Южная Америка- современные уроки географии в 7 классе
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Ученики узнают об исследователях Южной Америки, определяют ГП, объекты береговой линии материка. Знакомятся с рельефом, тектоникой, климатом, органическим миром материка. Обобщающий урок- экспедиция проверяет и закрепляет знания учащихся по изученным южным материкам мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskoe_polozhenie_yuzhnoy_ameriki.docx | 42.05 КБ |
klimat_i_vnutrennie_vody_yu.ameriki.docx | 697.66 КБ |
relef_yuzhnoy_ameriki.docx | 2.66 МБ |
t_e_s_t_-yuzhnaya_amerika.doc | 83 КБ |
ekspeditsiya_po_yuzhnym_materikam_.doc | 528.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
р.п. Тамала Пензенской области
Урок – Открытие
по географии в 7 классе
Учитель – Прозорова
Надежда Николаевна
Географическое положение и история открытия Южной Америки.
Цели и задачи урока: рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки; сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу; сравнить ФГП Южной Америки и Африки; познакомить учащихся с историей открытия материка.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, физическая карта мира и физическая карта Южной Америки, карточки по материкам, портреты путешественников.
Ход урока.
I. Оргчасть. Сообщение темы урока. Слайд 1.
II. Изучение нового материала: А) «История открытия Южной Америки»
Учитель: Слайд 2. В конце XV века, когда происходил быстрый рост промышленности и торговли, когда возрос спрос на золото и пряности, западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Южную и Восточную Азию. Именно там, в Индии, они надеялись найти золото. К тому времени, самый сильный и современный флот имели две страны: Испания и Португалия. Для того, чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека, который задумал, а впоследствии и совершил великое плавание через Атлантический океан, звали Христофор Колумб.
Сообщение ученика об экспедиции Х. Колумба: Мысль о том, что попасть в Индию можно, если плыть на запад, долго будоражила умы купцов и ученых.
но четыре экспедиции Христофора Колумба привели к открытию не пути в Индию, а Нового Света. Три корабля «Санта-Мария», «Нинья», «Пинта» с командой 90 человек вышли из испанского города Палос в 1492 году. Корабли отправлялись в Индию, откуда вывозились золото, драгоценный камни и всевозможные пряности, не имея при этом цели захватить или завоевать новые земли, так как корабли были к этому не приспособлены, а команда военным действиям не обучена. Во время плавания на кораблях случалась течь, встречный сильный ветер мешал плыть, и безбрежный океан не вселял в моряков оптимизма. Наконец все увидели землю. Это был один из островов в Карибском море. Там Колумб водрузил знамя, местные жители поднесли ему в подарок «сухие листья», которые особенно ценились жителями. Это был табак, который вместе с картофелем завезли в Европу и другие части света. Во время второй экспедиции были открыты другие острова Карибского моря, но Колумбу не удалось найти золото, пряности людей с темной кожей. Во время третьей экспедиции команде Колумба удалось подойти и исследовать 3 тыс.км северных берегов Южной Америки. Испанцам не принесли золота открытие Бразилии, они стали привозить рабов-индейцев. Вторично открыли Бразилию португальцы: от Америго Веспуччи, перешедшего на португальскую службу, Европа узнала о втором португальском плавании к берегам Южного материка. В 1502 году Колумб опять отправился к берегам Нового Света. Он хорошо изучил морские течения и рассчитывал благодаря им пройти к берегам Южной Азии. Корабли Колумба с трудом двигались вдоль берега Южной Америки на восток, тогда Колумб решил повернуть на север, к Ямайке, но их относило течением на запад. После длительного пребывания на Ямайке, Колумб вернулся в Испанию. Подводя итоги его плавания ,можно сказать, что Колумб открыл все важнейшие острова Карибского моря, а также два материка- Южную и Северную Америку.
С сегодняшнего урока вы тоже начнете открывать для себя Южную Америку. Узнаете о её природе, своеобразии, о странах и народах, населяющих этот материк. Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка.
И давайте в первую очередь зададим себе такой вопрос: Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?
Слайд 3. Испания боялась, что другие государства будут посягать на её новые владения и не распространяла в Европе сведения о своих открытиях. Поэтому первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который в начале XVI века, в составе португальской экспедиции, посетил эти земли. Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем “Америка”.
** Но ещё долго материк оставался неизвестной землей. Для географической науки настоящим открытием материка стали экспедиции Александра Гумбольдта, немецкого географа, в конце XVIII, начале XIX веков. Он предпринял путешествие по материку. Результатом этого путешествия стал многотомный труд о природе гор Анд и обоснованы идеи высотной поясности в Андах. ** С начала XIX века к изучению природы и населения материка подключились и наши соотечественники Г.И.Лангсдорф и Н.Г.Рубцов. Коллекции, собранные этой экспедицией, до сих пор интересуют ученых. ** А в 1932–1933 гг. выдающийся биолог Н.И. Вавилов установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.
