Рабочая прграмма по географии 6 класс
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме
Рабочая программа по географии 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка
Кафедра социальных дисциплин
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании кафедры заместитель директора по УВР директор МБОУ гимназии №69
«___»_______2012г. _________ Л.Н.Стрельникова ___________Н.М.Дмитриева
Протокол № ____________ «___» ________ 2012г. «_____»_____________2012г.
Зав. кафедрой ___________
_______________________ Приказ № _____от»__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
ДЛЯ 6 КЛАССА
Программа предназначена для реализации
в 2012-2013 учебном году
Составитель программы
учитель географии
Ряскина О.А.
Липецк, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы состоит в том, чтобы обеспечить формирование географической культуры и обучить географическому языку; научить овладевать первоначальными представлениями и понятиями, а также приобрести умения использовать источники географической информации. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).
1.1. Цели и задачи.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Целью данной программы является формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но и решает следующие задачи:
познание и изучение окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнение объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование;
ориентирование на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (п.7, статья 32).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Примерная программа основного общего образования по географии.
Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №69, реализующего образовательные программы общего образования».
Учебный план МОУ гимназии №69 на 2010-2011 учебный год.
1.3. Сведения о программе.
Данная рабочая программа по географии разработана на основе авторской программы
для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват.
учреждений. 6-11 кл. - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии - М., Дрофа, 2004г.
1.4. Обоснование выбора программы.
Причиной выбора этой программы послужило следующее:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
1.5. Информация о внесенных изменениях.
Тематическое планирование 2 часов в неделю. В авторскую программу существенных изменений внесено не будет.
1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Данный учебный курс по географии в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
1.7. Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю (68 часов в год). Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ». В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 34 ч из федерального компонента и допускается использование 34 ч из регионального (национально-регионального) компонента.
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок, поэтому наиболее результативными окажутся следующие типы уроков: лекция, семинар, проблемный и комбинированный уроки, подготовка к ЕГЭ, - которые и будут использованы в процессе учебной деятельности.
1.9. Технологии обучения.
Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками. Модернизация образования в России не только актуальна в содержательной части, но и затрагивает широкий круг важных социальных проблем. Ключевой замысел модернизации образования – идея развития. Механизм предметного познания стал самостоятельным дидактическим направлением - технологией обучения. Обучающая технология – это системный метод создания, применения и регулирования процесса обучения, усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, нацеленных оптимизацию всего процесса обучения и гарантированное достижения определенных дидактических целей. Технология обучения включает следующие содержательные компоненты: программно- целевую установку с учетом возможностей потребностей школьников; строгую процедурную обусловленность (алгоритм действия) и процессуальную воспроизводимость, гарантирующих достижение программно- целевых результатов; диагностирующих достижение программно- целевых результатов; диагностирующую оценку текущих результатов и их коррекцию; итоговую оценку результативности. Обучающая технология – это совокупность субъективных и объективных компонентов, средств, форм и методов предметного обучения. Технологизация знаменует интенсивный переход от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития; от статистической модели знаний - к динамической системой умственных действий; от ориентации на усредненного ученика - к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации обучения – к внутренней нравственно- волевой регуляции.
1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
1.11. Виды и формы контроля.
Согласно уставу гимназии и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). В процессе изучения курса используются следующие формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
1.12. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
В результате изучения географии ученик должен:
-знать/понимать основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и
географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические
следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи
между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов
и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических
проблем; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды, составлять краткую географическую
характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической
информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния,
направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических
объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в
разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт
различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки
их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей
местности; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности
из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.
Для овладения всеми перечисленными выше умениями и навыками старшеклассникам предлагается учебное пособие Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. Учебник содержит основные сведения о нашей планете: ее месте в Солнечной системе, оболочках, населении, видах изображения ее поверхности и реализует принцип деятельностного подхода к изучению географии. Учебник одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован к изданию Министерством образования Российской Федерации. На это направлен объемный методический аппарат, включающий вопросы и задания перед параграфами, внутри и после них, а также вопросы и задания после каждой темы. Книга содержит большое количество цветных иллюстраций.
