Деятельностный подход в обучении географии по стандартам второго поколения на примере исследовательской деятельности.
статья по географии

Баскакова Светлана Ивановна

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды. Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие умение учиться. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД). Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в обучении географии по стандартам второго поколения  на примере исследовательской деятельности.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, 
можно и притупить его природные творческие способности – 
«разучить» думать самостоятельно.

А. Дистервег

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды. Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие умение учиться. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).

«Важнейшей задачей современной саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.»

Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока: 

  • личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); 
  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли); 
  • познавательные:

- общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д.);

- логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д.);

- деятельность по постановки цели и решения проблемы с помощью задач (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)).

 Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:

Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс?

Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.

В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся при переходе из начальной школы в основную, как раз в 5 классе. Именно в это время, учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в учении, так и в повседневной жизни.

Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

  • Выделение и постановка проблемы.
  • Выработка гипотез.
  • Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).
  • Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).
  • Представление результатов исследовательской деятельности.

Уже при первом знакомстве с этой технологией видно, что она дает возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.

 Таким образом, организуя исследовательскую деятельность на уроках географии, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех  лет обучения географии.

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Исследования можно классифицировать по-разному:

  • по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
  • по месту проведения (урочные и внеурочные);
  • по времени (кратковременные и долговременные);
  • по теме (предметные или свободные);
  • по степени самостоятельности выполнения (самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д.);
  • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует началу изучения курса географии в основной школе (5 класс). Задачи обогащения исследовательского опыта включают в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

  • в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;
  • во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, разработка  модельного исследование на различных объектах  из  окружающего мира, экскурсии, выставки детских работ, участие в конкурсах и конференциях.

Второй этап – самостоятельное ориентирование в пространстве образовательного процесса (6-7 класс):

  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • на развитие умений самостоятельно определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта обучающихся.

Третий этап соответствует  завершающему этапу обучения  в основной школе (8-9 класс).

 На данном этапе обучения в центре внимания должно быть обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.

Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.  Главное, чтобы учащиеся были мотивированы на самостоятельное представление результатов своей  работы. Важно, чтобы работы были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка, самооценка обучающихся). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

Так, например, работая по учебнику и программе Е.М. Домогацких  основными метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с различными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую:
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение        адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

В процессе обучения на уроках географии возникает много тем, позволяющих организовывать урочные и внеурочные исследования.  Еще в начале года, при изучении темы «Наука география» (2 часа), нами рассматривался вопрос об источниках географических знаний.

Один ученик, мотивированный семьей на получение глубоких знаний, рассказал о том, что у него есть учебник географии 1887 года, который случайно купил его дед за 3 рубля. В нем излагалась информация на старославянском языке об известных на тот период географических объектах и знаниях об устройстве мира. Прямо на уроке, для реализации задачи по формированию метапредметных умений мною была поставлена передним  учебная цель: «Сравнить учебники географии 1887 и 2013 года». Для этого  мы спланировали свою деятельность под моим руководством, определять критерии для сравнения фактов, явлений. Приняли решение о то, что:

  1. каждый урок (1-2 минуты) от него будет поступать информация для класса о том, есть ли в учебнике 1887 что-либо по изучаемой нами теме (с этого момента в классе появляется роль исследователя- эксперта, т. е. ученика, который по рассматриваемому вопросу знает чуть больше, чем есть в школьном учебнике и может  проинформировать об этом класс);
  2. к апрелю месяцу он подготовит учебно-исследовательскую работу по теме «Сравнение учебников географии 1887 и 2013гг.»  выступит перед учениками класса и на школьной научно- практической конференции  «Устремим ум на радость творчеству».

При этом в нашей работе над индивидуальным исследованием так же будут реализовываться задачи по формированию предметных умений, таких как:

  • умение объяснять специфику географии как науки и специфику методов географических исследований;
  • Умение определять отличительные особенности географических методов исследования и рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Еще один пример индивидуального исследования был реализован при изучении Темы «Земля и ее изображение». При рассмотрении вопроса  «Стороны света» одна ученица отметила аналогию в наименовании сторон света запад и восток и таких природных явлений, как закат и восход. Тут же ею была выдвинута гипотеза о возможной  взаимосвязи в происхождении этих названий. Дальше была спланирована совместная работа над индивидуальным проектом, которой позволил получить массу интересной информации для последующих уроков географии при рассмотрении вопросов «Отличительные особенности изображений земной поверхности», «Направления на карте и плане разных народов»; «Как называются стороны горизонта в разных странах», а так же успешно подготовиться к выполнению практической работы по составлению сравнительной характеристики различных способов изображения земной поверхности.

Уровень мотивации учащихся 5-х классов к проведению самостоятельных исследований уже на первых уроках заставил меня провести дополнительное занятие за пределами программы, за счет резервного времени, по знакомству с технологией проведения индивидуального и группового исследования. Для этого была подготовлена презентация – памятка (распечатанное слайд – шоу в качестве пособия используется учащимися для работы, как на уроках, так и дома).  

Примером группового исследования  может стать работа над темой «Путешествие по планете Земля». Данная тема итоговая в 5 классе. Ученикам было предложено разделиться на мини группы и определить объект своего исследования (4 океана и 6 материков). Каждая группа должна была практически самостоятельно разработать паспорт своего проекта-исследования и определиться с формой предоставления материала (доклад, презентация, учебное-исследование (тезисы)). Изначально при обсуждении этой работы было определено, что группы выступают по графику, соответствующему календарно-тематическому планированию. Каждое выступление завершается какой- либо творческой практической работой подготовленной группой (кроссворды, шарады, географические диктанты, работа с контурными картами). Оценивание работы группы складывается из трех показателей: самооценка (что удалось, а что не получилось), оценка класса (анонимное оценивание  по 3 критериям: было интересно слушать, узнал много нового, появилось желание узнать больше) и оценка учителя по результатам, проведенной практической работы. Лучшая работа (работы) может быть представлена на школьной НПК «Устремим ум на радость творчеству».

Такая форма работы позволяет формировать весь комплекс универсальных учебных действий.   Приведённые примеры не охватывают всю систему, а лишь отражают её основные направления. Каждый учитель, занимающийся организацией исследовательской деятельности учащихся, выстраивает собственную систему с учётом того учебно-методического комплекта, по которому он работает, и учебных возможностей конкретного класса. Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД  школьников и реализацией деятельностного подхода при обучении географии по стандартам второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы

доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему "Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"...

Школьная география в стандарте второго поколения: новые подходы и новые проблемы .

Образование -ведущий ресурс современного развития.•Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно в...

Реализация деятельностного подхода в обучении географии на примере краеведческого материала.

Статья о применении деятельностного подхода на уроках географии....

Системно-деятельностный подход в обучении географии: как организовать деятельность учащихся на уроке

Из опыта проведения уроков географии: как эффективно организовать деятельность учащихся на разных этапах урока, чтобы заинтересовать учащихся и сделать их соратниками в освоении знаний и способов дейс...

Мастер-класс по теме: "Системно-деятельностный подход к обучению как основа стандартов второго поколения"

Обобщение знаний о «технологии деятельностного метода обучения» и представление опыта применения данной технологии на уроках русского языка....

4 октября 2021 года состоялось очередное заседание ШМО математиков, физиков, информатиков на тему «Системно - деятельностный подход на уроках в рамках стандартов нового поколения ФГОС».

4 октября 2021 года состоялось  очередное заседание ШМО математиков, физиков, информатиков на тему «Системно - деятельностный подход на уроках в рамках стандартов нового поколения ФГОС&raqu...