Слайд 4. (По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу:)
Имя исследователя | Открытие | Дата |
Х. Колумб | Северное Пассатное течение, Саргассово море, острова Карибского моря, берега Южной Америки | 1492 год |
А. Веспуччи | Составил первое описание новых земель. | XV-XVI в.в. |
А. Гумбольдт | Изучение природы Южной Америки, создал первую карту материка. | XVIII-XIX в.в. |
Г.И. Лангсдорф | Изучение природы и коренного населения внутренних районов Бразильского плоскогорья. | XIX в.в |
Н.И.Вавилов. | Установил географические центры древних очагов земледелия и происхождение культурных растений. | 1932-1933 г. |
Пришло время и вам открыть для себя Южную Америку. Тем более что вы уже умеете открывать материки. – Какие материки вы уже открыли, изучили? (Африку, Австралию)
III. Актуализация знаний. Слайд 5. Задание «О каком материке идет речь?» Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют уже изученным континентам. (Характеристики материков написаны на отдельных карточках, прикреплены к магнитной доске вразброс и по мере определения их принадлежности прикрепляются к физической карте мира на соответствующий материк.)
Африка: экватор проходит почти посередине; самый жаркий материк; занимает по площади второе место; находится самая большая пустыня мира.
Австралия: самый сухой материк; самый удаленный материк; самый малонаселенный материк; самый маленький по площади материк.
(На доске должны остаться характеристики, подходящие к описанию материка Южная Америка.)
Южная Америка: самый влажный материк; самая длинная горная цепь на суше; на материке протекает много полноводных рек; находится самое влажное место на земле
– Какие из характеристик остались невостребованными? Для какого материка они подходят? Чем отличаются характеристики материков Африка и Австралия от характеристик материка Южная Америка?
Слайд 6. Ученик: Южная Америка – волшебная земля. Намного километров раскинулась она. На востоке – равнины, на западе – горы, Есть там реки, озера и море. Равнины богаты рудою, в горах залегает металл, Там реки богаты водою, а гор ты таких не видал! Есть золото, каменный уголь, есть туманы, дожди и снега. И живут там отважные люди, победить их нельзя никогда. Там пальмы в небо уходят, лианы бушуют в тени, Индейцы какао разводят, бананы, табак и бобы. Природа щедро одарила животным миром материк: Живут там ламы и тапиры и слышен ягуара крик. Южная Америка - чудесная земля! Была бы я волшебником, поехала б туда.
Б) «Географическое положение Южной Америки»
Учитель: Действительно, Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира – Титикака. Здесь находится самый высокий в мире водопад – Анхель, самая большая по площади низменность – Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка. По очертаниям Южная Америка похожа на огромный треугольник, который сужается к югу. По величине она занимает четвертое место среди всех континентов Земли. Её площадь без островов – 17,8 млн. км². Южная Америка расположена на значительном удалении от других материков, кроме Северной Америки и Антарктиды. С Северной Америкой она образует единую часть света. Миллионы лет развитие природы этих материков шло самостоятельно, современная сухопутная связь между ними возникла при образовании Кордильер. Молодой длинный и узкий Панамский перешеек соединяет материки. Граница между Северной и Южной Америкой условно проводится по Панамскому каналу.
Природа Южной Америки довольно разнообразна. – Какие же факторы определяют различие в природе любого материка? (положение относительно экватора, южного тропика, океанов)
Учитель: А теперь попробуйте определить географическое положение материка. – Какие карты необходимы нам будут для работы? (Физическая карта Южной Америки, климатические пояса мира.)
*** Класс делится на микрогруппы по 4-5 человек и выполняет задания, затем они обмениваются информацией друг с другом.
Слайд 7. Задание для команды № 1: Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.
** Выводы: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.
Слайд 8 . Задание для команды № 2: Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте. Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° меридиану и с запада на восток по 10° параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки.
** Выводы: м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.; м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;
м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.; м. Кабу–Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.
Протяженность: с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350 км; с запада на восток по 10° ю.ш.~ 4655 км. Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.
Слайд 9. Задание для команды № 3: Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему. Узнайте, какие течения есть у берегов Южной Америки. Отметьте их на контурной карте. Будут ли они как-то влиять на природу материка?
** Выводы: С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние. У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение. Холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.
Слайд 10. Задание для команды № 4: Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.
** Выводы: Материки Северная и Южная Америка составляют часть света “Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот “холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля, Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата. (Учащиеся делают вывод по своим работам, обмениваются информацией. Учитель помогает сделать правильные умозаключения.)
V. Закрепление. Слайд 11. В заключение урока давайте сравним географическое положение Южной Америки и Африки. Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии? (Африка и Южная Америка пересекаются экватором, но по-разному: экватор Африку пересекает посередине, а Южную Америку – в северной части. Оба материка пересекает южный тропик, что говорит о жарком климате материков. Берега материков изрезаны слабо.)
