Рабочая прграмма по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Савостинская СОШ»
____________________ Николаева С.А.
Дата и номер приказа_______________
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Савостинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по географии
Класс: 10
Учитель: Волкова Инна Владимировна
Год составления программы: 2014-2015 уч. год
2014 год
Пояснительная записка
Курс «Социально-экономическая география мира» призван сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, показать глубокую взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению, воспитать уважение и любовь не только к своей Родине, но и к истории и культуре других стран и народов. Это тем более важно, что мир меняется сегодня с невиданной быстротой. Растет население Земли. Переплетаются экономические связи. Расширяется сеть глобальных коммуникаций. В этих условиях данный курс приобретает колоссальное значение. В нем усиливается культурно-гуманистическая направленность предмета, увеличивается время на изучение географии народов, религий, языков, культур и т. д.
Приоритетное внимание уделяется проблеме взаимодействия общества и природной среды в связи с экологизацией школьного образования, направленного на воспитание у учащихся природоохранительного сознания.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Основное содержание программы
Введение (1 ч)
Социально-экономическая (общественная) география в системе географических наук. Предмет социально-экономической географии мира, ее роль в формировании географической культуры. Представление о географической картине мира. Основные теории, концепции и методы исследований. Н. Н. Баранский, А. И. Витвер. Источники знаний. Особенности структуры курса.
Раздел I. Общая характеристика мира (33 ч)
Тема1: Современная политическая карта мира. 5 ч. Политическая карта мира как предмет изучения политической географии.
Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира.
Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.
Политико-географическое (геополитическое) положение стран и регионов как историческая категория. Концепции геополитики.
Тема2: География мировых природных ресурсов. 5 ч. Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап.
Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификациях природных ресурсов. Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы; мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба о ним. Водные, минеральные энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие.
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды; причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда»; междисциплинарный характер этой проблемы; роль географии.
Практические работы.
1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.
2. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний.
3. Обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология» и путей ее решения.
Тема3: География населения мира. 6 ч. Население как предмет изучения социально-экономической географии.
Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира; источники данных о ней. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, второй тип воспроизводства населения: «демографический взрыв». Управление воспроизводством населения и демографическая поли¬тика. Концепция демографического перехода.
Состав (структура) населения. Половой состав населения. Возрастной состав населения; трудовые ресурсы. Образовательный состав населения как показатель его «качества». Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи. Одно- и многонациональные государства. Религиозный состав населения; мировые религии, их история и география. Главные очаги этнорелигиозных конфликтов.
Размещение и миграции населения. Размещение и плотность населения: большие контрасты. Внешние миграции населения: изменения в характере и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.
Городское и сельское население. Городское население: возрастание роли. Понятие об урбанизации как глобальном процессе, общие его черты. Уровни и темпы урбанизации и их регулирование. Урбанизация в экономически развитых странах. Урбанизация в развивающихся странах, «городской взрыв». Крупнейшие города (агломерации) и мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах.
Население и окружающая среда. Влияние урбанизации на окружающую среду. Экологические проблемы больших городов.
Практические работы.
1. Объяснение (на базе источников географической информации) особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.).
2. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
3. Объяснение (на основе изучения материалов учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства.
4. Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства. 5. Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору).
Тема4: Научно-техническая революция и мировое хозяйство. 5 ч. НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии.
Научно-техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР.
Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития; возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки.
Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития. Воздействие НТР на главные пропорции мирового хозяйства: от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения; старые и новые факторы размещения.
Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах; высокоразвитые, депрессивные, отсталые аграрные районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах; перестройка прежней структуры. Экономическое районирование.
Территориальная структура непроизводственной сферы. Пространственные формы организации науки, культуры, образования. Культурные регионы мира.
Тема5: География отраслей мирового хозяйства. 12 ч. Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии.
География промышленности. Промышленность — первая ведущая отрасль материального производства; соотношение старых, новых и новейших отраслей. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Сдвиги в структуре производства и потребления топлива и энергии.
Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики; основные черты их размещения, главные грузопотоки. Электроэнергетика: структура производства на ТЭС, ГЭС и АЭС, основные черты географии. Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии.
Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура; главные страны и районы. Основные черты географии черной и цветной металлургии; главные страны и районы; типы ориентации. Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленности; главные страны и районы.
Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.
География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль материального производства. Сельское хозяйство в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие об агропромышленном комплексе и «зеленой революции ».
Растениеводство. Зерновые культуры — основа мирового сельского хозяйства. Другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры; основные черты их размещения. География мирового животноводства. Сельскохозяйственные районы мира.
Рыболовство; основные черты географии.
География транспорта. Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. Мировая транспортная система, региональные транспортные системы.
Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Его особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Морской транспорт: судоходство, флот и порты. Главные международные морские каналы. Внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда.
География международных экономических отношений. Переход к новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны.
Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг, научно-технических знаний.
Международный туризм как форма обмена услугами. Главные районы международного туризма.