Книга поможет учащимся систематизировать, обобщить и дополнить полученные знания по географии. Её можно использовать как справочник при поступлении в вузы, при подготовке к сдаче устного и письменного экзамена в рамках ЕГЭ.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из
разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ уро- ка | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дидактические единицы | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды, формы контроля |
Введение - 3 часа |
1 | Развитие географических знаний о Земле | 1 | Наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса. | Знать: -предмет изучения географии. Уметь: -называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности. -сопоставлять географические следствия движения Земли. . |
2 | Географические наблюдения. Изучение Земли. | 1 | Современные географические исследования; формы их организации и методы. | Пр.р. |
3 | Форма и размеры Земли. Глобус | 1 | Земля -планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы. |
I План местности -7часов |
4 | План местности. Стороны горизонта. | 1 | Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса. Стороны горизонта на местности и на плане | Знать: -содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности. Уметь: -определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; -направления, расстояния; -читать план местности. | Пр.р. |
5 | Условные знаки | 1 | Условные знаки плана. |
6 | Изображение неровностей земной поверхности на плане | 1 | Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. |
7 | Масштаб. Измерение расстояний | 1 | Масштабы плана. | Пр.р. |
8 | Составление плана. | 1 | Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности | Пр.р. |
9 | Съемка местности | 1 | Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности |
10 | Урок обобщения знаний. | 1 | тест |
Географическая карта -7 часов |
11 | Географическая карта. Масштаб. | 1 | Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмичес-ких снимках. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. | Знать: -форму и размеры Земли. -определение карты, градусной сети на глобусе и карте, -классификацию карт. Уметь: -определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. -определять на карте полюса, направления, -описывать по плану карту полушарий и России; -определять географические координаты, абсолютные высоты и глубины. |
12 | Условные знаки. Шкала высот и глубин. | 1 | Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. |
13 | Градусная сетка. | 1 | Градусная сетка на глобусе и географической карте. | Пр.р. |
14 | Географические координаты | 1 | Меридианы и параллели. Определение направлений. | географические диктанты |
15 | Географические координаты | 1 | Географические координаты. | Пр.р. |
16 | Разнообразие карт. Их значение в жизни человека. | 1 | Использование географических карт в практической деятельности человека. |
17 | Урок обобщения и контроля знаний. | 1 | тест |
Литосфера - 9 часов |
18 | Строение Земли. Литосфера | 1 | Литосфера. Внутренние и внешние силы Земли. Ядро Земли. Земная кора. Литосферные плиты. Мантия. Магма. | Знать: -литосфера, строение земной коры, геология. -внутреннее строение Земли. -состав земной коры. -земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. -разнообразие форм рельефа. -главные формы рельефа. -рельеф дна океанов. -основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, Уметь: -объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. -описывать горы, равнины земного шара по типовому плану. -работать с контурной картой |
19 | Движения земной коры. | 1 | Вертикальные и горизонтальные движения земной коры. |
20 | Землетрясения. Вулканы, гейзеры | 1 | Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры. | географические диктанты |
21 | Горы | 1 | Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали. Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека | Пр.р. |
22 | Равнины. Формы рельефа | 1 | Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека. Особенности рельефа своей местности. | Пр.р. |
23 | Рельеф дна океанов. | 1 | Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана. |
24 | Породы, слагающие литосферу | 1 | Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. | Пр.р. |
25 | Полезные ископаемые | 1 |
26 | Урок обобщения и контроля знаний | 1 | тест |
Гидросфера - 14 часов |
27 | Гидросфера и ее части | 1 | Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. | Знать: -состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, -состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод; -меры по их бережному использованию и охране Уметь: -определять географическое положение объектов гидросферы, -определять по карте глубины океанов и морей, -устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, -определять по форме озерной котловины ее происхождение. -называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера. |
28 | Мировой океан и его части. | 1 | Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы. |
29 | Свойства вод Мирового океана | 1 | Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана. |
30 | Движение воды в океанах | 1 | Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана. |
