Рабочая прграмма по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Рабочая программа по географии 9 класс, тематическое планирование, годовая контрольная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma_po_geografii_9_klass.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
ДЛЯ 9 КЛАССА
Составитель: учитель географии Лопаткина Татьяна Васильевна
МБОУ «СОШ №42»
Города Кургана
Пояснительная записка.
Курс «География России» рассчитан на два года обучения в 8 и 9 классах. Федеральный учебный план отводит на его изучение 136 часов. В 9 классе – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа учебного предмета «География России» 9 класс составлена с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по географии и программы И.И.Бариновой, В.П.Дронова «География России» Москва «Дрофа» 2009.
В ходе изучения географии в 9 классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о населении и хозяйстве России. При изучении курса осуществляются межпредметные связи с историей, обществознанием, биологией, математикой.
Опорными для обучающихся являются знания и умения по курсу географии за 8 класс. Для реализации программы используется учебник В.П.Дронов, В.Я.Ром «География России. Население. Хозяйство» «Дрофа»2014.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность разделов, перечень практических работ, требования к уровню подготовки учеников.
Цели и задачи курса:
Изучение курса географии в 9 классе направлено на:
- Освоение знаний о современном административно-территориальном и политико-административном делении страны; населении России; особенностях развития хозяйства России; межотраслевых комплексах и отраслях России; хозяйстве районов и крупных регионов страны; месте России в современном мире;
- Овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска и демонстрации различных географических знаний; применят географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- Воспитание любви к своей стране, взаимопонимание с другими народами и экологической культуры.
- Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптация к условиям проживания на определенной территории.
Первый раздел программы направлен на изучение территории России, современного административно-территориального и политико-административного деления страны субъектов федерации и федеральных округов.
Второй раздел позволит обучающимся усвоить материал о населении страны. Изучается: человеческий потенциал страны, половой и возрастной состав населения, народы и религии, размещение, миграции населения и трудовые ресурсы России. В разделе используется практические работы с анализом статистических материалов.
Третий раздел позволит учащимся усвоить материал об особенностях развития хозяйства России, познакомит их с характеристикой основных межотраслевых комплексах и отраслей России.
Четвертый раздел позволит учащимся освоить материал о хозяйстве районов и крупных регионов страны.
Реализация регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования осуществляется в модульном варианте, т.е. в виде автономного модуля «Географическое краеведение» 0,5 часа в неделю. Автор учебной программы курса «Краеведение» А.В.Шатных, к.п.н., доцент ИПК и ПРО. 9 класс- География Курганской области (Особенности населения, культуры и хозяйства Курганской области) 17 часов.
В программе много практических работ, они направлены на приобретения обучающимися практических навыков анализа экономических карт и карт населения, выявления условий для развития хозяйства, на оценку природно-ресурсного потенциала страны и составление характеристик хозяйственных объектов.
Практические работы направленные на обучение способам действий не оцениваются.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения, формирование ключевых компетенций учащихся. С этой целью рекомендуется организация активной познавательной поисковой и творческой деятельности обучающихся с различными источниками географической информации. Рекомендуется проведение различных типов уроков.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа по географии предусматривает формирование у обучающихся не только определенной системы предметных знаний и целого ряда специальных географических умений, но также комплекса общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
- использование для познания и изучения окружающей среды различных естественно-научных методов: наблюдение и полевые исследования, картографирование, мониторинг, прогноз;
-формирование умений сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям объектов, процессов и явлений, их моделирование и проектирование; выявление причинно-следственных связей, соблюдения норм поведения в окружающей среде, оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей; Интернета, статистических материалах;
-творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; составление плана, тезиса, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа в том числе в геоинформационных системах.
Рефлексивная деятельность:
-самостоятельная организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств;
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть последствия своих действий;
-соблюдение норм поведения в окружающей среде, оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетическихценностей.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- Основные географические понятия и термины;
- Территорию и акваторию России, федеративное устройство страны, субъекты федерации, федеральные округа;
- Особенности населения России, человеческий потенциал страны, половой и возрастной состав населения, народы и религии, особенности расселения, миграции, трудовые ресурсы России;
- Особенности развития хозяйства страны. Первичный, вторичный и третичный секторы экономики, их состав, особенности входящих в них отраслей.
- Состав, место и значение в хозяйстве топливно-энергетического комплекса, машиностроения, металлургии, химической, лесной, пищевой, легкой промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, науки и социальной сферы.
