Рабочая прграмма по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Савостинская СОШ»
_____________________ Николаева С.А.
Дата и номер приказа_________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Савостинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по географии
Класс: 8
Учитель: Волкова Инна Владимировна
Год составления программы: 2014-2015 уч. год
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8-9 классов составлена на основе авторской программы основного общего образования по географии. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. М., Дрофа-2014 год.
Количество часов за год 68, 2 урока в неделю
Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.
Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).
Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Часть I
РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (14 ч)
Тема 1: Географическое положение России (5 ч.)
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России (9 ч.)
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Часть II ПРИРОДА РОССИИ (34 ч)
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 ч.)
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.
Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы (8 ч.)
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч.)
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного
использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы (4 ч.)
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч.)
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Тема 6: Природное районирование (9 ч.)
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ
Часть III
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (9 ч)
Тема 1: Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Тема 2: Национальный состав
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Тема 3: Городское и сельское население страны
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Тема 4: Миграции населения
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Тема 5: Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ. 2. Определение различий в расселении населения по территории. 3. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. 4. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.
Часть IV
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (9 ч)
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Практические работы. 1. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства. 2. Составление типовой схемы АПК. 3. Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Ученик научится:
-использовать основные средства и методы получения географической информации:
-различать субъекты Российской Федерации;
-определять пограничные государств;
-оценивать особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
-определять границы часовых поясов:
-сравнивать основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
-оценивать климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
-объяснять распределение рек страны по бассейнам океанов;
-определять основные области современного оледенения и крупные ледники:
-определять зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
-определять основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования.
Ученик получит возможность научиться:
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-определять на карте расстояния, направления точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Календарно-тематическое планирование.
№ Уро ков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки(и/или коррекция) |
Введение.1ч. | ||||
1. | Введение в курс «География России» | Знакомство с учебником, атласом, интернет-ресурсами. | ||
Часть1. Россия на карте мира.14ч. Географическое положение России.5ч. | ||||
2. | Географическое положение как зеркало России. | Анализ карт и статистических материалов. | ||
3. | Особенности физико-географического положения России. | Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России. Сравнение географического положения России и других стран. | ||
4. | Экономико и транспортно-географическое положение России. | Анализ карты, выявление и оценка благоприятных и неблагоприятных особенностей разных видов географического положения России на макро-, мезо и микроуровнях. | ||
5. | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | |||
6. | Практическая работа «Характеристика географического положения России» | |||
Границы и административно-территориальное устройство России. 9ч. | ||||
7. | Государственная территория России. | Сравнение размеров и конфигурации государственной территории России и других стран на основе анализа карт и статических материалов. | ||
8. | Российские пространства: вопросы и проблемы. | Оценка достоинств и недостатков размеров и конфигурации государственной территории России. Сопоставление размеров территории, благоприятной для ведения хозяйства, России и других крупнейших стран мира. | ||
9. | Государственные границы России. Типы и виды российских границ. | Определение границ РФ и приграничных государств по физической и политической картам. | ||
10. | Сухопутные и морские границы. | Сравнение морских и сухопутных границ РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. | ||
11. | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа «Определение поясного времени для разных пунктов России». | Решение задач на определение местного и поясного времени. | ||
12. | Этапы и методы географического изучения территории. | Сбор информации из разных источников о русских ученых, землепроходцах – открывателях земель и востоке страны. | ||
13. | Особенности административно-территориального устройства России. | Анализ политико-административной карты России (государственные границы, федеральные округа и их столицы, субъекты) | ||
14. | Урок-обобщение по теме «Границы и административно-территориальное устройство России». | Систематизация и обобщение знаний по теме. | ||
15. | Контрольная работа ««Границы и административно-территориальное устройство России». | Тестовая диагностика, работа с картами атласа. | ||
Часть2. Природа России. 34ч. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 7ч. | ||||
16. | Геологическая история и геологическое строение территории России. | Анализ и сопоставление физической и тектонической карт. Определение связи основных форм рельефа со строением литосферы. | ||
17. | Рельеф России. | Обозначение на контурной карте основных форм рельефа России. | ||
18. | Как и почему изменяется рельеф России. | Характеристика современных процессов, формирующих рельеф. Объяснение взаимосвязи всех компонентов природы. | ||
19. | Стихийные природные явления в литосфере. | Выявление причин землетрясений, извержений вулканов и др., их влияние на жизнедеятельность человека. | ||
20. | Человек и литосфера. | Характеристика основных видов геологических богатств, объяснение их использования человеком в различных видах хозяйственной деятельности. | ||
21. | Урок-обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые». | Обобщение знаний. | ||
22. | Контрольная работа по теме ««Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые». | Диагностическое тестирование, работа с картами атласа. | ||