31 | Жизнь в морях и океанах | 1 | Изучение океана | Пр.р. |
32 | Характеристика океана (моря) по типовому плану. | 1 |
33 | Река и ее части | 1 | Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. | географические диктанты |
34 | Характер реки. | 1 | Зависимость реки от рельефа. |
35 | Питание реки. | 1 | Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. | Пр.р. |
36 | Озера. | 1 | Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). | географические диктанты |
37 | Ледники. | 1 | Ледники. |
38 | Подземные воды. | 1 | подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. | географические диктанты |
39 | Охрана вод. | 1 | Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод |
40 | Урок обобщения и контроля знаний | 1 | тест |
Атмосфера - 13 часов |
41 | Значение атмосферы в жизни человека. | 1 | Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы | Знать: -пояса освещенности, тепловые пояса Земли, -основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы) Уметь: -объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле, -смену времен года, -дня и ночи, -причины образования ветра, атмосферных осадков; -определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры. | Пр.р. |
42 | Строение атмосферы. | 1 | Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период). | географические диктанты |
43 | Атмосферное давление | 1 |
44 | Температура воздуха. | 1 | Пр.р. |
45 | Ветер. | 1 |
46 | Водяной пар и облака | 1 | географические диктанты |
47 | Атмосферные осадки | 1 |
48 | Погода | 1 | Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды. | Пр.р. |
49 | Наблюдения за погодой. Ее предсказание. | 1 | Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).Описание погоды и климата своей местности. |
50 | Климат | 1 | Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. |
51 | Распределение солнечного света и тепла на Земле | 1 |
52 | Причины, от которых зависит климат | 1 | Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин. |
53 | Урок обобщения и контроля знаний | 1 | тест |
Биосфера - 2 часа |
54 | Разнообразие организмов и их распространение на Земле | Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами.Неравно-мерность распростране-ния растений и животных на суше.Распро-странение организмов в океане. | Знать: -разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле. -взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. -природные зоны Земли, -широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Уметь: -объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, -приводить примеры. -объяснять воздействие организмов на земные оболочки. |
55 | Воздействие организмов на земные оболочки. | 1 | Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. | тест |
Взаимосвязи компонентов природы - 3 часа |
56 | Природные комплексы Земли. | 1 | Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера - часть географической оболочки. | Знать: -понятие «природный комплекс». Уметь: -объяснять взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах. |
57 | Природные комплексы своей местности. | 1 | Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов. | Пр.р. |
58 | Воздействие человека на природные комплексы | 1 | Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе. | тест |
Природа и население своей местности- З часа |
59 | Географическое, положение своей местности. Ее рельеф. Природные богатства | 1 | Знать: -географическое, положение своей местности, ее рельеф, -природные богатства, климат, реки, озера, -растительный и животный мир. Уметь: -описание климата своей местности, причины его особенностей |
60 | Климат, реки, озера. Растительный и животный мир. | 1 | Описание климата своей местности, причины его особенностей | Пр.р. |
61 | Население и хозяйственная деятельность. | 1 |
Человечество на Земле –3 часа |
62 | Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты | 1 | Общая численность населения Земли (приблизительно). Основные человеческие расы; равенство рас. Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку. | Знать: -численность населения Земли, -основные расы. Уметь: -приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), - крупнейших народов мира, -наиболее распространенных языков, религий, -крупнейших по численности и населению стран. | тест |
63 | Государства на карте мира. | 1 | Пр.р. |
64 | Заключительный урок. | 1 |
Резерв времени-4ч |
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ П/П | Название раздела | Кол-во часов | Контрольные мероприятия, примерные сроки |
1. | Введение. | 3 ч. | 1ч. Пр.р. |
2. | План местности. | 9 ч. | 3ч. Пр.р. |
3. | Географическая карта. | 9 ч. | 2ч. Пр.р. |
4. | Литосфера. | 9 ч. | 3ч. Пр.р. |
5. | Гидросфера. | 14 ч. | 2ч. Пр.р. |
6. | Атмосфера | 13 ч. | 3ч. Пр.р. |
7. | Биосфера | 2 ч. |
8. | Взаимосвязи компонентов природы и человечество на Земле. | 3ч. | 1ч.Пр.р. |
9. | Природа и население своей местности. | 3ч. | 1ч.Пр.р. |
10. | Человечество на Земле. | 3ч. | 1ч.Пр.р. |
ИТОГО | 68 часов | Практических работ – 17 |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из
разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа,
2007.
2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая
география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
3. А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
5. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка
Кафедра социальных дисциплин
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании кафедры заместитель директора по УВР директор МБОУ гимназии №69
«___»_______2012г. _________ Л.Н.Стрельникова ___________Н.М.Дмитриева
Протокол № ____________ «___» ________ 2012г. «_____»_____________2012г.
Зав. кафедрой ___________
_______________________ Приказ № _____от»__________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2012/2013учебный год
по географии
учитель Ряскина О.А
класс вид класса 6в,6г
количество часов за год 68
количество часов в неделю 2
№ п/п | наименование | I чет. | II чет. | III чет. | IV чет. | год |
1. | Количество часов | 22 | 14 | 18 | 14 | 68 |
2. | Практич.работ. | 7 | 4 | 4 | 2 | 17 |
Планирование составлено на основе государственной программы
Учебник: В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «География. Землеведение.
6 класс.» –М.:Дрофа, 2011
Дополнительная литература 1. Атлас (с комплектом контурных карт), 6
Федеральная служба геодезии и картографии России, Москва, 2011г.
2. Рабочая тетрадь к учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «География. Землеведение. 6 класс.» –М.:Дрофа, 2011географии.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Часы | Дата проведения | Формы контроля. Практические работы |
Введение - 3 часа |
1 | Развитие географических знаний о Земле | 1 | 03.09.2012 |
2 | Географические наблюдения. Изучение Земли. | 1 | 07.09. | Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов. |
3 | Форма и размеры Земли. Глобус | 1 | 10.09. |
I План местности - 7часов |
4 | План местности. Стороны горизонта. | 1 | 14.09. | Работа с компасом по ориентированию. |
5 | Условные знаки | 1 | 17.09 |
6 | Изображение неровностей земной поверхности на плане | 1 | 21.09. |
7 | Масштаб. Измерение расстояний | 2 | 24.09-28.09 | Описание маршрута по плану местности. |
8 | Составление плана. | 2 | 01.10-05. 10 | Составление плана класса, школьного участка или других объектов. |
9 | Съемка местности | 1 | 08.10 |
10 | Урок обобщения знаний. | 1 | 12.10 |
Географическая карта - 7часов |
11 | Масштаб. | 2 | 15.10-19.10 |
12 | Условные знаки. Шкала высот и глубин. | 1 | 22.10 |
13 | Градусная сетка. | 2 | 26.10-29.10 | Определение направлений, расстояний и высот точек на глобусе, карте полушарий и карт России. |
14 | Географические координаты | 1 | 09.11. |
15 | Географические координаты | 1 | 12.11 | Определение географических координат точек и точек по географическим координатам. |
16 | Разнообразие карт. Их значение в жизни человека. | 1 | 16.11 | Правила оформления контурных карт. Обозначение на контурной карте местоположение своего населенного пункта. |
17 | Урок обобщения и контроля знаний. | 1 | 19.11 |
Литосфера - 9 часов |
18 | Строение Земли. Литосфера | 1 | 23.11 |
19 | Движения земной коры. | 1 | 26.11. |
20 | Землетрясения. Вулканы, гейзеры | 1 | 30.11. |
21 | Горы | 1 | 03.12 | Определение по карте географического положения, высоты гор (равнин), географических координат и высот отдельных вершин. |
22 | Равнины. Формы рельефа | 1 | 07.12 | Описание равнин (гор) по физической карте по типовому плану. |
