Рабочая программа по географии для 6 класса. Базовый уровень. Автор Климанова О.А.
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы Климанова О.А., Климанов В.В. Программа курса «География. Землеведение (6 класс), «География. 6-11 классы»- программы для общеобразовательных учреждений (составитель Е.В.Овсянникова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.doc | 452.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ НИСАНОВА ХАИМА ДАВИДОВИЧА Г.ПРОЛЕТАРСКА ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
« ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ДЛЯ 6 КЛАССА
ПРОГРАММА ТИПОВАЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
АВТОР: О.А.КЛИМАНОВА
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
ЕГОРКИНА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ПЕД. СТАЖ – 19 ЛЕТ
г. Пролетарск
2012-2013 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы Климанова О.А., Климанов В.В. Программа курса «География. Землеведение (6 класс), «География. 6-11 классы»- программы для общеобразовательных учреждений (составитель Е.В.Овсянникова).
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Курс «География. Природа и люди» в 6 классе является первым систематическим географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Важнейшей целью курса является организация деятельности учащихся по усвоению его содержания, обеспечивающей реализацию личностного подхода ученика, смысла его учебных действий, ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, проявления своего отношения к усвоенному содержанию, применения географического содержания в жизненной практике. Изучение курса становится не целью обучения, а средством освоения географической культуры, представленной в учебнике. Курс ориентирован на усвоение обучающимися:
- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека;
- опыта жизнедеятельности человека через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карту, путешествие, наблюдения традиций, использование современной техники и т. д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства;
- опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов);
- опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основании создания собственных географических продуктов (схем, проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге и полилоге с другими.
Цели.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета.
• овладение умениями на элементарном уровне знаний и обобщенных приемов учебной работы на местности, а также в классе; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.
Место предмета в базисном учебном плане
Министерством образования РФ разработаны и утверждены федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений (см. приказ министра образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и приказ министра образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе —35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа составлена на основе программы «География. Природа и люди» под редакцией А.И. Алексеева.
Количество часов, отводимых на изучение курса по Федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ, программе, учрежденной Министерством образования и рабочей программе – 70 часов, 2 часа в неделю (1 учебный час + 1 час национально-регионального компонента). Курс является пропедевтическим по отношению к курсам «Страноведение» (7 класс; авторский коллектив под руководством О.А.Климановой) и «»География. Россия» (8-9 классы; разработан авторским коллективом под руководством А.И.Алексеева).
Под региональным компонентом содержания географического образования понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета «География», раскрывающий типичное и особенное в образе геокультурного пространства Донского края.
В региональной части курса учащиеся должны приобрести элементарные знания о географических особенностях Ростовской области, ознакомиться с рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением, его хозяйственной деятельностью, с его основными отраслями, с условиями быта, труда, отдыха, культурой (знания о конкретном геокомплексе на локальном уровне «Наша местность»). Региональный компонент вводится в контексте каждого урока, а также отдельных практических работ, связанных с непосредственно с материалами своей местности, таких как: Составление краткого географического рассказа об одном из собственных путешествий, совершенных обучающимися; Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута; Составление плана местности; Сравнение растительности степей и тундр; Наблюдение за погодой; Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий своей местности; составление краткого описания одного из них; Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу своей местности.
В программу внесены следующие изменения:
Увеличено количество часов за счет резервного времени (6ч) в следующих разделах: «Изображение Земли на глобусе» (тема «Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота» разбита на два урока: «Географические координаты. Географическая широта» и «Географические координаты. Географическая долгота»; «Путешествия и их географические отражения» (добавлен урок-практикум «Ориентирование на местности»); «Рельеф Земли» ( отдельным уроком вынесен урок-практикум «Описание ГП равнин по карте»); «Вода – кровеносная система Земли» (добавлен урок – практикум «Описание по карте ГП рек»). Введен раздел «Обобщение знаний» (2 часа).
Увеличено количество практических работ (29 вместо 25), что позволит осуществлять переход от освоения определенной суммы знаний обучающимися к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать: Составление характеристики равнины по плану; Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли; Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (рек, озер); Нанесение на контурную карту природных зон мира представителей растительного и животного мира – все оценочные.
Изменены формулировки практических работ: в теме 2 «Внутреннее строение Земли» (раздел «Природа Земли») практическая работа «Определение по карте сейсмических районов земного шара» заменена на «Нанесение на контурную карту сейсмических поясов и вулканов»; в теме 5 «Вода – кровеносная система Земли» (раздел «Природа Земли») практическая работа «Знакомство с источниками питания и режимом рек своей местности» заменена на «Составление характеристики реки». Изменение названий не влечет за собой уменьшение необходимого минимума знаний по данным темам, а позволит более детально изучить данные вопросы курса.
Специфика программы, содержание учебника, психофизиологические особенности обучающихся способствуют реализации педагогической технологии личностно ориентированного образования, обеспечивающего синтез двух типов опыта - предметного, обусловленного наукой географией, моделью учебного курса, и личностного, существующего в деятельностно-процессуальной «переживательной» форме. В этой связи инвариантом данной технологии становится учебная личностно- ориентированная ситуация, реализуемая в игре, диалоге, практикуме, проекте и т.д. и формирующая географическую культуру.
В ходе изучения землеведения обучающиеся знакомятся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимосвязи природы и населения.
Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
- Называть и / или показывать:
- существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
- форму и размеры Земли (длина окружности);
- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, начальный меридиан;
- основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
- основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
- характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
- части Мирового океана, среднюю соленость океана;
- воды суши подземные и поверхностные;
- речную систему, речной бассейн;
- причины изменения температуры воздуха;
- главную причину образования ветра;
- главную причину образования облаков, осадков;
- пояса освещенности Земли;
- географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
- характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
- связей между элементами погоды;
- изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
- воздействия организмов на компоненты неживой природы;
- влияния климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
- горных пород и минералов, их использование человеком;
- искусственных водоемов;
- из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
- стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
- абсолютные и относительные высоты;
- объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
- по карте географическое положение объектов;
- по образцам: осадочные и магматические горные породы.
4. Описывать:
- географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком.
5. Объяснять:
- особенность рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
Важной частью учебного процесса по географии в 6 классе является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).
Контроль, учет, оценка достижений учащихся при изучении курса «География. Природа и люди» выполняет несколько функций:
- контролирующую (на каком уровне усвоен материал);
- обучающую (что усвоено в курсе);
- констатирующую (как занимался ученик по курсу);
- уведомляющую (какой балл получил ученик);
- стимулирующую (поощрение к регулярным занятиям).
Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.
Основными функциями самооценки являются:
- констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
- побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
- проектированная (что мне еще необходимо изучить).
Процедура самооценки по курсу «География. Природа и люди» включает в себя ряд элементов:
- создание необходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных результатов. Этому способствуют учебник и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливают школьников на оценку собственных достижений;
- сопоставление результатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками;
- создание учителем эталонов для самооценивания. Этому служит рубрика «Шаг за шагом» учебника, понятийный и фактический материал «Легкий экзамен», рубрика «Запомните», позволяющая проверить усвоение географического содержания, рубрика «Откройте атлас», позволяющая усвоить географическую номенклатуру.
Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Природа и люди» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока с выставлением оценки по пятибалльной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Практикуются задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Среди запланированных практических работ (29) 15 оценочных, которые направлены на формирование у обучающихся первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами, таблицами.
На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами интерактивной доски.
