Урок 50. Реки в природе и на географической карте. Элементы речной системы. Питание и режим рек. Влияние рельефа дна реки.
Практическая работа №12. Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира.
Урок 51. Озера. Происхождение озерных котловин.
Урок 52. Подземные воды. Болота.
Урок 53. Ледники (горные и покровные).
Урок 54. Урок обобщения знаний.
Раздел 4.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ (11 часов)
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятия и термины: биосфера, природный комплекс, природная зона, географическая оболочка;
- называть меры по охране природы;
- приводить примеры способов предсказания стихийных бедствий;
- составлять описание природного комплекса;
- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
ТЕМА 1. Живая планета (3 часа)
Урок 55. Биосфера — живая оболочка Земли.
Урок 56. Закономерности распространения живых организмов на Земле.
Практическая работа №13. Сравнение растительности экваториальных лесов и лесов умеренного пояса (либо степей и тундр).
Урок 57. Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы.
Практическая работ №14. Знакомство с рисунками различных почвенных профилей.
ТЕМА 2. Географическая оболочка и ее закономерности (4 часа)
Урок 58. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли.
Урок 59. Природные комплексы. Природные компоненты. Географическая зональность и высотная поясность.
Урок 60. Природные зоны Земли.
Урок 61. Практическая работа №15. Комплексное описание одной из природных зон.
Урок 62. Географическая оболочка и ее закономерности.
ТЕМА 3. Природа и человек (4 часа)
Урок 63. Воздействие природных явлений на жизнь людей.
Практическая работа №16. Стихийные бедствия и человек в экстремальных ситуациях.
Урок 64. Воздействие человека на природу Земли. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу.
Урок 65. Охрана природы.
Урок 66. Заключительный урок.
Резерв времени — 2 часа.
Тематика обязательных практических работ в 6 классе
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, а иногда требуют длительных наблюдений. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя:
- чтение плана местности, географической карты,
- ориентирование на местности,
- проведение съемки местности и составление простейшего плана,
- определение координат географических объектов по глобусу и географической карте,
- нанесение географических объектов на контурную карту,
- описание географического объекта (формы рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану,
- проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за определенный промежуток времени,
- наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.
VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Регулятивные (учебно-организационные):
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
- оценивать работу одноклассников.
Познавательные
учебно-логические:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- выявлять причинно-следственные связи;
- решать проблемные задачи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
учебно-информационные:
- поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
- качественное и количественное описание объекта;
- классификация и организация информации;
- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• основные географические понятия и термины;
•географические явления и процессы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
•географические особенности природы своей страны; географию народов России; различия в хозяйственном освоении различных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством между отдельными территориями страны;
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
•природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
№ урока | Дата | Тема урока | Практическая работа, контрольная работа, тесты | Методические рекомендации | Программное обеспечение, видеофильмы | Домашнее задание |
Введение 1 час | ||||||
1 | 6.09 | Что изучает география? Место географических знаний в современной жизни. | ||||
Раздел I. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ 8 часов | ||||||
ТЕМА 1. Земля – планета Солнечной системы 3 часа | ||||||
2 | 6.09 | Как устроен наш мир. Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира. | Учащиеся должны уметь: - объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты; - приводить примеры географических следствий движения Земли; - определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе; - называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. | |||
3 | 13.09 | Вращение Земли и его следствие. Движение Земли вокруг Солнца, смена времен дня. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи. | ||||
4 | 13.09 | Урок обобщения знаний. | ||||
ТЕМА 2. Изображение Земли на глобусе | 5 часов | |||||
5 | 20.09 | Глобус — модель Земли. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Изображение Земли на глобусе: достоинства и недостатки. | ||||
6 | 20.09 | Градусная сеть, параллели и меридианы. Экватор, нулевой меридиан, тропики, полярные круги. | ||||
7 | 27.09 | Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота. | ||||
8 | 27.09 | Определение географических координат точки по глобусу. | Практическая работа №1 Определение расстояний, направлений и географических координат на глобусе, карте. Обозначение на к.к. России местоположения своего населённого пункта по географическим координатам | |||
9 | 4.10 | Урок обобщения знаний. | ||||
Раздел 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ 13 часов | ||||||
ТЕМА 1. Путешествия и их географические отражения 8 часов | ||||||
10 | 4.10 | План местности. | Практическая работа № 2. | Учащиеся должны уметь: | ||
11 | 11.10 | . Условные знаки, масштаб. | ||||
12 | 11.10 | Ориентирование на местности. Компас, азимут. | Практическая работа № 3. Определение азимутов точек. | |||
13 | 18.10 | Составление плана местности | ||||
14 | 18.10 | Географическая карта. История создания карт. | ||||
15 | 25.10 | Многообразие карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории. | ||||