- Состав, природные ресурсы, этапы формирования, населения, важнейшие отрасли хозяйства, аспекты экономических, социальных и экологических проблем Центрального района, Европейского Севера, Европейского Юга, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока.
Уметь:
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий страны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
- Приводить примеры использования охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов внутригосударственных и внешних экономических связей России;
- Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию, охране и улучшению, принятия необходимых мер в случае техногенных катостроф;
- Проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Разд. 1 Особенности географического положения России | 4 | ||
2 | Разд.2 Население | 10 | 4 | |
3 | Разд.3 Хозяйство России Тема: Особенности развития экономики России Тема: Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами Тема: Важнейшие межотраслевые комплексы | 28 3 1 24 | 6 2 1 4 | 1 1 |
4 | Разд.4 Регионы России Тема: Районирование России Тема: Хозяйство районов и крупных регионов России | 22 1 21 | 4 1 3 | 1 1 |
5 | Разд.5 Россия в современном мире | 4 | ||
итого | 68 | 14 | 2 |
Содержание тем учебного курса.
Раздел I. Особенности географического положения России. (4ч).
Знать: основные особенности географического положения России, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.
Уметь: показывать на карте субъекты РФ.
Введение. Предмет изучения экономической географии России. Экономико-географическое положение России. (Территория и акватория. Государственная территория России. Воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона РФ.) Сравнение ЭГП России и других стран.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. (Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.)
Раздел II. Население России. (10ч).
Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, понятия: миграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, активное население, рынок труда, безработица.
Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения.
История освоения и изучения территории России. Численность населения и естественный прирост. (Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже 20 и 21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозростной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.)
Национальный состав. (Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.) Миграции населения. (Миграции населения России. Направления и типы миграций. Причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.) Городское население. Особенности урбанизации. ( Крупнейшие города и городские агломерации. Их роль в жизнь страны.) Сельское население. Современные социальные проблемы села. Размещение населения. (Особенности размещения населения страны, их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения.) Трудовые ресурсы России. (Неравномерность распределения нетрудоспособного населения на территории страны.) Географические различия в уровне жизни населения России. ( Факторы их определяющие.)
Практические работы:
Прогнозирование динамики численности населения России.
Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения.
Объяснение закономерностей размещения населения России.
Определение по статистическим материалам тенденции изменения доли занятых в отдельных отраслях хозяйства.
Раздел III. Хозяйство России (28 ч)
Знать: границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем; основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов РФ.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности специализации сельского хозяйства.
Тема: Особенности развития экономики России.(3ч)
Структурные особенности экономики России. (Предприятие – первичная основа хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.)Условия и факторы размещения предприятий. Природно-ресурсная основа экономики.( Природно-ресурсные потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования.)
Тема: Группировка отраслей по их связи природными ресурсами. (1ч)
Группировка отраслей по их связи природными ресурсами. Основные ресурсные базы. (Первичный, вторичный, третичный сектора экономики. Их состав, особенности входящих в них отраслей, роль в экономике России, проблемы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы. )
Тема: Важнейшие межотраслевые комплексы.(24ч)
Машиностроительный комплекс.( Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо-, и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.)
Топлевно-энергетический комплекс. (Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доли в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК, ТЭК и охрана окружающей среды.)
Комплекс по производству конструкционных материалов.
Металлургия.( Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.)
Химическая промышленность.( Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.)
Лесное хозяйство.( Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины, география пушного промысла. ) Лесная промышленность. (Состав, места и значение в хозяйстве лесной промышленности, факторы размещения предприятий, особенности предприятий крупнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.)
Состав и значение АПК. Сельское хозяйство. (Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное хозяйство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство. География выращивание важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.)
Пищевая и легкая промышленность.( Состав, место и назначение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России. География текстильной промышленности.)
Рыбное хозяйство.( Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. )
Инфраструктурный комплекс. Транспорт. ( Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.)
География науки и социальной сферы.( Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.Состав и роль науки в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.)
Практические работы:
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Группировка отраслей по различным показателям.
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Раздел IV. Регионы России. (22 ч).
Тема: Районирование России.(1ч)
Экономическое районирование. (Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.)
Практические работы:
Анализ разных видов районирования России.
Тема: Хозяйство районов и крупных регионов России(21ч)
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов РФ.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности специализации сельского хозяйства
Западная зона-Европейская Россия. Общая характеристика.