Слайд 12. Кроссворд по теме «ГП Южной Америки»
Ю | Фроуэрд- это мыс … | |||||||||||
Ж | Каким металлом богат материк? | |||||||||||
Н | Западный мыс | |||||||||||
А | Северный мыс | |||||||||||
Я | Один из кораблей Колумба. | |||||||||||
- | ||||||||||||
А | Острова близ материка. | |||||||||||
М | Канал, разделяющий два материка. | |||||||||||
Е | В честь кого назван материк? | |||||||||||
Р | Пролив | |||||||||||
И | Море | |||||||||||
К | Первооткрыватель земель | |||||||||||
А | - | Залив |
Слайд 13. Сравните свои ответы с правильными:
Ю | Ж | Н | Ы | Й | Фроуэрд- это мыс … | |||||||
Ж | Е | Л | Е | З | О | Каким металлом богат материк? | ||||||
П | А | Р | И | Н | Ь | Я | С | Западный мыс | ||||
Г | А | Л | Ь | И | Н | А | С | Северный мыс | ||||
Н | И | Н | Ь | Я | Один из кораблей Колумба. | |||||||
- | ||||||||||||
Г | А | Л | А | П | А | Г | О | С | Острова близ материка. | |||
П | А | Н | А | М | С | К | И | Й | Канал, разделяющий два материка. | |||
В | Е | С | П | У | Ч | Ч | И | В честь кого назван материк? | ||||
Д | Р | Е | Й | К | А | Пролив | ||||||
К | А | Р | И | Б | С | К | О | Е | Море | |||
К | О | Л | У | М | Б | Первооткрыватель земель | ||||||
Л | А | - | П | Л | А | Т | А | Залив |
IV. Слайд 14. Домашнее задание: § 40, в контурную карту нанести элементы ФГП материка по плану Приложения учебника на стр. 311.
Литература:
1. В.А. Коринская, И.В. Думина, В.А Щенев. География материков и океанов 7 класс. Дрофа- М., 2003 год. 2. 2. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова. По материкам и океанам (книга для чтения по географии материков и океанов). Москва «Просвещение» 1988 год. 3. Атлас География материков и океанов 7 класс. 4. Иллюстративный материал ресурсов сети Интернет.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
р.п. Тамала Пензенской области
Урок по географии
в 7 классе
Учитель – Прозорова
Надежда Николаевна
Тема: Климат и внутренние воды Южной Америки»
Цели и задачи: закрепить знания учащихся об особенностях рельефа Южной Америки; формировать представления о природе материка: разнообразии климата, его влиянии на распределение внутренних вод; продолжать формирование умения работать с картами атласа и климатическими диаграммами.
Средства обучения: физическая карта Южной Америки, климатическая карта Южной Америки, шаблоны материка с отмеченными границами климатических поясов, атласы, мультимедийный проектор, компьютер
Тип урока - комбинированный
Ход урока:
I. Оргмомент (на перемене раздать учащимся шаблоны материка, чтобы они их обвели на чистый лист в тетрадь) Слайд 1.
II. Проверка домашнего задания: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки
1 задание – Географический диктант (с краткими, точными ответами) - группе подготовленных учащихся. Слайд 2.
- Главная особенность рельефа Южной Америки. (Горный запад и равнинный восток).
- Величайшая равнина мира, расположенная здесь. (Амазонская низменность).
- В какой части Анды имеют наибольшую ширину? (В центральной).
- Что такое Аконкагуа? (Самая высокая точка Анд).
- Почему Амазонскую низменность называют «болотом дьявола»? (Здесь выпадает много осадков, места эти низкие, топкие).
- Что означает слово «анды»? (Медь)
- Почему Анды располагаются на западе материка? (Тихоокеанская и Южноамериканская плиты столкнулись, на границе образовались горы).
- Почему Анды называют молодыми горами? (Горообразование не завершилось, здесь часты землетрясения, извержения вулканов).
- Что такое щит? (Выход твердого фундамента платформы на дневную поверхность)
- Какими полезными ископаемыми богаты равнины Южной Америки? (Нефть, газ, уголь, железные руды).
2 задание – Номенклатура у карты Слайд 3. (сильный ученик опрашивает слабого)
Бразильское плоскогорье Анды Аконкагуа Ла-Платская низменность | Гвианское плоскогорье Амазонская низменность Оринокская низменность пустыня Атакама |
3 задание (опережающее)- одному сильному ученику написать на доске опорные слова, с помощью которых можно определить климат материка.
Оценить работу учащихся.
III. Изучение нового материала:
1. Работа с ЛОК «Климат Южной Америки» (Беседа с учащимися, запись на контуре материка в тетради – заполнение ЛОК).
1) Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для определенной местности).
2) Чтобы дать характеристику климату Южной Америки, вспомните сначала климатообразующие факторы. (ГП, рельеф, течения, воздушные массы, близость морей и океанов).
3) Какие слова-опоры нам понадобятся для характеристики климата? (опережающее задание) – экватор, южный тропик, горы, равнины, течения, океаны, температура, осадки, ветер, климатические пояса. Слайд 4.
4) Отметьте на шаблоне экватор, южный тропик, течения, океаны.
5) По картам атласа давайте дадим характеристику климата каждого пояса (заполнение ЛОК). Слайд 5.
Экваториальный и субэкваториальный пояс.
– Какое положение имеет Южная Америка относительно экватора? (положение в экваториальных широтах говорит о большом количестве тепла и влаги на данной территории).
– Каковы климатические показатели в этих поясах?
