Рабочая программа учебного предмета "Начальный курс физической географии." 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.
«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Начальный курс физической географии.» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Москва. Владос, 2011г.
Учебно-методический комплекс:
- Авторская программа для 6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Начальный курс физической географии. Автор Т.М.Лифанова. Москва . Владос. 2011г.
-География 6 класс, под редакцией Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной. М - Просвещение.2013г.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространённых в своём регионе.
Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Цель:
- Создание условий для формирования знаний элементарных естественнонаучных понятий и формирование умений оперировать ими в повседневной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование основных географических понятий;
- Повышать общий уровень развития учащихся и корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности её изучения;
- Формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.
- Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством общения;
- Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
- Формирование и отработка практических навыков и умений.
Коррекционно-развивающие:
- Коррекция недостатков умственного развития учащихся;
- В процессе знакомства с географическими понятиями и объектами у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление;
- Учащиеся имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой; взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Воспитательные:
- Воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
- Воспитание навыков здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека
- Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и человека);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6_klass_novoe.docx | 64.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.
«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Начальный курс физической географии.» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва. Владос, 2012г.
Учебно-методический комплекс:
-География 6 класс, под редакцией Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной. М- Просвещение.2013г.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространённых в своём регионе.
Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Цель:
- Создание условий для формирования знаний элементарных естественнонаучных понятий и формирование умений оперировать ими в повседневной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основных географических понятий;
- повышать общий уровень развития учащихся и корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности её изучения;
- формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством общения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
- формирование и отработка практических навыков и умений.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция недостатков умственного развития учащихся;
- в процессе знакомства с географическими понятиями и объектами у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление;
- учащиеся имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой; взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Воспитательные:
- воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
- воспитание навыков здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и человека);
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Формы обучения:
1.По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2.По месту организации (школьные)
3.Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4.Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д
Виды деятельности
- обогащение и уточнение словаря,
- наблюдение запроцессами, происходящими в природе,
- чтение литературы по изучаемому материалу,
- называние и характеристика основных форм рельефа, особенностей их образования, роли в природе,
- сравнение между собой основных форм рельефа, их классификация, установление взаимосвязи между географическими объектами,
- активное участие в беседе,
- составление рассказов с опорой на план
- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,
- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
- освоение на практике полученных знаний.
На изучение предмета в 6 классе по учебному плану выделено 66 часов.
1 четверть - 17 часов
2 четверть - 14 часов
3 четверть - 19 часов
4 четверть –17 часов
Фактически за учебный год 67часов.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.
- В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой ( словари, энциклопедии)
Группы учащихся:
По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает, нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся должны знать:
- что изучает география;
- горизонт, линию и стороны горизонта;
- основные формы земной поверхности;
- виды водоёмов, их различия;
- меры по охране воды от загрязнения;
- правила поведения в природе;
- отличие плана от рисунка и географической карты;
- основные направления на плане, географической карте;
- условные цвета и основные знаки географической карты;
- распределение суши и воды на Земле;
- материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
- Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
- кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
- значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов;
- различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
- географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
- названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должны уметь:
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
- выявлять на местности особенности рельефа, водоёмов;
- делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
- читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам – приложениям к учебнику;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Контрольные работы | Самостоятельные работы | Практические работы | Экскурсии |
1. | Введение. | - | - | 1 | - |
2. | Ориентирование на местности | - | - | 3 | 1 |
3. | Формы поверхности Земли | - | - | 3 | - |
4. | Вода на Земле | - | - | 4 | - |
5. | План и карта | - | - | 6 | - |
6. | Земной шар | - | - | 3 | - |
7. | Климат | - | - | 1 | - |
8. | Карта России | - | - | - | - |
Тематическое планирование
№ урока | № урока по теме | Наименование разделов, тем урока | Количество часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Цель коррекционной работы | Примечание |