Климат и климатические ресурсы. 8ч. | ||||
23. | Факторы, определяющие климат России. | Анализ климатических карт и диаграмм. | ||
24. | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | Анализ распределения тепла и влаги на территории России. | ||
25. | Сезонность климата. | |||
26. | Типы климатов России. | Характеристика разных типов климата. | ||
27. | Комфортность (дискомфортность) климатических условий | |||
28. | Климат и человек. | Характеристика стихийных явлений и их последствий для человека. | ||
29. | Урок-обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы». | Обобщение знаний. | ||
30. | Контрольная работа по теме «Климат и климатические ресурсы». | Диагностическое тестирование, работа с картами атласа. | ||
Внутренние воды и водные ресурсы.3 ч. | ||||
31. | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | |||
32. | Озера, болота, подземные воды. Ледники. | |||
33. | Водные ресурсы и человек. | |||
Почвы и почвенные ресурсы.4ч. | ||||
34. | Образование почв и их разнообразие. | Анализ текста и рисунков учебника. | ||
35. | Закономерности распространения почв. | Выявление зависимости распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов. | ||
36. | Почвенные ресурсы России. | Характеристика основных типов почв. | ||
37. | Практическая работа «Выявление условий почвообразования основных типов почв». | Работа с картами атласа. | ||
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. 3ч. | ||||
38. | Растительный и животный мир России. | Объяснение приспособления животных и растений к условиям окружающей среды. | ||
39. | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | Обозначение на контурной карте основных ООПТ. | ||
40. | Практическая работа «Составление прогноза изменений растительного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса». | Работа с картами атласа. | ||
Природное районирование. 9ч. | ||||
41. | Разнообразие природных комплексов. | Повторение и систематизация ранее усвоенных знаний и умений. | ||
42. | Природно-хозяйственные зоны России. | |||
43. | Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | Характеристика одной из северных зон страны с использованием разных источников географической информации. | ||
44. | Леса. | Обозначение на контурной карте природных зон России. Сравнительная характеристика тайги и смешанных лесов. | ||
45. | Лесостепи, степи и полупустыни. | Сравнительная характеристика природных зон. Возможности хозяйственного использования. | ||
46. | Высотная поясность. | Составление схемы высотной поясности для разных гор нашей страны. | ||
47. | Особо охраняемые природные территории. | Обозначение на контурной карте ООПТ. | ||
48. | Урок-обобщение по теме «Природное районирование». | Обобщение знаний. | ||
49. | Контрольная работа по теме «Природное районирование». | Диагностическое тестирование. | ||
Часть3. Население России.9ч. | ||||
50. | Численность населения России. | Определение места России в мире по численности населения на основе статистических знаний. | ||
51. | Мужчины и женщины. | Выявление факторов, определяющих соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определение полового состава населения России по статистическим данным. | ||
52. | Этнический, языковой и религиозный состав населения. | Определение особенностей размещения народов России и сравнение по тематическим картам географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ. | ||
53. | Городское и сельское население. | Выявление особенностей урбанизации в России по статистическим данным. Обсуждение современных социальных и экономических проблем сельских поселений. | ||
54. | Размещение населения России. | Выявление закономерностей размещения населения России по карте плотности населения. | ||
55. | Миграции населения России. | Составление схемы разных видов миграций и вызывающих их причин. Определение основных направлений современных миграционных потоков по территории России по тематической карте. | ||
56. | Люди и труд. | Определение по картам районов с высоким и низким уровнем безработицы. | ||
57. | Урок-обобщение по теме «Население России» | Обобщение знаний. | ||
58. | Контрольная работа по теме «Население России» | Диагностическое тестирование. | ||
Часть 4. « Хозяйство России» 9 ч. | ||||
59. | Что такое хозяйство страны. | Анализ схем отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определение их различий. | ||
60. | Состав первичного сектора экономики. | Определение состава первичного сектора экономики. | ||
61. | Природно-ресурсный потенциал России. | Анализ состава добывающей промышленности России, определение ее отличия от других отраслей промышленности. | ||
62. | Сельское хозяйство. | Анализ схемы «Состав агропромышленного комплекса России», установление звеньев и взаимосвязей АПК. | ||
63. | Земледелие. Животноводство. | Определение по картам и эколого-климатическим показателям главных районов выращивания зерновых и технических культур и отраслей животноводства. | ||
64. | Лесное хозяйство. Охота. Рыболовство. | |||
65. | Географический фактор в развитии общества. | |||
66. | Урок-обобщение по теме «Первичный сектор экономики» | Обобщение знаний. | ||
67. | Контрольная работа по теме «Первичный сектор экономики» | Диагностическое тестирование. | ||
68. | Итоговое обобщение за курс 8 класса. |
Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения:
Дополнительная литература | Учебные и справочные пособия | Учебно – методическая литература | Медиарсурсы |
А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2013 | Баринова Дронов В.П. География России. Методическое пособие. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2013. | Атлас. География России. Природа и человек. Население и хозяйство. 8 -9классы. ФГУП «Омская картографическая фабрика» 2013. | Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс.2010 |
С.Г.Зубанова, тельная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы. М.: «Глобус» 2011 | Курашева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах. - М.: Издательство «Экзамен» 2009 | Атлас. Природа и человек. М.Дрофа, 2009. | |
Сиротин В.И., Сиротин И. В. Школьная география в вопросах и ответах. М.: Аркти. 2011 | Маерова Н.Ю.Уроки географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2010. |
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО ________ Аристова А.А. Протокол №____ от «__» _______2014г. |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР ________ Ситникова Е.В.
«___» _________2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения...
Рабочая прграмма по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс...
Рабочая прграмма по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс, тематическое планирование, годовая контрольная работа...
Рабочая прграмма по географии 6 класс
Рабочая прграмма по географии 6 класс...
Рабочая прграмма по географии 7 класс
Рабочая прграмма по географии 7 класс...
Рабочая прграмма по географии 9 класс
Рабочая прграмма по географии 9 класс...
Рабочая прграмма по географии 10 класс
Рабочая прграмма по географии 10 класс...