*** (tянваря=+24 оС, tиюля=+24оС, Оэкв.пояс =3000мм, Осубэкв.пояс =2000мм, Ю-З и С-В пассаты)
Тропический пояс
– Будет ли климат внутри этого пояса одинаковым? (нет)
Объяснение учителя по климатической карте: В тропическом поясе Южной Америки находятся 2 климатические области – пустынная и влажная. Восточная часть подвержена влиянию воздушных масс с Атлантического океана, поэтому большую часть года погода влажная и жаркая: tянваря=+24оС, tиюля=+17…+19оС, О=до 2000мм. Побережье Тихого океана и западные склоны Анд в тропическом поясе находятся под влиянием холодного Перуанского течения, воды которого охлаждая воздух, препятствуют выпадению осадков: tянваря=+13оС, tиюля=+20оС, О=100мм. ***
– Назовите холодную пустыню Южной Америки, расположенную в этом поясе. (Атакама)
– Где мы уже встречали подобную пустыню? (пустыня Намиб в Африке).
Субтропический пояс
– Какие климатические области выделяются в этом поясе? (средиземноморская, континентальная, с равномерным увлажнением)
Объяснение учителя по климатической карте: На востоке этого пояса климат влажный (tянваря=+200С, tиюля=+15оС, О =2000мм). ***С продвижением в глубь материка он становится сухим (О = до 500 мм). На побережье Тихого океана климат субтропический средиземноморского типа с сухим жарким летом (t = +20о) и теплой влажной зимой (t = +10о). Западные ветры зимой приносят с океана обильные осадки более 1000 мм.
Умеренный пояс
– Почему в Африке и Австралии нет, а в Южной Америке есть умеренный климатический пояс? (из-за большой протяженности с севера на юг, из-за близости Антарктиды).
Объяснение учителя по климатической карте: В умеренном поясе на юге климат особенно контрастен. На западе он умеренный морской с мягкой теплой зимой (t = +8оС), прохладным влажным летом (t = 0 +10оС, О= до 3000мм). *** В восточной части климат умеренно-континентальный с небольшим количеством осадков до 300 мм, tянваря=+15оС, tиюля=+15оС, дуют западные ветры. Иногда летом случаются снежные метели – дыхание близкой Антарктиды.
Слайд 6. Вывод: Южная Америка – самый влажный материк.
2. Работа с климатограммами в учебнике на стр.171-173: Используя ЛОК, определите типы климатов по климатограммам: Слайд 7.
1.тропический влажный; | 2.субтропический континентальный; | 3. умеренный морской; |
4. экваториальный; | 5. субэкваториальный; | 6.тропический пустынный |
3. Закрепление ЛОК: беседа по вопросам.
– Чем отличается климат Южной Америки и Африки? (Южная Америка – самый влажный материк, а Африка – самый жаркий материк, в Африке нет умеренного пояса).
– Как Анды повлияли на климат материка? (Они препятствуют прохождению воздушных масс с океанов).
– Как влияют течения на климат? (Западное побережье, где проходит холодное течение, более сухое, чем восточное, где проходят теплые течения).
4. Сообщения учащихся об интересных водных объектах Южной Америки:
Слайд 8. Амазонка- самая крупная река Южной Америки и самая полноводная река мира. Она образуется на территории Перу в результате слияния рек Укаяли и Мараньон, протекает по Амазонской низменности, лежащей на территории Бразилии, и впадает в Атлантический океан. Свое название река получила в честь воинствующего племени амазонок, которые якобы жили на ее берегах. Годовой сток Амазонки составляет 6937 км3, площадь бассейна – 6915 тыс. км2. Воды свои несет медленно, спокойно. В период дождей вода поднимается на 10-15 м. Река имеет 500 притоков, которые образуют густую речную сеть. По берегам Амазонки растут густые, непроходимые леса. В водах можно увидеть уникальное растение – викторию-регию, здесь обитает 2000 видов рыб, среди которых более известна хищная рыба пиранья и речной дельфин.
Слайд 9. Анхель- самый высокий водопад в мире. Он находится на территории Венесуэлы, на Гвианском плоскогорье на маленькой речушке Чурун. Водопад был открыт только в ХХ веке, так как был скрыт плотной густой растительностью. Анхель- невероятно высокий – в километр!- упругий пенисто-белый водяной столб; тугая струя потока низвергается с плоскогорья в пропасть, на дне которой возрождается река Чуруми. Высота падения воды здесь настолько велика, что поток, не достигая дна пропасти, обращается в водяную пыль, которая оседает на камни дождем.
Слайд 10. Озеро Титикака – самое высокогорное в мире. Оно расположено в кратере потухшего вулкана.
5. Самостоятельное чтение текста учебника «Внутренние воды», стр. 172-174.
Закрепление прочитанного: Игра «Загадочные квадраты» (Угадайте слова и утверждения, зашифрованные в рисунках). Слайды 11-12.
Водосборный бассейн Амазонки по площади равен величине территории Австралии. | Водопад Анхель | ||
Ширина русла в среднем течении – 5км, в нижнем – 80км, а в устье до 320 км. Устье реки очищается от наносов морскими приливами и отливами на протяжении 1400км. |
Река Парана впадает в залив Ла- Плата. |
Озеро Титикака – самое высокогорное в мире. Оно расположено в кратере потухшего вулкана. | |
Озеро Маракайбо соединяется узким проливом с Карибским морем. |
IV. Закрепление изученного материала.
Слайд 13. Вопросы к учащимся:
– Народная мудрость гласит: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде». Какая южноамериканская страна поступает наоборот? Почему? (Аргентина. «Ноги» расположены в пустынях Патагонии и на острове Огненная Земля, частично покрытых ледниками. «Тело» страны занято южноамериканской степью, а «голова» оказалась в дебрях тропического леса).
