Использование методов математической статистики для реализации деятельностного подхода в преподавании географии.
статья по теме
Использование методов математической статистики для реализации деятельностного подхода в преподавании географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii_halikovoyiv.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование методов математической статистики
для реализации деятельностного подхода в преподавании географии.
Халикова И.В., учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназии № 50», г. Казани
Смысл изучения географии, при реализации концепции деятельностного подхода в обучении, выходит далеко за рамки этого школьного предмета, приобретает общественно значимый характер. Целью ученика становится не только обогащение знаниями (они выступают как средство), сколько овладение обобщенными способами умственной деятельности (метапредметными компетенциями) – конечной целью учения. Действительно, сумма знаний сама по себе, вне деятельности, не ведет к развитию личностных качеств, тем более творческого начала в человеке. Наоборот, зазубренная и чужая готовая информация, пусть даже самая возвышенная, просто отупляет. Творчеству можно учиться только творчеством, соответственно деятельности – только деятельности, а не разговорами о ней. Интересным в этом плане является использование методов математической статистики при проведении практических работ. Работы такого типа способствуют формированию информационной компетентности учащихся, развивают умение работать с различными источниками информации: текстовыми, статистическими, картографическими, причем не все сведения есть в учебнике или атласе, потребуется обращение к энциклопедиям, справочникам и Интернету. Задания требуют умений синтезировать и анализировать, генерализировать, делать выводы, сопоставлять и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, отрабатывать вычислительные навыки. Предлагаю один из вариантов проведения практической работы по теме «География населения» – «Корреляционный анализ факторов плотности населения».
Прежде всего, определим характер зависимости между переменными. Различают зависимость функциональную и корреляционную. При функциональной зависимости каждому значению одной переменной будет соответствовать только одно значение другой. К примеру, каждому радиусу соответствует только одна длина окружности. При изучении математики вы имеете дело с функциональными зависимостями. В окружающей нас природе каждому значению одной переменной, например, климату, будут соответствовать разные значения связанных с ним других переменных: влажности, температуры, атмосферных давлений, итд. Значит, одна переменная, в нашем случае климат, зависит от нескольких переменных. Такая зависимость называется корреляционной.
Безусловно, корреляционная зависимость между переменными будет разная. Например, плотность населения зависит от нескольких факторов, но в разной степени. А можно ли оценить от какой переменной плотность населения зависит больше, а от какой меньше? Да, можно. Предложите учащимся провести корреляционный анализ факторов плотности населения. Этот анализ позволит математически оценить, какие причины в наибольшей степени определяют плотность населения, т.е. какие факторы наиболее благоприятны для плотности населения.
- Прежде всего, проведите качественный анализ факторов плотности населения, т.е. перечислите, от каких из них она может зависеть. Предполагаемые ответы учащихся: время заселения территории, наличие полезных ископаемых, наличие пресной воды, концентрация производства, суровость климата, количество выпадающих осадков, продолжительность вегетационного периода, миграция населения, степень распаханности территории, особенности рельефа, плотность железных дорог, итд.
- Отберите среди них наиболее существенные факторы. Ответ: суровость климата, продолжительность вегетационного периода, концентрация производства, плотность сети железных дорог.
- Выберите 10 областей России, имеющих различные природные условия. Например, это области: Московская, Брянская, Новосибирская, Ленинградская, Кемеровская, Магаданская, Астраханская, Мурманская; края: Алтайский и Хабаровский.
- Определим зависимость между плотностью населения этих областей и суровостью климата. Для этого составим таблицу № 1.
Регионы РФ | Плотность населения, чел/км2 | Среднеянварские температуры, Со |
- Ранжируем таблицу № 1, т.е определяем порядковое место значений плотности населения и среднеянварских температур. Самое большое значение плотности населения в Московской области (ранг 1), на втором месте – Ленинградская область (ранг 2), итд. Подобное же действие произведем и со среднеянварскими температурами. Самое высокое значение их в Астраханской области (ранг 1), итд.
- Определяем далее разность рангов и квадрат разности рангов. Все данные покажем в таблице № 2.
Регионы РФ | Ранг плотности населения | Ранг суровости климата | Разность рангов, (Д) | Квадрат разности рангов, (Д2) |
- Вычислим сумму квадратов разности рангов. Она должна равняться 80 (Д2=80).
- Вычислим коэффициент корреляции по формуле:
,
где n – число исследуемых объектов (в нашем случае n=10, по числу областей).
- Проведем анализ этого коэффициента. Он может изменяться от -1 до +1. Чем ближе значение «К» к «+1», тем связь между переменными сильнее и наоборот. Если коэффициент корреляции положительный, то с увеличением одной переменной вторая увеличивается. Например, с увеличением температур увеличивается и плотность населения. Если коэффициент корреляции отрицательный, то с увеличением одной переменной вторая уменьшается.
- Вычислим коэффициент детерминации. Он равен К2, т.е. квадрату коэффициента корреляции. Предположим, что К=0,5, тогда коэффициент детерминации равен 0,25. Он означает, что различия в исследуемых объектах, например в плотности населения, лишь на 25% обусловлены данным фактором, а на 75% действием других факторов.
По образцу этой задачи можно исследовать зависимость плотности населения от вегетационного периода, от густоты ж/д сети и др. Подобного вида работу можно организовать в форме групповой деятельности, в зависимости от особенностей класса, времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Реализация деятельностного подхода в преподавании физики"
Методические приемы реализации деятельностного подхода в преподавании физики....
Реализация деятельностного подхода в обучении географии на примере краеведческого материала.
Статья о применении деятельностного подхода на уроках географии....
Реализация деятельностного подхода на уроках географии
В статье рассматривается опыт учителя географии по реализации деятельностного подхода. Приведены конкретные примеры, которые учитель опробовал на уроках....
Кейс - метод как средство реализации деятельностного подхода.
Кейс-метод – эффективный способ повышения качества образования, единство активных, эвристических исследовательских методов, один из путей реализации системно - деятельностного подхода, метод пол...
Статья «Системно - деятельностный подход в преподавании географии при реализации ФГОС»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятел...
Авторская методическая разработка.Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии.
В разработке приведены примеры заданий и упражнений для реализации деятельностного подхода в географическом образовании....