16 | 25.10 | Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте. | Практическая работа № 4. | |||
17 | 8.11 | Урок обобщения и контроля знаний | ||||
ТЕМА 2. История открытия и освоения Земли | 5 часов | |||||
18 | 8.11 | Географические открытия Древности и Средневековья. | ||||
19 | 15.11 | Великие географические открытия. | ||||
20 | 15.11 | Открытие Австралии и Антарктиды. В поисках Земли южной. | ||||
21 | 22.11 | Исследование Мирового океана и внутренних частей материков. | Практическая работа № 5. Составление таблицы «Как люди открывали Землю». | |||
22 | 22.11 | Обобщение знаний. | ||||
Раздел 3. ПРИРОДА ЗЕМЛИ 32 часа | ||||||
ТЕМА 1,2,3 Как устроена наша планета (5ч); Внутреннее и внешнее устройство земной поверхности 16 часов | ||||||
23 | 29.11 | Облик земного шара. Материки и океаны. Части Мирового океана. | Практическая работа № 6. Нанесение на к/к географической номенклатуры. | Учащиеся должны уметь: | ||
24 | 29.11 | Свойство вод Мирового океана. Температура и соленость вод. | ||||
25 | 6.12 | Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы и отливы. | ||||
26 | 6.12 | Морские течения. Составление карты «Поверхностные течения Мирового океана». | Практическая работа №7 Составление картосхемы ”Течения в Океане”. | |||
27 | 13.12 | Обобщение знаний. Человек и Мировой океан. | ||||
28 | 13.12 | Горные породы, слагающие земную кору. | Практическая работа № 8. Знакомство с горными породами. | |||
29 | 20.12 | Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Литосфера. | ||||
30 | 20.12 | Движение литосферных плит. | Практическая работа № 9. "Строение земной коры" | |||
31 | 27.12 | Землетрясения. | Практическая работа № 10. Определение по карте сейсмических районов земного шара. Описание форм рельефа. | |||
32 | 27.12 | Вулканы, гейзеры, горячие источники. | ||||
33 | 10.01 | Рельеф и его значение для человека. | ||||
34 | 10.01 | Изображение рельефа на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. | Практическая работа № 11. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей. | |||
35 | 17.01 | Основные формы рельефа Земли. Горы и равнины суши. Рельеф дна мирового океана. | ||||
36 | 17.01 | Горы. Процессы формирования, развития и разрушения гор. Различие гор по высоте. Стихийные процессы в горах. | Практическая работа № 12. Нанесение на к/к географической номенклатуры. | |||
37 | 24.01 | Равнины. Различие равнин по высоте. Образование равнин и их изменение во времени. | ||||
38 | 24.01 | Урок обобщения и контроля знаний. | ||||
ТЕМА 4. Атмосфера и климаты Земли | 10 часов | |||||
39 | 31.01 | Атмосферный воздух. Состав и строение атмосферы. Воздушные массы. | Практическая работа № 13. Составление схемы «Строение атмосферы». | |||
40 | 31.01 | Температура воздуха. Суточный, годовой ход температуры воздуха. Тепловые пояса Земли. | ||||
41 | 7.02 | Атмосферное давление. Ветер. | ||||
42 | 7.02 | Атмосферные осадки. Облака. | ||||
43 | 11.02 | Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. | ||||
44 | 11.02 | Циркуляция атмосферы. | Практическая работа № 14. "Воздушные массы и постоянные ветры» | |||
45 | 21.02 | Климаты Земли. Основные и переходные климатические пояса. | ||||
46 | 21.02 | Работа с климатическими картами |
| |||
47 | 28.02 | Наблюдение за погодой. Составление графика хода температуры воздуха, розы ветров. | Практическая работа № 15 "Составление графика хода температуры воздуха, роза ветров". | |||
48 | 28.02 | Урок обобщения и контроля знаний. | ||||
ТЕМА 5. Вода — кровеносная система Земли | 6 часов | |||||
49 | 7.03 | Круговорот воды в природе. | Творческая работа "Путешествие капельки" | |||
50 | 7.03 | Реки в природе и на географической карте. Элементы речной системы. Питание и режим рек. Влияние рельефа дна реки. | Практическая работа № 16. Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. | |||
51 | 14.03 | Озера. Происхождение озерных котловин. | ||||
52 | 21.03 | Подземные воды. Болота. | ||||
53 | 21.03 | Ледники (горные и покровные). | ||||
54 | 4.04 | Урок обобщения знаний. | ||||
Раздел 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ 11 часов | ||||||
ТЕМА 1. Живая планета | Учащиеся должны уметь: - называть меры по охране природы; | 3 часа | ||||
55 | 4.04 | Биосфера — живая оболочка Земли. | ||||
56 | 11.04 | Закономерности распространения живых организмов на Земле. |
| |||
57 | 11.04 | Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы. |
| |||
ТЕМА 2. Географическая оболочка и ее закономерности | 4 часа | |||||
58 | 18.04 | Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. | ||||
59 | 18.04 | Природные комплексы. Природные компоненты. Географическая зональность и высотная поясность. | ||||
60 | 25.04 | Природные зоны Земли. | ||||
61 | 25.04 | Практическая работа № 17. Комплексное описание одной из природных зон. | ||||
62 | 10.05 | Географическая оболочка и ее закономерности. | ||||
ТЕМА 3. Природа и человек | 4 часа | |||||
63 | 2.05 | Воздействие природных явлений на жизнь людей. |
| |||
64 | 2.05 | Воздействие человека на природу Земли. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу. | ||||
65 | 16.05 | Мирное сосуществование человека и природы. Охрана природы. | ||||
66 | 16.05 | Заключительный урок. | ||||
67 | 23.05 | Повторение | ||||
68 | 23.05 | Повторение |
VIII. Материально-техническое обеспечение
- Карта полушарий
- Физическая карта мира
- Физическая карта России
- Коллекции
•Гербарий культурных и дикорастущих растений природных зон 1 экз. • Коллекция горных пород и минералов 1 экз. • Коллекция полезных ископаемых 1 экз. • Коллекция топливных полезных • Минералы и горные породы. 1экз. • Торф и продукты его переработки. 1экз. • Каменный уголь и продукты его • Нефть и продукты её переработки. 1экз. • Коллекция «Полезных ископаемых» 1 экз. • Шкала твёрдости. 1экз. • Глобус Земли физический. Масштаб 1: 30 млн. 1 шт. • Глобус Земли политический. • Глобус черный. Масштаб 1: 50 млн. 1 шт. • Компас ученический 16 шт. |
2. Приборы |
Приборы демонстрационные, инструменты, приспособления
|
IX. Список литературы
- Программа Министерства просвещения РФ, 2011г.