Центральная Россия.( Состав района. Особенности географического и геополитического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района.
Население: численность, естественный прирост, иммиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Внутренние природно-хозяйственные различия Волго-вятского, Центрально-черноземного, Центрального районов.)
Северо-Западная Россия.( Состав района. Особенности географического и геополитического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района.
Население: численность, естественный прирост, иммиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем)
Европейский Север.(Состав района, географическое и геополитическое положение, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Природные условия и ресурсы.
Население: численность, естественный прирост, иммиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизнь населения.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Внутренние природно-хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печерского районов.)
Европейский Юг.( Состав района. Особенности географического и геополитического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района.
Население: численность, естественный прирост, иммиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Внутренние природно-хозяйственные различия.)
Поволжье. (Состав района. Особенности географического и геополитического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района.
Население: численность, естественный прирост, иммиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Внутренние природно-хозяйственные различия.)
Урал.( Состав района. Особенности географического и геополитического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района.
Население: численность, естественный прирост, иммиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Внутренние природно-хозяйственные различия.)
Восточная зона. Общая характеристика.
Западная Сибирь.( Состав района. Особенности географического и геополитического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района.
Население: численность, естественный прирост, иммиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Внутренние природно-хозяйственные различия Западно-Сибирского и Кузнецко-Алтайского районов.)
Восточная Сибирь.( Состав района. Особенности географического и геополитического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района.
Население: численность, естественный прирост, иммиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Внутренние природно-хозяйственные различия.)
Дальний Восток.( Состав района. Особенности географического и геополитического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района.
Население: численность, естественный прирост, иммиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Внутренние природно-хозяйственные различия.)
Практические работы:
Сравнение географического положения районов и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов.
Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий регионов.
Раздел V: Россия в современном мире.(4 ч)
Знать: место России среди стран мира, страны нового зарубежья, связи России с зарубежными странами.
Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья их связи с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового культурного наследия России.
Учебно-тематический план.
Раздел. | Тема. | Количество часов | |
Всего. | Практические работы. | ||
Раздел I. Особенности географического положения России. |
| 4 | |
Раздел II. Население России. |
| 10 | 3 |
Раздел III. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их размещение (28 ч) |
8-10.Топливно-энергетический комплекс. 11-13. Комплекс конструкционных материалов. Металлургия. 14. Итоговый контроль за полугодие. 15-16.Химическая промышленность. 17. Лесное хозяйство. 18. Лесная промышленность. 19. Состав и значение АПК. 20. Земледелие. 21. Животноводство. 22. Пищевая и легкая промышленность. 23. Рыбное хозяйство. 24-26. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. 27. География науки и социальной сферы. 28. Итоговое обобщение по теме « Важнейшие межотраслевые комплексы России». | 28 контроль | 4 |
Раздел IV. Регионы России. (22) Раздел V(4 ч) | Тема: Районирование России.
Тема: Хозяйство районов и крупных регионов России.
5-6. Северо- Западная Россия. 7-8 . Европейский Север. 9-10. Европейский Юг. 11-12. Поволжье. 13-14. Урал. 15. Восточная зона. Общая характеристика. 16-17. Западная Сибирь. 18. Восточная Сибирь. 19-20. Дальний Восток. 21. Итоговый контроль за год. Тема: Россия в современном мире.
