Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograf_5.docx | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании ПС приказом директора
протокол №16 по школе № 435
от 28.08.2019г. от 30.08. 2019г.
Рабочая программа по географии
5класс
Количество часов в неделю – 1, всего 35
Практических работ – 5
Калининград
2020
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы
Рабочая программа учебного курса «География. Землеведение» для параллели 5-х классов (базовый уровень) составлена на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Сборник нормативных документов, География, «Рабочие программы», составитель С.В. Курчина, ООО «Дрофа», 2014 год.
- http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
- Программа основного общего образования по географии.5-9 классы, авторы А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов, В.А. Низовцев, 2015г. Издательство «Дрофа»
- Учебника: География. Землеведение. 5 - 6 классы/ О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019.
Рабочая программа данного курса полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы. Данная программа предполагает изучение предмета на базовом уровне и ориентирована на использование Учебника: География. Землеведение. 5 - 6 классы/ О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019.
Цели и задачи курса.
Курс «Землеведение» в 5 классе посвящен Земле как планете и носит пропедевтический характер по отношению к курсу «Землеведение» 6 класса. Многие вопросы рассматриваются на уровне представлений, так как ряд важных межпредметных связей у учащихся 5 класса еще не выстроен.
Целями изучения географии на пропедевтическом этапе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия географического пространства, характера, сущности и динамики главных природных и экологических процессов;
- понимание общих географических закономерностей, особенностей взаимодействия природы и человека, необходимости охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Основные задачи:
- формирование географической картины мира;
- формирование географического мышления, географического видения проблем;
- осознание единства человека и природы;
- понимание проблем экологической безопасности и личного участия в защите и охране природы;
- формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры.
Изменения, внесенные в программу: для повышения качества знаний учащихся, развития практических навыков работы с картами, интеллектуальных возможностей, творческих способностей и повышения интереса к предмету в рамках программы введено изучение внутрипредметного образовательного модуля «Практическая география» - 14 часов.
Классы, в которых планируется освоение данной рабочей программы: 5Ж, З, И, К, Л.
Количество часов, практических и контрольных работ: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Землеведение» в 5 классе, из расчета 1-го учебного часа в неделю. Согласно ООП ООО МАОУ СОШ № 38 на изучение учебного предмета «География. Землеведение» в 5 классе, географии в 2020/2021 учебном году в V классе отводится 35 учебных часов, из расчета 1 учебный час в неделю, из них практические работы – 5.
Запланированные контрольные мероприятия:
Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды контроля как: текущий, тематический, итоговый контроль. Формы контроля: выборочный контроль, фронтальный опрос, задание со свободным ответом по выбору учителя, задание по рисунку, ответы на вопросы в учебнике, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, географический диктант, работа на контурной карте, письменные домашние задания, и т.д., анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, мониторинги качества знаний. В целях индивидуального подхода в обучении предполагаются разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении географии.
Варианты проверки знаний и умений учитывают оценку не только теоретических знаний, но и практических умений.
Административный контроль:
- мониторинг образовательных достижений по итогам 1 полугодия;
- промежуточная аттестация по итогам учебного года.
Текущий контроль:
- контроль знаний по разделу «Как устроен наш мир»
- контроль знаний по теме «История открытий и освоения Земли»
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами.
Особого внимания заслуживают уроки-практикумы, особо выделенные в учебнике, которые способствуют формированию важных географических умений:
Оценочные практические работы:
- Урок-практикум «Глобус как источник географической информации. Определение расстояний и направлений на глобусе».
- Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации».
- Урок-практикум «Установление различий между горными породами и минералами в зависимости от их происхождения».
- Урок-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой».
- Урок-практикум. Экскурсия в природу.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Используемый УМК:
- О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. География. Землеведение. 5 - 6 классы/– М.: Дрофа, 2019.
- Контурные карты «Физическая география, начальный курс», 5 класс, Москва, «Дрофа», 2019-2020.
- Атлас. Физическая география, начальный курс. 5 класс.
Дополнительная литература для учителя:
- География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2014.
- География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова - М.: Дрофа, 2015.
- География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение
- Программа основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. Авторы А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов, В.А. Низовцев.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Н.А. Максимов «За страницами учебника географии», Москва, «Просвещение».
2. География, «Энциклопедия», Москва, «РОСМЭН», 1998г.
3. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
Интернет-ресурсы:
1. http://ege.edu.ru − Портал ЕГЭ.
2. www.fipi.ru − Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://geo.metodist.ru − Методическая лаборатория географии.
4. http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
5. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
6. http://rgo.ru – География сети.
7. http://www.rusngo.ru/project/index.shtml – Национальное географическое общество.