В связи с тем, что уроки 4.11, 8.03 приходятся на праздничные дни, 31.05. – первый день летних каникул, произведено уплотнение материала с 70 до 67 часов:
- «Многообразие карт» и «Работа с картой» объединены в один урок, т. к. на обоих уроках предусмотрена работа по картам атласа (физическая карта мира, физическая карта России), глобусу; содержание и последовательность изучения материала не нарушены;
- «Воздействие человека на природу Земли» и «Мирное сосуществование человека и природы. Охрана природы» объединены в одну тему, т.к. влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли подразумевает и меры по охране природы; содержание и последовательность изучения материала не нарушены;
- произведено сокращение резервного времени до 1 часа на обобщение изученного за курс 6 класса.
1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ | НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
1. | Закон РФ «Об образовании» |
2. | Базисный учебный план ОУ |
3. | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по географии. |
4. | Региональный компонент стандарта общего образования по географии. Образовательный стандарт по региональной географии. |
5. | Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 кл. «Дрофа». Москва. 2007. |
6. | Федеральный перечень учебников на 2012-2013 уч.год |
2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
КОМПЕТЕНЦИИ | |
Общеучебных | Формирование геокартины единого мира на основе усвоения системы знаний о природе, населении и хозяйстве, формирование сознания, усвоение моральных ценностей человечества, правил цивилизованного общения. |
Предметно ориентированные | Формирование знаний о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. |
КОМПОНЕНТЫ | |
Региональные | Изучение природных комплексов, населения и его хозяйственной деятельности, условий труда и быта во взаимосвязи в системе «природа-человек» |
3. СТРУКТУРА КУРСА
№ | МОДУЛЬ (ГЛАВА) | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Раздел 1. Земля во Вселенной Тема 1. Земля – планета Солнечной системы Тема 2. Изображение Земли на глобусе | 9 3 6 |
3. | Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности Тема 1. Путешествия и их географические отражения Тема 2. История открытия и освоения Земли | 14 9 5 |
4. | Раздел 3. Природа Земли Тема 1. Как устроена наша планета? Тема 2. Внутреннее строение Земли Тема 3. Рельеф Земли Тема 4. Атмосфера и климаты Земли Тема 5. Вода – кровеносная система Земли | 34 5 5 7 10 7 |
5. | Раздел 4. Географическая оболочка – среда жизни Тема 1. Живая планета Тема 2. Географическая оболочка и ее закономерности Тема 3. Природа и человек | 10 3 3 4 |
6. | Обобщение знаний | 2 |
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Модуль (глава) | № | Тема |
1* | Определение географических координат точки по глобусу | |
Путешествия и их географические отражения | 2 | Составление краткого географического рассказа об одном из собственных путешествий, совершенных обучающимися |
3* | Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимутальных точек. | |
4* | Составление плана местности | |
5* | Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте | |
История открытия и освоения Земли | 6 | Составление таблицы «Как люди открывали Землю» |
Как устроена наша планета? | 7* | Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (океаны, материки, острова, полуострова, моря, заливы, проливы) |
8* | Нанесение на контурную карту схемы морских течений | |
Внутреннее строение Земли | 9 | Знакомство с горными породами |
10 | Знакомство с картой «Строение земной коры» | |
11* | Нанесение на контурную карту сейсмических поясов и вулканов | |
Рельеф Земли | 12 | Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей |
13* | Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (горы, вершины, нагорья) | |
Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (низменности, возвышенности, плоскогорья)- продолжение | ||
14 | Составление характеристики равнины по плану | |
Атмосфера и климаты Земли | 15 | Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы» |
16 | Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара» | |
17* | Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли | |
18* | Работа с климатическими картами | |
19* | Наблюдение за погодой своей местности | |
Вода – кровеносная система Земли | 20 | Составление схемы «Круговорот воды в природе» |
21 | Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. | |
22* | Составление характеристики реки | |
23* | Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (рек, озер) | |
Живая планета | 24 | Сравнение растительности степей и тундр |
25 | Знакомство с рисунками различных почвенных профилей | |
Географическая оболочка и ее закономерности | 26* | Нанесение на контурную карту природных зон мира представителей растительного и животного мира |
27* | Комплексное описание одной из природных зон. Составление схемы высотной поясности | |
Природа и человек | 28 | Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий своей местности; составление краткого описания одного из них |
29 | Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу своей местности |
5. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КЛАСС 6 УЧИТЕЛЬ Егоркина Г.К.
Дата | № урока | Тема урока | Вид урока | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы | Домашнее зада ние |
Введение (1ч) | ||||||||
3.09 | 1 | Что изучает география, и как мы ее будем изучать | Урок изучения нового материала | Наука география. Методы, роль и значение науки. Место географии в современной жизни | Называют методы изучения Земли. Объясняют новые понятия и термины, роль географии в познании мира. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.6-7 | С.3 | |
Раздел 1. Земля во Вселенной (9ч) | ||||||||
Тема 1. Земля – планета Солнечной системы (3ч) | ||||||||
7.09 | 2 | Как устроен наш мир | Урок-путешествие | Вселенная. Геоцентрическая модель и гелиоцентрическая модели Вселенной . Галактика. Солнечная система. Земля – планета Солнечной системы. Космические исследования и их роль в познании Земли. | Называют космический «адрес» планеты Земля, планеты-гиганты, планеты земной группы, космические тела | §1 | ||
10.09 | 3 | Вращение Земли и его следствия | Урок актуализации знаний и умений | Орбита. Форма и размеры Земли. Високосный год. Орбитальное и осевое движение Земли. Смена дня и ночи, времен года. Дни осеннего и весеннего равноденствия. Летнее и зимнее солнцестояние. Земная ось. Северный полюс. Южный полюс. Экватор. Тропики. Полярные круги. | Называют форму и размеры Земли, земные оболочки, явления, происходящие на Земле во время движения по орбите Объясняют движение Земли вокруг оси и вокруг Солнца, географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. Словарный диктант | §2 | |
14.09 | 4 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы» | Урок закрепления и проверки знаний и умений | Тестирование. Решение творческих задач. | §1-2 | |||
Тема 2. Изображение земли на глобусе (6ч) | ||||||||
17.09 | 5 | Глобус - модель Земли. | Поисковый урок | Глобус-модель Земли. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Первые глобусы. Изображение земли на глобусе: достоинства и недостатки. | Называют форму и размеры Земли. Называют и показывают элементы градусной сети, географические полюса. Находят информацию на глобусе. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа | §3 | |
21.09 | 6 | Градусная сеть | Комбинированный | Градусная сеть. Параллели. Меридианы. Нулевая параллель. Нулевой меридиан. Определение расстояния по карте с помощью градусной сети. | Называют параллели и меридианы. Находят сходства и различия элементов градусной сети на карте и глобусе. Определяют направления на глобусе, используя градусную сеть | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа | §4 | |
24.09 | 7 | Географические координаты. Географическая широта | Поисковый урок | Географическая широта | Определяют географическую широту по карте и глобусу | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. Упражнения по определению географической широты | §5, с.26-27 | |
28.09 | 8 | Географические координаты. Географическая долгота | Поисковый урок | Географическая долгота | Определяют географическую долготу по карте и глобусу | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. Упражнения по определению географической долготы | §5, с.27-28 | |
