рабочая программа по географии к учебнику Климановой О.А.
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, календарное и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, календарное планирование | 46.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 5 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии под редакцией О. И. Климановой, В.В. Климанова « География. Землеведение 5-6 класс» 2013 год. , изд. Дрофа.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов; развитие элементарных практических умений при работе
со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека; развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России.
Курс «Землеведение» является пропедевтическим по отношению к курсам «Страноведение» (7 класс, О.А. Климанова) и «География России» (8 класс А.И. Алексеева). В ходе изучения программы учащиеся ознакамливаются с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и хозяйственной деятельности населения. Программа реализует принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала. В структуре курса «География. Землеведение. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле— картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа. 1 час в неделю.
В программу внесены изменения
Содержание учебного курса 5 класса.
Раздел 1 Как устроена наша планета
ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля— обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля— планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;
приводить примеры географических следствий движения Земли;
определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности
ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ
Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?
Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
Исследования Океана и внутренних частей материков.
Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения источники географической информации.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; читать план местности и карту; производить простейшую съемку местности; работать с компасом, картой; классифицировать карты по назначению, масштабу и
охвату территории; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Раздел III. Как устроена наша планета
ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?
ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
ТЕМА 7. АТМОСФЕРА
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?
ТЕМА 8. БИОСФЕРА
Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?
Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
обозначать на контурной карте географические объекты;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
описывать погоду своей местности; вести простейшие наблюдения элементов погоды.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов; составлять простой и сложный план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников; выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между
компонентами объекта; составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; целостным мировоззрением осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности; основами экологической культуры.
Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Темы | Кол час | УУД |
Введение | 1 | 1.Познавательные. Выделяют обобщенный смысл, создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, извлекают необходимую информацию из текста, выделяют количественные и качественные характеристики объекта, выбирают смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними, восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задании, путем переформулировки, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждения, анализируют объект, выделяя признаки, применяют методы информационного поиска, осознано и произвольно строят речевые высказывания. 2. Регулятивные Сличают свой способ действия с эталонов, составляют план и последовательность действий, осознают качество и уровень усвоения знаний, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. 3. Коммуникативные Обмениваются знаниями между собой, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умеют слушать и слышать друг друга, развивают умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, определяют цели и функции участников, способы взаимодействия, принимают эффективные совместные решения, учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принять решение, умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия, полно и точно выражают свои мысли, понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной, учатся управлять поведением партнера – убеждать, контролировать, корректировать и оценивать, учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план. | ||
1 Как устроен наш мир | Земля во Вселенной | 5 | ||
Облик Земли | 5 | |||
2. Развитие географических знаний о земной поверхности | Изображение земли | 3 | ||
История открытия и освоения земли | 6 | |||
3. Как устроена наша планета | Литосфера | 5 | ||
Гидросфера | 3 | |||
Атмосфера | 3 | |||
Биосфера | 2 | |||
Природа и человек | 1 | |||
Календарно – тематическое планирование по географии 5 класс
№ | Тема урока | Кол часов | Дата | Вид контроля | Требования к результату | Вид учебной деятельности | ||||
1 | Что изучает география. | 1 | ||||||||
Раздел 1 Как устроен наш мир Тема 1 Земля во вселенной | 5 | |||||||||
2 | Представление об устройстве мира | таблица | Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный день», «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота»; показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети; объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия; определять координаты точек и точек по их географическим координатам. | Работа с источниками информации: таблицами и схемами учебника, моделью «Солнечная система». | ||||||
3 | Звезды и галактики | |||||||||
4 | Солнечная система | сообщения | ||||||||
5 | Луна-спутник земли | |||||||||
6 | Земля-планета солнечной системы | |||||||||
Сравнение глобуса, карты полушарий и физической карты России; выявление различий между ними. Определение расстояния и направлений по глобусу | ||||||||||
Тема 2 Облик земли | 5 | |||||||||
7 | Облик земного шара | |||||||||
8 | Форма и размеры земли. Глобус – модель земли | |||||||||
9 | Параллели и меридианы. Градусная сеть | |||||||||
10 | Урок-практикум Глобус как источник географической информации | Практическая работа | ||||||||
11 | Обобщение по разделу «Как устроен наш мир» | |||||||||
Раздел 2 Развитие географических знаний о земной поверхности Тема 3 Изображение земли | 3 | Знакомство с различными источниками информации — планами местности, географическими картами, аэрофотоснимками, космическими снимками. Выявление различий и сходства в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте. Чтение планов местности и карт | ||||||||
