Реализация деятельностного подхода в обучении географии на примере краеведческого материала.
статья по географии (8 класс) на тему
Статья о применении деятельностного подхода на уроках географии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация деятельностного подхода в обучении географии на примере краеведческого материала.
“Великая цель образования - это не знания, а действия”.
(Герберт Спенсер)
Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Не случайно большая часть педагогических исследований последних десятилетий касается именно деятельности детей на уроке. В настоящее время классификация видов деятельности и их понятийное описание создано в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, А.А. Дергач, О.С. Анисимов и др.).
Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, И. Я. Лернер, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.
Категория «деятельность» получила свою интерпретацию в психологии. С.Л. Рубинштейн определил деятельность как активность субъекта, направленную «на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры». Ее элементами являются действия или поступки, основанные на побуждениях, мотивах, преследующих определенную цель.
Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям [3].
Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность [5]. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания [4].
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся [3].
При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения. [4, 5].
Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых [2].
Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс, представляет собой:
1. взаимодействие;
2. решение коммуникативных (проблемных) задач.
Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.
На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела.
В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания [1].
В современном обучении географии актуально реализация краеведческого принципа. В обучении географии краеведение - одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем крае имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний.
Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале.
Таким образом, реализовывать краеведческий принцип на уроках географии актуально с позиций деятельностного подхода.
Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения - руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий. Краеведение для учителя - верный путь к научной исследовательской деятельности [4].
Урок географии для 8 класса с деятельностным подходом на основе краеведческого материала: «Зависимость размещения фитоценозов Новосибирской области от природных условий».
Цель: формирование образных комплексных понятий о природе Новосибирской области.
Оборудование: презентация “Зависимость размещения фитоценозов НСО от природных условий”, компьютер, смарт-доска, раздаточный материал (карточки с таблицей, план анализа климатограммы).
Основные понятия: Растительное сообщество, фитоценоз, климат, рельеф.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Тема урока – вступительное слово.
2. Изучение нового материала:
Рассказ учителя с элементами беседы.
Учитель: Наш родной край – НСО, богат различными видами растений.
Флора края отличается разнообразием и выраженной зональностью распределения. (?) Что такое широтная зональность? (цель – закрепление понятия). Она представлена лесным, болотным и луговым типами. Здесь произрастают более 1300 видов высших споровых и семенных растения. И вы прекрасно знаете из курса географии и биологии, что растения различных видов не растут по отдельности, а образуют растительные сообщества.
Учитель: (?) Приведите примеры растительных сообществ?
Для каждого фитоценоза характерно свое размещение в пределах природной зоны. (?) Что такое природная зона? Давайте откроем с вами атлас Новосибирской области на стр. 20 и посмотрим, в каких природных зонах расположена наша область? (ответы учащихся).
Теперь давайте посмотрим на карту растительности НСО (стр. 17). И посмотрим, какие фитоценозы распространены, например, в южной тайге (называют). Равномерно распространены ли они? (нет).
Проблемный вопрос урока: Почему фитоценозы имеют такое пятнистое (партерное) размещение на территории НСО?
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу. У вас на партах лежат таблицы для заполнения, по оду нашей работы, вы должны их заполнить.
Фитоценоз | t янв | t июл | ГКО | Почвы | Виды растений |
Таблица №1 «Сравнительная зависимость фитоценозов от природных условий»
Учитель выбирает два фитоценоза в контрастных природных зонах, для сравнения. Учащиеся находят их в атласе на карте растительности. На СМАРТ доске климатограммы соответствующие тем фитоценозам, которые выбраны для описания (план анализа климатограммы у каждого на парте). Некоторая информация озвучивается учителем в ходе урока (см. презентацию). В конце учащиеся должны сформулировать вывод поставленной перед ними задачи.
Окончание урока, формулирование вывода. Рефлексия.
Список использованной литературы:
1. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001.
2. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10, 2005.
3. Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, И. А. Джидарьян, В. А. Барабанщиков, В. В. Селиванов, Д. В. Ушаков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 404 с.
4.Теоретические основы методики обучения географии/
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
5. Теоретические основы содержания среднего образования / Под. ред. В.В. Кривского, И.Я. Лернера, М., «Просвещение» 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов математической статистики для реализации деятельностного подхода в преподавании географии.
Использование методов математической статистики для реализации деятельностного подхода в преподавании географии....
Реализация деятельностного подхода на уроках географии
В статье рассматривается опыт учителя географии по реализации деятельностного подхода. Приведены конкретные примеры, которые учитель опробовал на уроках....
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении географии.
В данной статье рассматривается развитие молодого поколения в системе преобразований в экономике и педагогике нашей страны. Показано сравнение старых и новых методов и приемов при переходе на ФГ...
Деятельностный подход в обучении географии по стандартам второго поколения на примере исследовательской деятельности.
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Всё более значимым становится развивающий потенциал обуче...
Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».
Из опыта работы. Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....
"Методика реализации систесно-деятельностного подхода в обучении географии"
В работе идет речь о том, что использование системно-деятельностного подхода на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбират...
Авторская методическая разработка.Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии.
В разработке приведены примеры заданий и упражнений для реализации деятельностного подхода в географическом образовании....