1.10 | 9 | Определение географических координат точки по глобусу | Урок-практикум | Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. | Определяют географические координаты глобусу | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. Упражнения по определению географических координат | 1* Определение географичес-ких координат точки по глобусу | §5 |
5.10 | 10 | Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе» | Урок закрепления и проверки знаний и умений | Тестирование. Решение творческих задач. | ||||
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности (14ч) | ||||||||
Тема 1. Путешествия и их географические отражения (9ч) | ||||||||
8.10 | 11 | Путешествия как способ познания окружающего мира | Урок-путешествие | Путешествие - увлекательный способ изучения окружающего мира. Три этапа путешествия: разработка маршрута, путешествие, описание путешествия. Способы отражения путевых впечатлений. | Умеют составлять краткий географический рассказ о совершенном путешествии. | Работа с ключевыми словами и выражениями параграфа. Практическая работа | 2. Составление краткого географичес-кого рассказа об одном из собственных путешествий, совершенных обучающимися | §7, 37-38 |
12.10 | 12 | План местности | Поисковый урок | План местности. Правила построения плана местности. Изображение местности на плане. Условные знаки. Масштаб. Легенда плана. | Объясняют новые понятия и термины. Знают условные знаки. Умеют читать план местности, переводить масштаб из численного в именованный и наоборот | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.40-41, планом местности в атласе и дидактическом раздаточном материале. | §7, 38-43 | |
15.10 | 13 | Ориентирование по плану и на местности | Практикум | Компас. Азимут. Ориентирование по местным признакам. Определение направлений и расстояний на плане местности | Умеют читать план местности, работать с компасом. Ориентируются по плану и на местности по приметам или местным признакам. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.43, 45, планом местности в атласе и дидактическом раздаточном материале. Топографический диктант. | §8 | |
19.10 | 14 | Ориентирование на местности | Практикум | Ориентирование при помощи компаса. Определение азимутальных точек. | Умеют ориентироваться на местности при помощи компаса, определять азимуты точек. | Практическая работа на местности | 3.*Ориенти-рование на местности при помощи компаса. Определение азимуталь-ных точек. | §8 |
22.10 | 15 | Составление плана местности | Урок – практикум | Полярная съемка местности. Правила составления полярной съемки. Маршрутная съемка местности. | Знают правила построения плана местности. Умеют производить простейшую съемку местности. | Работа с заданиями параграфа. Составление плана местности | 4. *Составление плана местности | §9 |
26.10 | 16 | Географическая карта | Поисковый урок. Слайд-лекция | Географическая карта. История создания карт. Картографические проекции. Развитие картографии. ГИС. | Знают общие правила построения карт. Анализируют сходства и различия в изображении объектов на глобусе и карте. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа | §10 | |
9.11 | 17 | Многообразие карт. Работа с картой | Урок-практикум | Многообразие карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории Определение направления и расстояния, географических координат объектов на карте | Характеризуют географические карты, классифицируют карты по назначению, масштабу и охвату территории. Находят заданные географические объекты на карте. Определяют направления и расстояния между географическими объектами, географические координаты точек. Описывают географическое положение объекта на карте. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с. 56-57 Работа по картам атласа (физическая карта мира, физическая карта России), глобусу | 5.*Определе-ние расстояний, направлений, географичес-ких координат точек по карте | §11-12 |
12.11 | 18 | Обобщение по теме «Путешествия и их географические отражения» | Урок закрепления и проверки знаний и умений | Тестирование. Решение творческих задач. | §7-12 повт. | |||
Тема 2. История открытия и освоения Земли (5ч) | ||||||||
16.11 | 19 | Географические открытия древности и Средневековья | Урок-путешествие | Географические открытия древности. Финикийцы и их путешествия вокруг Африки. Географы древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Сухопутные и морские странствия. Викинги, арабы. М. Поло, А. Никитин | Знают историю открытий и освоения Земли. Описывают выдающиеся географические открытия и их следствия. Называют ученых и великих путешественников. Показывают на карте географические объекты, которые носят имена путешественников, маршруты путешествий. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с. 63-67. Работа с картой. Составление таблицы «Как люди открывали Землю» | 6. Составление таблицы «Как люди открывали Землю» | §13 |
19.11 | 20 | Великие географические открытия | Урок-путешествие | Великие географические открытия. Васко да Гама. Х. Колумб. А. Веспуччи. Ф. Магеллан. | Знают историю открытий и освоения Земли. Описывают выдающиеся географические открытия и их следствия. Называют ученых и великих путешественников. Показывают на карте географические объекты, которые носят имена путешественников, маршруты путешествий | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.69, 71, 73 Работа с картой Составление таблицы «Как люди открывали Землю» (продолжение) | §14 | |
23.11 | 21 | Открытие Австралии и Антарктиды | Урок-путешествие | Открытие Австралии А. Тасманом. Путешествие Дж. Кука. Открытие Антарктиды. Р. Амундсен и Р. Скотт | Знают историю открытий и освоения Земли. Описывают выдающиеся географические открытия и их следствия. Называют ученых и великих путешественников. Показывают на карте географические объекты, которые носят имена путешественников, маршруты путешествий | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.75-76 Работа с картой Составление таблицы «Как люди открывали Землю» (продолжение) | §15 | |
26.11 | 22 | Исследование океана и внутренних частей материков | Урок-путешествие | Российские путешественники: С.И.Дежнев, Е.П.Хабаров, В.Беринг. Исследования внутренних частей материков в XIX веке: А.Гумбольт, Д.Ливингстон, Н.М.Пржевальский, П.П.Семенов-Тян_Шанский. Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX столетии | Знают историю открытий и освоения Земли. Описывают выдающиеся географические открытия и их следствия. Называют ученых и великих путешественников. Показывают на карте географические объекты, которые носят имена путешественников, маршруты путешествий. Называют имена великих путешественников современности | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.80-83 Работа с картой Составление таблицы «Как люди открывали Землю» (продолжение | §16 | |
30.11 | 23 | Обобщение по теме «История открытия и освоения Земли» | Урок закрепления и проверки знаний и умений | Тестирование. Решение творческих задач. | §13-16 повт. | |||
Раздел 3. Природа Земли (34ч) | ||||||||
Тема 1. Как устроена наша планета? (5ч) | ||||||||
3.12 | 24 | Облик Земли. Материки и океаны. Части Мирового океана | Поисковый урок | Материки и океаны. Соотношение площадей океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы и проливы. Моря внутренние и окраинные. Острова и архипелаги. Виды островов по происхождению. Полуострова. | Умеют работать с контурной картой. Знают соотношение океана и суши, выдающиеся по размерам моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Показывают географические объекты на карте. Дают определения новым понятиям и терминам. Объясняют различия между внутренним и окраинным морями. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, картами атласа (физическая карта мира, физическая карта России). Тестирование | 7.* Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (океаны, материки, острова, полуострова, моря, заливы, проливы) | §17 |
7.12 | 25 | Свойство вод Мирового океана. Температура и соленость воды | Поисковый урок | Свойства вод Мирового океана. Температура и соленость вод, их распределение по широтам земного шара. Промилле. | Объясняют закономерности изменения температуры и солености вод Мирового океана и их распределение по широтам земного шара. Решают задачи на определение солености | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. | §18 | |
10.12 | 26 | Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы и отливы | Урок изучения нового материала | Движение вод Мирового океана. Волны, цунами, приливы, отливы. Штиль, шторм. | Объясняют особенности и закономерности движения вод в Мировом океане, влияние океанических течений на природу приморских районов материков. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, Картами атласа | §19 | |