- Учебник автор линия МГУ под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева «ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ».
- Дополнительная литература
Румянцев А. В, Ким Э.В. Планирование уроков. — М: МИОО, 2009.
4. Румынина Я.С, Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6-11 классы. — М.: Школа-Пресс, 2009.
5. Мультимедийная программа по географии 6 класс.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по географии Иркутской области (8-9 класс)
Пояснительная записка
Курс «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география Иркутской области» (17 часов). Данный курс является заключительным блоком изучения географии России.
Цель курса «География иркутской области» - дать учащимся комплексное представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.
Задачи курса – дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, её природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики в переходный период. Анализируя особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен пособием (Бояркин В.М.) , атласом «Иркутск и Иркутская область».
Настоящая программа по курсу «География Иркутской области» составлена с учётом усиления стандарта школьного географического образования (программа «География своего региона»), потенциала учебного заведения и контингента учащихся. В ней отражены актуальные тенденции современной профильно-ориентированной школы.
Отличительной особенностью является то, что в программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве «групповые формы работы», разноуровневое обучение на основе дифференцированного подхода, личносто-ориенированное обучение, метод проектов, информационные технологии.
В рамках изучения курса планируется различная деятельность учащихся: дискуссии, диалоги, конференции, защита научно-исследовательских проектов, интеллектуальные марафоны, круглые столы, поиск и обработка информации с использование Интернет технологий.
В программе даны практические работы, составленные на основе новых образовательных технологий.
Программа – документ рекомендательный. Структура программы позволяет моделировать её в зависимости от интересов учащихся (количество практических работ, экскурсий, творческих заданий зависит от реальных условий, в которых находится учебное заведение, предлагаются на выбор учителя и учащихся).
Требования к уровню подготовки учащихся
- Знать: особенности экономико-географического положения Иркутской области и отдельных её районов; историю исследования и этапы хозяйственного освоения; влияние природы на заселение территории и здоровье населения; обеспеченность Иркутской области различными видами природных ресурсов. Хозяйственную их оценку и рациональное использование4 экологическую ситуацию области; численность населения и источники его формирования (естественное движение, миграции); особенности возрастной-половой структуры населения; особенности расселения и урбанизация; национальный и религиозный состав; особенности развития и структуры народного хозяйства Иркутской области; различие предприятий по формам собственности; проблемы развития экономики; специализирующие производства, обеспеченность их сырьём; факторы размещения производства; внешние экономические связи области.
- Уметь: читать и анализировать карту, географические (диаграмма, график) и статистические материалы; описывать и характеризовать ЭГП области, административных районов, городов; составлять диаграммы, графики, картосхемы; распознавать и обозначать на контурной карте города, транспортную сеть, месторождения полезных ископаемых; внутренние и внешние связи, схемы взаимосвязей производства, устанавливать причинно-следственные связи в схеме «общество-природа» на основе анализа разных тематических карт; прогнозировать перспективы социально-экономического развития области и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду; ранжировать и анализировать статистические материалы.
- Объяснять: влияние географического положения на особенности развития хозяйства Иркутской области; особенности рельефа и полезных ископаемых в связи с геологическим строение территории; влияние природно-климатических факторов на специализацию сельскохозяйственного производства; различия в размещении, естественном и механическом движении, половозрастной структуре в пределах области, влияние природных и социально-исторических факторов на развитие и размещение отраслей хозяйства.
Физическая география Иркутской области
Введение (1 час)
Региональный курс географии Иркутской области. Что изучает физическая география Иркутской области. Источники географических знаний – учебные пособия, атлас, рабочая тетрадь, краеведческая литература, материалы средств массовой информации. Положение своего населённого пункта на карте области.
Практические (1) и творческие задания (2,3 по выбору):
- Знакомство с источниками географической информации и комплектом учебных пособий по географии Иркутской области.
- Подбор научно-художественных произведений о своем крае (стихи, песни, книги, открытки, рисунки) – оформление выставки «Край родной навек любимый»
- Сообщения (реферат) о географических явлениях, процессах, событиях в области, происходящих в последние столетия по материалам областных (районных) газет, радио, телевидения.