| 1 21 контроль 4 | 1 3 |
. | |||
Всего по курсу. | 68 | 11 |
Тематическое планирование по географии 9 класс (2 часа в неделю)
Учебник: «География России. Население и хозяйство» 9 класс В.Я.Ром, В.П.Дронов М. «Дрофа» 2014
Рабочая программа на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования на базовом уровне и авторской программы И.И. Бариновой, В.П. Дронова «География России» для общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа» 2009
дата | Темы уроков | Число часов | Практические работы | Формируемые общеучебные умения и способы деятельности | Учебное оборудование, учебно-методические пособия | Межпредметные связи |
Раздел 1. Особенности географического положения | 4 | |||||
| 1 | Умения работать с картой, учебником | Полит-административная карта России | история | ||
| 1 | Умения работать с картой | Полит-административная карта России | история | ||
| 1 | Умения работать с картой, сравнивать | Полит-административная карта России Политич. карта мира | история | ||
| 1 | Умения работать с картой, учебником | Полит-административная карта России | история | ||
Раздел 2. Население | 10 | |||||
| 1 | Умение работать с учебником, таблицей | Таблица «История освоения территории» | история | ||
| 1 | Прогнозирование динамики численности населения России | Умение работать с таблицами, графиками, сравнивать, делать выводы | Таблицы численности населения, рождаемости, смертности, естественного прироста, половозрастная пирамида | история | |
| 1 | Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения | Умение работать с картой, таблицей, сравнивать, делать выводы | Карта народов России, таблица народов России | история | |
| 1 | Умение работать с картой, делать выводы | Полит- административная карта России | история | ||
| 1 | Умение работать с картой, таблицей, сравнивать, делать выводы | График городского населения, таблицы крупнейших городов, карта размещения населения | история | ||
| 1 | Умение работать с картой, таблицей, сравнивать, делать выводы | карта размещения населения, график сельского населения | история | ||
| 1 | Объяснение закономерностей размещения населения России | Умение работать с картой, сравнивать, делать выводы | карта размещения населения | история | |
| 1 | Определение по статистическим материалам тенденции изменения доли занятых в отдельных отраслях хозяйства | Умение работать с таблицей, сравнивать, делать выводы | Таблицы распределения трудовых ресурсов в разных сферах хозяйства | история | |
| 1 | Умение работать с картой, сравнивать, делать выводы | Полит- административная карта России | история | ||
| 1 | |||||
Раздел 3. Хозяйство России | 28 | |||||
Тема: Особенности развития экономики России | 3 | |||||
| 1 | Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схема структуры хозяйства России, экономическая карта России | история | |
| 1 | Умение работать с картой, таблицей, делать выводы | Таблица «Факторы размещения промышленного производства» экономическая карта России | |||
| 1 | Оценка природно-ресурсного потенциала России. Проблемы и перспективы рационального природопользования | Умение работать с картой, сравнивать, делать выводы | Карта полезных ископаемых России | ||
Тема: Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами | 1 | Группировка отраслей по различным показателям (обуч) | Умение делать обобщать, выводы | Схема структуры хозяйства России | история | |
Тема: Важнейшие межотраслевые комплексы | 24 | |||||
1-3. Машиностроительный комплекс | 3 | Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта машиностроения, металлургии, плотности населения | история | |
4-6. Топливно-энергетический комплекс | 3 | Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из нефтяных районов Характеристика угольного бассейна | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта топливной промышленности, энергетики | история | |
7-9. Комплекс конструкционных материалов. Металлургия | 3 | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта металлургии | история | ||
10-11. Химическая промышленность | 2 | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта химической промышленности | химия | ||
12.Итоговый контроль за полугодие | 1 | |||||
13. Лесное хозяйство | 1 | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта лесной промышленности | биология | ||
14. Лесная промышленность | 1 | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта лесной промышленности | биология | ||
15. Состав и значение АПК | 1 | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта АПК | биология | ||
16-17. Сельское хозяйство | 2 | Определение по картам основных районов выращивания зерновых, технических культур, главных районов животноводства | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта сельского хозяйства | биология | |
18. Пищевая и легкая промышленность | 1 | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта АПК | |||
19. Рыбное хозяйство | 1 | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта АПК | биология | ||
20-22. Инфраструктурный комплекс. Транспорт | 3 | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта транспорта | история | ||
23. География науки и социальной сферы | 1 | Умение работать с картой, схемой, делать выводы | Схемы, карта научных центров России | история | ||
24. Итоговый контроль по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России» | 1 | |||||
Раздел 4. Регионы России | 22 | |||||
Тема: Районирование России | 1 | |||||
| 1 | Анализ разных видов районирования России (обуч) | ||||
Тема: Хозяйство районов и крупных регионов России | 21 | |||||
| 1 | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Экономическая карта России | история | ||
2-4. Центральная Россия | 3 | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Экономическая карта Центральной России | история | ||
