Рабочая прграмма по природоведению 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая прграмма по природоведению 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx49.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Савостинская СОШ»

_____________________ Николаева С.А.

                                                                                                                                                                                                           Дата и номер приказа_________________

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Савостинская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

курс  природоведение

Класс- 5

Составитель учитель географии -  Волкова Инна Владимировна

Год составления программы - 2014-2015 уч. год

                                                      2014 год

                                      Пояснительная записка

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания  общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Данная рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования. Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, «Дрофа», 2013

Общая характеристика учебного предмета

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.         При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.

        В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде.

            Такой подход к отбору содержания соответствует как  возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

        В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

        Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту.  Естественнонаучный материал  «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Структура программы

Программа имеет 5 содержательных разделов: «Методы изучения природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».

Резервное время можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.

 Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических и лабораторных работ.

Результаты обучения

  • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений,  постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
  • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
  •  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;
  • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
  • Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
  • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet);
  • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
  •  Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).  

Методические аспекты преподавания курса природоведения 

В рамках преподавания курса природоведения могут  быть освоены и  эффективно использованы  современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).  


 Основное содержание программы

Раздел 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы)

Раздел 2. Вселенная (9 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.

Демонстрации:

  • Карта звездного неба.
  • Модель Солнечной системы.
  • Глобус.
  • Мир в картинках: Космос (фотографии)
  • Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд.  Солнечная система.

Рекомендуемые практические работы

  • Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария.

Раздел 3. Земля  (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации:

  • Глобус.
  • Физическая карта полушарий.
  • Плакаты: Гипотеза о возникновении Солнечной системы. Вода  на планете. Строение земли. Строение атмосферы. Круговорот воды.
  • Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)

Рекомендуемые практические работы

  • На контурной карте подписать крупнейшие вершины и реки материков.
  • На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.
  • Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.
  • Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Раздел 4. Жизнь на Земле (20 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации:

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, (использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений и т.п.).
  • Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
  • Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.

Рекомендуемые практические работы

  • Ознакомление с ископаемыми остатками организмов.
  • Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.
  • Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.
  • Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.
  • Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.
  • Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.

Раздел 5. Человек на Земле  (14 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

 Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
  • Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.
  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
  • Плакат: Науки о природе.
  • Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Рекомендуемые практические работы

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
  • Измерение своего роста и массы тела.
  • Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения курса природоведения

Ученик научится:

- перечислять и кратко характеризовать естественные науки, методы изучения при

многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации;                                        отдельные методы изучения природы;

  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
  • определять главные части строение живой клетки;
  • перечислять, приводить примеры представителей царства живой природы перечислять, приводить примеры представителей;
  • приводить примеры беспозвоночных и позвоночных животных;
  • перечислять и кратко характеризовать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли;
  • перечислять, приводить примеры организмов, природные сообщества морей и океанов
  • понимать как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
  • понимать изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • понимать важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • понимать основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Ученик получит возможность научиться:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Календарно-тематическое планирование.

Уро-

ков

Наименование

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме)

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

1.

Изучение природы.

Раздел 1. Изучение природы. 3ч.

2.

Науки о природе.

Проводят наблюдение природных объектов, описывают их. Знакомятся с лабораторным оборудованием и приборами, а также с различными способами измерений. Проводят простейший эксперимент, составляют план его проведения, формулируют выводы.

3.

Методы изучения природы.

4.

Великие естествоиспытатели.

Раздел 2. Вселенная. 9ч.

5.

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Наблюдают суточное движение Солнца, звезд, движение планет. Работают с подвижной картой звездного неба. Описывают одну из планет. Изучают фотографии планет Солнечной системы. Работают с дополнительными источниками информации.

6.

От Коперника до наших дней.

7.

Соседи Солнца.

8.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

9.

Астероиды. Кометы.

10.

Метеоры. Метеориты.

11.

Мир звезд.

12.

Урок-обобщение по теме «Вселенная»

13.

Контрольная работа по теме «Вселенная»

Раздел 3. Земля. 18 ч.

14.

Как возникла Земля. Современные представления о возникновении Земли.

 Анализируют научные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной Системы. Описывают Землю как элемент солнечной системы. Определяют горные породы и минералы по образцам. Изучают и описывают свойства различных веществ. Учатся распознавать простые  и сложные вещества. Характеризуют  и систематизируют известные природные явления. Наблюдают испарение воды, кипение воды, плавление, погодные явления и описывают их. Определяют составные части гидросферы. Находят на карте океаны и материки. Доказывают уникальность планеты Земля. Работают с различными источниками информации.

15.

Внутреннее строение Земли.

16.

Практическая работа «Ознакомление со свойствами горных пород и минералов».

17.

Вещества и явления в окружающем мире.

18.

Многообразие явлений природы.

19.

Землетрясения и вулканы.

20.

Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия.

21.

Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида.

22.

Практическая работа. Нанесение номенклатуры на контурную карту.