Тема 1: Территория, границы, географическое положение (1 час).
Иркутская область на картах мира, Евразии, России, Сибири. Координаты, протяжённость. Континентальное положение. Естественные(природные) и административные границы. Величина территории.
Практическое задание:
Отметить на карте границы области, её крайние точки, определить их координаты, подписать пограничные территории. Подписать областной и административный (районный) центры, свой населённый пункт.
Тема 2: История исследования территории области (2 часа).
XVII в.- век землепроходцев и основания острогов. П.Пянда, В.Бугор, К.Иванов, Я.Похабов, Е.Хабаров и др.
XVIII в.- начало научных исследований территории области (Д.Г.Мессершмидт, И.Г.Гмелин, П.С. Паллас, И.Г.Геогри.)
XIX в. – учреждение РГО (1845 г.) и СО РГО (1851 г.) в Иркутске. А.Ф.Миддендорф, П.А.Кропоткин, И.Д.Черский, А.Л.Чекановский, В.А.Обручев.
XX в. – Строительство Транссибирской железной дороги. Исследования современных учёных – М.М.Кожов, В.А.Протов, Г.И.Галазий, В.Б.Сочала, В.В.Воробьёв.
Практические (1,2) и творческая (3) задания:
- Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты их основания. Почему северные остроги основаны раньше, чем южные.
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Доклады, рефераты, стенды об учёных- исследователях Иркутской области.
Тема 3: Геологическое строение и полезные ископаемые Иркутской области (2 часа).
Основные структуры земной коры – платформа, складчатые пояса, впадины. Их возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Полезные ископаемые, закономерности их размещения. Минеральные ресурсы области, проблемы их рационального использования. Ресурсы своей местности. Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных ископаемых и их переработке.
Практические (1,2) и творческие (3,4) задания:
- Изучить по картам (атлас, стр.17-18) геологическое строение, тектонические структуры и размещение полезных ископаемых. Нанести на карту крупные месторождения угля, нефти и газа, золото, соли, слюды, подписать названия месторождений.
- Знакомство с коллекцией горных пород и полезных ископаемых своей местности.
- Экскурсия на обнажение (шахту, рудник).
- Сообщения, рефераты, обсуждение по проблемам, рационального использования природных ресурсов и загрязнение окружающей среды своей местности.
Тема 4: Рельеф (1 час).
Основные формы рельефа. Связь рельефа с тектоническим строением и геологией. Особенности рельефа своей местности.
Практические и творческие задания:
- Изучить по физической карте (атлас, с.16) формы рельефа области. Нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие высоты области и наименьшую высоту. Определить абсолютную высоту своей местности.
- Составить описание рельефа своей местности, показать его влияние на хозяйственную деятельность человека – размещение полей, пашни и огородов, постройку жилищ, прокладку дорог и т.п.
- Какие предприятия и учреждения по разработке и добыче минерального сырья имеются в вашей местности? Как решаются проблемы рекультивации земель и загрязнение окружающей среды.
Тема 5: Климат (2 часа).
Климатообразующие факторы. Тип климата области, его особенности. Сезоны года. Погода и климат своей местности. Неблагоприятные климатические явления ( суровость, летние заморозки, засухи и т.д.). Климат и здоровье человека.
Практические (1) и творческие (2,3,4) задания:
- Проанализировать климатическую карту (атлас, с.21-21) (распределение температур и осадков по территории области, максимальные и минимальные температуры, амплитуды температуры и осадков, роза ветров). Континентальность климата.
- Климат своей местности.
- Местные приметы погоды, изменение самочувствия людей при резких изменения перемены погоды.
- Загрязнение воздуха на территории своего района (по данным метеостанции, сообщениям радио).
Тема 6: Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота. (3 часа)
Разнообразие и богатство вод области.
Реки. Влияние рельефа, климата на размещение, питание и режим рек. Характеристика речной сети – Ангары, Лены, Нижней Тунгуски.
Озёра и водохранилища.
Байкал – уникальный водоём планеты.
Подземные воды, их виды и использование. Охрана вод. Воды моей местности. Многолетняя мерзлота.
Практические и творческие задания:
- Знакомство с картой поверхностных вод (атлас, с.22-23). Работа с диаграммами и текстом карт.
- Круглый стол «Байкал – колодец планеты».
- Подобрать стихи, песни, легенды, образные выражения о Байкале.
- Описание водоема своей местности. Качество питьевой воды.
- Дискуссия – «Ангарские ГЭС и водохранилища», их «плюсы» и «минусы».
- Проблема качественной питьевой воды области, меры по охране вод.
- Многолетняя мерзлота, её влияние на природу и хозяйственное освоение территории.
Тема 7: Почвы (1 час).
Почвы, их образование, значение в природе и жизни человека.
Почвы тайги, «островных» лесостепей и степей, горных территорий.
Почвено-земельные ресурсы области и их охрана.
Почвы своей местности.
Практическая (1) и творческое (2) задания:
- Знакомство с почвенной картой (атлас, с.25).