14.12 | 27 | Океанские течения | Океанские течения: теплые и холодные, ветровые и стоковые. Влияние океанических течений на природу приморских районов материков. | Называют и показывают холодные и теплые течения. Объясняют особенности и закономерности движения вод в Мировом океане, влияние океанических течений на природу приморских районов материков. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, Картами атласа и контурными картами | 8.*Нанесение на контурную карту схемы морских течений | §20 | |
17.12 | 28 | Обобщение по теме «Как устроена наша планета» | Урок закрепления и проверки знаний и умений | Тестирование. Решение творческих задач. | §17-20 повт. | |||
Тема 2. Внутреннее строение Земли (5ч) | ||||||||
21.12 | 29 | Горные породы, слагающие земную кору | Урок-открытие | Горные породы. Причины формирования горных пород с разными свойствами. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Использование горных пород человеком. Полезные ископаемые. Охрана недр. | Приводят примеры разных по происхождению горных пород, называют и объясняют их свойства, возможности использования их в хозяйстве. Объясняют действие внешних и внутренних сил на горные породы и причины их разнообразия. Различают горные породы и минералы по внешним признакам | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. Работа с коллекцией горных пород. Изучение свойств горных пород по образцам | 9.Знакомство с горными породами | §21 |
24.12 | 30 | Внутреннее строение Земли | Урок-исследование | Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Литосфера. Океаническая и континентальная земная кора. Литосферные плиты. | Называют методы изучения земных недр. Описывают и объясняют внутреннее строение планеты. Различают континентальную и океаническую земную кору по толщине и строению. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. Тестирование | §22 | |
28.12 | 31 | Движение литосферных плит | Урок-открытие. Слайд-лекция | Пангея. Лавразия. Гондвана. Теория дрейфа литосферных плит. Литосферные плиты и сейсмические пояса. | Объясняют теорию дрейфа литосферных плит, процессы, происходящие на границах литосферных плит. Приводят примеры литосферных плит, направления и следствия их движения. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 82-84 в учебнике. Работа с картой атласа | 10. Знакомство с картой «Строение земной коры» | §23 |
14.01 | 32 | Землетрясения | Урок изучения нового материала | Причины и последствия землетрясения. Очаг. Эпицентр. Сила землетрясения. Поведение во время землетрясения. Предсказание землетрясений. Сейсмограф. | Знают принципы самосохранительного поведения при землетрясении. Показывают на карте сейсмоопасные районы. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 85-86 в учебнике. Работа с картой атласа Тестирование | §24 | |
18.01 | 33 | Вулканы. Гейзеры. Горячие источники. | Урок-путешествие | Строение вулкана. Типы вулканов. Процесс извержения вулкана. Закономерности распространения вулканов. Вулканы и человек. Гейзеры. | Знают строение и процесс извержения вулканов. Объясняют закономерности расположения вулканов, показывают их на карте. Приводят примеры использования энергии вулканов человеком. Объясняют процесс извержения гейзера. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 87 в учебнике Работа с картой. | 11.*Нанесение на контурную карту сейсмических поясов и вулканов | §25 |
Тема 3. Рельеф Земли (7ч) | ||||||||
21.01 | 34 | Рельеф и его значение для человека | Слайд-лекция | Факторы формирования рельефа. Значение рельефа в природе и для человека. | Называют факторы формирования рельефа. Приводят примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 90- 91, в учебнике Работа с картой. | 12. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей | §26 |
25.01 | 35 | Изображение рельефа на планах и картах | Урок-исследование | Горизонтали. Способы изображения рельефа земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. | Приводят примеры различных форм рельефа, определяют их географическое положение. Описывают рельеф территории, пользуясь планом местности и картой. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 92, 94, 95 в учебнике Работа с картой. | §27 | |
28.01 | 36 | Основные формы рельефа Земли | Урок-вернисаж. Слайд-лекция | Горные области и равнины. Низменности, возвышенности, горы, нагорья, плоскогорья. Шельф, материковый склон, ложе океана, срединно-океанический хребет, глубоководный желоб | Объясняют закономерности распространения форм рельефа Земли. Называют и показывают на карте объекты. Классифицируют горы и равнины по высоте. Приводят примеры основных форм рельефа и объясняют их взаимосвязь с тектоническими структурами. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 97 в учебнике Работа с картой. | §28 | |
1.02 | 37 | Горы | Комбинированный | Горы. Хребет и долина. Гребень. Различия гор по высоте. Высочайшие горы планеты. Рождение и разрушение гор. Стихийные процессы в горах: осыпи, обвалы, сели, лавина. Известняки и пещеры. | Знают устройство горных областей. Классифицируют горы по высоте. Приводят примеры высочайших гор и показывают их на карте. Объясняют процессы горообразования и формирования пещер. Описывают стихийные природные явления, знают правила самосохранительного поведения в горах. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. Работа с картой | 13.* Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (горы, вершины, нагорья) | §29 |
4.02 | 38 | Равнины | Комбинированный | Равнины. Различие равнин по высоте. Образование равнин и изменение их во времени. Хозяйственная деятельность человека на равнине | Классифицируют равнины по высоте. Приводят примеры равнин и показывают их на карте. Объясняют процессы формирования равнин. Приводят примеры использования равнин человеком. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. Работа с картой | 13*Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (низменности, возвышенности, плоскогорья)- продолжение | §30 |
8.02 | 39 | Описание ГП равнин по карте | Практикум | Характеристика равнин | Составляют характеристику равнин по плану | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. Работа с картой | 14.Составление характеристики равнины по плану | §30 |
11.02 | 40 | Обобщающее повторение по теме «Рельеф Земли» | Урок закрепления и проверки знаний и умений | Тестирование. Решение творческих задач. | §26-30 повт. | |||
Тема 4. Атмосфера и климаты Земли (10ч) | ||||||||
15.02 | 41 | Атмосферный воздух | Урок изучения нового материала | Атмосферный воздух и его значение для человека. Состав атмосферы. Изменение свойств воздуха с высотой. | Знают состав и строение атмосферы. Объясняют значение атмосферы для жизни на Земле. Понимают необходимость охраны атмосферного воздуха в своей местности | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 110 учебника Тестирование | 15. Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы» | §31 |
18.02 | 42 | Температура воздуха | Комбинированный | Температура воздуха и ее измерение. Термометр. Средняя температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха на разных широтах земного шара. Тепловые пояса. | Описывают и объясняют суточный и годовой ход температуры воздуха. Умеют пользоваться термометром. Приводят примеры средних и максимальных температур на Земле. Объясняют распространение тепловых поясов. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 111-113 учебника Тестирование | §32 | |
22.02 | 43 | Атмосферное давление. Ветер | Урок-исследование | Атмосферное давление. Барометр. Изменение атмосферного давления с высотой. Ветер. Сила и направление ветра. Бриз. Муссон. | Объясняют причину изменения атмосферного давления с высотой. Определяют атмосферное давление на разной высоте и для точек с разным географическим положением. Объясняют причину возникновения ветра, разницу в направлении и силе ветров, механизм формирования бриза и муссона. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис.114-115 в учебнике. Решение задач на определение атмосферного давления. Тестирование | §33 | |
25.02 | 44 | Атмосферные осадки. Облака | Урок-исследование | Атмосферные осадки, механизм их формирования. Типы облаков | Объясняют механизм формирования облаков и выпадения осадков. Связывают закономерности выпадения осадков с тепловыми поясами. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис.117 в учебнике | §34 | |
