Реализация системно - деятельностного подхода в обучении географии.
статья по географии (8 класс) на тему

Макарова Жанна Викторовна

В данной статье рассматривается развитие молодого поколения в системе преобразований в  экономике и педагогике нашей страны. Показано сравнение старых и новых методов и приемов при переходе на ФГОС. Подробно рассмотрены приемы и методы обучения на уроках  географии при внедрении системно- деятельностного подхода. Отражено, как данные методы способствуют развитию творческой, самостоятельной, талантливой молодежи, что является главным приоритетом развития нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_rabota_pedagogika.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика в новом столетии: как учить и чему учиться?

Education in the new century: how to teach and what to learn?

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии в школе XIX века.


Implementation of system- activity approach in geography lessons in the school of the XIX century .

Макарова Жанна Викторовна

Магистрант 1 курса направления «Педагогическое образование» (профиль «Менеджмент в образовании») ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Курган, Россия mjviktor@mail.ru

Аннотация:

В  данной статье рассматривается развитие молодого поколения в системе преобразований в экономике и педагогике нашей страны. Показано сравнение старых и новых методов и приемов при переходе на ФГОС. Подробно рассмотрены приемы и методы обучения, при внедрении системно-деятельностного подхода. Отражено, как данные методы способствуют развитию творческой, самостоятельной, талантливой, коммуникативной молодежи, что является главным приоритетом развития нашей страны.

Ключевые слова:

Введение ФГОС, образование, развитие личности, формы и методы обучения.

Education in the new century: how to teach and what to learn?

Annotation:

This article discusses the development of the younger generation, the system changes in the economy and pedagogy of our country. Results comparing the old and new methods and techniques in the transition to FGOSS. Details considered such forms and methods of learning such as: project work, system-activity approach, the method of research. Recognised as it contributes to the development of creative, independent, talented, communicative young people, and these are the main priorities for the development of our country.

Keywords:The introduction of the GEF, education, personality development, forms and methods of teaching.

Воспитание и образование молодежи относится к числу важнейших функций и приоритетов Российского государства и общества. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди. Развитие экономики требует пересмотра подходов в образовании молодого поколения.[3]

Это все сформировало необходимость  масштабной модернизации сферы образования, преобразования педагогики в целом, формирования новых принципов, условий, форм  и приемов обучения.[8] «Сегодня образование нельзя приобрести на всю жизнь: знания, полученные в школе, изнашиваются подчас раньше, чем школьный ранец. Отсюда посылка непрерывного образования- образование не на всю жизнь, а через всю жизнь» [4,с.51] Задача школы- подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника. Основная его цель  в обучении: научить не знаниям, а работе. Системно-деятельностный подход- это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Современная педагогика  призвана обеспечить развитие у своих выпускников деятельностные способности, которые позволят им полноценно войти в следующий период своей жизни и быть ее субъектами. [7] Сегодня  в значительной степени изменились требования к образованному человеку.

Значит, целью педагогики в новом столетии является создание в образовании атмосферы, благоприятствующей обучению и развитию особенностей ребенка.[2] Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный  характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы, учебники.[9]

Как учить — должен решать сам учитель. Поэтому главной задачей учителя становиться сотрудничество с детьми, что является одной из сторон системно-деятельностного подхода. Ничему нельзя научить, можно только научиться.[6] Главное на уроках создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, ищут новые пути поиска информации, развивают мышление. С этой целью в своей работе использую уроки нетрадиционной формы: урок КВН, уроки конференции, диспута, экскурсии. Использую новые методы и приемы: «Удивляй!»- это сообщение интересных фактов по теме урока, прием «РАФТ»-ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет или составляет устно текст не от своего лица (представь себе, что ты река Лена. Расскажи о себе), или Северный Кавказ глазами поэтов- изучить особенности природного района через стихотворения поэтов, рассказов писателей разных эпох. Еще один новый прием «Формула ПОПС» - учащимся предлагается написать четыре предложения,  отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция  О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение); синквейн, кластер, прием критического мышления, прием проблемного обучения. Примером может быть задание: при изучении темы «ЭГП России» начинаю урок с проблемного вопроса: Россия занимает первое место по площади территории, это + или – для экономики страны? Активизировать, деятельность учащихся можно, используя творческие задания, которые им очень нравятся и вызывают интерес к предмету.[6]Кто из учителей географии не использовал урок «Путешествия»? Данный предмет немыслим без путешествий. Мы с классом много путешествуем: были на обзорной экскурсии в Екатеринбурге, в Перми, посетили Кунгурскую пещеру, город Санкт-Петербург и Выксу, Тюмень. Но перед поездками ведётся большая работа: определить географические координаты, определить расстояние от одного города до города, в который поедем, изучаем карту: какие географические объекты  будем проезжать. При выполнении данных заданий учащиеся понимают, что эти задания имеют практическое и личностное значение. По возвращению учащиеся составляют дневник путешественника, видеофильмы, проект или творческий отчёт. Работа ученика способствует повышению уровня самоконтроля, саморегуляции планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.[1]Найти ошибку в рассказе путешественника, составить памятку для путешественника.

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода в учебном процессе позволяет сформировать у учащихся умения добывать знания самостоятельно, а не усваивать их в готовом виде. Использование на уроках данного подхода отличается характерными признаками: учащиеся занимаются познавательной деятельностью, у них развивается критическое мышление, творчество, взаимообучаемость, создается ситуация успешности каждого обучающегося, формируется мотивация к процессу обучения. Тем самым обеспечивается одна из основных целей нового стандарта: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Список литературы:

1Астафьева Н.Г.ФГОС Нового поколения: от качества условий к качеству результата //ОБЖ 2014. №10. С.3-6.

2. Глазкова Л.И. Создание «новой школы»// РФ Сегодня  2012.№ 14. С. 47.

3. Гурьянова М.П. Ориентиры воспитания детей и молодежи в современной России //Молодежь и общество 2015. №1. С.11-13.

4. Днепров Э.Д.Новейшая политическая история российского образования: опыт и  уроки. М.:Мариос, 2011.472 с.

5.  Педагогика творчества: Учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Евтушенко Москва 2006. 92 с.

6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990.  46 с.

7. ЛазаревВ.С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспективы реализации// Педагогика 2015. №4. С.10-11.

8. Прудникова С.Н. Чему учить и как учиться в XXI веке// Педагогическая мастерская.2015№ 5. С.37.

 9. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуацииXXI века//Народное образование. 2015. №7. С.9-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Исследовательская деятельности на уроках физики как реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников

Для обучения учащихся в соответствии с новыми стандартами необходима реализация системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучен...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении старшеклассников (Чеснокова Н.А., Чельманов М.Ф.)

В данной статье представлен сценарий интегрированного урока обществознания и географии, который проводился учителями обществознания (Чеснокова Н.А.) и географии (Чельманов М.Ф.) в декабре 2016 года, п...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...