«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Без игры не может быть полноценного умственного развития..» В.А.Сухомлинский
Предпосылки к выбору темы: Цель проекта: активизация учебно - познавательной деятельности обучающихся через внедрение игровых технологий. Главной задачей своей педагогической деятельности я считаю учить детей так, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. Программы стандартов второго поколения нацелены на формирование у ребенка универсальных учебных действий. Если ребенок не владеет этими качествами, он теряет интерес к учебе и к творческой деятельности. Задачи: - вызвать у обучающихся интерес к предмету и сохранить его;
- сформировать у обучающихся способность к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- сформировать специфические для математики качества мышления, необходимые человеку для полноценного функционирования в современном обществе: логическое, алгоритмическое и эвристическое мышления;
- сформировать математический язык и математический аппарат как средство описания и исследования окружающего мира и как основу компьютерной грамотности;
- реализовать возможности математики в формировании научного мировоззрения обучающихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей;
- создать здоровьесберегающую информационно-образовательную среду.
- воспитать активную, творческую личность.
Участники проекта: -осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, -проводит занятия, -организует исследовательскую и практическую деятельность обучающихся, - консультирует их во время выполнения работы, проводит анализ результатов работы; - обучающиеся, которые включены в проект.
Актуальность и профессиональная востребованность проекта: Математика является универсальным предметом, широко используемым во всех сферах человеческой деятельности. На современном этапе ее роль в развитии общества резко возрастает, это приводит к усилению значимости математической подготовки. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к предмету, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим, приходится вести поиск эффективных методов обучения, которые активизировали бы деятельность обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Одним из них является игра, обладающая образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Только в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплочения на основе общих интересов и замыслов. Соответствие концепций ФГОС и новизна проекта: С 2011 года в МКОУ «Кульбакинская СОШ» введены Федеративные Государственные Образовательные Стандарты. Преподавание математики, как составляющая часть образовательной программы школы, должно соответствовать концепции Федеративных Государственных Образовательных Стандартов реализующей системно-деятельный подход в обучении через игровые технологии.
Мониторинг: В связи с этим я провела анкетирование обучающихся с целью выявления их познавательных потребностей и заинтересованности игровыми технологиями. Характеристика социопрактического аспекта Опрос показал, что применение игр, игровых ситуации повышает качество знаний, и интерес к предмету, позволяет лучше усваивать сложный материал. Поэтому я для реализации активного участия в уроке каждого обучающегося, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, она повышает самооценку участников, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу, проверить свои способности. В практике моей работы игра , как технология проведения урока , заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения: 1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий. 2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей. 3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации. 4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя. 5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
Игра - понятие многогранное. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам - это познавательные, ролевые, деловые, дидактические и комплексные игры. По форме проведения - игры - аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествие по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс - конференция, игры - драматизации, инсценировки, "поиск решения проблем, игры - исследования, открытия. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Этому они научились ещё в начальных классах. Чтобы сохранить преемственность при переходе в среднее звено я на первом уроке с обучающимися 5 класса провожу игру “Покажи свои знания”, которая построена по принципу телепередачи “Своя игра». В дальнейшем игры использую на различных этапах урока. Например, при изучении темы “Цилиндр и его свойства” провожу обучающую игру “Конкурс рекламы”. Для ее проведения накануне, за 3 - 4 дня, группу делю на две команды — рекламные агентства, назначаю “директоров” и выдаю задание на дом: самостоятельно изучить материал по теме (рекомендую несколько учебников) и сделать на него рекламу. Участвуя в подготовке к этому уроку, обучающиеся вынуждены приобрести новые знания, а также проявить творческие способности, которые демонстрируются в самых различных формах.