1.Введение (4 часа) | |||||||
1 | 1.1 | Что изучает география. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая работа «Знакомство с новым учебником». | Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению предмета. | |
2 | 1.2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Практическая работа «Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1—5 классы». | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа «Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1—5 классы». | Коррекция умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, навыка письма и формулирования мысли. | |
3 | 1.3 | Явления природы. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, рисование явлений природы, отгадай загадки о явлениях природы, поисковая работа по тексту «Найди значение слова». | Коррекция умения определять явления природы, делать сравнение. | |
4 | 1.4 | Географические сведения о нашей местности и труде населения. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция гражданской позиции, через использование текста учебника. | |
2.Ориентирование на местности (5 часов) | |||||||
5 | 2.1 | Горизонт. Линия горизонта. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.Зарисовка линии сторон горизонта. | Коррекция умения сравнивать, анализировать, делать выводы, навыка связного изложения материала, организации индивидуальной работы. | |
6 | 2.2 | Стороны горизонта. Практическая работа «Зарисовка линии, сторон горизонта». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.Упражнения в определении сторон горизонта. | Коррекция умения сравнивать, анализировать, делать выводы, навыка связного изложения материала. | |
7 | 2.3 | Компас и правила пользования им. Практическая работа «Зарисовка компаса». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.Практическая работа «Зарисовка компаса». | Коррекция умения сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
8 | 2.4 | Ориентирование по местным признакам природы. Практическая работа «Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам. Практическая работа «Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу». | Коррекция умения сравнивать, анализировать, делать выводы, навыка связного изложения материала. | |
9 | 2.5 | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях. Практическая работа «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам». | 1 | Урок практического применения знаний | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.Практическая работа «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам». | Коррекция умения применять полученные знания на практике. | |
3. Формы поверхности Земли (4 часа) | |||||||
10 | 3.1 | Равнины. Холмы. Практическая работа «Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага». | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.Практическая работа«Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага». | Коррекция навыка показа географических объектов на карте, зрительного восприятия географических объектов. | |
11 | 3.2 | Овраги, их образование. Практическая работа «Зарисовка различных форм земной поверхности». | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточкеПрактическая работа «Зарисовка различных форм земной поверхности». | Коррекция навыка показа географических объектов на карте, зрительного восприятия географических объектов. | |
12 | 3.3 | Горы. Землетрясения. Практическая работа «Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.)». | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.Практическая работа«Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.)». | Коррекция навыка показа географических объектов на карте, зрительного восприятия географических объектов. | |
13 | 3.4 | Извержение вулканов. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке, зарисовка схемы вулкана в разрезе. | Коррекция умения работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос, навыка составления рассказа по плану. | |
4.Вода на Земле (11 часов) | |||||||
14 | 4.1 | Вода в природе. | 1 | Урок изучения нового материала | Составление загадок о воде. Составление рассказа с опорой на жизненный опыт «Использование человеком воды»,схематически нарисовать, где можно встретить воду в природе. | Коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. | |
15 | 4.2 | Родник, его образование. | 1 | Комбинированный урок | Работа с географическими понятиями, индивидуальная работа по карточкам, беседа, описание образования родника по рисунку учебника. | Коррекция навыка связного изложения материала, умения составить рассказ, используя рисунки учебника и личный опыт. | |
16 | 4.3 | Колодец. Водопровод. | 1 | Комбинированный урок | Работа с географическими понятиями, индивидуальная работа по карточкам, беседа,описание колодца по рисунку учебника. | Коррекция навыка связного изложения материала, умения составить рассказ, используя рисунки учебника и личный опыт. | |
17 | 4.4 | Части реки. Равнинные и горные реки. Практическая работа «Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей». | 1 | Комбинированный урок | Работа с географическими понятиями, индивидуальная работа по карточкам, беседа.Практическая работа «Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей». | Коррекция навыка связного изложения материала, умения составить рассказ, используя рисунки учебника и личный опыт. | |
18 | 4.5 | Как люди используют реки. | 1 | Комбинированный урок | Работа с географическими понятиями, составление рассказа, беседа, работа с текстом учебника. | Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради. | |
19 | 4.6 | Озера, водохранилища, пруды. Практическая работа «Моделирование из пластилина и воды озера». | 1 | Комбинированный урок | Работа с географическими понятиями, составление рассказа, беседа, работа с текстом учебника.Практическая работа«Моделирование из пластилина и воды озера». | Коррекция умения работы с учебной литературой, навыков чтения и составления рассказа по плану. | |
20 | 4.7 | Болота, их осушение. | 1 | Комбинированный урок | Работа с географическими понятиями, составление рассказа, беседа, работа с текстом учебника.Зарисовка схемы образования болота. | Коррекция умения работы с учебной литературой, навыков чтения и составления рассказа по плану. | |
21 | 4.8 | Океаны и моря. | 1 | Комбинированный урок | Работа с географическими понятиями, составление рассказа, беседа, работа с текстом учебника.Опыт: Растворение морской соли в воде. | Коррекция умения составления характеристики мирового океана, работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | |
22 | 4.9 | Острова и полуострова. Практическая работа «Изготовление макета острова и полуостроваиз пластилина». | 1 | Комбинированный урок | Работа с географическими понятиями, составление рассказа, беседа, работа с текстом учебника.Практическая работа«Изготовление макета острова и полуострова из пластилина». | Коррекция навыка показа географических объектов на карте, зрительного восприятия объекта. | |
23 | 4.10 | Водоёмы в нашей местности. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, составление рассказа с опорой на рисунки учебника, индивидуальная работа по карточке. Опыт: очистка воды фильтрованием. | Коррекция навыка составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умения выбирать правильный ответ по заданному шаблону. | |
24 | 4.11 | Обобщающий урок. Практическая работа «Показ на физической карте России различных водоемов». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, составление рассказа по рисункам учебника, индивидуальная работа по карточкам.Практическая работа «Показ на физической карте России различных водоемов». | Коррекция умения использовать ранее полученные знания, сравнивать, обобщать. | |
5. План и карта (10 часов) | |||||||
25 | 5.1 | Рисунок и план предмета. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция зрительного восприятия, мелкой моторики рук, умения переносить данные на план и рисунок. | |
26 | 5.2 | План и масштаб. Практическая работа «Упражнения в определении направлений и умении обозначать направления на местности,плане и карте». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Практическая работа «Упражнения в определении направлений и умении обозначать направления на местности,плане и карте». | Коррекция зрительного восприятия, мелкой моторики рук, умения переносить данные на план и рисунок. | |
27 | 5.3 | План класса. Практическая работа «Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Практическая работа «Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, | Коррекция зрительного восприятия, мелкой моторики рук, умения переносить данные на план и рисунок. | |
28 | 5.4 | План школьного участка. Практическая работа «Упражнения в измерении расстояний и изображении их на плане». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Практическая работа«Упражнения в измерении расстояний и изображении их на плане». | Коррекция зрительного восприятия, мелкой моторики рук, умения переносить данные на план и рисунок. | |
29 | 5.6 | Условные знаки плана местности. Практическая работа «Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Практическая работа«Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных | Коррекция зрительного восприятия, мелкой моторики рук, умения переносить данные на план и рисунок. | |
30 | 5.7 | План и географическая карта. Практическая работа «Изготовление топографического лото». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Практическая работа «Изготовление топографического лото». | Коррекция зрительного восприятия, мелкой моторики рук, умения переносить данные на план и карту. | |
31 | 5.8 | Условные цвета физической карты. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных цветов карты | Коррекция зрительного восприятия, мелкой моторики рук, умения переносить данные на план и карту. | |
32 | 5.9 | Условные знаки физической карты. Практическая работа «Чтение простейших планов по условным знакам (школьного | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Практическая работа «Чтение простейших планов по условным знакам (школьного | Коррекция зрительного восприятия, мелкой моторики рук, умения переносить данные на план и карту. | |
33 | 5.10 | Физическая карта России | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Ориентировка по карте, нахождение географических объектов. | Коррекция навыков работы с контурной и физической картой, зрительного восприятия. | |
6. Земной шар (10 часов) | |||||||
34 | 6.1 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция навыка работы с рисунками и текстом учебника, творческой работы, используя шаблон. | |
35 | 6.2 | Планеты. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Зарисовка схемы Солнечной системы (планеты). | Коррекция навыка работы с рисунками и текстом учебника, умения переносить географические объекты в тетрадь. | |
36 | 6.3 | Земля-планета. Доказательства шарообразности Земли, освоение космоса | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в печати. | Коррекция навыка работы с рисунками и текстом учебника, умения находить необходимую информацию в газетах и журналах. | |
37 | 6.4 | Глобус-модель земного шара. Практическая работа «Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Практическая работа«Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов». | Коррекция навыков работы с физической картой, зрительного восприятия. | |
38 | 6.5 | Физическая карта полушарий. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция навыков работы с физической картой, зрительного восприятия. | |
39 | 6.6 | Распределение воды и суши на Земле. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция навыков работы с физической картой, зрительного восприятия. | |
40 | 6.7 | Океаны на глобусе и карте полушарий. Практическая работа «Оформление таблицы названий океанов и материков». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Практическая работа«Оформление таблицы названий океанов и материков». | Коррекция навыков работы с физической картой, зрительного восприятия. | |
41 | 6.8 | Материки на глобусе и карте полушарий | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция навыков работы с физической картой, зрительного восприятия. | |
42 | 6.9 | Первые кругосветные путешествия. Практическая работа «Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Практическая работа«Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий». | Коррекция умения работы с учебной литературой, навыков чтения и составления рассказа по плану. | |
43 | 6.10 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Вычерчивание схемы расположения поясов освещенности на Земном шаре. | Коррекция умения работы с учебной литературой, навыков чтения и письма, умения вычерчивать схемы. | |
7.Климат (4 часа) | |||||||
44 | 7.1 | Понятие о климате, его отличие от погоды, основные типы климата. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция умения работать с рисунками учебника, сравнивать, делать выводы. | |
45 | 7.2 | Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Практическая работа «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Практическая работа«Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре». | Коррекция умения работать с рисунками учебника, сравнивать, делать выводы, умения вычерчивать схемы. | |