География непроизводственной сферы. Увеличение роли этой сферы в мировом хозяйстве и ее причины. Понятие о постиндустриальном обществе, его особенности. Мировые города — главные потребители и распределители информации. Мировые информационные сети.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Ученик научится:
- различать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- оценивать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- анализировать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- определять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Ученик получит возможность научиться:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
Календарно-тематическое планирование
№уро ков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Введение. 1 ч. | ||||
1. | Введение. Социально-экономическая география в системе географических наук. | Знакомство со структурой курса, с источниками информации, с особенностью учебника. | ||
Раздел I. Общая характеристика мира (33 ч) Тема1: Современная политическая карта мира. 5 ч. | ||||
2. | Многообразие стран современного мира. | Определение классификации стран, места России в мире; выделяют формы государственного правления и административно-территориального устройства; закрепляют знания номенклатуры. Составляют таблицы “Государственный строй стран мира”. Показывают влияние международных отношений на политическую карту мира; дают оценку политико-географического положения страны; формируют умение вести дискуссию. | ||
3. | Влияние международных отношений на политическую карту мира. | |||
4. | Государственный строй стран мира. | . | ||
5. | Политическая география. | |||
6. | Практическая работа «Характеристика политико-географического положения страны». | |||
Тема 2. Природа и человек в современном мире. 5 ч. | ||||
7. | Взаимодействие природы и общества. | Анализ динамики изменения взаимоотношений человека и природы. Формирование выводов о роли человека в создании антропогенных ландшафтов. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов, их выгодных территориальных сочетаний. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира. Обсуждение проблемы “Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем, ресурсы, экология” и пути ее решения | ||
8. | Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. | |||
9. | Земельные и водные ресурсы стран мира. | |||
10. | Биологические, климатические и рекреационные ресурсы. | |||
11. | Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Обобщение по теме «Природа и человек в современном мире». | |||
Тема3: География населения мира. 6 ч. | ||||
12. | Численность и воспроизводство населения мира. | Работа с различными источниками источниками информации: картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Аргументация различий демографических, этносоциальных процессов в разных странах. Составление характеристики региональных типов воспроизводства населения. Сравнение стран по уровню и качеству жизни населения. Выполнение практических работ. | ||
13. | Состав (структура) населения мира | |||
14. | Религии стран мира. | |||
15. | Размещение и миграции населения стран мира. | . | ||
16. | Городское и сельское население. | |||
17. | Обобщение по теме «География населения мира» | |||
Тема4: Научно-техническая революция и мировое хозяйство. 5 ч. | ||||
18. | НТР, ее характерные черты и составные части. | Работа с понятиями «научно-техническая революция»; ознакомление с чертами и частями НТР; Сравнение понятий «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК; выявление причин специализации стран мира. Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйств. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производи тельных сил | ||
19. | Мировое хозяйство. | |||
20. | Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства. | |||
21. | Территориальная структура хозяйства и региональная политика. | |||
22. | Факторы размещения производительных сил. | |||
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. 12 ч. | ||||
23. | География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. | Выявление взаимосвязей между современным развитием мирового хозяйства и глобализацией как главной силой его развития. Характеристика отраслей современного хозяйства, промышленных районов, их типологии. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. ЭГХ одной из отраслей промышленности (форма: реферат, сочинение, картосхема) Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира. Выявление преобладающих видов транспорта в разных регионах, степень развития, прогноз. Составление картосхемы производственных связей стран Определение основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию. | ||
24. | Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергии. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии. | |||
25. | Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура. Основные черты географии черной и цветной металлургии. | |||
26. | Особенности географии машиностроительной, лесной и текстильной промышленности. Промышленность и окружающая среда. | |||
27. | Агропромышленный комплекс. Растениеводство. | |||
28. | Животноводство и рыболовство. | |||
29. | География транспорта мира. Сухопутный транспорт. | |||
30. | Водный и воздушный транспорт. | |||
31. | География международных экономических отношений. Открытая экономика и свободные экономические зоны. | |||
32. | Международная торговля. | . | ||
33. | Международный туризм. Непроизводственная сфера. | |||
34. | Обобщение по теме «География отраслей мирового хозяйства». |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Автономов В.С., Кузнецов А.П., Мицкевич А.А., Субботина Т.П., Шерам К.А. Мир и Россия. Материалы для размышлений и дискуссий. СПб, Высшая школа Экономики, 2012 г
- Гдалин Д.А, Гладкий Ю.Н., Мохов С.И. Конструктор текущего контроля.10-11 класс.М.,Просвещение,2010 г.
- Гладкий Ю.Н. Глобальная география.11 класс.М.,Дрофа,2010 г.
- Душина И.В.,Смоктунович Т.Л. Народы мира. Книга для чтения по географии.М.,Баласс,2012 г.
- Курашева У.М. Экономическая и социальная география мира в схемах и таблицах.10 класс. М., Экзамен, 2011 г.
- Кузнецов А.П. Экономическая и социальная география мира.Книга для учащихся 10 класса. Из серии «За страницами учебника». М.,Просвещение,2000 г.
- Каданер А.П. «Разработка и апробация уроков и упражнений для учащихся 10-11 классов с использованием активных методов обучения и направленных на решение задач экологического образования для устойчивого развития»,СПб,2004 г.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2011 г.
- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО ________ Аристова А.А. Протокол №____ от «__» _______2014г. |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР ________ Ситникова Е.В.
«___» _________2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения...
Рабочая прграмма по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс...
Рабочая прграмма по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс, тематическое планирование, годовая контрольная работа...
Рабочая прграмма по географии 6 класс
Рабочая прграмма по географии 6 класс...
Рабочая прграмма по географии 7 класс
Рабочая прграмма по географии 7 класс...
Рабочая прграмма по географии 8 класс
Рабочая прграмма по географии 8 класс...
Рабочая прграмма по географии 9 класс
Рабочая прграмма по географии 9 класс...