– Назовите реки Южной Америки и Африки, сходные по водному режиму. Почему вы так думаете? (Амазонка и Конго, находясь на экваторе, несут много воды; Нигер, Замбези и Ориноко, Парана – меньше, т. к. они удалены от влажных экваториальных широт).
V. Домашнее задание: Слайд 14.
1) § 42-43
2) На контурной карте Южной Америки отметить реки Амазонку (Мараньон и Укаяли), Ориноко, Парану; озера Титикака, Маракайбо; водопады Анхель и Игуасу.
3) Опережающие задания нескольким учащимся: подготовить короткие сообщения о животных Южной Америки.
Литература:
1. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений ВУЗов / Под ред. К.В. Пашканга. – М.: Высшая школа, 1991.
2. Селищев Е.Н. География для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
3. Ляхова К.А., Горбачева Е.Г.. Рекорды в мире природы. – М. Вече, 2003
4. Иллюстративный материал ресурсов сети Интернет.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Т Е С Т п о т е м е «Ю Ж Н А Я А М Е Р И К А» Вариант 1. | |
1. Воды какой реки Атлантический океан дважды в сутки заставляет течь вспять: А- Амазонка Б- Парана В- Ориноко Г-Токантинс | 6. Кабу –Бранку – это: А- город на юге Б- северный мыс В- высокогорное озеро Г- восточный мыс |
2. Какие формы рельефа располагаются на Южно- Африканской платформе? А- Анды Б- Бразильское плоскогорье В- Гвианское плоскогорье Г- Амазонская низм-ть Д- Ла-Платская низменность Е- Атакама | 7. Перечислите климатические пояса и области Южной Америки с севера на юг. А- умеренный Б- субтропический В- тропический Г- субэкваториальный Д- экваториальный Е- арктический |
3. Титикака – это: А- водопад Б- крупнейшая река материка В- высокогорное озеро Г- пустыня на побережье | 8. Самбо – это: А- вид южноамериканской борьбы Б- коренные народы В- столица Суринама Г- потомки индейцев и негров |
4. В переводе слово «Анды» на языке местных жителей означает: А- железные горы Б- медные горы В- серебряные руды Г- оловянные руды | 9. Чем отличается южноамериканская саванна от африканской? А- трава выше Б- трава ниже В- животный мир богаче Г- животный мир беднее |
5. Где в Андах наблюдается большее разнообразие природных зон? А- в умеренных широтах Б- на тропиках В- у экватора Г- у подножия | 10. Чем отличается пампа от Патагонии? А- климат в пампе влажнее Б- климат в пампе суше и жарче В- в пампе сильные морозы Г- Патагония распахана под плантации кофе и какао |
Т Е С Т п о т е м е «Ю Ж Н А Я А М Е Р И К А» Вариант 1. | |
1. Воды какой реки Атлантический океан дважды в сутки заставляет течь вспять: А- Амазонка Б- Парана В- Ориноко Г-Токантинс | 6. Кабу –Бранку – это: А- город на юге Б- северный мыс В- высокогорное озеро Г- восточный мыс |
2. Какие формы рельефа располагаются на Южно- Африканской платформе? А- Анды Б- Бразильское плоскогорье В- Гвианское плоскогорье Г- Амазонская низм-ть Д- Ла-Платская низменность Е- Атакама | 7. Перечислите климатические пояса и области Южной Америки с севера на юг. А- умеренный Б- субтропический В- тропический Г- субэкваториальный Д- экваториальный Е- арктический |
3. Титикака – это: А- водопад Б- крупнейшая река материка В- высокогорное озеро Г- пустыня на побережье | 8. Самбо – это: А- вид южноамериканской борьбы Б- коренные народы В- столица Суринама Г- потомки индейцев и негров |
4. В переводе слово «Анды» на языке местных жителей означает: А- железные горы Б- медные горы В- серебряные руды Г- оловянные руды | 9. Чем отличается южноамериканская саванна от африканской? А- трава выше Б- трава ниже В- животный мир богаче Г- животный мир беднее |
5. Где в Андах наблюдается большее разнообразие природных зон? А- в умеренных широтах Б- на тропиках В- у экватора Г- у подножия | 10. Чем отличается пампа от Патагонии? А- климат в пампе влажнее Б- климат в пампе суше и жарче В- в пампе сильные морозы Г- Патагония распахана под плантации кофе и какао |
Т Е С Т п о т е м е «Ю Ж Н А Я А М Е Р И К А» Вариант 1. | |
1. Воды какой реки Атлантический океан дважды в сутки заставляет течь вспять: А- Амазонка Б- Парана В- Ориноко Г-Токантинс | 6. Кабу –Бранку – это: А- город на юге Б- северный мыс В- высокогорное озеро Г- восточный мыс |
2. Какие формы рельефа располагаются на Южно- Африканской платформе? А- Анды Б- Бразильское плоскогорье В- Гвианское плоскогорье Г- Амазонская низм-ть Д- Ла-Платская низменность Е- Атакама | 7. Перечислите климатические пояса и области Южной Америки с севера на юг. А- умеренный Б- субтропический В- тропический Г- субэкваториальный Д- экваториальный Е- арктический |
3. Титикака – это: А- водопад Б- крупнейшая река материка В- высокогорное озеро Г- пустыня на побережье | 8. Самбо – это: А- вид южноамериканской борьбы Б- коренные народы В- столица Суринама Г- потомки индейцев и негров |
4. В переводе слово «Анды» на языке местных жителей означает: А- железные горы Б- медные горы В- серебряные руды Г- оловянные руды | 9. Чем отличается южноамериканская саванна от африканской? А- трава выше Б- трава ниже В- животный мир богаче Г- животный мир беднее |