Игровые занятия провожу чаще всего на повторительно-обобщающих уроках при контроле знаний. На уроках геометрии закрепить пройденный материал помогает игра "Инвентаризация". Суть игры заключается в следующем. На столе находятся накрытые скатертью модели геометрических фигур . Класс делится на две команды. По одному человеку от каждой команды в течение одной минуты осматривают набор моделей. После осмотра снова их накрываю. Играющие должны записать на доске названия увиденных геометрических фигур. Затем к доске поочередно выходят следующие участники команд и выполняют чертежи перечисленных фигур. После этого, следующие записывают формулы для вычисления площадей данных фигур. Следующие - дают определение, формулируют свойства, и так по цепочке. Заключительный этап в игре - решение дифференцированных задач. Ежегодно я провожу нестандартные открытые уроки. Последние, которые я проводила «Основное свойство дроби» 5 класс, «Равносильность неравенств на множествах» урок-лекция 11 класс (в рамках школьной декады), «Решение уравнений» урок – сказка 8 класс ( районный семинар директоров), «Действия с целыми числами» 6 класс (районный семинар для молодых специалистов). Любой урок стараюсь провести ярко, красочно, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом прийти на следующий урок. Игра имеет здоровьесберегающую направленность: снимает усталость, напряженность умственного труда, повышает работоспособность обучающихся на уроке, создаёт обстановку радости на занятиях. Для этого я использую математическое лото, кодированные упражнения, математические фейерверки и лабиринты. Ресурсная обеспеченность: Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что “математика для глаз, а не для ушей”, широко использую наглядность на уроке. Использование информационных технологий позволяет создать красочные презентации. Для этого я использую иллюстрации и видеофрагменты. Современные обучающиеся быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, а учитель может привлечь внимание обучающихся в нужный момент, подобрать интонацию и скорость речи, повторить и внести необходимые пояснения. Я много времени уделяю своему кабинету, чтобы создать уютную обстановку для детей. Постоянно работаю над его обновлением и пополнением. Все пособия систематизированы. В кабинете имеется богатый дидактический и раздаточный материал, направленный на развитие познавательной активности и учебной деятельности. Кабинет оснащён компьютером, проектором, экраном и набором дисков. Творческий подход к работе: Второй год, внедряя Федеративные Государственные Образовательные Стандарты, работаю, используя линию Учебно-методический комплект «Сферы» по математике, авторы: Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова и др… Методика проведения уроков по новым стандартам предполагает использование Универсально Учебных Действий. В моей работе это отражается, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В этом учебном году при изучении темы «Дроби» в 5 классе, чтобы пробудить в детях интерес к предмету, я предложила им подготовить проектные работы «Из истории чисел». Работа над ними позволила обучающимся узнать историю возникновения чисел. Внеурочная деятельность: Я творчески подхожу к разработке технологического процесса, используя различные формы обучения и воспитания, основываясь на психологических и личностных особенностях своих обучающихся. Продолжая удивляться красоте и мощи математических методов, я заражаю этим своих обучающихся. Мною разработаны и проведены многие коллективные игры, как "Брейн-ринг", «Звездный час» (математический конкурс-викторина), «Физико-математический КВН», «Поле математических чудес»,, "КВН", «Математический бой», "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?". Использование игровых технологий во внеурочной деятельности способствует сближению учителя и обучающихся, развитию общих интересов, облегчает введение игровых моментов на уроках. Мои обучающиеся с удовольствием участвуют в работе школьных научно – практических конференций. С обучающимися 11 класса Минаковой Олесей и Цапенко Аленой мы провели исследовательскую работу по теме “Математика в годы Великой Отечественной войны”, в которой изучили и обобщили материал о роли математиков и вкладе науки в Победу русского народа в Великой Отечественной Войне. Метапредметные связи в обучении: С обучающимися 6 класса выполнили проектную работу «Математика в быту и повседневной жизни» В прошлом учебном году обучающиеся 5 