- Описание почв своей местности. Работы по улучшению плодородия почв на огороде, дачном участке, в поле.
Тема 8: Растительность (1 час).
Зона тайги. Характеристика деревьев и кустарников зоны тайги. «Островные» лесостепи и степи, древесная и травянистая растительность. Причины появления «островной» растительности.
Вертикальная поясность.
Растительные ресурсы области, их охрана и использование. «Красная книга» Иркутской области.
Практические (1) и творческие (2,3,4) задания:
- Знакомство с картой растительности (атлас, с.26). Выделение высокогорной растительности, темнохвойных и светлохвойных лесов, разной растительности равнинных территорий.
- Составить описание растительности своей местности.
- Использование даров природы местным населением (описание, рассказы, выставка).
- Сочинение, обсуждение на темы: а) «Нет леса - посади, мало леса - не руби, много леса – береги»; б) «В лесу жить – голода не видать».
Тема 9: Животный мир (1 час).
Разнообразие животного мира области. Видовой состав.
Охотничье – промысловые ресурсы области. Проблема охраны животных. «Красная книга» Иркутской области.
Практическое (1) и творческие (2,3) задания:
- Знакомство с зоогеографической картой (атлас, с.27). Животные горной тундры, тайги, лесостепей и степей.
- Животный мир своей местности (можно водоёма).
- Дать описание одного из полюбившихся животных с использование научно-художественной литературы и знаний по биологии.
Тема 10: Природно-территорильные комплексы и охрана природы (1 час).
Природно-территориальные комплексы тайги, «островных» лесостепей и степей, горных территорий, краткая их характеристика, охрана комплексов.
Охраняемые территории – заповедники, национальные парки, заказники.
Памятник мирового наследия – оз.Байкал.
Практическая (1) и творческие (2,3,4,5) задания:
- Знакомство с картами с физико–географического районирования (атлас,с.28) и экологических условий (атлас, с.29), с видами загрязнений.
- Описать один из типов охраняемых территорий – заповедник, национальный парк, заказник.
- Охрана оз.Байкал – всеобщая забота (стенды, рефераты, сообщения).
- Экологические проблемы своей местности. Влияние экологических условий на здоровье местного населении.
- Составить характеристику ПТК своей местности – луг, лес, болото, склон горы, водораздел.
Тема 11: Природа «малой родины» (2 часа).
Названия административного района, центра, своего населённого пункта.
Топонимическое значение этих названий.
Географическое положение на карте области. Координаты. Природные условия и ресурсы, природно-территориальные комплексы. Оценка экологического состояния и его влияние на здоровье человека.
Практическая (1) и творческие (2,3) задания:
- Составить план (схему) своего населённого пункта. Обозначить на плане основные ПТК.
- На гербе Иркутска изображён бабр несущий в зубах соболя. Изобразите герб своего административного центра или своего населённого пункта.
- Ваше представление о будущем города (села, района, области) и ваше участие в жизни и преобразовании родного края.
Обобщающее повторение (1 час).
Экономическая география Иркутской области
Тема 1: Экономико-географическое положение (2 часа).
Площадь территории области. Сравнение её с размерами других субъектов РФ и зарубежных стан.
Математико-, физико-, экономико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие экономики.
Административно - территориальное устройство области.
Социокультурный практикум – 1
- Определение по картам ЭГП, выявление его особенностей, крайних точек.
- Обозначение на контурной карте границ области и её административных районов.
- Сравнение административных районов по площади и их территории географическому положению (выявление главных особенностей ЭГП: южные, северные, прижелезнодорожные, в т.ч. прибамовские, приленские и др.).
Тема 2: История освоения территории области (2 часа).
Исторические периоды освоения территории:
I – до начала XVII в. – кочевание местных племён бурят, эвенков (тунгусов), тофов (карагасов);
II – XVII- середина XVIII вв. – хозяйственное освоение русскими территории Прибайкалья;
III – середина XVIII - начало XIX вв. – развитие хозяйства по воздействием Сибирского (Московского) тракта;
IV – 1840-1900 гг. – отмена крепостного права, золотодобыча и её воздействие на экономику Иркутской губернии;
V – 1900-1917 гг. – строительство транссибирской железнодорожной магистрали, перестройка хозяйства области под её влиянием;
VI –советский – формирование области в современных границах, коллективизация, индустриализация экономики и связанные с этим особенности её развития;
VII – развитие хозяйства по пути рыночных отношений, разгосударствление собственности. создание новых форм организации производства.
Социокультурный практикум – 2
Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области известными писателями, поэтами, учёными.
Тема 3: Население Иркутской области (4 часа).
Динамика численности населения (перепись 1939-2002 гг.). Источники её изменения – естественное движение и миграция.
Возрастно-половая структура (особенности, сравнение с показателями по РФ, Центральной и Южной России). Национальный состав населения. Рынок труда.
Расселение населения. Типы поселений (городские, сельские). Урбанизация, её региональные особенности. Плотность населения. Зоны расселения: северная и южная.
Социокультурный практикум – 3
- Проведите социологическое исследование:
- Узнайте, сколько детей в семьях Ваших родных, знакомых, соседей, друзей (10 семей). Результаты отразите в столбчатой диаграмме;
- Выясните, сколько детей было у Вашей бабушки, прабабушки, пропрабабушки; сравните с вашей семьёй, остройте график.
