Рабочая прграмма по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Савостинская СОШ»
_____________________ Николаева С.А.
Дата и номер приказа_________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Савостинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по географии
Класс: 6
Учитель: Волкова Инна Владимировна
Год составления программы: 2014-2015 уч. год
2014 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по географии. Авторы И.И. Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина Москва, «Дрофа», 2014
Изучение географии в 6 классе школы направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Цели и задачи определили специфику содержания и главные принципы отбора учебного материала начального курса географии. педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.
Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля».
Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.
Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.
Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.
Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1 учебный час в неделю
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Основное содержание программы.
Введение (2ч)
География – наука о природе земной поверхности и причинах ее разнообразия, населении и его хозяйственной деятельности. Развитие географических знаний о Земле.
Путешествия и географические открытия. Путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.
Результаты подготовки учащихся: доказательства шарообразности Земли, первые представления о форме и размерах Земли; объекты изучения географии; особенности Земли как планеты.
Раздел I. Виды изображений поверхности Земли. (10ч.)
Тема 1. План местности (5часов) Виды изображения местности, условные знаки, план местности. Относительная и абсолютная высоты. Изображение неровностей земной поверхности на плане. Ориентирование на местности. Азимут. Полярная съемка местности. Использование планов местности в практической деятельности человека.
Тема 2. Географическая карта (5 часов). Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. Градусная сетка. Географические координаты. Виды изображения местности, условные знаки. Масштаб: численный, именованный и линейный масштабы. Изображение неровностей земной поверхности на карте. Шкала высот и глубин. Измерение расстояний. Значение географических карт в жизни человека.
Результаты подготовки учащихся: называть и (или) показывать элементы градусной сетки, географические полюса, окружность и радиус Земли. Объяснять понятия: план местности, масштаб, азимут, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, параллели, мёридианы, географические полюса, глобус. Определять (измерять): стороны горизонта по компасу, Солнцу, местным признакам, направления, расстояния, абсолютные и относительные высоты, географические координаты, местоположение географических объектов. Уметь читать план, карту и производить простейшую съемку местности.
Практические работы. 1. Ориентирование на местности (экскурсия). 2. Полярная съемка участка местности (экскурсия). 3. Определение направлений, расстояний и высот точек на глобусе, карте полушарий и карт России. 4. Определение географических координат точек и точек по географическим координатам. Правила оформления контурных карт.
Раздел II. Строение Земли.(22ч.)
Тема 1. Литосфера (5 часов)Особенности внутреннего строения Земли. Породы, слагающие литосферу. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы, гейзеры. Основные формы рельефа суши, их различия по высоте, происхождению.
Грозные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах.
Результаты подготовки учащихся: называть и (или) показывать основные формы рельефа, крупнейшие раввины и горные системы земного шара. Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать горы, равнины земного шара по плану. Уметь работать с контурной картой.
Практические работы. 5. Определение по карте географического положения, высоты гор (равнин), географических координат и высот отдельных вершин.
Тема 2. Гидросфера (5 часов) Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Свойства вод Мирового океана. Температура и соленость воды. Движение воды в океанах. Ветровые волны и цунами. Течения и их виды по температуре, глубине и образованию. Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Подземные воды. Река и ее части. Характер реки. Питание реки. Озера; озерные котловины и их образование; озера сточные и бессточные. Ледники. Подземные воды. Искусственные водоемы.
Охрана вод от загрязнения.
Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Результаты подготовки учащихся: называть и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения, основные части реки, бассейн, водораздел. Объяснять понятия: гидросфера, Мировой океан, океан, море, река, озеро, бассейн, водораздел, речная система, подземные воды. Описывать океан, море, реку, озеро по плану. Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
Практическая работа. 6.Описание моря по плану.
Тема 3. Атмосфера (6 часов)
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода и ее изменение, предсказание погоды.
Климат и его характеристика. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Тропики и Полярные круги. Зависимость климата от географической широты, близости океанов, течений, рельефа, высоты места, господствующих ветров.
Стихийные природные явления в атмосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Результаты подготовки учащихся: называть и (или) показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат. Объяснять понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат. Объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра. Определять (измерять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур. Описывать погоду и климат своей местности.
Практические работы. 7. Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов (экскурсия). 8. Обработка метеорологических наблюдений: составление графиков атмосферного давления, температуры, розы ветров, диаграмм облачности и осадков.
Тема 4. Биосфера (4 часа) Разнообразие организмов и их распространение на Земле. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва, виды, строение и состав почвы.
Результаты подготовки учащихся: объяснять понятия: природный комплекс. Объяснять и приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты веществ, влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. Называть меры по охране природы. Уметь описывать отдельные природные комплексы.