5. Где в Андах наблюдается большее разнообразие природных зон? А- в умеренных широтах Б- на тропиках В- у экватора Г- у подножия | 10. Чем отличается пампа от Патагонии? А- климат в пампе влажнее Б- климат в пампе суше и жарче В- в пампе сильные морозы Г- Патагония распахана под плантации кофе и какао |
Т Е С Т п о т е м е «Ю Ж Н А Я А М Е Р И К А» Вариант 2. | |
1.На притоках какой реки расположен вдп Игуасу: А- Амазонка Б- Парана В- Ориноко Г- Мадейра | 6. Фроуэрд – это: А- западный мыс Б- река В- высокогорное озеро Г- южный мыс |
2. Назовите страны Южной Америки: А- Аргентина Б- Польша В- Перу Г- Венесуэла Д- Венгрия Е- Гвинея Ж- Боливия З- Болгария И- Колумбия К- Чехия Л- Чили М- Конго | 7. Перечислите климатические пояса и области Южной Америки с севера на юг. А- умеренный Б- субтропический В- тропический Г- субэкваториальный Д- экваториальный Е- арктический |
3. С каким фруктом географы сравнивают очертания Южной Америки: А- бананы Б- виноград В- груша Г- ананас | 8. Мулаты – это: А- потомки европейцев и индейцев Б- коренные народы В- столица Перу Г- потомки индейцев и негров |
4. Назовите исследователей материка: А- Х. Колумб Б- Д. Ливингстон В- А. Веспуччи Г- А. Вавилов | 9. Сельва- это: А- потомки негров и европейцев Б- влажный лес Амазонии В- восточный мыс Г- низкорослые кустарники |
5. Кто обитает во влажных экваториальных лесах? А- муравьед Б- колибри В- тукан Г- лама Д- ягуар Е- тапир Ж- броненосец З- в реках- пираньи И- пампасский олень К- вискаша Л- шиншилла | 10. Чем отличается пампа от Патагонии? А- пампа- это влажный лес, а Патагония- это степь Б- в пампе животный мир беднее В- Патагония лишена животного мира Г- в Патагонии растительность мир беднее |
Т Е С Т п о т е м е «Ю Ж Н А Я А М Е Р И К А» Вариант 2. | |
1.На притоках какой реки расположен вдп Игуасу: А- Амазонка Б- Парана В- Ориноко Г- Мадейра | 6. Фроуэрд – это: А- западный мыс Б- река В- высокогорное озеро Г- южный мыс |
2. Назовите страны Южной Америки: А- Аргентина Б- Польша В- Перу Г- Венесуэла Д- Венгрия Е- Гвинея Ж- Боливия З- Болгария И- Колумбия К- Чехия Л- Чили М- Конго | 7. Перечислите климатические пояса и области Южной Америки с севера на юг. А- умеренный Б- субтропический В- тропический Г- субэкваториальный Д- экваториальный Е- арктический |
3. С каким фруктом географы сравнивают очертания Южной Америки: А- бананы Б- виноград В- груша Г- ананас | 8. Мулаты – это: А- потомки европейцев и индейцев Б- коренные народы В- столица Перу Г- потомки индейцев и негров |
4. Назовите исследователей материка: А- Х. Колумб Б- Д. Ливингстон В- А. Веспуччи Г- А. Вавилов | 9. Сельва- это: А- потомки негров и европейцев Б- влажный лес Амазонии В- восточный мыс Г- низкорослые кустарники |
5. Кто обитает во влажных экваториальных лесах? А- муравьед Б- колибри В- тукан Г- лама Д- ягуар Е- тапир Ж- броненосец З- в реках- пираньи И- пампасский олень К- вискаша Л- шиншилла | 10. Чем отличается пампа от Патагонии? А- пампа- это влажный лес, а Патагония- это степь Б- в пампе животный мир беднее В- Патагония лишена животного мира Г- в Патагонии растительность мир беднее |
Т Е С Т п о т е м е «Ю Ж Н А Я А М Е Р И К А» Вариант 2. | |
1.На притоках какой реки расположен вдп Игуасу: А- Амазонка Б- Парана В- Ориноко Г- Мадейра | 6. Фроуэрд – это: А- западный мыс Б- река В- высокогорное озеро Г- южный мыс |
2. Назовите страны Южной Америки: А- Аргентина Б- Польша В- Перу Г- Венесуэла Д- Венгрия Е- Гвинея Ж- Боливия З- Болгария И- Колумбия К- Чехия Л- Чили М- Конго | 7. Перечислите климатические пояса и области Южной Америки с севера на юг. А- умеренный Б- субтропический В- тропический Г- субэкваториальный Д- экваториальный Е- арктический |
3. С каким фруктом географы сравнивают очертания Южной Америки: А- бананы Б- виноград В- груша Г- ананас | 8. Мулаты – это: А- потомки европейцев и индейцев Б- коренные народы В- столица Перу Г- потомки индейцев и негров |
4. Назовите исследователей материка: А- Х. Колумб Б- Д. Ливингстон В- А. Веспуччи Г- А. Вавилов | 9. Сельва- это: А- потомки негров и европейцев Б- влажный лес Амазонии В- восточный мыс Г- низкорослые кустарники |
5. Кто обитает во влажных экваториальных лесах? А- муравьед Б- колибри В- тукан Г- лама Д- ягуар Е- тапир Ж- броненосец З- в реках- пираньи И- пампасский олень К- вискаша Л- шиншилла | 10. Чем отличается пампа от Патагонии? А- пампа- это влажный лес, а Патагония- это степь Б- в пампе животный мир беднее В- Патагония лишена животного мира Г- в Патагонии растительность мир беднее |
Предварительный просмотр:
Открытый урок географии в 7 классе по теме:
"Э к с п е д и ц и я п о Ю Ж Н Ы М м а т е р и к а м"
Цели: обобщить и закрепить знания учащихся после изучения природы южных материков; развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Задачи: продолжить работу по формированию навыков сотрудничества в коллективе; углубить, расширить, систематизировать знания по географии материков и океанов; совершенствовать умение творчески использовать полученные знания;
Оборудование: физическая карта мира, материков, атласы каждой команде, карточки-задания, карточки с рисунками, эмблемы материков на каждом столе.
I. Организационный момент. Приветствие класса. Деление класса на 4 команды. Сообщение об условиях проведения урока. Каждый этап будет оцениваться отдельно. Командой-победительницей станет та, которая наберет максимальное количество баллов.
II. Ход урока. – Ребята, мы изучили особенности природы, хозяйственной деятельности населения 4-х южных материков. Сегодня на уроке мы постараемся систематизировать полученные знания, будем применять их на практике. И мы отправляемся с вами в экспедицию по южным материкам. Но совершить путешествие невозможно, не имея карты.
Задание 1. Мозаика. Из частей карты соберите изображение материка, на который вы отправитесь в путешествие.(1 -Африка, 2 – Южной Америка, 3– Австралия, 4- Антарктида).– Каждая команда сначала отправится в путешествие на тот материк, карту которого вы собрали. – поставить эмблему материка на каждый стол- 2 балла
Задание 2- Загадки. Собираясь в путешествие, где придется преодолевать трудности и терпеть тяготы походной жизни, взять с собой надо только самое необходимое. Вспомните особенности природы этих материков и подумайте, какие вещи, предметы пригодятся в путешествии по вашему материку, исходя из его особенностей. Вы должны будете назвать особенность материка и объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Отгадав загадку, покажите мне этот предмет из своей коллекции картинок/ кейса, запишите ответ- по 1 баллу за ответ.
1. В географии чертеж на ковер большой похож И на нем моя страна из конца в конец видна (карта) | 5. На носу сидят, на мир глядят, За уши держатся, а солнце скрывают. (с. очки) |
2. И в тайге, в океане он отыщет путь любой. Умещается в кармане, а ведет нас за собой. (компас) | 6. Я любой девчонке прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке стрижки — коротышки. От солнца я защита — для этого и сшита. (панама) |
3. Два ремня висят на мне, есть карманы на спине. Коль в поход идешь со мной, я повисну за спиной (рюкзак) | 7. В них упрячешь две ноги - И в мороз гулять беги. (валенки). |
4. Гуляю я и в дождь, и в зной, Характер у меня такой (зонт) | 8. Сижу верхом, не знаю, на ком. Знакомца встречу, соскочу – привечу (шапка) |
- Итак, вы открыли вновь для себя материк. В ходе путешествия вы побываете на каждом материке, поэтому 1.плывем на следующий материк- по мере нашего изучения материков: АФРИКА-- АВСТРАЛИЯ--ЮЖНАЯ АМЕРИКА-- АНТАРКТИДА. Теперь вы будете выполнять задания, связанные с тем материком, на котором находитесь, смотрите эмблему.
Задание 3- Истоки знаний. Вы на столах у себя видите контурную карту материка, на котором под цифрами скрыты географические названия – нанесите их на карту. Запишите названия материков на интерактивной карте. За каждый объект - 1 БАЛЛ. Звучит красивая мелодия.
- 2. Плывем на следующий материк.
Задание 4- Географическая зарядка. Чтобы не перепутать материки, как это случилось с героями Жюль Верна в произведении “Дети капитана Гранта”, вы должны продемонстрировать знания о материке, на котором сейчас находитесь. На экране будет появляться полузакрытое слово-понятие, или слово-географический объект. Команда, чье слово показано, должна будет дать объяснение понятию и показать объект на карте.
Люди | Животные | Растения | Номенклатура | Хоз. Деят-ть | Материк |
Ливингстон | Жираф | Баобаб | Атлас | Бананы | Африка |
Кук | Коала | Эвкалипт | Эйр | Шерсть | Австралия |
Колумб | Муравьед | Виктория-регия | Титикака | Кофе | Ю. Америка |
Беллинсгаузен Колумб | Пингвин | Мхи, лишайники | Эребус | Наука | Антарктида |
- 3. Плывем на следующий материк.
