Рабочая программа курса «География. Землеведение» (базовый уровень) 6- класс с региональным компонентом
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Календарно – тематическое планирование по курсу 6 класса «География. Землеведение» (34 ч) + «Краеведение» (34ч). по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.А.Климановой. – М.: Дрофа. 2008 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с указанными документами:
- авторской программы по географии для 6 класса: А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова, «География. Землеведение» 6 класс, М.:«Дрофа», 2008;
- примерной программы по географии для 6 класса Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии;
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Целями освоения данной программы являются:
Землеведение – первый систематический курс географии в основной школе. Учитывая устойчивую тенденцию сближения природной и социально-экономической ветвей в школьной географии, целью изучения этого курса является формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, а также о неоднородности ее различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей родины, своей местности.
Основные задачи курса предусматривают формирование у учащихся знаний:
- о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности Земли, своей страны. Своей местности;
- о Земле как планете Солнечной системы; ее строении, форме, размерах, движениях; внешней и внутренней энергии, определяющей как природу Земли, так и жизнь людей;
- о сферах Земли, их структуре; географических закономерностях их развития; природных условиях и ресурсах для жизни и деятельности населения Земли, своей родины, своей страны, своей местности;
- о целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; роли и месте человека в этой системе на разных этапах ее развития;
- о влиянии людей, их зависимости от состояния окружающей среды;
- о формировании этнических, лингвистических, религиозных, культурно-бытовых особенностей населения Земли в разных географических условиях, в том числе в своей местности;
- о географическом образе России, отдельных регионов и стран, находящихся на разных материках, в различных природных зонах; региональных особенностях природопользования населения разных территорий, в том числе своей местности;
- о приемах работы с картой, статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека.
В результате изучения курса у учащихся должна быть сформирована важная мировоззренческая идея о возможности сохранения природно-антропогенного равновесия на Земле, в своей стране, своей местности при условиях разумного сосуществования человека и природы.
Достижение сформулированных выше целей и задач, а также основной мировоззренческой идеи курса, предполагает преемственность его содержания с предшествующими пропедевтическими курсами «Окружающий мир», «Природоведение», в изучении средств и методов географических исследований, источников географической информации, топографо-картографических знаний и умений учащихся, а также истории развития географических знаний о Земле. Кроме того, необходима более тесная межпредметная связь с курсами физики, математики, биологии, истории. Таким образом, данный курс должен приобрести большую комплектность, интегральность и территориальность, т.е. стать более географичным. Структура курса представляет синтез общеземлеведческого содержания в соотношении 1:3. Таким образом, в основном это общеземлеведческий курс.
Курс «География. Землеведение» рассчитан на изучение в течение 68 часов (2 часа в неделю).
В Федеральном базисном учебном плане на освоение курса отводится 34 часа, т.е.1 час в неделю, но при этом 1 час выделяется дополнительно за счет регионального компонента на реализацию краеведческого компонента при изучении данного курса.
В примерную программу внесены следующие изменения: в соответствии с требованиями базисного учебного плана, по которому на изучение географии отводится 1 учебный час, данная программа изучается по сокращенному варианту.
На раздел «Земля во Вселенной» отводится 6 часов.
Раздел «Развитие географических знаний о Земле» исключен из программы.
На раздел «Природа Земли» - 24 часа.
На раздел «Географическая оболочка – среда жизни» - 4 часа.
Преобладающими формами организации учебного процесса является традиционные уроки, проблемные, уроки-экскурсии.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются практические, контрольные и тестовые работы. Освоение курса предполагает промежуточную аттестацию в форме практической работы, итоговую аттестацию в форме теста.
Календарно – тематическое планирование по курсу 6 класса
«География. Землеведение» (34 ч) + «Краеведение» (34ч).
учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.А.Климановой. – М.: Дрофа. 2008 год.
№ п/п | Название раздела, темы урока (федеральный компонент) | Тема урока (региональный компонент) | Вид урока | Практические работы | Дом/ зад | Дата |
Раздел 1. Земля во Вселенной. Развитие географических знаний о земной поверхности (11часов) | ||||||
1 | Что изучает география? Вращение Земли и его следствие. | Изучение нового | 1 2 | |||