46 | 7.3 | Природа тропического пояса. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Прикрепление картинок животных и растений к соответствующему поясу. | Коррекция умения работать с рисунками учебника, сравнивать, делать выводы, умения соотносить принадлежность растений и животных к определённому поясу. | |
47 | 7.4 | Природа умеренных и полярных поясов. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Прикрепление картинок животных и растений к соответствующему поясу. | Коррекция умения работать с рисунками учебника, сравнивать, делать выводы, умения соотносить принадлежность растений и животных к определённому поясу. | |
8.Карта России (15 часов) | |||||||
48 | 8.1 | Географическое положение России на карте. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция навыков работы с географической картой, коррекция зрительного восприятия. | |
49 | 8.2 | Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. Обозначение границ России, пограничных стран, полуостровов и островов, морей и океанов. | Коррекция навыков работы с географической картой, коррекция зрительного восприятия. | |
50 | 8.3 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Обозначение границ России, пограничных стран, полуостровов и островов, морей и океанов. | Коррекция навыков работы с географической картой, коррекция зрительного восприятия. | |
51 | 8.4 | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Показ на физической карте океанов, морей России. | Коррекция навыков работы с географической картой, коррекция зрительного восприятия. | |
52 | 8.5 | Острова и полуострова России. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Зарисовка схем острова и полуострова. Показ по карте. Моделирование из пластилина острова и полуострова. | Коррекция навыков работы с географической картой, коррекция зрительного восприятия. | |
53 | 8.6 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Нахождение на физической карте низменностей, возвышенностей, плоскогорий. | Коррекция навыков работы с географической картой, коррекция зрительного восприятия. | |
54 | 8.7 | Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Нахождение на физической карте гор Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. | Коррекция навыков работы с географической картой, коррекция зрительного восприятия. | |
55 | 8.8 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к карте. | Коррекция навыка связного изложения материала, умения составить рассказ, используя рисунки учебника и личный опыт. | |
56 | 8.9 | Реки: Волга с Окой и Камой. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция навыков быстрого чтения и письма, наблюдательности, умения работать с учебником, картами из атласа. | |
57 | 8.10 | Реки: Дон, Днепр, Урал. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция навыков быстрого чтения и письма, наблюдательности, умения работать с учебником, картами из атласа. | |
58 | 8.11 | Реки Сибири: Обь, Енисей. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция навыков быстрого чтения и письма, наблюдательности, умения работать с учебником, картами из атласа. | |
59 | 8.12 | Реки: Лена и Амур. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция навыков быстрого чтения и письма, наблюдательности, умения работать с учебником, картами из атласа. | |
60 | 8.13 | Озёра России. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция навыков быстрого чтения и письма, наблюдательности, умения работать с учебником, картами из атласа. | |
61 | 8.14 | Урок повторения по теме «Карта России». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция навыка работы с физической картой полушарий, зрительного восприятия объекта | |
62 | 8.15 | Наш край на карте России. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника.Путешествие по физической карте России. | Коррекция навыка связного изложения материала, организации индивидуальной работы. | |
9. Повторение (5 часов) | |||||||
63 | 6.1 | Обозначение на контурных картах морей Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Обозначение на контурных картах рек и озёр. | 1 | Урок практикум | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, контурными картами. | Коррекция навыка работы с контурной картой, зрительного восприятия объекта | |
64 | 6.2 | Обозначение на контурных картах форм поверхности России. | 1 | Урок практикум | Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, контурными картами. | Коррекция навыка работы с контурной картой, зрительного восприятия объекта | |
65 | 6.3 | Повторение материала по теме «Вода на Земле». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Рассказ, беседа, работа с географическими понятиями, тестовый контроль, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция навыка творческой работы, используя шаблон, индивидуальной работы, внимания, наблюдательности. | |
66 | 6.4 | Повторение материала по теме «План и карта». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Рассказ, беседа, работа с географическими понятиями, тестовый контроль, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция навыка творческой работы, используя шаблон, индивидуальной работы, внимания, наблюдательности. |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
1.«Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Начальный курс физической географии.» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва. Владос, 2012г.
2. «Начальный курс физической географии» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида/
под редакцией Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной. М- Просвещение.2013г.
Оборудование и приборы
1.Мультимедийный проектор
2.Компьютер
3.Экран
Дидактический материал
Цифровые образовательные ресурсы
Презентации по изучаемым темам курса.
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/
интернет портал «Pro школу.ru», http://www.proshkolu.ru
интернет портал завуч.инфо,http://www.zavuch.ru
Литература, рекомендованная для учащихся
1.«Начальный курс физической географии» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида/
под редакцией Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной. М- Просвещение.2013г.
Литература, использованная при подготовке программы
1.«Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Начальный курс физической географии.» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва. Владос, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по трудовому обучению 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...