Реализация деятельностного подхода на уроках географии
статья по географии (10 класс) на тему

Тарасевич Дина Ивановна

В статье рассматривается опыт учителя географии по реализации деятельностного подхода. Приведены конкретные примеры, которые учитель опробовал на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tarasevich_d_i_realizatsiya.docx236.93 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация деятельностного подхода на уроках географии

Тарасевич Дина Ивановна

МБОУ «Гимназия №1 им. Н. М. Пржевальского»

города Смоленска

dina2203@bk.ru

                    Достаточно долго традиционной целью школьного образования было накопление системы знаний учащимися.  Действительно выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят сверстников из большинства стран. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме.

                Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». 

                В СМИ промелькнуло сообщение, что сегодня объем информации, которую человек получает каждый день, составляет такое количество, сколько получал среднестатистический крестьянин в английской провинции в восемнадцатом веке за всю жизнь. Большой объем фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает.  

                 Необходимым становятся не сами  знания, а знания  о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. А добывать, интерпретировать и создавать новую информацию – это результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.

                Таким образом, смещая акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. При таком подходе у уч-ся формируются новые виды деятельности, где основным видом деятельности будет учебно-исследовательская, поисково-конструкторская, творческая.

                Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

                Категория деятельности при таком подходе к обучению является смыслообразующей всего процесса обучения.

                Когда человек делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. ТДМ (технология деятельностного метода) помогает учителю на каждом уроке, не зависимо от предметного содержания, включать уч-ся в активную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр УУД, требуемых ФГОС.

                 ТДМ детально проработана для младшей школы. На уровне среднего звена и старшего таких разработок еще нет…

                  Структура урока по ТДМ, на котором вводится новый материал:

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта по выходу из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

                

                Представляю вашему вниманию фрагменты уроков с заданиями для реализации деятельностного подхода.

10 класс

Тема «Численность населения мира. Прогноз численности»

        

 Население сейчас составляет более 7 млрд чел.

 Темпы роста численности

                   1900 г – 1,6 млрд чел

                1960 г – 3 млрд чел

                1999 г – 6 млрд чел

                2012 г  – 7 млрд чел

                2029 г (прогноз) – 8 млрд чел

                2054 г (прогноз) – 9 млрд чел

        

задание: проанализировать таблицу «Численность населения стран мира». Какие показатели помогут нам судить об изменении численности?

задание: составить прогноз изменения численности населения стран мира на 2050 г.

Страны мира по численности населения

численность населения в некоторых странах мира,

2000 г, млн чел

численность населения крупнейших стран мира,

2010 г, млн чел

численность населения крупнейших стран мира, 2050 г (прогноз), млн чел

1. Китай                 1284

2. Индия                1014

3. США                   281

4. Индонезия          212

5. Бразилия            170

6. Пакистан            156

7. Россия                145

8. Япония               124

9. Бангладеш         130

10. Нигерия            112

11. Мексика           100

12. ФРГ                    82

13. Вьетнам            79

14. Филиппины       76

15. Ирак                  68

16. Египет              68

17. Турция               66

18. Эфиопия           64

1. Китай                  1338

2. Индия                  1166

3. США                    307

4. Индонезия           240

5. Бразилия             198,7

6. Пакистан             176

7. Бангладеш           156

8. Нигерия               149

9. Россия                 140,0

10. Япония              127,3

11. Мексика              111,2

12. Филиппины            98

13. Вьетнам                 87

14. Эфиопия                85

15. Египет                   83

16. ФРГ                       82

17. Турция                  77

18. Конго (ДРК)         69

19. Ирак                      66

20. Таиланд               65,9            

                  

Соотношение рождаемости (на 1000 жит) и смертности (на 1000 жит)

                           рож    смерт                                                   рож    смерт                                                    

Бангладеш        24.7        8.6                          Нигерия             36.6     13.9                    

Бразилия           18.4        9.3                              Пакистан           25.9      9.3                 

Вьетнам            17.7        6.2                          Россия               12.4     14.2

Египет               25.4       7.7                           США                  13.8      8.8

Индия                21.7       8.7                          Таиланд             13.4      7.5

Индонезия        18.8       6.3                           Турция               18.7      5.9

Ирак                  30.9       6.2                           Филиппины       26.1      6.0

Китай                14.0       6.7                           ФРГ                      8.1    10.4

Конго (ДРК)     42.6     15.1                            Эфиопия            43.7    17.8

Мексика            19.7       5.0                           Япония                 7.8     8.3

    10 класс

    Тема «Трудовые ресурсы. Проблемы населения мира»

задание: мы рассматривали население стран по разным критериям, но хотелось бы подробнее остановиться на проблеме обеспеченности трудовыми ресурсами. Сформулируйте цель нашей работы.

задание: рассмотреть список критериев характеристики населения, составить перечень количественных и качественных показателей

задание: необходимо сравнить трудовые ресурсы стран мира по количественному и качественному составу. Сформулируйте гипотезу обеспеченности трудовыми ресурсами развитые и развивающиеся страны. Гипотеза записывается в карту выполнения задания (гипотеза может быть ошибочной).

