Рабочая прграмма по природоведению 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Савостинская СОШ»
_____________________ Николаева С.А.
Дата и номер приказа_________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Савостинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
курс природоведение
Класс- 5
Составитель учитель географии - Волкова Инна Владимировна
Год составления программы - 2014-2015 уч. год
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Данная рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования. Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, «Дрофа», 2013
Общая характеристика учебного предмета
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Структура программы
Программа имеет 5 содержательных разделов: «Методы изучения природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».
Резервное время можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
- Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Методические аспекты преподавания курса природоведения
В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).
Основное содержание программы
Раздел 1. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы)
Раздел 2. Вселенная (9 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.
Демонстрации:
- Карта звездного неба.
- Модель Солнечной системы.
- Глобус.
- Мир в картинках: Космос (фотографии)
- Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд. Солнечная система.
Рекомендуемые практические работы
- Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария.
Раздел 3. Земля (18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Демонстрации:
- Глобус.
- Физическая карта полушарий.
- Плакаты: Гипотеза о возникновении Солнечной системы. Вода на планете. Строение земли. Строение атмосферы. Круговорот воды.
- Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
Рекомендуемые практические работы
- На контурной карте подписать крупнейшие вершины и реки материков.
- На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.
- Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.
- Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Раздел 4. Жизнь на Земле (20 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Демонстрации:
- Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, (использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений и т.п.).
- Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
- Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.
Рекомендуемые практические работы
- Ознакомление с ископаемыми остатками организмов.
- Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.
- Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.
- Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.
- Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.
- Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.
Раздел 5. Человек на Земле (14 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации:
- Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
- Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.
- Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
- Плакат: Науки о природе.
- Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Рекомендуемые практические работы
- Знакомство с оборудованием для научных исследований.
- Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
- Измерение своего роста и массы тела.
- Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения курса природоведения
Ученик научится:
- перечислять и кратко характеризовать естественные науки, методы изучения при
многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
- определять главные части строение живой клетки;
- перечислять, приводить примеры представителей царства живой природы перечислять, приводить примеры представителей;
- приводить примеры беспозвоночных и позвоночных животных;
- перечислять и кратко характеризовать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли;
- перечислять, приводить примеры организмов, природные сообщества морей и океанов
- понимать как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
- понимать изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- понимать важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- понимать основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
Ученик получит возможность научиться:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Календарно-тематическое планирование.
№ Уро- ков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
| ||||
1. | Изучение природы. | |||
Раздел 1. Изучение природы. 3ч. | ||||
2. | Науки о природе. | Проводят наблюдение природных объектов, описывают их. Знакомятся с лабораторным оборудованием и приборами, а также с различными способами измерений. Проводят простейший эксперимент, составляют план его проведения, формулируют выводы. | ||
3. | Методы изучения природы. | |||
4. | Великие естествоиспытатели. | |||
Раздел 2. Вселенная. 9ч. | ||||
5. | Как древние люди представляли себе Вселенную. | Наблюдают суточное движение Солнца, звезд, движение планет. Работают с подвижной картой звездного неба. Описывают одну из планет. Изучают фотографии планет Солнечной системы. Работают с дополнительными источниками информации. | ||
6. | От Коперника до наших дней. | |||
7. | Соседи Солнца. | |||
8. | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | |||
9. | Астероиды. Кометы. | |||
10. | Метеоры. Метеориты. | |||
11. | Мир звезд. | |||
12. | Урок-обобщение по теме «Вселенная» | |||
13. | Контрольная работа по теме «Вселенная» | |||
Раздел 3. Земля. 18 ч. | ||||
14. | Как возникла Земля. Современные представления о возникновении Земли. | Анализируют научные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной Системы. Описывают Землю как элемент солнечной системы. Определяют горные породы и минералы по образцам. Изучают и описывают свойства различных веществ. Учатся распознавать простые и сложные вещества. Характеризуют и систематизируют известные природные явления. Наблюдают испарение воды, кипение воды, плавление, погодные явления и описывают их. Определяют составные части гидросферы. Находят на карте океаны и материки. Доказывают уникальность планеты Земля. Работают с различными источниками информации. | ||
15. | Внутреннее строение Земли. | |||
16. | Практическая работа «Ознакомление со свойствами горных пород и минералов». | |||