1.03 | 45 | Погода и климат | Урок изучения нового материала | Погода. Признаки погоды. Типы погод. Изменчивость погоды. Влияние погоды и климата на здоровье людей | Объясняют влияние погоды на здоровье людей и хозяйственную деятельность. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис 118 учебника | §35 | |
4.03 | 46 | Циркуляция атмосферы | Урок-исследование | Циркуляция атмосферы. Пояса атмосферного давления. Пассаты. Западные ветры | Объясняют причины циркуляции атмосферы, механизм образования пассатов, западных ветров, их влияние на климат материков; циркуляцию воздушных масс как один из факторов формирования климата | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис.119-120 в учебнике. Составление таблицы | 16. Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара» | §36 |
11.03 | 47 | Климаты Земли | Урок изучения нового материала | Климат. Зависимость климата от географической широты, воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения по отношению к горным склонам. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Морской климат. Континентальный климат. Годовая амплитуда температур | Объясняют распределение климатических поясов и показывают их на карте; влияние суши и моря на климат. Умеют читать климатограмму. Называют климатические рекорды мира | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 121-122 учебника. Работа с климатограммами разных территорий | 17.*Обознач-ение на контурной карте климатических поясов Земли | §37 |
15.03 | 48 | Работа с климатическими картами | Урок-практикум | Климатическая карта. Изотермы. Максимальная и минимальная температуры. Количество осадков. Ветры по сезонам. | Умеют составлять характеристику климата, пользуясь климатической картой и картой климатических поясов | Работа с текстом и заданиями параграфа | 18.* Работа с климатическими картами | §38 |
18.03 | 49 | Наблюдение за погодой | Урок-практикум | Определение средней температуры воздуха за сутки, месяц, год по алгоритму. Построение розы ветров по алгоритму. Построение диаграммы облачности | Умеют определять среднюю температуру воздуха, строить график хода температур. Анализируют преобладающее давление и ветры своей местности. Умеют строить розу ветров. Анализируют облачность своей местности. Умеют строить диаграмму облачности | Обработка собранных материалов наблюдения за погодой, определение средней температуры, направления ветра, облачности по алгоритму параграфа 39 учебника, построение графика хода температур своей местности, розы ветров | 19.*Наблюдение за погодой своей местности | §39 |
22.03 | 50 | Обобщение по теме «Атмосфера и климаты Земли» | Урок закрепления и проверки знаний и умений | Тестирование. Решение творческих задач. | §31-39 повт. | |||
Тема 5. Вода – кровеносная система Земли (7ч) | ||||||||
1.04 | 51 | Круговорот воды в природе | Урок-исследование | Мировой круговорот воды в природе. | Раскрывают значение воды в природе и жизни людей | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. | 20. Составление схемы «Круговорот воды в природе» | §40 |
5.04 | 52 | Реки в природе и на географических картах | Урок-исследование | Река в природе и на географической карте. Исток, устье, притоки, правый и левый берег реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание рек. Речной бассейн. Водораздел. Дельты и эстуарии. Половодье, паводок, межень. Зависимость режима рек от климатических условий. Горные и равнинные реки. Верхнее, среднее, нижнее течение. Пороги, водопады, ущелья. | Объясняют причину истощения запасов пресной воды, значение рек в природе и для жизни человека. Определяют по карте левые и правые притоки, устье, исток, бассейн реки, различия в питании и режиме рек, характере течения. Приводят примеры равнинных и горных рек. Показывают водоразделы. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, картами атласа, рис. 132-135, 137, 139 Тестирование | 21. Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. | §41 |
8.04 | 53 | Описание по карте ГП рек | Практикум | Составление характеристики реки по плану | Умеют составлять географическую характеристику реки | Работа с планом на с. 235 учебника и картами атласа | 22. *Составление характеристи-ки реки | §41 |
12.04 | 54 | Озера. Происхождение озерных котловин | Урок изучения нового материала | Различия озерных котловин. Сточные, бессточные. Горные, равнинные, пресные и соленые, мелкие и глубокие. | Объясняют происхождение озерных котловин и разницу между сточными и бессточными озерами. Приводят примеры озер. Объясняют процесс формирования подземных вод, болот, их роль в природе, необходимость охраны. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 140-141 учебника, картами атласа | 23*. Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (рек, озер) | §42 |
15.04 | 55 | Подземные воды. Болота | Урок изучения нового материала | Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны. Болота. | Приводят примеры болот, водохранилищ. Объясняют процесс формирования подземных вод, болот, их роль в природе, необходимость охраны. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 142-144 учебника, картами атласа | §43 | |
19.04 | 56 | Ледники | Урок-экскурсия | Ледники и их строение. Снеговая линия в горах. Горное и покровное оледенение | Объясняют процесс формирования ледника и айсберга, высоту снеговой линии в разных горных системах. Показывают районы оледенения. Объясняют роль льда в природе. Приводят примеры ледниковых форм рельефа. Объясняют взаимосвязь климата, оледенения и деятельности человека. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа. Тестирование | §44 | |
22.04 | 57 | Обобщение по теме «Вода – кровеносная система Земли» | Урок закрепления и проверки знаний и умений | Тестирование. Решение творческих задач. | §40-44 | |||
Раздел 4. Географическая оболочка – среда жизни (10ч) | ||||||||
Тема 1. Живая планета (3ч) | ||||||||
26.04 | 58 | Биосфера – живая оболочка Земли | Урок актуализации знаний, умений | Возникновение жизни на Земле. Пищевая цепь. Влияние живых организмов на природу планеты | Называют и описывают этапы развития биосферы. Объясняют процесс биологического круговорота. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 146-147учебника | §45 | |
29.04 | 59 | Закономерности распространения живых организмов на Земле | Урок актуализации знаний, умений | Факторы, благоприятствующие распространению жизни на Земле: тепло, свет, влага, минеральные вещества. Типы растительного покрова. Местообитание животных | Показывают по карте и описывают типы растительного покрова. Объясняют приспособления растений к различным климатическим условиям, закономерность распространения растений и животных в Мировом океане | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 150 | 24. Сравнение растительности степей и тундр | §46 |
3.05 | 60 | Почва как особое природное тело | Урок актуализации знаний, умений | Почва как особое природное тело. Плодородие и охрана почв, зависимость свойств от географического положения территории. Круговорот веществ в биосфере | Описывают и называют типы почв, меры по их охране | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 152 учебника, картами атласа | 25. Знакомство с рисунками различных почвенных профилей | §47 |
Тема 2. Географическая оболочка и ее закономерности (3ч) | ||||||||
6.05 | 61 | Понятие о географической оболочке | Урок изучения нового материала | Оболочки Земли. Понятие о географической оболочке как области взаимопроникновения всех земных сфер. Взаимодействие оболочек Земли. Свойства географической оболочки. | Называют свойства географической оболочки, компоненты природного комплекса, их взаимосвязь | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа | §48 | |
10.05 | 62 | Природные комплексы как части географической оболочки | Комбинированный | Природные комплексы как части географической оболочки. Географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Природные комплексы Мирового океана | Объясняют закономерности географической зональности и высотной поясности, приводят примеры. Показывают по карте природные зоны, объясняют закономерности их размещения. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, картами атласа. Тестирование. Работа с контурной картой | 26.*Нанесение на контурную карту природных зон мира представите-лей растительного и животного мира | §49 |