- выясните, где проживали Ваши родственники (в сельской, городской местности); повлияла ли городская среда на изменение числа детей в семье?
- Сделайте вывод на основании анализа графиков: идёт ли сокращение детности семьи. Укажите причины.
- Сделайте прогноз численности населения области на 2012 год. Прогноз обоснуйте.
- На представленной блок схеме:
- Распознайте и подпишите города;
- Покажите разным цветом города областного и районного подчинения;
- Штриховкой пунсона обозначьте периоды образования городов (города возникшие до революции, города родственники революции (1917 г.); довоенные (до 1941 г.); послевоенные).
- Составьте «визитную карточку» городов для привлечения туристов, промышленников, инвесторов и др.; Иркутска, Ангарска, Шелехова, Черемхово, Байкальска, Тайшета, Саянска, Усть-Кута (учитывайте одну или несколько характеристик: специализация, географическое положение, значимость города для России, мира, области и др.).
Тема 4: Природно-ресурсный потенциал области (2 часа).
Основные закономерности размещения минеральных ресурсов, их запасы и различия по территории.
Агроклиматические, водные и гидроэнергетические, лесные, охотничье –промысловые, рекреационные ресурсы.
Особенности их размещения и хозяйственная оценка. Транспортно-географическое положение, как фактор освоения природно-ресурсного потенциала. Проблемы рационального использования природных ресурсов.
Социокультурный практикум:
- Составьте блок-схему размещения главных сырьевых баз области: а) существующие; б) перспективных. Обоснуйте необходимость и целесообразность их эксплуатации.
- Относятся ли к Иркутской области пророческие слова Д.И.Менделеева, высказанные им в начале XX в.: «Откуда происходит наша бедность?... Это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Докажите это положение.
- Добывающая промышленность области находится в критическом состоянии из-за ряда причин; отсутствие средств на развитие данной капиталоёмкой отрасли, уменьшение спроса на сырьё и др. Как вы считаете целесообразно поступить в данной ситуации:
а) Законсервировать месторождение до лучших времён;
б) Изыскать средства любым путём и вложить их в развитие добывающей промышленности;
в) Привлечь иностранный капитал для совместных разработок;
г) Полностью отдать месторождение на определённый срок иностранным компаниям, получив средства для решения других проблем области?
Определите свою позицию и обоснуйте правильность её выбора.
Тема 5: Хозяйство Иркутской области (5 часов).
Факторы развития экономики области. Структура народного хозяйства. Особенности развития в условиях рыночных отношений. Изменение форм организации производства в связи с изменением форм собственности. главная отрасль народного хозяйства – промышленность. Её отраслевая структура. Характеристика главных отраслей: электроэнергетики, топливной, цветной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, машиностроения, горнодобывающей промышленности. Факторы размещения и география предприятий данных отраслей. Проблемы и перспективы развития промышленности. Оценка основных источников загрязнения окружающей среды.
Сельское хозяйство. Земельный фонд, его структура. Сельскохозяйственные угодья, их количественная и качественная оценка. Развитие растениеводства и животноводства. Сельскохозяйственные районы и их специализация. Обеспеченность сельскохозяйственной продукцией населения области. оценка воздействия сельского хозяйства на окружающую среду.
Транспорт. Виды транспорта получившие развитие в области. густота транспортной сети. Структура перевозки грузов, пассажиров, грузооборота пассажирооборота по видам транспорта. Характеристика видов транспорта. Транспортные магистрали. Виды перевозимых грузов. Транспорт как источник загрязнения окружающей среды.
Социокультурный практикум:
1. Многие называли XX в. – веком нефти. Как вы считаете можно ли с уверенностью утверждать, что нефть и газ в XX в. будут рассматривать в качестве основного топливного баланса области? Ответ аргументируйте. Какой их этих видов ресурсов может стать лидером в XXI в. и почему?
2. Нанесите на контурную карту ГЭС области, укажите названия и мощности.
3. Рассчитайте удельный вес энергии, вырабатываемой на Братской ГЭС, используется на выплавку алюминия на БРАЗе, если известно. что его мощность составляет 900 тыс.тонн алюминия в год, а выработка электорэнергии – 23 млрд кВт/час. Обоснованно ли строительство БРАЗа с этой точки зрения.
4. Правильно ли, на ваш взгляд было размещение целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске. Обоснуйте ответ. Предложите альтернативные варианты дальнейшего развития БЦБК с нанесением наименьшего экологического ущерба оз. Байкал.
5. Проследите по картам атласа «Иркутск и Иркутская область» смену сельскохозяйственной специализации с севера на юг и с запада на восток. Объясните какие факторы оказывают влияние на её зональность (сопоставление физико-географических карт и специализации сельского хозяйства).
6. Какие виды транспорта можно выбрать, путешествуя из Иркутска в Бодайбо, Тайшет, Качуг, Балаганск, Ебогачет, Усть-Илимск. какой из городов имеет наилучшую транспортную доступность, почему?