17. | Вещества и явления в окружающем мире. | |||
18. | Многообразие явлений природы. | |||
19. | Землетрясения и вулканы. | |||
20. | Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия. | |||
21. | Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида. | |||
22. | Практическая работа. Нанесение номенклатуры на контурную карту. | |||
23. | Атмосфера Земли. | |||
29. | Уникальность планеты Земля. | |||
30. | Урок-обобщение по теме «Земля» | |||
31. | Контрольная работа по теме «Земля» | |||
Раздел 4. Жизнь на Земле.20 ч. | ||||
32. | Развитие жизни на Земле. | Наблюдают и сравнивают строение растительной и животной клеток. Определяют, к какому царству относится изучаемый организм. Дают характеристику основных царств живой природы. Изучают и описывают особенности сред обитания живых организмов. Наблюдают и описывают обитателей различных сред. Находят на физической карте материки и океаны, указывают их типичных обитателей. Находят на карте природные зоны, приводят примеры типичных представителей и характеризуют их приспособления к среде обитания. | ||
33. | Животные прошлого. | |||
34. | Живые клетки. | |||
35. | Строение клетки. | |||
36. | Царства живой природы. | |||
37. | Многоклеточные организмы. | |||
38. | Практическая работа «Исследование разнообразия растений с использованием гербарного материала» | |||
39. | Беспозвоночные животные. | |||
40. | Позвоночные животные. | |||
41. | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | |||
42. | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | |||
43. | Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | |||
44. | Практическая работа «Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций». | |||
45. | Жизнь на разных материках. Евразия, Африка, Австралия. | |||
46. | Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка, Антарктида. | |||
47. | Природные зоны Земли. Практическая работа «Знакомства с растениями различных природных зон на основе гербарного материала». | |||
48. | Жизнь в морях и океанах. | |||
49. | Жизнь в морях и океанах. Донное и глубоководное сообщества. | |||
50. | Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле». | |||
51. | Контрольная работа по теме «Жизнь на Земле». | |||
Раздел 4. Человек на Земле. 14 ч. | ||||
52. | Происхождение человека. Древние предки человека. | Изучают и описывают особенности строения древних предков человека. Систематизируют и обобщают учебный материал о древних предках человека. Изучают и описывают важнейшие географические открытия. Приводят примеры негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу. Участвуют в деятельности школы по изучению экологических проблем родного края. Распознают охраняемые растения и животные своей местности, а также занесенные в Красные книги (региона, РФ). Знакомятся с правилами поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Осваивают простейшие способы оказания первой доврачебной помощи. | ||
53. | Первые люди. | |||
54. | Как человек открывал Землю. Открытие Америки. | |||
55. | Открытие Австралии и Антарктиды. | |||
56. | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | |||
57. | Как человек изменил Землю. | |||
58. | Кислотные дожди, озоновая дыра и парниковый эффект. | |||
59. | Жизнь под угрозой. | |||
60. | Меры сохранения жизни на Земле. | |||
61. | Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | |||
62. | Урок-обобщение по теме «Человек на Земле». | |||
63. | Контрольная работа по теме «Человек на Земле». | |||
64. | Здоровье человека и безопасность жизни. | |||
65. | Ядовитые животные и растения. Оказание первой помощи. |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Программа:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа основного общего образования. Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. 5 класс.
- Базовый учебник
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2009 г.
Методическое пособие для ученика
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2014.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2014
Инструмент по отслеживанию результатов работы
- Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2003.
- Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.
- Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
- Крылова О.Н. – Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. – М.: Экзамен, 2010.
- Парфилова Л.Д. – Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
- Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
Учебно-методические пособия для учителя
- Щелчкова Е.Ю. «Природоведение. 5 класс. Рабочая программа по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина», Издательство «Учитель», 2011.
- Сергеева Б.Ф. и др. – Рабочая тетрадь по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002.
- Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература:
- Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
- Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
- Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
- Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
Электронные издания:
- Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
- Интерактивная модель Солнечной системы
- Планета Земля: аудиэндиклопедия.
- Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)
- Хочу все знать: Земля и Вселенная
- Хочу все знать: Растительный мир
- Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО ________ Аристова А.А. Протокол №____ от «__» _______2014г. |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР ________ Ситникова Е.В.
«___» _________2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения...
рабочая прграмма для 9 класса в соответствии с ФГОС.
Данная прграмма для 9 класса разработана в соответсвии с федеральным государственным образовательным стандартом....
Рабочая прграмма 10-11 класс
Рабочая программа по английскому языку 10-11 класс ( В.П. Кузовлев)...
Рабочая прграмма 9 -10 класс
Рабочая программа по английскому языку по курсу "Подготовка в ГИА и ЕГЭ" 9-10 класс....
Рабочая прграмма 2 а класс
Рабочая программа 2 класс для школ с углубленным изучением английского языка УМК И.Н.Верещагина К.А.Притыкина...
рабочая прграмма для 8 класса
Программа для второго иностранного языка ( второй год обучения)...
Рабочая прграмма биология 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа...