Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема: Земля в Солнечной Системе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_zemlya_v_solnechnoy_sisteme.docx | 36.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 5 классе.
Разработала: учитель МБОУ «СОШ №5» г. Югорска, Фефелова Ольга Алексеевна
Тема урока: Земля в Солнечной системе
Цели урока: | Содержательная: -Продолжить формирование знаний учащихся о Земле как планете Солнечной системы; -Сформировать знания учащихся о нашей Галактике Млечный Путь, о влиянии системы “Земля-Луна” на земные процессы; -Расширить знания о людях, их прфессиях, внесших вклад в изучении Вселенной. Развивающая: Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между размерами Земли и природой; Деятельностная: Развивать умения учащихся по работе с текстом учебника,справочными материалами; Воспитательная: Воспитывать понимание того, что Земля- единственная планета, на которой существует жизнь. |
Тип урока: | изучение нового материала |
Форма организации учебной деятельности: | коллективная, индивидуальная, в парах |
УУД | Личностные УУД: Ученик должен обладать ответственным отношением к учебе; Регулятивные УУД: Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Коммуникативные УУД: Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя. Познавательные УУД: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации |
Опорные понятия, термины: Планеты, вращение Земли, Луна | Новые понятия: Галактика, созвездия,Млечный путь, спутники планет, Солнечная система |
Межпредметные связи : Экология: Постоянное изменение качества окружающей среды. Астрономия: Галактика, созвездия, планеты, спутники планет. Биология: Эволюция живых организмов на Земле. Естествознание: Три состояния воды в природе. Магнитное поле Земли. | |
Ресурсы: ”- основные; - дополнительные: | УМК “Сферы”: электронный учебник, учебник (авт. А.А. Лобжанидзе), атлас, тетрадь-тренажёр, раздаточный материал для практической работы, плакат “Планеты Солнечной системы» презентация |
Технология развития критического мышления |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1. Орг. момент | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Л.: Освоение социальных норм, правил поведения | ||
2. Актуализация знаний (Стадия вызова) | Читает стих. Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету! Приложение 1. Прием №1 Кластер: Земля | Слушают стихотворение. Называют свои ассоциации. Запоняяют рабочий лист Высказывают свои предположения | Прослушать фрагмент стихотворения, ответь на вопрос: - какие ассоциации у вас возникают, когда вы услышали эту фразу? Записывает все ассоциации на доске. - О чем может пойти речь на уроке? Сообщает тему урока. | Повторение сведений о Земле, расширение знаний о Вселенной | П.: Сформированность основ смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов. |
3. Сообщение темы и цели урока | Земля в Солнечной системе. (слайд 1) | ||||
4. Изучение нового материала: «Географические следствия формы и размеров Земли» (Стадия осмысления) | Предлагает выполнить задание: прочитать текст (распечатан для каждого ученика взят из учебника, параграф21, второй пункт) и сделать пометки на полях: "V» - если считают, что это им известно «-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть «+"- новое для них «?» - прочитанное оказалось непонятным и требует разъяснений | Работают с текстом, делают пометки на полях | Прочитать текст, сделать соответствующие пометки на полях. | Сформированность умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие; | Р.: Умеют работать в соответствии с поставленной учебной задачей; |
Приём №2 таблица: « Инсерт» Вместе с учащимися заполняет таблицу. Кластер №1 - Если бы Земля имела меньшую массу…. - Шарообразность Земли определяет …. Кто первым на практике доказал, что Земля имеет форму шара? (Ф. Магеллан) Кто сделал первый снимок Земли из космоса? ( Ю.Гагарин) Кто они были по профессии? Какими качествами надо обладать, чтобы достичь высоких результатов? | Анализируют текст и выбирают необходимые сведения Самостоятельно знакомятся с содержанием Демонстрируют результат своей работы. | Вместе с учителем заполняют таблицу Дополнить кластер новыми сведениями | Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; | П.: Умеют выделять главное, существенные признаки понятий; Р.: участвовать в совместной деятельности; | |
Физкульт -минутка | Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.) Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.) А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.) Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.) Что это за шар? (Солнце) | Выполняют движения | Л.: Ответственное отношение к своему здоровью | ||
(Стадия осмысления) | Работа с текстом Учебника с.56 текст, сопровождается показом фото, анимаций с электронного приложения Солнечная система: Что такое солнечная система? Кластер №2 :Состав Солнечной системы
| учащиеся читают текст. После почтения составляют кластер №2
| Прослушать текст, дополнить кластер.
