Конспект урока географии 5 класс. Тема "Земля - планета Солнечной системы"
план-конспект урока по географии (5 класс)
конспект урока географии в 5 классе. используется учебник Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya_-_planeta_solnechnoy_sistemy.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |
Предмет | География |
Класс | 5 |
Тема урока | Земля – планета Солнечной системы |
Тип урока. | Открытие новых знаний |
Цель урока | Создать условия для формирования представления о Земле как планете Солнечной системы |
Задачи урока | Образовательные: Научить различать планеты земной группы, измерять «земные окружности» с помощью глобуса, определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, научить учащихся анализировать информацию, самостоятельно классифицировать и группировать ее, решать творческие задачи, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения. |
УУД | Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
Планируемые результаты | Предметные: различать планеты земной группы, измерять «земные окружности» с помощью глобуса, определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы Личностные: формирование целостного мировоззрения о месте Земли в Солнечной системе, формирование коммуникативной компетенции. Метапредметные: выделять и объяснять существенные признаки понятия «глобус», использовать метод моделирования для объяснения причины разного радиуса Земли, находить и использовать дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, сравнивать результаты измерений и делать выводы |
Основные понятия | Солнечная система, земная группа планет, полярный радиус, экваториальный радиус, глобус, метод моделирования |
Межпредметные связи | Биология, астрономия, окружающий мир |
Ресурсы урока | учебник, рабочая тетрадь, презентация, глобусы, мягкие линейки |
Формы урока | Фронтальная, групповая. |
Технологии | Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
План-конспект урока географии в 5 классе по теме: «Земля – планета Солнечной системы»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ценностный компонент урока |
Мотивационно-организационный этап Эвристическое задание – метод гипотез | Организационный момент. Формулирование темы урока. - Ребята, я вам загадаю загадки, с помощью которых вы сможете назвать тему сегодняшнего урока: «Весь мир кормлю, а сама не ем». « Никого не родила, а все матушкой зовут». «Кто входит в окно , и не раскрывает его?» «Без него плачемся, а как появится – от него прячемся». Из уроков окружающего мира вы знаете, что наша планета не одинока во Вселенной. Как бы вы сформулировали нашу тему? А теперь давайте попробуем составить план изучения нашей темы. Для этого откройте учебники на стр. 14-17 и посмотрите в параграфе какие вопросы нам нужно обсудить. -Ребята, а зачем современному человеку знать историю возникновения Земли? - Что общего у нашей планеты с другими планетами Солнечной системы? Я думаю, что на эти вопросы мы ответим сегодня на уроке. -Знаете ли вы значение словосочетания «Тридевять земель»? Предложите гипотезу. Объяснение учителя: Есть такая гипотеза, что в нашей Солнечной системе существует 27 Земель. Современная наука открыла их только часть и продолжает открывать, а наши предки знали все 27 Земель (тридевять из сказок многие помнят, что три по девять = 27) | Учащиеся отгадывают загадки и формулируют тему урока. «Земля и планеты Вселенной», «Планеты Солнечной системы и планета Земля». Учащиеся отвечают, записывают в тетрадях. Составляют план. Учащиеся отвечают. Предположительные ответы: очень далеко, за горизонтом, труднодоступные места, добраться туда невозможно | Самостоятельное формулирование темы Самостоятельное составление плана самореализация ученика |
Организация усвоения нового материала 1.Земля в Солнечной системе 2.Происхождение Земли 3.Форма и размеры Земли. Практическая работа в группах. Демонстрация опыта в группе. Эвристическое задание – метод «Если бы…» Закрепление | Итак, тема и план нашего урока определены, а знаете ли вы каков состав нашей Солнечной системы? Давайте в тетрадях запишем: Солнечная система 8 планет Земная планеты- группа: гиганты: 1. 2 3 Учитель дает краткую информацию о существующих гипотезах происхождения планеты Земля. Давайте рассмотрим рисунок №6 учебника и попытаемся воссоздать картину развития Земли в течение первых миллиардов лет. Работать будем следующим образом: на рисунке 6 картинок, каждый ряд должен найти в тексте параграфа подходящие к 2 картинкам предложения. 1 ряд –1 и 2 картинки, 2 ряд – 3 и 4 картинки, 3 ряд – 5 и 6 картинки. Даю вам время, а затем послушаем получившийся рассказ. Какова, по – вашему мнению, форма Земли? Ведь в далеком прошлом люди не верили, что у нашей планеты шарообразная форма. Оказывается, Земля не идеальный шар, каким представлена в модели – глобусе. Впервые предположение о том, что Земля не имеет форму идеального шара, высказал известный английский ученый Исаак Ньютон. Чтобы доказать такие предположения, Французская академия направила экспедиции в Южную Америку и позже в Скандинавию. Ньютон оказался прав: из-за вращения Земли вокруг своей оси Земля оказалась сплюснута у полюсов. И расстояние от центра Земли до полюса меньше, чем до экватора на 21 км. Учитель дает задание из раздела «Школа географа-следопыта». Давайте попробуем сами убедиться в том, что Земля – не идеальный шар. Нам поможет в этом глобус. При помощи портновского метра измерим длину экватора и длину окружности, проходящей через Северный и Южный полюсы. Попробуем сделать вывод: Так как длины экватора и окружности, проходящей через полюсы, на глобусе почти ________________, то глобус имеет ________________________ форму, что соответствует форме Земли. А почему мы не замечаем на глобусе сплюснутость Земли? * Представьте себе, что Земля имеет форму куба. Как изменилась бы жизнь на нашей планете? Ну а теперь мы выполним задания для закрепления всего изученного. Тест: на карточках 1.