8. http://rgo.org.ru – Географическое общество России.
9. http: //www.geo.ru – Клуб журнала «GEO».
10. http: //www.vokrugsveta. ru – Журнал «Вокруг света».
11. http://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция ЦОР.
12. http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов.
13. http://geo.1september.ru – Я иду на урок географии.
14. http://nature.worldstreasure.com – Чудеса природы.
15. http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000144 – География. В помощь учителю.
16. http://www.rgo.ru – Географический портал «Планета Земля»
II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение курса «География. Землеведение» в 5 классе направлено на достижение следующих образовательных результатов (базовый уровень):
Предметных
Ученик научится:
- объяснять значение понятий:
Вселенная, Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, экватор, тропики, полярные круги, параллели, меридианы, «Старый свет», «Новый свет», «Великий шелковы путь», «путь из варяг в греки», литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, мировой круговорот, Мировой океан, море, залив, пролив, гидросфера, речная система и ее части, озеро, болото, подземные воды, ледники, атмосфера, атмосферный воздух, погода, воздушные массы, метеорология, синоптическая карта, биосфера, биологический круговорот;
- называть, показывать и обозначать на контурной карте основные географические объекты;
- читать план местности и географическую карту;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять направления и расстояния на глобусе;
- называть элементы градусной сети;
- работать с компасом;
- классифицировать карты по назначению, масштабу, охвату территории;
- ориентироваться на местности;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;
- рассказывать о наиболее выдающихся географических открытиях и исследованиях, называя имена первооткрывателей;
- показывать на карте маршруты выдающихся путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- объяснять отдельные особенности строения земной коры, рельефа суши и дна Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна Мирового океана;
- определять значение водной оболочки Земли;
- называть главные части гидросферы, Мирового океана, внутренних вод;
- объяснять значение круговорота воды;
- выделять основные особенности воздушной оболочки и её роли для Земли и людей;
- описывать свойства воздуха в разных районах земного шара;
- измерять (определять) температуру воздуха (в том числе среднесуточную и среднемесячную) с использованием разных источников информации; атмосферное давление, направление ветра, облачность;
- описывать погоду своей местности и вести простейшие наблюдения за погодой.
Метапредметных
Ученик сможет:
- ставить под руководством учителя учебную задачу и работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- организовывать свою деятельность и оценивать достигнутые результаты;
- планировать свою деятельность и работать в соответствии с предложенным планом;
- самостоятельно работать с текстом и нетекстовыми компонентами: *выделять главное, существенные признаки понятий, процессов, явлений;
*составлять простой план;
*сравнивать, классифицировать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;
*составлять схемы, таблицы, вопросы и логическую цепочку по тексту параграфа или другого источника географической информации;
- высказывать свои суждения, аргументируя их;
- вести самостоятельный поиск географической информации, отбирать, преобразовывать, сохранять и представлять её.
- описывать географические объекты;
- участвовать в совместной деятельности;
- оценивать свою работу и работу одноклассников.
Личностных:
Ученик сформирует:
- ответственное отношение к учебе;
- целостное мировоззрение об окружающем мире;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- коммуникативную компетентность в общении со сверстниками, способность к сотрудничеству в процессе деятельности;
- основы экологической культуры.
Ученик приобретёт:
- опыт участия в совместном социально-значимом труде;
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел I. Как устроен наш мир 11 ч
Тема 1. Земля во Вселенной 6 ч.
Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.
Тема 2.Облик Земли 5 ч.
Облик земного шара. «Голубая планета» Земля. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе.
Модуль «Практическая география» Урок 1. Путешествие по материкам и океанам.
Модуль «Практическая география» Урок 2. Ориентирование по карте.
Модуль «Практическая география» Урок 3. Градусная сеть на карте.
- Урок-практикум «Глобус как источник географической информации. Определение расстояний и направлений на глобусе».
Контроль знаний по разделу «Как устроен наш мир»
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности 9 ч.
Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.
Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.
Модуль «Практическая география» Урок 4. План местности.
Тема 4. История открытия и освоения Земли. 7 ч.
Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Географические открытия древности и средневековья. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Трансокеанские плавания древних мореходов.
Сухопутные и морские странствия. Арабы. Викинги. Генуэзские и венецианские купцы. Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Великие географические открытия. Роль технических достижений в далеких морских плаваниях. Васко да Гама. Христофор Колумб и открытие пути в Индию. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.
Географические открытия XVII – XX веков. В поисках Южной Земли. Абель Тасман и Джеймс Кук. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Исследования Арктики. Ф. Нансен, И.Д. Папанин, Р. Пири. Исследования Мирового океана и внутренних частей материков.
Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов Тян-Шанский. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Исследования Н.И. Вавилова.
Модуль «Практическая география» Урок 5. Куда путешествовали древние народы?
Модуль «Практическая география» Урок 6. Географические открытия Средневековья на карте.
Модуль «Практическая география» Урок 7. Великие географические открытия на карте.
Модуль «Практическая география» Урок 8. По карте в поисках неведомой Южной Земли.
Модуль «Практическая география» Урок 9. Имена русских путешественников на карте.
- Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации».
Контроль знаний по теме «История открытий и освоения Земли»
Раздел III. Как устроена наша планета - 15 ч.
Тема 5. Литосфера. 5 ч.
Внутреннее строение и рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.
Модуль «Практическая география» Урок 10. Сейсмические пояса Земли. Горы и равнины.
- Урок-практикум «Установление различий между горными породами и минералами в зависимости от их происхождения».
Тема 6. Гидросфера. 3 ч.
Мировой круговорот воды в природе. Пресная вода на Земле. Мировой океан и его части. Вода – «кровеносная система» Земли. Реки, озёра, подземные воды, болота и ледники. Их значение в жизни человека.
Модуль «Практическая география» Урок 11. Вода на Земле. Мировой океан на карте.
Модуль «Практическая география» Урок 12. Вода на Земле. Воды суши на карте.
Тема 7. Атмосфера. 3 ч.
Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность атмосферы. Воздушные массы.
Что такое погода? Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются прогнозы погоды? С помощью, каких приборов измеряют значения элементов погоды? Синоптические карты.
- Урок-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой».
Тема 8. Биосфера. 2 ч
Биосфера - живая оболочка Земли. Как возникла жизнь на планете? Границы биосферы. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Биологический круговорот. Как живые организмы изменяют нашу планету? Экскурсия в природу. Фенологические наблюдения.
Модуль «Практическая география» Урок 13. Природа России.
- Урок-практикум. Экскурсия в природу
Тема 9. Природа и человек. 2 ч.
Природа - среда жизни человека, источник средств его существования. Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана природы.
Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Модуль «Практическая география» Урок 14. Влияние человека на природу. Экологическая карта.
VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ.
№ раздела, темы | Наименование раздела и темы | Количество часов | В том числе на практические работы |
1. | Раздел I. Как устроен наш мир | 11 | 1 |
Тема 1. Земля во Вселенной | 6 | ||
Тема 2. Облик Земли Модуль «Практическая география» Урок 1. Путешествие по материкам и океанам. Модуль «Практическая география» Урок 2. Ориентирование по карте. Модуль «Практическая география» Урок 3. Градусная сеть на карте. | 5 | 1 | |
Контроль знаний по разделу «Как устроен наш мир» | |||
2. | Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности | 9 | 1 |
Тема 3. Изображение Земли. Модуль «Практическая география» Урок 4. План местности. | 2 | ||
Тема 4. История открытия и освоения Земли. Модуль «Практическая география» Урок 5. Куда путешествовали древние народы? Модуль «Практическая география» Урок 6. Географические открытия Средневековья на карте. Модуль «Практическая география» Урок 7. Великие географические открытия на карте. Модуль «Практическая география» Урок 8. По карте в поисках неведомой Южной Земли. Модуль «Практическая география» Урок 9. Имена русских путешественников на карте. | 7 | 2 | |
Контроль знаний по теме «История открытий и освоения Земли» | |||
3. | Раздел III. Как устроена наша планета | 15 | 3 |
Тема 5. Литосфера. Модуль «Практическая география» Урок 10. Сейсмические пояса Земли. Горы и равнины. | 5 | 1 | |
Тема 6. Гидросфера. Модуль «Практическая география» Урок 11. Вода на Земле. Мировой океан на карте. Модуль «Практическая география» Урок 12. Вода на Земле. Воды суши на карте. | 3 | ||
Тема 7. Атмосфера. | 3 | 1 | |
Тема 8. Биосфера. Модуль «Практическая география» Урок 13. Природа России. | 2 | 1 | |
Тема 9. Природа и человек. Модуль «Практическая география» Урок 14. Влияние человека на природу. Экологическая карта. | 2 | ||
Итого: | 35 | ||
Практических работ: | 5 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 6 класса. Базовый уровень. Автор Климанова О.А.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авто...
Рабочая программа по географии 6 класс по Климановой
Рабочая программа по курсу географии «Землеведение» составлена на основе Примерной программы по географии для основной школы, требований к результатам основного общего образования, представленных в фе...
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.
пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику "География. Землеведение 5-6 класс" под редакцией Климановой О.А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5—9 КЛАССЫ Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5—9 КЛАССЫАвторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов,В. А. Низовцев...