23.

Атмосфера Земли.

29.

Уникальность планеты Земля.

30.

Урок-обобщение по теме «Земля»

31.

Контрольная работа по теме «Земля»

Раздел 4. Жизнь на Земле.20 ч.

32.

Развитие жизни на Земле.

Наблюдают и сравнивают строение растительной и животной клеток. Определяют, к какому царству относится изучаемый организм. Дают характеристику основных царств живой природы. Изучают и описывают особенности  сред обитания живых организмов. Наблюдают и описывают обитателей различных сред. Находят на физической карте материки и  океаны, указывают их типичных обитателей. Находят на карте природные зоны, приводят примеры типичных представителей и характеризуют их приспособления к среде обитания.

33.

Животные прошлого.

34.

Живые клетки.

35.

Строение клетки.

36.

Царства живой природы.

37.

Многоклеточные организмы.

38.

Практическая работа «Исследование разнообразия растений с использованием гербарного материала»

39.

Беспозвоночные животные.

40.

Позвоночные животные.

41.

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

42.

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

43.

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

44.

Практическая работа «Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием  гербариев и коллекций».

45.

Жизнь на разных материках. Евразия, Африка, Австралия.

46.

Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка, Антарктида.

47.

Природные зоны Земли. Практическая работа «Знакомства с растениями различных природных зон на основе гербарного материала».

48.

Жизнь в морях и океанах.

49.

Жизнь в морях и океанах. Донное и глубоководное сообщества.

50.

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».

51.

Контрольная работа по теме «Жизнь на Земле».

Раздел 4. Человек на Земле. 14 ч.

52.

Происхождение человека. Древние предки человека.

Изучают и описывают особенности строения древних предков человека. Систематизируют и обобщают учебный материал о древних предках человека. Изучают и описывают важнейшие географические открытия. Приводят примеры негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу. Участвуют в деятельности школы по изучению экологических проблем родного края. Распознают охраняемые растения и животные своей местности, а также занесенные в Красные книги (региона, РФ). Знакомятся с правилами поведения в опасных ситуациях  природного происхождения. Осваивают простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.

53.

Первые люди.

54.

Как человек открывал Землю. Открытие  Америки.

55.

Открытие Австралии и Антарктиды.

56.

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

57.

Как человек изменил Землю.

58.

Кислотные дожди, озоновая дыра и парниковый эффект.

59.

Жизнь под угрозой.

60.

Меры сохранения жизни на Земле.

61.

Опустынивание и его причины. Защита Земли  от опустынивания.

62.

Урок-обобщение по  теме «Человек на Земле».

63.

Контрольная работа по теме «Человек на Земле».

64.

Здоровье человека и безопасность жизни.

65.

Ядовитые животные и растения. Оказание первой помощи.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Программа:        

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа основного общего образования. Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. 5 класс.
  • Базовый учебник        
  • Плешаков А.А., Сонин Н.И.  Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.-  М.: Дрофа, 2009 г.

Методическое пособие для ученика

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2014.
  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2014

Инструмент по отслеживанию результатов работы

  • Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2003.
  • Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.
  • Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
  • Крылова О.Н. – Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. – М.: Экзамен, 2010.
  • Парфилова Л.Д. – Контрольные и проверочные работы  по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
  • Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.

Учебно-методические пособия для учителя

  • Щелчкова Е.Ю. «Природоведение. 5 класс. Рабочая программа по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина», Издательство «Учитель», 2011.
  • Сергеева Б.Ф. и др.  – Рабочая тетрадь  по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  • Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
  • Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002.
  • Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

Дополнительная литература:

  • Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  • Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
  • Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
  • Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  • Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
  • Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
  • Тихомирова Е.М. Растительный и  животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.

 Электронные издания:

  • Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
  • Интерактивная модель Солнечной системы
  • Планета Земля: аудиэндиклопедия.
  • Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)
  • Хочу все знать: Земля и Вселенная
  • Хочу все знать: Растительный мир
  • Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.


«СОГЛАСОВАНО»  на заседании ШМО

Руководитель ШМО ________ Аристова А.А.

Протокол №____ от «__» _______2014г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР ________ Ситникова Е.В.

 «___» _________2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения

Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения...

рабочая прграмма для 9 класса в соответствии с ФГОС.

Данная прграмма для 9 класса разработана в соответсвии с федеральным государственным образовательным стандартом....

Рабочая прграмма 10-11 класс

Рабочая программа по английскому языку 10-11 класс ( В.П. Кузовлев)...

Рабочая прграмма 9 -10 класс

Рабочая программа  по английскому языку по курсу "Подготовка в ГИА и ЕГЭ" 9-10 класс....

Рабочая прграмма 2 а класс

Рабочая программа 2 класс  для школ с углубленным изучением английского языка УМК И.Н.Верещагина К.А.Притыкина...

рабочая прграмма для 8 класса

Программа для второго иностранного языка ( второй год обучения)...