13.05 | 63 | Комплексное описание природной зоны | Практикум | Описание природной зоны по плану. Схема высотной поясности | Описывают природную зону, составляют схему высотной поясности | Практическая работа по вариантам | 27.* Комплексное описание одной из природных зон. Составление схемы высотной поясности | §50 |
Тема 3. Природа и человек (4ч) | ||||||||
17.05 | 64 | Стихийные бедствия и человек | Комбинированный | Стихийные бедствия и их происхождение. Способы предсказания стихийных бедствий и борьба с ними. Поведение человека в экстремальных ситуациях | Объясняют новые понятия и термины. Называют способы предсказания стихийных бедствий, опасные природные явления своей местности. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, картами атласа. Практическая работа | 28. Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий своей местности; составление краткого описания одного из них | §51 |
20.05 | 65 | Воздействие человека на природу Земли. Мирное сосуществование человека и природы. Охрана природы | Урок актуализации знаний, умений | Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли. Загрязнение поверхностных вод, атмосферного воздуха и недр Земли. Последствия интенсивного сельскохозяйственного освоения Земли. Рекультивация нарушенных земель Охраняемые природные территории. Учение В.И.Вернадского о ноосфере | Объясняют новые понятия и термины. Приводят примеры воздействия человека на природу своей местности Называют меры по охране природы, природоохранные мероприятия своей местности. | Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, картами атласа. Практическая работа | 29. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу своей местности | §52 |
24.05 | 66 | Обобщение по разделу «Географическая оболочка- среда жизни» | Урок закрепления и проверки знаний и умений | Тестирование. Решение творческих задач. | ||||
Обобщение знаний (2ч) | ||||||||
27.05 | 67 | Обобщение по разделу «География. Землеведение» | Урок закрепления и проверки знаний и умений | Тестирование. Решение творческих задач. |
6. ПОВЫШЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Модуль | Возможность углубления |
Раздел 3. План и карта | |
Тема 1. План местности | Описывать местность по плану местности. Объяснять различие в изображении одной и той же местности на аэрофотоснимке и плане. |
Тема 2. Географическая карта | Приводить примеры искажения изображений на карте. Определять с помощью градусной сетки расстояния по глобусу и картам; положение части объекта (материка, океана, моря), ориентируясь по градусной сетке; изменение высот и глубин по одной из параллелей. Объяснять различие в изображении меридианов и параллелей на глобусе и карте. |
Раздел 4. Человек на Земле | Описывать свой населенный пункт (или его часть), включая основные виды хозяйственной деятельности и быт населения; один из населенных пунктов по плану местности. Определять географическое положение отдельных стран. |
Раздел 5. Оболочки Земли | |
Тема 1. Литосфера – твердая оболочка Земли | Называть, сравнивая, особенности материковой и океанической земной коры. Описывать картину землетрясения, извержения вулкана. Объяснять особенности рельефа своей местности. |
Тема 2. Гидросфера – водная оболочка Земли | Приводить примеры проявления мирового круговорота в своей местности. Описывать (устно) картину: штиль на море, шторм на море, прилив и отлив, цунами; по плану местности реку, озеро, болото; Карту океанов. Объяснять особенности вод своей местности, образование подземных вод. Приводить примеры искусственных водоемов и объяснять причину их создания. |
Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли | Описывать погоду за месяц (по наблюдениям, статистическим материалам). Объяснять изменение температуры воздуха с высотой; причины особенностей климата своей местности; причины смены времен года в своей местности; влияние географического положения своей местности на климат; влияние климата на воды своей местности. |
Тема 4. Биосфера – живая оболочка Земли | Приводить примеры воздействия живых организмов на земную кору, гидросферу, атмосферу. Описывать почвы, растительный и животный мир своей местности. |
Тема 5. Географическая оболочка | Приводить примеры, подтверждающие, что благодаря мировому круговороту воды в природе все внешние земные оболочки взаимосвязаны и изменяются. Описывать по плану местности особенности природы небольшой территории и использование ее человеком. |
7. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
№ | АВТОРЫ | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДАНИЯ | ИЗДАТЕЛЬСТВО |
1 | О.А.Климанова | География. Землеведение. 6 класс | 2011 | М.: Дрофа |
2 | География. Землеведение. 6 класс: атлас | 2011 | М.: ДИК, Дрофа | |
3 | География. Землеведение. 6 класс: контурные карты | 2011 | М.: ДИК, Дрофа | |
4 | А.В.Румянцев | География. Землеведение. 6 класс: методическое пособие к учебнику «География. Землеведение. 6 класс» под ред. О.А.Климановой | 2007 | М.: Дрофа |
5 | А.П.Кузнецов | География. Землеведение. 6 класс: методическое пособие к учебнику «География. Землеведение. 6 класс» под ред. О.А.Климановой | 2010 | М.: Дрофа |
6 | Э.Д.Днепров А.Г.Аркадьев | Сборник программ для образовательных учреждений | 2007 | М.: Дрофа |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ | АВТОРЫ | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДАНИЯ | ИЗДАТЕЛЬСТВО |
1. | Пармузин Ю.П. Карпов Г.В. | Словарь по физической географии | 1994 | Просвещение |
2 | Максаковский В.П. | География. Справочные материалы | 1995 | Просвещение |
3 | Понурова Г.А. Душина И.В. | Методика преподавания географии | 1996 | Московский лицей |
4 | Мезенцев В.А. | Энциклопедия чудес | 1969 | Знание |
5 | Максимов Н.А. | За страницами учебника географии | 1981 | Просвещение |
6 | Погосян Х.П. Туркетти З.Л. | Атмосфера Земли. Пособие для учителя. | 1970 | Просвещение |
7 | Куприн А.М. | Занимательная картография | 1989 | Просвещение |
8 | Атлас мира. Обзорно-географический | 2006 | М.: Астрель-: ACT | |
9 | Атлас мира для школьников | 2009 | М. : Астрель : ACT | |
10 | В. В. Климанов, О. А. Климанова | География в таблицах. 6-10 классы : справочное пособие | 2010 | М.: Дрофа |
11 | Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова | География. 6-10 классы. Активные формы обучения : нескучные уроки, интернет-викторины | 2011 | Волгоград : Учитель |
12 | В. И. Малов | Великие географические открытия | 2008. | М.: Оникс |
13 | Никитин Н.А. | Поурочные разработки по географии. 6 класс. | 2005 | М.: «ВАКО» |
14 | Низовцев В.А. | Школьные олимпиады. География. 6-10 классы | 2006 | М.: Айрис-пресс |
15 | Данилова Е.А. | География в схемах и таблицах | 2006 | СПб.: Тригон |
16 | Пятунин В.Б. | Контрольные и проверочные работы по географии | 1996 | М.: Дрофа |
17 | Сиротин В.И. | Практические работы по географии и методика их выполнения | 1997 | АРКТИ |
18 | Перлов Л.Е. | Дидактические карточки-задания по географии | 2005 | М.: Экзамен |
19 | Зотова А.М. | Игры на уроках географии. 6-7 классы: метод. пособие для учителя | 2007 | М.: Дрофа |
20 | Пятунин, В. Б. | Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы : методическое пособие | 2002 | М.: Дрофа |
21 | Пятунин, В. Б | Проверка и оценка результатов обучения географии : методическое пособие | 2003 | ACT : Астрель |
22 | Пятунин, В. Б. | Тестовые задания по географии. 6-10 классы | 2003 | М.: Просвещение |
23 | Шингарева, К. Б. | Солнечная система. Астрономия : атлас | 200 | М.: Дрофа, ДИК |
24 | Труднева С.Н. | География в кроссвордах | 2006 | М.: Дрофа |
25 | Блаженов В.А. | Приемы развивающего обучения географии | 2006 | М.: Дрофа |
26 | Блаженов В.А. | Географические детективы как средство развития мышления учащихся | 2007 | М.: Дрофа |
27 | Пармузин Ю.П. Карпов Г.В. | Словарь по физической географии | 1994 | М.: Просвещение |
28 | Понурова Г.А. Душина И.В. | Методика преподавания географии | 1996 | Московский лицей |
29 | Мезенцев В.А. | Энциклопедия чудес | 1969 | Знание |
30 | Максимов Н.А. | За страницами учебника географии | 1981 | М.: Просвещение |
31 | Погосян Х.П. Туркетти З.Л. | Атмосфера Земли. Пособие для учителя. | 1970 | М.: Просвещение |
32 | Куприн А.М. | Занимательная картография | 1989 | М.: Просвещение |
33 | А. Наумов | Задачи по географии | 1993 | Москва Мирос |
34 | С.В. Кульневич | Не совсем обычный урок. | 2001 | Ростов-Н-Дону Учитель |
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
- Учебная карта «Важнейшие географические открытия» (матовое, 2-стороннее лам.)