класса написали сочинение на тему: “Математика в профессиях”. Обучающиеся анализировали, делали выводы. В конце мы получили свой минисборник “Математика в профессиях ”. Мои ученики активно участвуют в школьных, муниципальных олимпиадах а так же во Всероссийской заочной олимпиаде. Занимая активную жизненную позицию, я с удовольствием сама принимаю участие в проведении сельских и общешкольных мероприятий и привлекаю к этому детей. В прошлом учебном году разработала и провела в форме игры развлекательные мероприятия ко Дню защитников Отечества «Там на неведомых дорожках», «Проводы Масленицы», оформила презентации для встречи с трехкратным чемпионом мира и пятикратным чемпионом Европы И.Тяжкоробом и на мероприятия к районному семинару заместителей директоров. Я охотно делюсь своим опытом и разработками с коллегами в школе и через электронные СМИ. В социальной сети работников образования мною создан свой персональный сайт. В 2012 году приняла участие в общероссийском проекте «Школа цифрового века». Возможные риски: Как и в каждой работе присутствует элемент риска - отсутствие финансирования существующих программ, -резкое уменьшение контингента обучающихся. Результаты достигнутые С 2008 года наша школа реализует профильное обучение на основе сетевого взаимодействия регионального значения в рамках сотрудничества с КГСХА и СУЗами области. Это новая для российской школы педагогическая система. Многие годы работаю в старших классах Она привлекла и меня, я преподаю уроки математики в естественно- математической группе на профильном уровне. Преподаю курс «Слагаемые выбора профиля обучения» ДИАГРАММЫ Мониторинги исследований по школе говорят и о моем значимом вкладе: стабильная успеваемость обучающихся по предмету и успешность в выборе профессии. Таблица - уровень комфортности обучающихся, посещающих элективные курсы – 95 %; - степень удовлетворительности ученика выстроенным образовательным планом – 100%; - трудоустройство выпускников 9 и 11 классов за 4 годы реализации профильного обучения: Годы выпуска | 11 класс | 9 класс | Кол-во в классе | Поступили в ВУЗы по профилю | Поступили в другие ВУЗы | Поступили в СУЗы | Кол-во в классе | Поступили в СУЗы по профилю | Поступили в другие СУЗы | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | 2009 | 12 | 8 | 67 | 4 | 33 | - | - | 8 | 3 | 38 | 5 | 62 | 2010 | 11 | 8 | 73 | 3 | 27 | - | - | 1 | 1 | 100 | - | - | 2011 | 16 | 10 | 63 | 5 | 31 | 1 в армии | 6 | 13 | 7 | 54 | 6 | 46 | 2012 | 13 | 10 | 77 | 2 | 15 | 1 в армии | 8 | 16 | 8 | 50 | 8 | 50 |
Все выпускники 11 класса за последние 4 года 100% поступают в ВУЗы. Из них от 77% до 67% выпускников поступают на факультеты соответствующие профилю обучения на старшей ступени. Все выпускники 9 класса за последние 4 года 100% поступают в ССУЗы. Из них до 60% выпускников выбирают средние специальные учреждения на основе курсов по выбору. Наши выпускники поступают в высшие учебные заведения, где математика является одним из профилирующих предметов и успешно в них обучаются. Гранкина Анна, Минакова Юлия, Лагута Алина, Балданова Татьяна и др. Физико – математический факультет КГУ окончили и работают в школах мои обучающиеся: Глущенко Владимир, Бардукова Наталья, Феденко Маргарита - учитель математики МКОУ «Кульбакинская СОШ». За добросовестный и творческий труд, инновационный подход к работе с одаренными детьми, за активное участие в жизни села награждена грамотами и благодарственными письмами комитета образования и науки Курской области, администрации Глушковского района, администрации Кульбакинского сельсовета, администрации школы. Радостно осознавать, что труд твой оценен, что ты нужна обществу и особенно детям. Но самое приятное – осознавать, что ты можешь реализовать свои знания и умения в своём любимом деле – преподавании математики. Планируемые результаты: Я не останавливаюсь на достигнутом - Разработка новых элективных курсов для образовательной программы на старшей ступени в рамках введения ФГОС, - перспектива дистанционного обучения в индивидуальном учебном плане, - распространение информационных материалов об опыте работы на личном сайте, - расширение связей по реализации региональной модели предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации.
Пусть будет трудно, как и прежде, Всё постараюсь превозмочь. Живу я будущим, надеждой, Стремлюсь ученикам помочь. Во имя радостных открытий Нам быть в походе до конца. Нельзя иначе: «Я – учитель И мне доверены сердца».
Спасибо за внимание! |