"Внутренние воды Южной Америки" урок географии 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Сформировать у учащихся представление об особенностях вод Южной Америки, познакомить их с новыми терминами и понятиями. Продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи, развивать познавательный интерес к географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Внутренние воды Южной Америки" 7 класс.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии курса 7 класса.
Тема: "Внутренние воды Южной Америки"
Цели и задачи :
Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки;
познакомить их с новыми терминами и понятиями;
продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы;
развивать познавательный интерес к предмету;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование урока:
Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас будет урок-экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:
- Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;
- Вы должны быть внимательны и помогать друг другу..
2. Изучение нового материала:
Начиная наше путешествие, мы должны ввести ключевое слово, чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.
Это - Южная Америка
И сегодня продолжим знакомство с этим материком.
Что интересного знаете про этот материк? Продолжите мою фразу «Самая полноводная и глубоководная река мира - ….»
Экскурсия на какие природные объекты будет наиболее интересна?
- по его водным объектам.
Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, обозначьте маршрут экскурсии
Чем может быть интересна эта экскурсия?
Цель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.
А какое важное значение имеют реки?
А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.
- Что вы можете сказать о речной системе материка?
На материке много рек. Сравним с Африкой.
- А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?
: Климат и рельеф.
Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.
«Реки Южной Америки».
Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:
- К бассейнам, каких океанов относятся реки Южной Америки?
Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов. Сравните объем бассейнов.
Вы обратили внимание, в какой океан текут все крупные реки?
- Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?
На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем (объяснение причинно-следственных связей).
Давайте эти заметки занесём в свои дневники, а сделаем это в схематичном виде.
Так как бассейн Атлантического океана (БАО) значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы обозначим на схеме только три наиболее крупные и значимые реки, по которым и пройдёт наша экскурсия.
Внесите эти сведения к себе в дневники. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.
Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему?
Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.
- А теперь кто повторит, что мы зашифровали на схеме?
Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и полноводность рек Южной Америки.
Продолжаем нашу экскурсию, посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки рек (по группам) 1 группа РЕКИ
2 группа ВОДОПАДЫ
как вы думаете почему на реках много водопадов?
Сделайте выводы по таблице
- Учитель: В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов. Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите.
А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта.
Это река Амазонка.
Учитель: Найдите у себя на путеводителях и обозначьте место нашей остановки.
Крупнейшей рекой материка является Амазонка. В Центральных Андах на высоте более 4000 м начинаются реки Мараньон и Укаяли. Бушующими потоками они мчатся в глубоких (до 2500 м) ущельях, потом вырываются на равнину и сливаются в одну реку. Под названием Амазонка она пересекает самую большую на Земле низменную равнину и впадает в Атлантический океан. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.
В верховьях реки Укаяли , время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.
Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.
На слайде видно, как близко находятся деревья у воды.
И в Амазонке, и в Укаяли вода красная, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке.
Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды. Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг
Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.
*Кто такие кайманы? Это вид крокодилов. В этих же водах обитает самая большая змея в мире.
- Как она называется? Это удав анаконда.
Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше.
Следующая наша остановка – река Ориноко.
Найдите эту реку на картах, обозначьте место в путеводителях
Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2730 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф.
В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет.
В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель. (Находим водопад на картах). Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так был открыт знаменитый водопад.
А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана.
В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Парана берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу.
В переводе с индейского Игуасу – «большая вода».
Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.
Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе.
С воздуха система выглядит как иззубренная коса. Охватить взглядом с земли весь фронт водопада невозможно: мешают скалы и тропический лес. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды — 12 766 т в секунду. Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: «Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть» .
Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо составить краткую характеристику рек по плану. Проверка.
Учитель: Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.
- Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?
Учащиеся: Озёр на материке мало.
Учитель: Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,
настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их
рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде.
У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на
самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.
Учащиеся: озеро Маракайбо.
Учитель: Верно, это озеро Маракайбо. Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.
Оно находится на севере Южной Америки.
А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет
важное значение для жизни людей этого материка.
Следующая наша остановка – озеро Титикака.
Название озера в переводе с индейского – «святое озеро». Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного
нагорья. По берегам. озера живёт племя – уру. По мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора. Он растет озерных мелководьях. По мере сгнивания он опускается на дно, а на нем начинают расти новые растения. Постепенно образуются тростниковые острова. Иногда ветры и волны отрывают такой остров от дна, и он становится плавающим. На таких тростниковых островах живут индейцы. Они регулярно набрасывают на их поверхность новые слои свежесрезанного тростника и поддерживают плавучесть острова.
Из тростника индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь. Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа.
3. Заключение:
Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание.
Это чайнворды. Из его результатов каждый определит на сколько был любознателен, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте.
4. Проверка усвоения материала:
Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу отводится 5 – 7 минут. По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды уже с ответами на экране.
Итог урока. Рефлексия
-Подошла к концу наша экскурсия. Подготовьте текст SMS-сообщения своим родителям или друзьям о впечатлениях, полученных на экскурсии
Ф.О. ___________________________________
Дата: ______________________
МАРШРУТ:________________________________________________________________________________
Схема - опора
Характеристика реки ________________________
1. _______________________________________________
2. _______________________________________________
3. _______________________________________________
4. _______________________________________________
5. _______________________________________________
Чайнворд «Внутренние воды Южной Америки»
1. | А | ||||||||||
2. | А | ||||||||||
3. | А | ||||||||||
4. | А | ||||||||||
5. | А | ||||||||||
6. | А | ||||||||||
7. | А | ||||||||||
8. | А | ||||||||||
9. | А |
1. Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.
2. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки.
3. Водопад на Гвианском плоскогорье, высотой 1054 метра.
4. Самая многоводная река мира.
5. Высокогорное озеро.
6. Очень, очень длинный и в воде живёт.
7. Очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать.
8. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.
9. Одна из крупнейших рек Южной Америки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок-практикум 7 класс "Внутренние воды Южной Америки"
МОДУЛЬНЫЙ УРОК – ПРАКТИКУМ Тема: «Внутренние воды Южной Америки» Цель урока: В процессе работы над учебными элементами должны изучить крупне...
конспект урока и презентация по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки
представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...
конспект урока по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки
представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...
"Внутренние воды Южной Америки" 7 класс
Конспект урока географии 7 класс с презентацией по теме: "Внутренние воды Южной Америки"...
Методическая разработка урока географии в 7 классе Внутренние воды Южной Америки
Конспект урока географии, в котором отражены: Тема урока, цели урока, содержание ( разминка, вопросы для проверки домашнего задания, материал по теме, кроссворд по теме Реки и озера Южной Америки). Пр...
Технологическая карта по географии на тему: «Внутренние воды Южной Америки» в 7 классе
Технологическая карта урока по географии для 7 класса...
Открытый урок на тему " Внутренние воды Южной Америки" 8 класс
Открытый урок на тему " Внутренние воды Южной Америки"...