2 | История родного края. Путешествие по Чеховскому району. | Изучение нового | Тетр. | |||
3 | План местности. Условные знаки, масштаб.1.1 | Изучение нового | 7 | |||
4 | Путешествие как способ познания окружающего мира. Составление рассказа об одном из путешествий, совершенных учащимися. | Изучение нового | Тетр. | |||
5 | История открытия и исследования территории своей местности. | Практическая работа | Определение азимутов точек | Тетр. | ||
6 | Ориентирование на местности. Компас, азимут. | 8 9. | ||||
7 | . | Определение азимутов точек своей местности. | Практическая работа | Тетр. | ||
8 | Составление плана своей местности. | Практическая работа | Тетр. | |||
9 | Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы 1.1 | Изучение нового | 10 | |||
10 | Географические координаты (широта и долгота). Многообразие карт. | Практическая работа | П.р№1«Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте» | 11 | ||
11 | Географическое положение своей местности. | Игра | Тетр. | |||
12 | Работа с картой. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте. | Урок-практикум | 12 | |||
13 | Знакомство с планом города или картой своей местности. Масштаб, условные знаки. Их различия по содержанию и назначению | Игра | Тетр. | |||
14 | Работа с планом или картой своей местности. Решение задач по плану, карте. | Урок-практикум | Тетр. | |||
Раздел 2 Природа Земли (42 часа) | ||||||
ТЕМА 1. Как устроена наша планета (3 часа) | ||||||
15 | Облик земного шара. Материки и океаны. Части Мирового океана.2.1 | Практическая работа | П.р 2«Нанесение на контурную карту элементов географич. номенклатуры». | 17 | ||
16 | Свойства вод Мирового океана. Температура и соленость воды.2.4 | Изучение нового | 18 | |||
17 | Движение вод Мирового океана. Волны, цунами, приливы и отливы. Течения.2.4 | Изучение нового | 19 20 | |||
ТЕМА 2. Внутреннее строение земли (7 часов) | ||||||
18 | Горные породы, слагающие земную кору. | Практическая работа | Знакомство с горными породами. | 21 | ||
19 | Горные породы и полезные ископаемые своей местности | Урок- практикум | Тетр. | |||
20 | Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера.2.2 | Изучение нового | 22 | |||
21 | Движение литосферных плит 2.2 | Урок- практикум | 23 | |||
22 | Землетрясения: причины и последствия. | Практическая работа | П,р№3«Определение по карте сейсмических районов земного шара» | 24 | ||
23 | Вулканы, горячие источники, гейзеры | Урок- практикум | 25 | |||
24 | Положение Подмосковья по отношению к сейсмическим районам | Изучение нового | Тетр. | |||
ТЕМА 3. Рельеф Земли (8 часов) | ||||||
25 | Рельеф и его значение для человека. Изображение рельефа на планах местности и географических картах | Изучение нового | 26 27 | |||
26 | Основные формы рельефа Земли. Горы и равнины суши. Рельеф дна Мирового океана | Практическая работа | П.р.№4«Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры» | 28 | ||
27 | . | Особенности рельефа территории своей местности. Рельеф Подмосковья. | Изучение нового | Тетр. | ||
28 | . Горы. Разнообразие гор. Стихийные процессы в горах | игра | 29 | |||
29 | Равнины. Образование равнин и их изменение во времени | Путешествие | 30 | |||
30 | . | Изменение рельефа во времени | Путешествие | Тетр. | ||
31 | Влияние рельефа на традиции, обычаи населения региона, их жизненный уклад. Охрана недр. | Изучение нового | Тетр. | |||
32 | Урок обобщения и контроля знаний. | тест | ||||
ТЕМА 4. Атмосфера и климаты Земли ( 12 часов) | ||||||
33 | Состав и строение атмосферы. Температура воздуха 2.5 | Изучение нового | 31 32 | |||
34 | Особенности температурного режима своей местности. Различия по сезонам года. Построение графика хода температуры. | Урок- практикум | Тетр. | |||
35 | Атмосферное давление. Ветер.2.5 | исследование | 33 | |||
36 | Построение розы ветров. | Практическая работа | Тетр. | |||
37 | Атмосферные осадки. Облака.2.5 | Актуализация знаний и умений | 34 | |||
38 | Количество осадков по сезонам года. Наименьшее и наибольшее количество осадков. | Урок- практикум | Тетр. | |||
39 | Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей.2.5 | Урок- практикум | 35 | |||
40 | Особенности климата своей местности. Характерные особенности погоды по сезонам года. | Урок-практикум | Тетр. | |||
41 | Циркуляция атмосферы 2.5 | Практическая работа | Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры зем. шара» | 36 | ||
42 | Местные признаки и прогноз погоды. Метеорологические наблюдения. | Актуализация знаний и умений | Тетр. | |||
43 | Климаты Земли.2.5 | Урок-практикум | Работа с климатическими картами | 37 38 | ||
44 | Наблюдение за погодой. Описание погоды своей местности по плану. Работа с календарем погоды | Практическая работа | Тетр. | |||
ТЕМА 5. Вода — кровеносная система Земли (8 часов) | ||||||
45 | Круговорот воды в природе. | Путешествие | 40 | |||
46 | Реки в природе и на географической карте.2.4 | Практическая работа | П.р №5«Определение основных элементов речной системы» | 41 | ||
47 | Характеристика реки своей местности по плану | Урок-практикум | Тетр. | |||