- Учебная карта «Зоогеографическая карта Мира» (матовое, 1-стороннее лам.)
- Учебная карта «Карта мира» (физическая) (матовое, 2-стороннее лам.)
- Учебная карта «Карта океанов» (матовое, 2-стороннее лам.)
- Учебная карта «Карта полушарий» (ср.школа) (матовое, 2-стороннее лам.)
- Учебная карта «Климатическая карта мира» (матовое, 2-стороннее лам.)
- Учебная карта «Политическая карта мира» 1:20млн. (матовое, 2-стороннее лам.)
- Учебная карта «Российская Федерация» (физическая) ср.школа (матовое, 2-стороннее лам.)
- Учебная карта «Строение земной коры и полезные ископаемые мира» (матовое, 2-стороннее лам.)
- Интерактивные карты (ИК)
КОЛЛЕКЦИИ
- Коллекция «Минералы и горные породы» (20 видов)
- Коллекция «Полезные ископаемые»
ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Компас школьный (15шт.)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
- Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-6)
- География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М. : 1C Мультимедиа, 2005. -1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
- География. 6-11 классы / А. Г. Стадник [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Методики. Материалы к урокам).
- «Страны мира». Географический справочник /Электронное картографическое пособие /.- М.: - ЗАО «Новый диск», 2007- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
- Интерактивные карты по географии. - М. : 1C Мультимедиа, 2010.- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.pogoda.ru
www.nationalgeographic.ru
www.geography.about.com
www.nature.com
www.krugosvet.ru
www.ocean.ru
www.google.com
www.geo.ru
http://www.ndce.ru/
http://www.ufomistery.com
http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm
http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm
http://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm
http://egornature.by.ru/
http://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html
http://www.vitiaz.ru/
www.videodive.ru/scl/ocean.shtml
www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1
www.geo-tur.narod.ru/moria.htm
8. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Практическая работа №1 «Определение географических координат точки по глобусу»
Ход работы:
1. Используя глобус, определите географические координаты следующих объектов:
Название географического объекта | Географические координаты | |
широта | долгота | |
вулкан Фудзияма | ||
город Буэнос-Айрес | ||
вулкан Килауэа | ||
город Кейптаун | ||
город Якутск |
2. Используя глобус, определите географические объекты по географическим координатам:
Название географического объекта | Географические координаты | |
широта | долгота | |
56 с.ш. | 38 в.д. | |
38 с.ш. | 22 в.д. | |
4 ю.ш. | 37 в.д. | |
39 с.ш. | 116 в.д. | |
19 с.ш. |
|
3. Составьте памятку «Как определять географические координаты объекта?».
Практическая работа №3 «Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимутальных точек».
Ход работы:
Используя компас определите направление, азимут и определите расстояние в шагах и в метрах до объектов, указанных учителем.
Практическая работа № 4 «Составление плана местности»
Ход работы:
1.Начертить рамку плана, определить стороны горизонта.
2.Прочитать текст. Выбрать масштаб.
3.Определить точку (полюс), от которой будет производиться съемка.
4. Составьте по данному описанию план местности.
Текст.
1.Полюс – школа.
2.От школы к холму через заросли кустарника проходит просёлочная дорога. Азимут холма-300,расстояние- 300 метров.
3.От холма идет шоссе к паромной переправе на реке Ладога (река течет с СВ на ЮЗ).Азимут от холма к переправе 3000, расстояние между холмом и переправой 1 километр.
4.К югу от школы (азимут 1800)на расстоянии 1300 метров расположено озеро Верхнее, восточные берега озера заболочены.
5.От школы (азимут 1100) на расстоянии 450 метров, расположена силосная башня, за ней начинается еловый лес.
Практическая работа № 5 «Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте»
Ход работы:
Используя физическую карту полушарий, заполните таблицу:
Географический объект | Расстояние от Москвы | Направление от Москвы | Географические координаты |
г. Мак-Кинли |
|
|
|
Дели |
|
|
|
Буэнос-Айрес |
|
|
|
вдп. Виктория |
|
|
|
Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
| 51о с.ш. и 31о в.д. |
|
|
| 1о ю.ш. и 78о з.д. |
Практическая работа № 7 «Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (океаны, материки, острова, полуострова, моря, заливы, проливы)»
Ход работы
Используя физическую карту мира (атлас, стр. 2 - 3) и список географической номенклатуры (см. ниже), на контурной карте мира синим цветом подпишите названия океанов, крупнейших морей, заливов и проливов, а чёрным цветом - названия материков, крупнейших островов и полуостровов Земли.
Список географической номенклатуры:
Океаны:
Тихий;
Атлантический;
Индийский;
Северный Ледовитый;
Моря:
Балтийское;
Берингово;
Восточно-Сибирское;
Красное;
Средиземное;
Тасманово;
Филиппинское;
Южно-Китайское;
Заливы:
Бенгальский;
Большой Австралийский;
Гвинейский;
Гудзонов;
Мексиканский;
Финский;
Проливы:
Берингов;
Гибралтарский;
Дрейка;
Магелланов;
Мозамбикский;
Острова:
Великобритания;
Гренландия;
Исландия;
Калимантан;
Мадагаскар;
Новая Гвинея;
Новая Зеландия;
Сахалин;
Суматра;
Японские;
Полуострова:
Аравийский;
Индостан;
Камчатка
Практическая работа № 8 «Нанесение на контурную карту схемы морских течений»
Ход работы:
Используя карту "Приливы и течения в океанах" (атлас, стр. 17), на контурной карте полушарий обозначьте стрелками и подпишите названия основных тёплых (красным цветом) и холодных течений (синим цветом).
Сделайте вывод:
1) в каком направлении закручиваются течения в Северном и в каком - в Южном полушариях;
2) в каком направлении движутся тёплые, а в каком - холодные течения ?
Практическая работа № 11 «Нанесение на контурную карту сейсмических поясов и вулканов»
Ход работы
Используя карту атласа «Строение земной коры», выполните на контурной карте (с.8) следующие задания:
- Подпишите названия литосферных плит.
- На границах литосферных плит обозначьте стрелками области их раздвижения и сближения.
- Подпишите названия форм рельефа, которые образовались на границах раздвижения и сближения литосферных плит.
- Штриховкой покажите районы Земли, для которых характерны частые землетрясения.
- Подпишите названия крупных действующих вулканов.