        Класс работает по группам, сравнивая трудовые ресурсы развитой и развивающейся стран:

1 группа: Канада – Бразилия

2 группа: Италия – Пакистан

3 группа: Франция – Мексика

             Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран мира

по количественному и качественному составу

 1. Сформулировать гипотезу (учащиеся выполняют самостоятельно, при необходимости учитель помогает с формулировкой):

2. Из разнообразия выбрать количественные и качественные показатели, характеризующие трудовые ресурсы (указать в каких единицах измеряется каждый показатель):

численность населения, экономически активная часть населения, рождаемость, смертность, естественный прирост, состав населения по полу, возрастной состав населения, народы, плотность населения, доля городского населения, количество и название городов с населением более 5 млн человек, количество городов с населением более 1 млн человек,  доля экономически активного населения, занятого в промышленности, доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве, прогноз численности населения, средняя продолжительность жизни, средняя продолжительность жизни мужчин/женщин

3. Составить таблицу, внести количественные и качественные показатели населения развитых и развивающихся стран (в сравнении)

развитая страна

показатели:

количественные

развивающаяся страна

развитая страна

показатели:

качественные

развивающаяся страна

5.  Сделать вывод (сравнить гипотезу с полученным результатом)

   11 класс

   Тема «Канада и Австралия – сравнительная экономико-                                                         географическая характеристика»                                       

задание: Можно услышать мнение «Канада и Австралия – страны близнецы», так ли это? Чтобы ответить на вопрос сравним два гос-ва мира, сделаем вывод о развитии Канады и Австралии. Работать будем по группам, а потом обменяемся результатами исследования.

Заранее класс делится на 4 группы, каждая из групп получает задание.

По выступлениям групп выполняется таблица

Австралия

черты сходства

Канада

группа 1

1.        Сравните площадь Канады и Австралии (помните, важны не абсолютные цифры, а их отношение; выделите главную общую черту: какие это страны по площади).

2.        Рассмотрите карты территории государств, оцените освоенность территорий (по отношению к территории государства), вовлечение их в экономику страны.

3.        Определите: к какому типу территориальной структуры принадлежит рисунок экономики Канады и Австралии.

Тип территориальной структуры

        Тип территориальной структуры хозяйства – рисунок, который составляют населенные пункты и дороги (особенность географического рисунка стран).  Выделяют следующие типы территориальных структур:

                         радиально – кольцевой

                         радиально – дуговой

                         решетчатый

                         приморский

                         полосчатый

                         бассейновый

                         очаговый

группа 2

1.        Сравните численность населения стран (помните, важны не абсолютные цифры, а их отношение; выделите главную черту: какие это страны по численности населения).

2.        Укажите процентное соотношение национальностей (обязательно, выделите процент коренного населения).

3.        Укажите среднюю плотность населения.

4.        Выделите особенности размещения населения по территории государств.

группа 3

1.        Рассмотрите предпосылки для развития с/х, для этого отметьте: ср tº янв и июля, годовое количество осадков, сочетание природных факторов по районам (где наиболее благоприятное соотношение агроклиматических ресурсов) и их сравнительная характеристика от площади государства.

2.        Выявите уровень развития государства (прежде всего ВВП или ВНП – общий объем, ВВП или ВНП на душу населения). Сравните уровень развития государств.

группа 4

1.        Выявите уровень развития государства (прежде всего ВВП или ВНП – общий объем, ВВП или ВНП на душу населения). Сравните уровень развития государств.

2.        Укажите участие страны в МГРТ (выделите отрасли специализации промышленности). Сделайте вывод: в чем основное сходство двух стран.

                7 класс

         Тема «Регионы Африки»

заранее класс делится на 5 групп по количеству регионов, каждая из групп получает задание.  

Каждый из вариантов работает по отдельному региону

задание: 

1. Показать крупные страны региона на контуре материка.

2. Сформулировать особенности (КРАТКО !!!, желательно, в 3 – 4х предложениях).

    Можно указать  особенности рельефа, климата,  растительного и животного мира, а также, населения и хозяйства.

3. Укажите особые географические объекты стран (природные или культурные).

4. Выберите одну из стран и определите ее место в международном географическом разделении труда.

Международное географическое разделение труда (МГРТ) – это специализация стран мира на выпуске одной или нескольких видов продукции или оказании услуг. Для того, чтобы определить место страны в МГРТ необходимо назвать ее отрасли специализации.

Для выполнения задания используйте текст учебника  и карты атласа.

        Группа представляет свой регион; каждому участнику другой группы – задание – составить вопрос для обобщающего теста по странам материка.

                   

   

                

         

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ситемно-деятельностного подхода на уроках географии в осносной школе

«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал...»А. Дистервег...

Реализация ситемно-деятельностного подхода на уроках географии в осносной школе

«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал...»А. Дистервег...

Реализация ситемно-деятельностного подхода на уроках географии в осносной школе

«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал...»А. Дистервег...

Реализация деятельностного подхода в обучении географии на примере краеведческого материала.

Статья о применении деятельностного подхода на уроках географии....

Использование методов математической статистики для реализации деятельностного подхода в преподавании географии.

Использование методов математической статистики  для реализации деятельностного подхода в преподавании географии....

Авторская методическая разработка.Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии.

В разработке приведены примеры заданий и упражнений для реализации деятельностного подхода в географическом образовании....