Выберите вариант ответа, содержащий названия планет земной группы. А)Меркурий, Венера, Марс, Земля Б) Земля, Юпитер, Сатурн, Марс В) Марс, Земля, Уран, Юпитер 2. Выберите вариант ответа, содержащий названия внешних планет: А) Уран, Земля, Меркурий, Марс Б) Марс, Земля, Уран, Юпитер В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун 3.Какая из планет Солнечной системы быстрее всех совершает оборот вокруг Солнца? А) Земля Б) Меркурий Г) Марс 4.Какую планету называют красной? А) Юпитер Б) Марс В) Меркурий Молодцы, урок наш подходит к концу. Подведем итоги. | Школьники перечисляют планеты, которые им известны из курса «Окружающий мир». Записывают в тетрадях. РТ стр.7 № 1 Проверяют в ходе фронтального опроса. Воспроизводят схему на доске. Составляют рассказ на основе текста учебника. Озвучивают фрагмент, отражающий соответствующий этап. «Школа географа-следопыта». РТ стр. 9 Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях. Измеряют окружности по экватору и меридиану, записывают данные в тетрадь. Делают записи в РТ. Проводится обсуждение. Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что экваториальный радиус больше полярного. (Из-за значительной уменьшенности модели земли – глобуса.) Контурные карты (задание 1)- Подписать планеты Солнечной системы. Отвечают на вопросы и проводят взаимопроверку по ключу на слайде. | Использование ранее полученных знаний их разных источников Работа в парах – выбирают диктора, отбирают необходимый материал. Возможность развития коммуникативной компетенции |
Рефлексивно-оценочный этап Домашнее задание | Рефлексия. Игра «Удивительные материки» Домашнее задание: Параграф №3, стр. 18 – якорь. (проект) | Учащиеся рисуют планеты, которые для них были в течение урока наиболее привлекательными: планета Радости, планета Грусти, планета Удовольствия, планета Наслаждения, планета Недоумения, Бермудский треугольник. | Учащиеся получают возможность высказать свое мнение об уроке Дифференцированное домашнее задание позволяет реализовать индивидуальный подход |
УРОК «ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
«Удивительные планеты»
Планета Радости
Планета Грусти
Планета Удовольствия
Планета Наслаждения
Бермудский треугольник
Планета Недоумения
1.Выберите вариант ответа, содержащий названия планет земной группы.
А)Меркурий, Венера, Марс, Земля
Б) Земля, Юпитер, Сатурн, Марс
В) Марс, Земля, Уран, Юпитер
2. Выберите вариант ответа, содержащий названия внешних планет:
А) Уран, Земля, Меркурий, Марс
Б) Марс, Земля, Уран, Юпитер
В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
3.Какая из планет Солнечной системы быстрее всех совершает оборот вокруг Солнца?
А) Земля Б) Меркурий В) Венера Г) Марс
4.Какую планету называют красной?
А) Юпитер Б) Марс В) Меркурий
5.Каков возраст Солнечной системы?
А) 50 млн.лет Б) 500 млн. лет В) 5 млрд. лет
1.Выберите вариант ответа, содержащий названия планет земной группы.
А)Меркурий, Венера, Марс, Земля
Б) Земля, Юпитер, Сатурн, Марс
В) Марс, Земля, Уран, Юпитер
2. Выберите вариант ответа, содержащий названия внешних планет:
А) Уран, Земля, Меркурий, Марс
Б) Марс, Земля, Уран, Юпитер
В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
3.Какая из планет Солнечной системы быстрее всех совершает оборот вокруг Солнца?
А) Земля Б) Меркурий В) Венера Г) Марс
4.Какую планету называют красной?
А) Юпитер Б) Марс В) Меркурий
5.Каков возраст Солнечной системы?
А) 50 млн.лет Б) 500 млн. лет В) 5 млрд. лет
1.Выберите вариант ответа, содержащий названия планет земной группы.
А)Меркурий, Венера, Марс, Земля
Б) Земля, Юпитер, Сатурн, Марс
В) Марс, Земля, Уран, Юпитер
2. Выберите вариант ответа, содержащий названия внешних планет:
А) Уран, Земля, Меркурий, Марс
Б) Марс, Земля, Уран, Юпитер
В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
3.Какая из планет Солнечной системы быстрее всех совершает оборот вокруг Солнца?
А) Земля Б) Меркурий В) Венера Г) Марс
4.Какую планету называют красной?
А) Юпитер Б) Марс В) Меркурий
5.Каков возраст Солнечной системы?
А) 50 млн.лет Б) 500 млн. лет В) 5 млрд. лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по астрономии в 11 классе "Большие планеты Солнечной системы"
Предоставленый материал по астрономии по теме "Большие планеты Солнечной системы" сформирует у учащихся общее представление о больших планетах в Солнечной системе, а также о делении...
Презентация к уроку астрономии в 11 классе "Большие планеты Солнечной системы"
Данная презентация к уроку по астрономии в 11 классе "Большие планеты Солнечной системы" дает возможность наглядно показать учащимся 8 больших планет в Солнечной системе, а также проверить усвое...
Урок в 5 классе "Земля-планета Солнечной системы"
Поурочный план по ФГОС. Различные формы урока, использование электроннго приложения, презентация повышают познавательный интерес учащихся....
Разработка урока географии в 5 классе "Земля - планета Солнечной системы"
В материале представлены конспект и презентация урока "Земля - планета солнечной системы" в соответствии с ФГОС....
Конспект урока географии в 5 классе "Земля-планета Солнечной системы"
Научить различать планеты земной группы, измерять «земные окружности» с помощью глобуса, определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы, анализировать информацию, сам...