Практическая работа. 9. Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов (экскурсия). 10. Изучение форм земной поверхности, характер залегания пород; ознакомление с водами, их использование и охрана (экскурсия).
Тема 5. Население Земли (2 часа)
Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты. Государства на карте мира.
Результаты подготовки учащихся: Называть и (или) показывать на карте крупнейшие государства. Знать численность населения Земли, страны, своего края.
Практическая работа. 11. Обозначение на контурной карте крупнейших государств и их столиц.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Ученик научится:
- объяснять основные географические понятия и термины;
- анализировать результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека, географическая зональность и поясность;
- оценивать географические особенности природы материков и океанов;
- объяснять различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.
Ученик получит возможность научиться:
- находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, различных территорий Земли;
- определять и описывать географические координаты и местоположение географических объектов;
- составлять географические характеристики разных территорий на основе о разнообразных источников информации и форм ее представления;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов;
- читать карты различного содержания.
Календарно-тематическое планирование.
№ уро ков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохожде- ния темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Введение. 2 ч. | ||||
1. | География как наука. | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца». | ||
2. | Развитие знаний о Земле. | |||
Виды изображений поверхности Земли. 10ч. План местности. 5 ч. | ||||
3. | Понятие о плане местности. | Работа с планом местности. | ||
4. | Масштаб. | Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный. | ||
5. | Стороны горизонта. | Определение сторон горизонта. Определение направлений и азимутов по плану местности. | ||
6. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины. | ||
7. | Составление простейших планов местности. | Составление плана местности методом маршрутной съемки. | ||
Географическая карта. 5 ч. | ||||
8. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний. | ||
9. | Градусная сеть на глобусе и картах. | Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов. | ||
10. | Географические координаты. | Определение географических координат объектов. | ||
11. | Изображение на физических картах высот и глубин. | Определение по картам высот и глубин объектов. | ||
12. | Контрольная работа по теме «Виды изображений поверхности Земли» | Диагностическое тестирование, работа с контурными картами и картами атласа. | ||
Строение Земли. Земные оболочки. 22 ч. Литосфера. 5 ч. | ||||
13. | Земля и ее внутреннее строение. | Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. | ||
14. | Движения земной коры. Вулканизм. | Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения. | ||
15. | Рельеф суши. Горы. | Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты. | ||
16. | Равнины суши. | Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. | ||
17. | Рельеф дна Мирового океана. | Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов. | ||
Гидросфера 5 ч. | ||||
18. | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей. | ||
19. | Движение воды в океане. | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений. | ||
20. | Подземные воды. | Выполнение в тетради рисунка «грунтовые воды». Знакомство с подземными водами. | ||
21. | Реки. | Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. | ||
22. | Озера, Ледники. | Обозначение на контурной карте крупных озер, водохранилищ, крупных горных и покровных ледников. | ||
23. | Атмосфера: строение, значение, изучение. | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем. | ||
24. | Температура воздуха. | Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. | ||
25. | Атмосферное давление. Ветер. | Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. | ||
26. | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. | ||
27. | Погода. Климат. | Сравнение розы ветров и диаграммы облачности. | ||
28. | Причины, влияющие на климат. | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом. | ||
Биосфера. Географическая оболочка.4 ч. | ||||
29. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. | ||
30. | Распространение организмов в Мировом океане. | Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны. | ||
31. | Природный комплекс. | Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану. | ||
32. | Контрольная работа по теме «Строение Земли. Земные оболочки». | Диагностическое тестирование. | ||
Население Земли. 2 ч. | ||||
33. | Население Земли. | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды и тд. | ||
34. | Человек и природа. | Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий. |
Перечень учебно – методического и материально-технического обеспечения.
1. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.
2. Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.:Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
1. Баранчиков Е.В Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. К учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "Начальный курс географии, 6 класс"- М.: Издательство «Экзамен», 2009.
2. География: Начальный курс. 6кл.: Метод пособие. – М.: Дрофа, 2010;
3. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012;
4. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство « Первое сентября», 2013.
Мультимедийные обучающие программы:
География 6 класс. Начальный курс.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО ________ Аристова А.А. Протокол №____ от «__» _______2014г. |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР ________ Ситникова Е.В.
«___» _________2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения
Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения...
Рабочая прграмма по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс...
Рабочая прграмма по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс, тематическое планирование, годовая контрольная работа...
Рабочая прграмма по географии 7 класс
Рабочая прграмма по географии 7 класс...
Рабочая прграмма по географии 8 класс
Рабочая прграмма по географии 8 класс...
Рабочая прграмма по географии 9 класс
Рабочая прграмма по географии 9 класс...
Рабочая прграмма по географии 10 класс
Рабочая прграмма по географии 10 класс...