Задание 5– Особенности погоды/ климатограммы. На экране появились климатограммы. Ваша задача: найти климатограмму того материка, на который вы только что приплыли и определить климатический пояс территории. Вспомните климатические особенности материка. Ваш материк- самый… Найдите ответ в кейсе. - до 2 баллов за ответ.
А- экваториальный пояс Южной Америки | Б- тропический пояс Австралии |
В- антарктический пояс Антарктиды | Г- субэкваториальный пояс Африки |
- 4. Плывем на следующий материк.
Задание 6- Мост знаний. По фрагментам описаний природы надо определить, о каких территориях, географических объектах, животных и растениях идет речь- до 2 баллов за ответ.
Африка | Это мелководный водоем глубиной 4 –7 метров. Площадь озера, в зависимости от осадков, резко меняется. В зависимости от рек, питающих его, меняется местоположение. Берега сильно заболочены. (Озеро Чад) | Короткий ствол этого дерева поднимается над землей лишь на 50 см. От его вершины отходят два кожистых плотных листа, достигающих в длину 3 метров. Листья растут непрерывно, отмирая на концах. Влагу получает из атмосферы во время тумана. (Вельвичия) |
Ав с тралия | Виды этого дерева разнообразны, высотой от кустарников до 100 метров и более. Корни глубоко уходят в землю и выкачивают из нее влагу. Листья у них расположены ребром к солнцу, поэтому леса светлые. Выделяют большое количество эфирных масел, используемых для приготовления лекарств. Но они же создают и высокую пожароопасность. (Эвкалипт) | Дословный перевод названия этого животного имеет, как «Я вас не понимаю». Передние его лапы короткие, а задние, напротив, длинные и приспособлены для прыжков. Хвост длинный и сильный. Для быстрого передвижения, например, в случае, когда их спугнут, они совершают длинные прыжки, пользуясь хвостом как рулем, а задними ногами - для толчка. Несмотря на большую массу - до 70 килограммов, они развивают высокую скорость. (Кенгуру) |
Юж ная Америка | Скорость его движения = 2,5 м/мин. Много времени он неподвижно проводит на деревьях, повиснув вниз спиной. Дышит он 1 раз в 8 секунд, спит по 15 ч в сутки. У сытого ленивца 2/3 веса тела может приходиться на еду в желудке, которая переваривается через 10-12, а то и 47 дней – это мировой рекорд! (ленивец) | Это очень высокий водопад. Он находится на территории Венесуэлы, на Гвианском плоскогорье на маленькой речушке Чурун. Водопад был открыт только в ХХ веке, так как был скрыт плотной густой растительностью. Высотой более километра, он образует упругий пенисто-белый водяной столб; тугая струя потока низвергается с плоскогорья в пропасть, на дне которой возрождается река Чурун. (водопад Анхель) |
Ант арктида | - О ком эти стихи? Квадратный айсберг. Черная вода. И в черных фраках белые пингвины. Угрюмый бастион сверкающего льда. И к смерти уводящие равнины. И чудятся мне мачты кораблей, Охваченных предерзостной надеждой – Пробиться сквозь тиски сверкающих полей К земле, сокрытой панцирной одеждой. Мерещится костлявая рука, Застывшая над стойким и суровым. Последним, ею не рожденным словом Последней записи скупого дневника. (Р. Скотт) | В 1983 г. на этой станции была зафиксирована температура воздуха —89,2°С. Станция находится на высоте 3500 м выше уровня моря. Здесь при очень низких температурах люди выходят из помещений в специальных костюмах с обогревом и в масках, защищающих лицо, что внешне сильно напоминает скафандр космонавтов. (Станция «Восток») |
- А теперь вопрос, который я оцениваю в 3 балла. В далеком прошлом, когда все южные материки были вместе, они носили общее название. Какое? (Гондвана). Ответив на каждый вопрос, каждая команда протягивает руку соседней команде, тем самым показывают единую взаимосвязь южных материков.
III. III. Рефлексия. Ребята, мне было очень интересно с вами сегодня поработать. А как вы себя ощущали на уроке. Поднимите смайлики!
===Подведение итогов. – Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации. Теперь подведем итоги вашей экспедиции. Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внутренние воды Южной Америки" урок географии 7 класс
Сформировать у учащихся представление об особенностях вод Южной Америки, познакомить их с новыми терминами и понятиями. Продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи, разв...
Самоанализ урока географиив 7 классе "Знакомая незнакомка Южная Америка"
На данном уроке можно выделить основные условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках географии. Это: оптимальное сочета...
Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.
Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...
"Южная Америка. Население" (урок географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида")
Задача урока: сформировать у учащихся представление об истории заселения Южной Америки, о прошлом и настоящем народов материка, о древних цивилизациях и государствах; познакомить с современным н...
Разработка урока географии 7 класс "Природные зоны Южной Америки"
Разработка урока по географии для 7 класса...
Южная Америка- современные уроки географии в 7 классе
Ученики узнают об исследователях Южной Америки, определяют ГП, объекты береговой линии материка. Знакомятся с рельефом, тектоникой, климатом, органическим миром материка. Обобщающий урок- экспедиция п...
Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка.Бразилия."
Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка. Бразилия."...