7. Подготовьте доклады о Кругобайкальской железной дороге. Обоснуйте возможность использования её для целей рекреации.
Тема 6: Внешние экономические связи области (1 час).
внешние экономические связи – результат географического разделения труда. Предпосылки участия области во внешнеэкономическом обмене – естественно-географичкеские (богатство природно-ресурсного потенциала) и экономические (эффективность производства отдельных видов продукции, потребность в продукции), сдерживающий фактор – неблагоприятные транспортно-географические условия. Товарная структура экспорта и импорта продукции. Внешние экономические связи со странами СНГ и Балтии, со странами дальнего зарубежья.
Социокультурный практикум:
1. проанализировать статистические материалы во внешней торговле области:
а) вычислите удельный весэкспорта во внешнеторговом обороте за 1995 и 2001 гг. Выявит особенности его изменений.
б) Составить круговую диаграмму «Товарная структура экспорта и импорта области». определить самый значимый товар (по стоимости) в экспорте и импорте.
в) С какими с странами область имеет тесные внешнеэкономические связи.
2. Создать картосхему «Внешние экономические связи Иркутской области».
Тема 7: Обобщение материала по Иркутской области (1 час).
1. Составление структурно-логической схемы.
Цель: систематизация и обобщение учебного материала по курсу «экономическая география Иркутской области».
2. Проведение интеллектуального марафона.
Цель: выявление уровня разностороннего знания области, эрудиции и оригинальности географического мышления.
Список литературы
1. Бояркин В.М. География Иркутской области/В.М. Бояркин. – Иркутск; Вост-Сиб.кн.изд-во, 2000.
2. Иркутск и Иркутская область. Атлас, - М.; Федеральная служба Г и К России, 2010 г.
Календарно-тематическое планирование по
«Физической географии Иркутской области»
№ | Тема, подтема | Кол-во часов | Календ.сроки | Тип урока | Основные виды деятельности | Межпредм. связи | Повторение | Оборудование | Контроль ЗУН |
1. | Тема 1: Территория, границы, географическое положение | 1 | 02.09 | комбинорованный | Работа с контурной картой | Экономика | Стр. 3-8 | Политико-административная карта России, карта Иркутской области | |
2. | Тема 2: История исследования территории области | 1 | 9.09 | Урок усвоения новых знаний учащимися | Составление конспекта темы | История | Стр. 8-14 | Портреты путешественников, карта области | |
3. | Тема 3: Геологическое строение и полезные ископаемые Иркутской области | 1 | 16.09 | Практическая работа | Работа с контурной картой, знакомство с коллекцией | Геология | Стр.15-19 | Карта Иркутской области, коллекция горных пород | Практическая работа |
4. | Полезные ископаемые Братского района | 1 | 23.09 | Комбинированный | Сообщение по теме | Геология | Карта Тайшетского района | ||
5. | Тема 4: Рельеф. Землетрясения | 1 | 30.09 | Практическая работа | Отметить наибольшие и наименьшие высоты, выписать основные формы рельефа | Морфология, геология | Стр.19-23 | Физическая карта Иркутской области | Практическая работа |
6. | Тема 5: Климат | 1 | 07. 10 | Комбинированный | Анализ показателей климата в тексте учебника | Климатология | Стр.32-36 | Климатическая карта России, таблицы | |
7. | Сезоны года | 1 | 14.10 | Описание сезонов года, построение графиков годового хода температур воздуха, диаграммы годового количества осадков | Климатология | Стр.37-44 | Учебник, дневники наблюдения за погодой | ||
8. | Тема 6: Внутренние воды и водные ресурсы, Многолетняя мерзлота | 1 | 21.10 | Работа с атласами, картами | Обозначение крупных рек на карте | География | Стр.45-51 | Физическая карта области, таблицы | Практическая работа |
9. | Характеристика речной сети Ангары | 1 | 28.10 | Описание реки по плану | Гидрология | Стр.52-56 | Учебники, карта, план описания реки | ||
10. | Урок-путешествие по Байкалу | 1 | 11.11 | Решение тестовых заданий | История | Стр.57-60 | Фильм «Байкал-колодец планеты», картины, тесты | Географический диктант | |
11. | Водохранилища, болота, подземные воды. Охрана вод | 1 | 18.11 | Прослушивание сообщения о минеральных источниках Иркутской области, составление программы охраны вод | Экология | Стр.60-65 | Карта области, коллекция торфа | ||
12. | Тема 7. Почвы | 1 | 26511 | Описание почв своей местности, программа по улучшению почв | Почвоведение | Стр.66-68 | Почвенная карта России, коллекция почв | ||
13. | Тема 8. Растительность. Зона тайги | 1 | 02.12 | Составить описание растительности своей местности | Биология | Стр.69-74 | Карта природных зон, гербарий растений тайги, картины | ||
14. | Растительность степей и лесостепей. | 1 | 9. 12 | Описание степного комплекса | Биология | Стр.74-75 | Карта природных зон, гербарий степных растений, таблицы | ||
15. | Тема 9. Животный мир | 1 | 16.12 | Описание одного животного по выбору учащегося | Зоология | Стр.76-83 | Картины, таблицы | ||
16. | Тема 10. Природно-территориальные комплексы и охрана природы | 1 | 23.12 | Характеристика ТПК своей местности | Экология | Стр.83-95, реферат о заповеднике | Таблицы, охраны природы | ||
17. | Обобщающее повторение | 1 | 30.12 | Решение тестов Итоговая контрольная работа. | Тесты по Иркутской области | Контрольная работа |
Экономическая география Иркутской области. (17 часов).
№ п/п | Тема, подтема | Кол – во часов | Дата | Тип урока | Контроль ЗУН | Межпредметные связи | Повторение | Осн. виды деят-ти | Оборудование |
Тема 1. Экономико - географическое положение. | 2 | ||||||||
1. | Экономико-географическое положение Иркутской области. | 1 | 02.09 | выборочный | Практическая работа №1 | экономика | Стр.3-8 | Определение по картам ЭГП, крайних точек | Экономическая карта Сибири и Дальнего Востока, карта РФ |
2. | Административно– территориальное устройство области. | 1 | 09.09 | выборочный | Экономика | Расположение районов области | Обозначение на контурной карте границ области и её районов. | Карта РФ | |
Тема 2. История освоения области. | 2 | ||||||||
3. | История освоения области. | 1 | 16.09 | Урок усвоения новых знаний учащимися | история | Конспект темы | Прослушивание сообщений об истории исследования области, запись в тетради | Учебник, рефераты, картины | |
4. | Исследование территории области. | 1 | 23.09 | Урок усвоения новых знаний учащимися | история | Историческое прошлое Иркутской области | Коммуникативные; Составление конспекта темы | Рефераты, картины | |
Тема 3. Население Иркутской области. | 4 | ||||||||
5. | История формирования населения. | 1 | 30.09 | Урок усвоения новых знаний учащимися | История | Население, воспроизводств населения. Стр.113-116 | Коммуникативные | Рефераты, учебник | |
6. | Численность и плотность населения. Демографическая ситуация. | 1 | 07.10 | выборочный | Практическая работа №2 Анализ демографической ситуации. Составление диаграмм численности населения | География России,экономика | Стр.116-118 | Уметь анализирован и делать выводи по диаграммам | Учебник, краеведческие материалы |
7. | Национальный состав населения. Рынок труда. | 1 | 14.10 | выборочный | Анализ национального состава своего населённого пункта по данным социологического опроса | Экономика | Стр.119 | Коммуникативные | Рефераты, учебник |
8. | Типы поселений. Урбанизация. | 1 | 21.10 | фронтальный | Заполнение таблицы по городам | Демография | Стр.120-125 | Коммуникативные | Политико-административная карта Иркутской области |
Тема 4. Природно – ресурсный потенциал области. | 2 | ||||||||
9. | Минеральные ресурсы, закономерности размещения. | 1 | 28.10 | выборочный | Составление схемы размещения главных сырьевых баз области | Экономика | Стр.24-31 | Коммуникативные | Учебник, атлас, экономическая карта области |
10. | Особенности размещения и хозяйственная оценка других видов ресурсов. | 1 | 11.11 | Урок усвоения новых знаний учащимися | Составление плана- конспекта темы | Экология | стр.32-83 | Коммуникативные | Экономическая карта области |
Тема 5. Хозяйство Иркутской области. | 5 | ||||||||
11. | Факторы развития экономики области. | 1 | 18.11 | выборочный | Составление схемы взаимосвязей отраслей хозяйства | Экономика, экология | Коммуникативные | Таблица «Структура народного хозяйства» | |
12. | Промышленность. Топливно – энергетический комплекс. | 1 | 25.11 | выборочный | Нанесение на контурную карту основных топливных баз | Экология | стр.143-153 | Коммуникативные | Экономическая карта области, коллекция различных видов топлива, |
13. | Обрабатывающая промышленность. | 1 | 02.12 | выборочный | Составление конспекта темы | Экология | стр. I57-179 | Коммуникативные | Учебник, карта области |
14. | Агропромышленный комплекс. | 1 | 09.12 | выборочный | Практическая работа №3 География сельского хозяйства. | Экология, почвоведение | Стр. 180-190 | Коммуникативные | Таблица «АПК», карта |
15. | Транспорт области. | 1 | 16.12 | фронтальный | Прослушивание сообщения о Кругобайкальской железной дороге | Экономика | Стр.191-200 | Коммуникативные | Атлас дорог России, рефераты |
Тема 6. Внешние экономические связи. | 1 | ||||||||
16. | Внешние экономические связи. Перспективы развития. | 1 | 19.12 | выборочный | Создание картосхемы «Внешние экономические связи Иркутской области» | Экономика | Стр.211-218 | Коммуникативные | Карта РФ |
Тема 7. Обобщение материала | 1 | ||||||||
17. | Итоговый урок. | 1 | 23.12 | фронтальный | Контрольная работа. | Экология | Вопросы стр.219-221 | Коммуникативные | Тестовые задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса. Базовый уровень. Автор Климанова О.А.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авто...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
рабочая программа по географии к учебнику Климановой О.А.
Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, календарное и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику "География. Землеведение 5-6 класс" под редакцией Климановой О.А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.ФГОС
Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...