| Знают строение и состав Солнечной планеты. | П.: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации |
Учебник –с. 57 «Мои географические исследования» Составьте вопросы? - Назовите планеты - Какая самая большая? - Самая маленькая? И т.д Многие планеты имеют спутники. У Земли –один. Луна. Влияние луны на Землю? Фазы Луны (электронное приложение к учебнику) | Выполнить задания из рубрики: «Мои географические исследования» | Умение работать со схемами и таблицами, выявлять закономерности, анализировать, сравнивать планеты по различным показателям. | П.: Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач | ||
Вопрос: В чем главная особенность Земли? Кто первым привел доказательства о шарообразности Земли? (4 век до нашей эры Аристотель) | Читают текст в учебнике на стр. 57 Отвечают на вопросы | Прочитать текст, назвать условия, которые необходимы для формирования жизни. | Умеют описывать уникальные особенности Земли как планеты | П.: Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения; | |
Дополнительный материал: Какие небесные тела кроме Земли существуют. | Ученики читают описание космических тел. | Разгадать кроссворд. | Знают космические тела: комета, метеорит, созвездие | Р.: Умеют выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; | |
6. Рефлексия | «да» - «нет»
Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать? Оцените свою работу. Поставьте оценку. | Знаком « +» отмечают верные высказывания, «-», неверные. Работа в парах. Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, оценивают. | Прочитать высказывания, отметить верные и неверные утверждения. | демонстрируют знания по изученной теме , умение их применять в условиях | Р.: Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Л.: Обладают осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; Л.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями |
7. Домашнее задание: |
| Записывают домашнее задание в дневник. | Записать домашнее задание, выполнить один из вариантов. Подумайте, ответьте на вопросы. |
Приложение 1. Рабочий лист
Фамилия, имя__________________________ дата:___________
Тема урока: Земля в Солнечной системе 5 класс
- Дополните схему:
- Заполнить таблицу:
«V» это мне известно | «-» думал по- другому | «+"- новое для меня | «?» непонятно, требует разъяснений |
«Верно – неверно»:
- Земля вращается вокруг Солнца.
- Солнце – центр Солнечной системы.
- Луна приводит к образованию приливов и отливов на Земле.
- Земля имеет два спутника.
- Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
- Вселенная – часть Галактики.
- Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
- Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.
- Земля- это планета жизни.
- Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
Выполните тест: электронный учебник
Оцените свою работу на уроке:
Приложение 2.Географические следствия формы и размеров Земли.
Шарообразная форма Земли и ее размеры имеют важное географическое значение. Огромная масса нашей планеты – 6, 6 гекстиллионов тонн – определяет силу земного притяжения, которая удерживает на поверхности планеты воду и вокруг нее атмосферу. При меньших размерах газы воздуха рассеялись бы в космосе. Так, сила лунного притяжения в шесть раз слабее земного, поэтому на Луне почти нет атмосферы и воды. Более крупные размеры и масса планеты изменили бы состав воздуха.
Шарообразная форма Земли определяет разное количество солнечного света и тепла, поступающего на ее поверхность.
Приложение № 3. Кроссворд
- Я – небесное тело. Представляю собой светящийся массивный газовый шар. Обычно состою из гелия и водорода. (звезда0
- Я — твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного тела. Большинство из нас имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных — Гоба (вес 60 тонн). Полагают, что в сутки на Землю падает 5–6 т, или 2 тысяч тонн в год.(метеорит)
- Я известна с глубокой древности. Небесное тело, которые становятся все ярче и ярче по мере приближения к Солнцу, а также приобретают длинные и тоже очень яркие хвосты, - появлялись довольно редко, а главное - неожиданно. Из-за необычного вида их считали предвестниками несчастий: голода, стихийных бедствий, эпидемий, войны или смерти правителя.(комета)
- Я, естественный спутник Земли, среднее расстояние от Земли 384000 км, средний диаметр 3476 км. Я практически лишена атмосферы.(Луна)
- В трёхмерном пространстве звёзды, которые мы видим на небесной сфере рядом, могут быть расположены очень далеко друг от друга. С древнейших времён люди видели некоторую систему во взаимном расположении звёзд и группировали их в соответствии с ней в нас. Кто мы? (созвездия)
Используемая литература
- Дубкова С.И. История астрономии.- М.: Белый город, 2002.
- Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. География. Планета Земля. 6 класс. Методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 2008.
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля.5-6 классы Учебник для общеобразовательных школ с приложением на электронном носителе. – М.: «Просвещение», 2013.
- Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум М: Просвещение, 2012.
5. Мишняева Е.Ю., Котляр ., О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. М: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 5 класс ФГОС "Земля-планета Солнечной системы"
Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Конспект урока географии 5 класс. Тема "Земля - планета Солнечной системы"
конспект урока географии в 5 классе. используется учебник Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений....
Технологическая карта урока географии 7 класс тема "Антарктида"
урок географии по теме "Антарктида (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир)" в 7 классе УМК "Полярная звезда" ...
технологическая карта урока географии 7 класс тема "Гидрография Северной Америки"
Уорк по теме "Гидрография Северной Америки" согласно ФГОС по учебнику Домогацких...
Технологическая карта урока географии 5 класс тема "Масштаб" учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина
Технологическая карта урока географии 5 класс тема "Изображение земной поверхности на плане и топографической карте. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масшт...
Технологическая карта урока . География 5 класс.Тема урока: Рельеф Земли. Горы .
Сформировать первичные представления о горах, горных хребтах, горных системах, типах гор по высоте.Умение самостоятельно находить нужную информацию по учебнику....