Практическая работа № 13 «Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (горы, вершины, нагорья)»
Ход работы:
Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупнейшие горы и вершины Земли:
- Гималаи;
- гору Джомолунгму (или Эверест) и обозначьте её высоту;
- Тибет;
- Тянь-Шань;
- Кавказ;
- гору Эльбрус (обозначьте её высоту);
- Алтай;
- Скандинавские горы;
- Кордильеры;
- гору Мак-Кинли (обозначьте её высоту горы);
- Анды;
- гору Аконкагуа (обозначьте её высоту);
- гору Косцюшко;
Практическая работа № 13 (продолжение) «Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (низменности, возвышенности, плоскогорья)»
Ход работы:
Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупнейшие равнины Земли:
1. Амазонскую низменность;
2. Великие равнины;
3. Великую Китайскую равнину;
4. Восточно-Европейскую ( Русскую ) равнину;
5. Западно-Сибирскую равнину;
6. плоскогорье Декан;
7. Приволжскую возвышенность;
8. Прикаспийскую низменность;
9. Среднерусскую возвышенность;
10. Среднесибирское плоскогорье.
Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли»
Ход работы
Используя карты атласа, выполните задания на с. 10 контурной карты:
- Подпишите названия всех основных климатических поясов.
- Выделите синим цветом изотермы с самой низкой температурой, красным – самой высокой в Северном и Южном полушарии, подпишите их значения. Подчеркните название населенного пункта, считающегося полюсом холода Северного полушария.
- Обозначьте среднегодовое количество осадков в Южной Америке на западном и восточном побережье тропического пояса, в Северной Америке на западном и восточном побережье в пределах умеренного пояса.
- Подпишите название материка, в котором сформировались все климатические пояса.
Практическая работа № 18 «Работа с климатическими картами»
Ход работы.
1. Работа с картами температуры воздуха.
- Сравните климатические показатели Санкт-Петербурга и Рио-де-Жанейро, занесите данные в таблицу.
Климатические показатели | Санкт-Петербург | Рио-де-Жанейро |
Температура января | ||
Температура июля | ||
Годовая амплитуда температур | ||
Среднегодовое количество осадков | ||
Преобладающие ветры |
- Работа с картой «Среднегодовое количество осадков»
- Используя климатическую карту, ответьте на вопросы:
1. Где на земном шаре находятся районы, в которых температура воздуха никогда не поднимается выше нулевой отметки?
2. Почему в Южном полушарии температура января выше температуры июля?
3. В каких широтах Земли расположены самые засушливые районы, а в каких – самые влажные? Почему?
- Дайте характеристику острова Калимантан (Борнео) по плану:
А) географическое положение;
Б) преобладающие воздушные массы;
В) атмосферное давление;
Г) температура января;
Д) температура июля;
Е) годовая амплитуда температур;
Ж) среднегодовое количество осадков;
З) оцените, благоприятен ли климат острова для жизни людей.
Практическая работа № 19 «Наблюдение за погодой своей местности»
Ход работы:
- Дайте краткое описание погоды на сегодняшний день (укажите дату и время описания), указав: температуру воздуха, атмосферное давление, направление и сила ветра, абсолютная (или относительная) влажность воздуха, облачность, вид и интенсивность осадков.
- Менялась ли погода в течение описываемого дня ?
- Изменилась ли погода за последние несколько дней и как ?
- Какой прогноз погоды на завтра обещают синоптики ?
- Назовите причины изменения погоды и её компонентов.
- Сделайте вывод о постоянстве или об изменчивости погоды.
Практическая работа № 22 «Составление характеристики реки»
Ход работы:
Используя карты атласа, справочные материалы и предложенные типовые планы описания реки, опишите одну из крупнейших рек мира.
План описания реки:
Название реки;
• Положение реки на материке;
• Местоположение и географические координаты истока;
• Общее направление течения;
• Длина реки;
• Крупнейшие левые и правые притоки;
• Характер течения реки;
• Куда впадает река;
• Вид устья и его географические координаты;
• Использование реки человеком.
Вариант 1. Амазонка.
Вариант 2. Нил.
Вариант 3. Миссисипи.
Вариант 4. Волга.
Вариант 5. Дунай.
Вариант 6. Янцзы.
Практическая работа № 23 «Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (рек, озер)»
Ход работы:
Внимание: все объекты гидросферы на карте подписываются синим цветом.
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты:
- все материки ( чёрным цветом ) и все океаны ( синим цветом );
- реки: Амазонка, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы;
- водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
- озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр;
- каналы: Панамский, Суэцкий.
Практическая работа № 26 «Нанесение на контурную карту природных зон мира представителей растительного и животного мира»
Ход работы
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте «Природные зоны» следующих представителей растительного и животного мира: тюлень, пингвин, бурый медведь, коала, страус Эму, жираф, анаконда, тушканчик, панда, утконос, белый медведь, скунс, бурундук, лось, лев, пума, леопард, бегемот, африканский слон, ленивец, дуб, секвойя, эвкалипт, саксаул, ковыль, сосна, карликовая береза, кипарис.
Практическая работа № 27 «Комплексное описание одной из природных зон. Составление схемы высотной поясности»
Ход работы
Используя карты атласа «Природные зоны» и «Климаты Земли» составьте описание природной зоны по плану.
1 Название природной зоны__________________________________________________.
2 Природная зона расположена в _________________________________части материка
протягивается с С на Ю или с З на В__________________________________________
3 Природная зона лежит в_________________________________ климатическом поясе.
Ср t (Т)-Я- _________________________________________________________________
Ср Т-И _____________________________________________________________________
Годовое количество осадков ___________________________________________________
4. Здесь в дикой природе произрастают: __________________________ _______________
5. В данной природной зоне обитают:
а) птицы _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) животные__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Человек занимается (чем?)____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вариант 1. Природная зона тундры
Вариант 2. Природная зона тайги
Вариант 3. Природная зона степей
Вариант 4. Природная зона пустынь
Вариант 5. Природная зона саванн и редколесий
Вариант 6. Природная зона жестколистных лесов и кустарников
Вариант 7. Природная зона влажных экваториальных лесов
Вариант 8. Природная зона арктических пустынь
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1* | Практическая работа оценочная |
I четверть
Всего часов – 16
п/р - 4 оц- 3
II четверть
Всего часов - 15
п/р- 6 оц.- 3
III четверть
Всего часов - 19
п/р- 9 оц.- 5
IV четверть
Всего часов - 17
п/р- 10 оц - 4
Год
Всего часов -67
п/р - 29 оц - 15
Утверждена приказом МБОУ СОШ №4 им.Нисанова Х.Д. г.Пролетарска
№ 83 от «31» 08 2012г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на
заседании МО естественно-математического цикла
Протокол № 1
от «__31__» августа 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 7 класса. Базовый уровень. Автор Алексеев А.И.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авто...
Рабочая программа по географии для 8 класса. Базовый уровень. Автор Алексеев А.И.
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 8 кла...
Рабочая программа по географии для 9 класса. Базовый уровень. Автор Алексеев А.И.
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 кла...
Рабочая программа по географии для 10 класса. Базовый уровень. Автор Максаковский В.П.
Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Примерной программы средне...
Рабочая программа по географии для 11 класса. Базовый уровень. Автор Максаковский В.П.
Рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Примерной программы средне...
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. (автор УМК Н.Д. Угринович)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе. (35 уч. часов)Автор программы Н.Д. Угринович. (Москва, издательс...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...