48 | Озера. Происхождение озерных котловин. Ледники. Горное и покровное оледенение.2.4 | исследование | 42 | |||
49 | Озера Подмосковья. Описание озера по плану. | Практическая работа | П.р.№6 описание озера по плану | Тетр. | ||
50 | Подземные воды. Болота.2.4 | Урок-практикум | 43 | |||
51 | Использование и охрана вод своего края. Роль внутренних вод в жизненном укладе населения региона | практикум | Тетр. | |||
52 | Урок обобщающего повторения и контроля знаний. | тест | ||||
Раздел 3. Географическая оболочка – среда жизни (12 часов) | ||||||
53 | Биосфера – живая оболочки Земли. Почва как особое природное тело.2.6 | комбинированный | 45 47 | |||
54 | Географическая оболочка и природные комплексы Земли. Природные компоненты.2.6 | Урок-практикум | 48 49 | |||
55 | Растительный мир своего края. | Урок-практикум | Тетр. | |||
56 | Животный мир своего края. | Урок-практикум | Тетр. | |||
57 | Фенологические наблюдения: фазы развития явлений природы своего края | Урок-практикум | П.р.№7«Сравнение растительности экваториальных лесов и лесов умеренного пояса». | Тетр. | ||
58 | Почвы своей местности. Охрана почв. | Урок-практикум | Тетр. | |||
59 | Природные комплексы Подмосковья | Урок-практикум | П.р№8Комплексное описание природной зоны своей местности. | Тетр. | ||
60 | Взаимодействие человека и природы. Стихийные бедствия. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу.2.6 | Актуализация знаний и умений | 51.52. | |||
61 | Стихийные бедствия на территории своей местности. Меры безопасности. | Изучение нового | Тетр. | |||
62 | Административная к/р | к/р | ||||
63 | Мирное сосуществование человека и природы. Охрана природы.2.6 | Актуализация знаний и умений | Тетр. | |||
64 | Занятия населения в своем крае. Антропогенные изменения в природе. | Изучение нового | Тетр. | |||
65 | Природоохранные мероприятия на территории своей местности. | Актуализация знаний и умений | тетр | |||
66 | Урок обобщающего повторения | Обобщение знаний, закрепление умений | тетр | |||
67 | Урок обобщающего повторения | Обобщение знаний, закрепление умений | тетр | |||
68 | Заключительный урок. |
Учебно - методическое обеспечение:
Основная литература:
1. О.А.Климанова, М.Н.Белова, Э.В.Ким и др.; под ред. О.А.Климановой «Землеведение» 6 класс. М.: Дрофа, 2009.
2. Атлас. География. 6 класс. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
3. Контурные карты. География 6 класс. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
4. А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь. География. Землеведение. 6 класс. М.: Дрофа, 2012.
Учебно-методические пособия для учителя:
- Авторская программа по географии. 6 - 10 классы. / Под редакцией О.А.КлимановоЙ.-1 Дрофа, 2008.
- Атлас География. Землеведение. - М.: Дрофа, ДИК, 2009
- Контурные карты. География. Землеведение. - М.: Дрофа, ДИК, 2009
- • Герасимова ТЛ. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение» 1991 г.
- • Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.
- • Куприн А.М. «Умей ориентироваться на местности». Москва 1972 г.
- • Ладилова н.н. Физическая география 6 кл., Дидактические материалы, М. «Просвещение» 1998 г.
- • Левицкий И.Ю. «Решение задач по географическим картам». М. «Просвещение» 19S г.
- • Новенко Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности 9 кл. М.: Дрофа, 1997.
- • Петрова Н.Н .. Новенко Д.В. География: Примерное поурочное планирование с прим нением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения. (6-9 кл.). - М.: Школа пресс, 1999.
- • . Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.
- • Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-1 ( кл.: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1997
- • Сухов ВЛ. Физическая география Начальный курс, М. «Просвещение» 2001
Электронные издания:
- • Детская энциклопедия подводного мира (<<Новый диск»)
- • Интерактивная модель Солнечной системы
- • Планета Земля: аудиэндиклопедия.
- • Современные чудеса света (<<Новый диск»)
- • Хочу все знать: Земля и Вселенная
- • Хочу все знать: Растительный мир
- • Чудеса света (<<ИД,ЦК»)
- • Экология
- • Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 2 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2010 г., авторской программы учебн...

Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 3 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2010 г., авторской программы учебн...

Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 6 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г., авторской программы у...

Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 7 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 г. и авторской программы М...

Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 8 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 г. и авторской программы М...

Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 9 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 г. и авторской программы М...

Рабочая программа курса «Английский язык» базовый уровень, 10 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 г, типовой программы курса...