23 | Рельеф дна океанов. | 1 | 10.12 |
24 | Породы, слагающие литосферу | 1 | 14.12 | Определение горных пород по образцам (осадочных, магматических, метаморфических). |
25 | Полезные ископаемые | 1 | 17.12 |
26 | Урок обобщения и контроля знаний | 1 | 21.12 |
Гидросфера - 14 часов |
27 | Гидросфера и ее части | 1 | 24.12 |
28 | Мировой океан и его части. | 1 | 28.12 |
29 | Свойства вод Мирового океана | 1 | 14.01.2013 |
30 | Движение воды в океанах | 1 | 18.01 |
31 | Жизнь в морях и океанах | 1 | 21.01 | Характеристика океана (моря) по типовому плану. |
32 | Характеристика океана (моря) по типовому плану. | 1 | 25.01 |
33 | Река и ее части | 1 | 28.01 |
34 | Характер реки. | 1 | 01.02 |
35 | Питание реки. | 1 | 04.02 | Характеристика реки (озера) по типовому плану. |
36 | Озера. | 1 | 08.02 |
37 | Ледники. | 1 | 11.02 |
38 | Подземные воды. | 1 | 15.02 |
39 | Охрана вод. | 1 | 18.02 |
40 | Урок обобщения и контроля знаний | 1 | 22.02 |
Атмосфера - 13 часов |
41 | Значение атмосферы в жизни человека. | 1 | 25.02 | Наблюдения за погодой и работа с календарем погоды. |
42 | Строение атмосферы. | 1 | 01.03 |
43 | Атмосферное давление | 1 | 04.03 |
44 | Температура воздуха. | 1 | 07.03 | Составление графика темпера тур. Определение средних температур. |
45 | Ветер. | 1 | 11.03 |
46 | Водяной пар и облака | 1 | 15.03 |
47 | Атмосферные осадки | 1 | 18.03 |
48 | Погода | 1 | 22.03 | Составление графиков атмосферного давления и температуры, розы ветров, диаграмм облачности и осадков. |
49 | Наблюдения за погодой. Ее предсказание. | 1 | 01.04 |
50 | Климат | 1 | 05.04 |
51 | Распределение солнечного света и тепла на Земле | 1 | 08.04 |
52 | Причины, от которых зависит климат | 1 | 12.04 |
53 | Урок обобщения и контроля знаний | 1 | 15.04 |
Биосфера - 2 часа |
54 | Разнообразие организмов и их распространение на Земле | 1 | 19.04 |
55 | Воздействие организмов на земные оболочки | 1 | 22.04 |
Взаимосвязи компонентов природы - 3 часа |
56 | Природные комплексы Земли. | 1 | 26.04 |
57 | Природные комплексы своей местности. | 1 | 29.04 | Наблюдение и описание отдельных природных объектов. |
58 | Воздействие человека на природные комплексы | 1 | 03.05 |
Природа и население своей местности - З часа |
59 | Географическое, положение своей местности. Ее рельеф. Природные богатства | 1 | 06.05 |
60 | Климат, реки, озера. Растительный и животный мир. | 1 | 10.05 |
61 | Население и хозяйственная деятельность. | 1 | 13.05 |
Человечество на Земле -3 часа |
62 | Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты | 1 | 17.05 |
63 | Государства на карте мира. | 1 | 20.05 | Обозначение на контурной карте крупнейших государств и их столиц. |
64 | Заключительный урок. | 1 | 24.05-31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения...
Рабочая прграмма по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс, тематическое планирование, годовая контрольная работа...
Рабочая прграмма по географии 6 класс
Рабочая прграмма по географии 6 класс...
Рабочая прграмма по географии 7 класс
Рабочая прграмма по географии 7 класс...
Рабочая прграмма по географии 8 класс
Рабочая прграмма по географии 8 класс...
Рабочая прграмма по географии 9 класс
Рабочая прграмма по географии 9 класс...
Рабочая прграмма по географии 10 класс
Рабочая прграмма по географии 10 класс...