5-6. Северо-Западная Россия | 2 | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Экономическая карта Европейского Севера | история | ||
7-8. Европейский Север | 2 | Сравнение ЭГП районов и его влияние на жизнь и деятельность людей | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Экономическая карта Европейского Севера | история | |
9-10. Европейский Юг (Северный Кавказ) | 2 | Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Экономическая карта Европейского Юга | история | |
11-12. Поволжье | 2 | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Экономическая карта Поволжья | история | ||
13-14. Урал | 2 | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Экономическая карта Урала | история | ||
15. Восточная зона. Общая характеристика | 1 | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Экономическая карта России | история | ||
16-17. Западная Сибирь. | 2 | Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий районов | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Экономическая карта Западной Сибири | история | |
18. Восточная Сибирь | 1 | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Экономическая карта Восточной Сибири | история | ||
19-20. Дальний Восток | 2 | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Экономическая карта Дальнего Востока | история | ||
21. Итоговый контроль за год | 1 | |||||
Раздел 5. Россия в современном мире | 4 | |||||
| 1 | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Таблицы, политическая карта мира | история | ||
| 1 | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Таблицы, политическая карта мира | история | ||
| 1 | Умение работать с картой, учебником, делать выводы | Таблицы, политическая карта мира | история | ||
| 1 | Умение работать с дополнительными источниками | Дополнительные источники | история | ||
итого | 68 | 14 |
Итоговая контрольная работа за год 9 класс
1 вариант
1)
1. При строительстве ГЭС учитывают наличие :
А) природных условий
Б) топлива
В) транспортных магистралей
2. К трудоемкому машиностроению относятся:
А) приборостроение
Б) станкостроение
В) металлургическое
3. Установите соответствие
Металлургическая база центры
А. Центральная 1) Новотроицк, Магнитогорск
Б.Сибирская 2) Череповец, Липецк
В. Уральская 3) Новокузнецк
4. Установите соответствие.
Продукция химической промышленности потребители
А. топливо, смазочные масла 1) машиностроение
Б. шины, резина, пластмасса 2) транспорт
3) легкая промышленность
5. Установите соответствие:
Природная зона специализация сельского хозяйства
1)тундра а)овцеводство
2)лесная зона б)оленеводство
3)лесостепь и степь в)рожь, ячмень, лен
4)полупустыни г)пшеница, кукуруза, сахарная свекла
6. Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы (плодородия), называется:
А) рекультивация
Б) мелиорация
В) рентабельность
2 ) определите район России:
- – В этом районе важнейшими отраслями специализации являются гидроэнергетика, машиностроение, нефтехимия.
- Развит речной транспорт.
- Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов).
2. – Это самый маленький по площади район.
- Важнейшая отрасль специализации – машиностроение.
- Крупнейший город района – морской порт.
3. – На территории этого района находится несколько крупных морских портов.
- Отраслями специализации являются рыбная промышленность, цветная металлургия, лесная промышленность.
-Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа».
4. – В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.
- В районе нет ни одного города-миллионника.
- Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство (АПК).
5. – На западе района ведется добыча руд, а на востоке – топлива (угля, нефти, газа).
- Коренное население района относится к финно-угорской группе.
- Здесь недавно начата добыча алмазов.
6. – Это один из самых крупных по площади районов России.
- Отраслями специализации являются: гидроэнергетика, лесная, цветная металлургия.
- На территории района нет городов-миллионников.
7. – В районе очень благоприятные природные условия.
- Отрасли специализации: АПК, рекреационное хозяйство.
- Важная проблема района – водная.
8. –В состав района входят только области.
- Это индустриальное ядро России.
- Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленности.
9. – Этот район нефти, газа и угля.
- Значительная часть района заболочена.
- Распространен «вахтовый» метод работы.
10. – На территории района находится старая металлургическая база.
- Это сухопутный район.
- Одна из отраслей специализации – тяжелое машиностроение.
11. – Это самый многонациональный район России.
- На юге района расположены горы.
- Большая часть населения живет в станицах и аулах.
3) Объясните почему:
1. Специализация Западной Сибири- ТЭК.
2. Нельзя в одном городе строить несколько металлургических заводов.
3. В Череповце располагается металлургический комбинат.
4. На Дальнем Востоке создан мощный Военно-промышленный комплекс.
Итоговая контрольная работа за год 9 класс
2 вариант
1)
1. В крупных городах строят :
А) АЭС
Б) ГЭС
В) ТЭС
Г)ТЭЦ
2. К металлургическим базам тяготеют предприятия:
А) точного машиностроения
Б) тяжелого
3. Установите соответствие
Металлургическая база центры
А. Центральная 1) Нижний Тагил, Челябинск
Б.Сибирская 2) Череповец. Липецк
В. Уральская 3) Новокузнецк
4. установите соответствие:
Продукция химической промышленности потребители
А. минеральные удобрения и ядохимикаты 1) текстильная промышленность
Б. красители и волокна 2) транспорт
3) сельское хозяйство
5. Установите соответствие:
Природная зона специализация сельского хозяйства
1)полупустыни а)овцеводство
2)лесостепь и степь б)оленеводство
3)лесная зона в)рожь, ячмень, лен
4)тундра г)пшеница, кукуруза, сахарная свекла
6. Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы (плодородия), называется:
А) рекультивация
Б) мелиорация
В) рентабельность
2 ) определите район России:
1.– На западе района ведется добыча руд, а на востоке – топлива (угля, нефти, газа).