12 | Способы изображения земной поверхности | Учащийся должен уметь: составлять и оформлять планы местности, классной комнаты и т. п.; ориентироваться с помощью плана, по компасу, по местным признакам; приводить примеры географических карт, различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению; определять по карте местоположение объекта. | ||||||||
13 | История географической карты | |||||||||
14 | Определение расстояний по карте | |||||||||
Тема 4 История открытия и освоения Земли | 6 | |||||||||
15 | Географические открытия древности | |||||||||
16 | Географичес23.12кие открытия средневековья30.12 | |||||||||
17 | Великие географические открытия | Заполнение таблицы | ||||||||
18 | В поисках южной земли | |||||||||
19 | Исследования океана и внутренних частей материков | |||||||||
20 | Урок-практикум записки путешественников и литературные произведения как источник географической информации | |||||||||
Раздел 3 Как устроена наша планета Тема 5 Литосфера | 5 | Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «Мировой океан», «соленость», «промилле», «океанические течения», «волны», «приливы», «отливы», «литосферные плиты», «сейсмические пояса», «эпицентр землетрясения», «кратер», «гейзер», абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь», «горный хребет», «горная долина», «речная система» (и ее части), «бассейн реки», «водораздел», «питание реки», «режим реки», «воздушная масса», «тепловой пояс», «климатический пояс», «погода», «климат»; называть и показывать по карте основные географические объекты; | Формирование умений: работать с новыми понятиями и терминами; характеризовать методы изучения земных недр и Мирового океана; находить на картах основные формы рельефа суши и дна океана; изучать горные породы в ходе выполнения практической работы Формирование умений: работать с новыми понятиями и терминами темы; работать со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью выявления отличительных особенностей частей Мирового океана | |||||||
21 | Внутреннее строение Земли | Практическая работа | ||||||||
22 | Горные породы и их значение для человека | Географический диктант | ||||||||
23 | Урок-практикум Работа с коллекцией горных пород и минералов | |||||||||
24 | Рельеф и его значение для человека | |||||||||
25 | Основные формы рельефа Земли | |||||||||
Тема 6 Гидросфера | 3 | |||||||||
26 | Мировой круговорот воды | |||||||||
27 | Мировой океан и его части | |||||||||
28 | Гидросфера-кровеносная система Земли | |||||||||
Тема 7 Атмосфера | 3 | Формирование умений: измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра,облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации; описывать погоду своей местности; вести простейшие наблюдения за погодой | ||||||||
29 | Атмосфера земли и ее значение | измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц. Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «воздушная масса», «тепловой пояс», «климатический пояс», «погода», «климат»;; | ||||||||
30 | Погода | |||||||||
31 | Урок – практикум Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой | |||||||||
Тема 8 биосфера | 2 | Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «растительный покров», «местообитание», «географическая оболочка», «природная зона», объяснять закономерности распространения растительного и животного мира на Земле, приводить примеры; использовать географические карты для поиска информации; характеризовать природные зоны с использованием карт | Формирование умений: работать с новыми понятиями и терминами темы; называть и показывать по карте основные географические объекты; обозначать на контурной карте географические объекты; приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов на Земле; работать на экскурсии | |||||||
32 | Биосфера – живая оболочка Земли | |||||||||
33 | Урок – практикум. Экскурсия в природу | |||||||||
Тема 9 Природа и человек | 1 | использовать географические карты и др. источники информации для поиска информации. | Формирование умений: работать с новыми понятиями и терминами темы; называть и показывать по карте основные географические объекты; обозначать на контурной карте географические объекты; приводить примеры загрязнения окружающей среды человеком; объяснять необходимость охраны природы | |||||||
34-35 | Воздействие человека на природу Земли |
УМК «География. Землеведение.5 класс»
1. География. Землеведение.5- 6 класс. Учебник (под ред. О. А. Климановой). 2014-2015гг
2. География. Землеведение.5- 6 класс. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова).
3. Атлас по географии
5. Контурная карта по географии .
Материально –техническое оборудование
1. Коллекции горных пород и минералов (1-4 части)
2. Коллекция «Почва»
3. Гранит и его составные части
4. Коллекция полезных ископаемых для средней школы (1-3 части)
5. Раздаточный материал коллекции горных пород и минералов (1,2 части)
6. Глобус физический 1:83 000 000
7. Глобус физический 1:50 000 000
8. Глобус политический 1:50000000
9. Глобус физический 1: 30000000
10. Коллекция горных пород и минералов (1-4)
11. Диапроектор.
12. Экран 12. Компьютер
13. Слайд – альбомы:
1. Стихии Земли
2. Ландшафты Земли
3. Минералы и горные породы
14. Видеокассеты:
1. История географических открытий
2. География. Альманах
3. География 2,3
15.Таблицы:
Географическая оболочка и ее части; Воздействие человека на природу; Основные формы рельефа Земли; Атмосферные процессы и явления; Ориентирование на местности; Земля - планета Солнечной системы
16. Модель «Теллурий (модель «Солнце –Земля-Луна»)»
17.Модель «Строение земли» (разборная) 18.Модель «Сдвиги земной коры» (зоны разломов) 19. Карты: 1. Физическая карта мира 2. Природные зоны мира 3.Климатические пояса и области мира 4. Карта литосферных плит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 7 класс учебник А.В.Перышкин
Рабочая программа составлена на основе стандарта РФ основного общего образования по примерной программе по физике на основе авторской программы...
рабочая программа 9 класс Учебник Кузьменко Н.Е., Еремин В.В.
Рабочая программа по УМК В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А.Дроздов, В.В.Лунин для 9 класса....
И.Н.Верещагина К.А. Бондаренко Н.И.Максименко Английский язык. Рабочие программы .Предметная линия учебников И.Н.Верещагиной II-IV классы
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка .рабочая программа разрабатывалась на основе требований ФГОС к результатам освоения основной ...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...