- Коренное население района относится к финно-угорской группе.
- Здесь недавно начата добыча алмазов.
2. . – Этот район нефти, газа и угля.
- Значительная часть района заболочена.
- Распространен «вахтовый» метод работы.
3 – В районе очень благоприятные природные условия.
- Отрасли специализации: АПК, рекреационное хозяйство.
- Важная проблема района – водная.
4. – В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.
- В районе нет ни одного города-миллионника.
- Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство (АПК).
5. – – В этом районе важнейшими отраслями специализации являются гидроэнергетика, машиностроение, нефтехимия.
- Развит речной транспорт.
- Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов).
6. –– На территории этого района находится несколько крупных морских портов.
- Отраслями специализации являются рыбная промышленность, цветная металлургия, лесная промышленность.
-Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа».
7. –В состав района входят только области.
- Это индустриальное ядро России.
- Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленности.
8. – Это самый маленький по площади район.
- Важнейшая отрасль специализации – машиностроение.
- Крупнейший город района – морской порт.
9. – Это один из самых крупных по площади районов России.
- Отраслями специализации являются: гидроэнергетика, лесная, цветная металлургия.
- На территории района нет городов-миллионников.
.
10. –– Это самый многонациональный район России.
- На юге района расположены горы.
- Большая часть населения живет в станицах и аулах.
11. – – На территории района находится старая металлургическая база.
- Это сухопутный район.
- Одна из отраслей специализации – тяжелое машиностроение.
3. Объясните почему:
1. Алюминиевые заводы располагаются в Восточной Сибири.
2. Крупные ГЭС располагаются в Восточной Сибири.
3. Точное и наукоемкое машиностроение располагается в Центральной России.
4. Урал получает уголь из Кузбасса, а не с Печорского угольного бассейна.
Итоговый контроль за год 9 класс
Система оценивания контрольной работы
№ задания | ответы | Максимальный балл для выполнения задания | |
1 вариант | 2 вариант | ||
1 раздел | |||
1 | а | г | 1 |
2 | а | б | 1 |
3 | А-2 б-3 в-1 | А-2 б-3 в-1 | 3 |
4 | А-2 б-1 | А-3 б-1 | 2 |
5 | 1-б 2-в 3-г 4-а | 1-а 2-г 3-в 4-г | 4 |
6 | б | б | 1 |
2 раздел | |||
1 | Поволжье | Европейский Север | 1 |
2 | Северо-запад | Западная Сибирь | 1 |
3 | Дальний Восток | Северный Кавказ | 1 |
4 | Центрально-Черноземный | Центрально-Черноземный | 1 |
5 | Европейский Север | Поволжье | 1 |
6 | Восточносибирский | Дальний Восток | 1 |
7 | Северный Кавказ | Центральный район | 1 |
8 | Центральный район | Северо-западный | 1 |
9 | Западная Сибирь | Восточная Сибирь | 1 |
10 | Урал | Северный Кавказ | 1 |
11 | Северный Кавказ | Урал | 1 |
3 раздел | |||
1 | 2 | ||
2 | 2 | ||
3 | 2 | ||
4 | 2 | ||
Итого 31 балл |
Шкала перевода набранных баллов в оценки
«5» -25-31 баллов
«4» - 17-24 баллов
«3» - 10-16 баллов
«2» - 0-9 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения...
Рабочая прграмма по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс...
Рабочая прграмма по географии 6 класс
Рабочая прграмма по географии 6 класс...
Рабочая прграмма по географии 7 класс
Рабочая прграмма по географии 7 класс...
Рабочая прграмма по географии 8 класс
Рабочая прграмма по географии 8 класс...
Рабочая прграмма по географии 9 класс
Рабочая прграмма по географии 9 класс...
Рабочая прграмма по географии 10 класс
Рабочая прграмма по географии 10 класс...