Разработка урока географии 7 класс "Природные зоны Южной Америки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Федоркова Cветлана Владимировна

Разработка урока по географии для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony_yua.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЫСОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспект урока по географии

в 7 классе

«ПРИРОДНЫЕ  ЗОНЫ  ЮЖНОЙ  АМЕРИКИ»

                                                            Разработала

                                                                     учитель географии

                                                                                          Федоркова Светлана Владимировна

2013

Тема: Природные зоны Южной Америки.

Цель: познакомить учащихся с природными зонами Южной Америки,

           сформировать  представление о растительном и животном мире.

Задачи:  вспомнить уже изученные и разобрать новые термины и понятия;

                показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние

                рельефа, климата  на развитие органического мира

                Южной Америки;

                продолжить формирование умений работы с картами;

                развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

                формировать умение работать в группах:

                воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник В.А. Коринской «География материков и океанов»;

                            атласы для 7 класса;  мультимедийная презентация;                          

                            «Природные зоны Южной Америки»; видеоролик «Пустыня

                            Атакама»;     физическая карта

                            Южной Америки, карта природных зон мира.

Тип урока: комбинированный

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная групповая.

Методы: словесные, наглядные, практический, проблемный.

Наглядные пособия: иллюстрации и текст учебника, таблица,

                                      презентация, видеоролик.

Место проведения: кабинет географии.

                                                           ХОД  УРОКА

1. Организационная часть:

    - проверка посещаемости урока;

    - проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

    Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с природой  Южной Америкой, но

    сначала  давайте вспомним, то что мы уже знаем.

1. Найди «лишнее»  и объясни свой выбор:

А.  Амазонская низменность, Оринокская низменность, Бразильское

      плоскогорье Восточно-Африканское плоскогорье.

Б.  В Андах  имеются руды – меди, железа, угля.

     В.  На побережье озера Маракайбо  найдены – нефть, газ, алмазы.

2. В каких климатических поясах расположена Южная Америка?

3.О каком климатическом поясе идет речь?

1. В каком климатическом поясе зимой и летом высокаятемпература (+24, + 27),  

    Осадки выпадают на протяжении всего  года. (Экваториальный)

2. В каком климатическом поясе расположены  Оринокская низменность и

     Бразильское нагорье? (Субэкваториальном)

3.  В каких климатических поясах выделяют по три климатические области?

     (Тропический: западная – сухая, центральная – Анды, восточная – влажная;

     Субтропический: западная – средиземноморский, центральная-

     континентальная, восточная – муссонный)

4. Вставьте пропущенные слова.

  1. Южная Америка - самый  влажныйматерик Земли, и не такой  жаркий, как Африка. Причин тому несколько.
  2.  Большая часть материка лежит в экваториально-тропических широтах и получает большое количество солнечного тепла.
  3. Так как континент хорошо нагревается, давление воздуха  над  ним всегда  ниже, чем над окружающими океанами, с которых пассаты и западные ветры умеренных широт приносят много влаги.
  4. Теплые течения у берегов увеличивают влажность воздуха, поступающего на материк. Анды  являются   непреодолимой преградой  для воздушных масс, способствуют  выпадению  осадков из воздушных масс, приносимых с океанов.
  5. Материк открыт влиянию Атлантического океана и изолирован от влияния Тихого.

3. Изучение нового материала.

 3.1. Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока.

        (Природные зоны Южной Америки).

3.2.  Актуализация знаний.

      -  Что называют природной зоной?

      -  Как изменяются природные зоны  Южной Америки?

      -  Как называется изменение природных зон при движении с севера на юг?

      Широтная зональность – это изменение природных зон при движении с

      севера на юг.

     Какой ученый обосновал широтную зональность? (В.В. Докучаев)

4. Анализ карты (природные зоны Ю.Америки стр. атласа 31)

     - Дайте характеристику карты «Природные зоны Ю. Америки»

     - Назовите природные зоны Южной Америки?

     - Какие природные зоны занимают наибольшую площадь?

        (сельва и   саванны).

     - Какие природные зоны  занимают  небольшие площади?

       ( пустыни и полупустыни). Почему?

6. Практическая работа в группах.

Используя карты атласа и текст  параграфа 44   определите особенности каждой природной зоны. Результаты занесите в таблицу.

В таблице укажите характерное для Ю. Америки название природных зон.

1- группа -  экваториальный лес

2 – группа – саванны

3 – группа – степи

4 – группа – пустыни и полупустыни

Природные условия и компоненты

Экваториальный лес- сельва

саванны

Степи -пампа

Область пустынь и полупустынь на юге материка-

Патагония.

1. Географическое положение.

Амазонская низменность

Оринокская низменность, большая часть Гвианского и Бразильского плоскогорий

К югу от саванн

На юге материка в умеренном климате.

2.

Климат

tянв.

+24

+24

+24

+16

tиюл.

+24

+16

+8

+8

Осадки

Мм.

От 2000 до 3000

От 1000 до 2000

От 500 до 1000

От 100 до 250

3.

Почвы.

Красно-желтые ферралитные

Красные ферраллит-ные

Коричневые

Бурые полупустынно-степные и пустынные

5.

Растения

6.

Животные.

Проверка результатов работы групп. Сообщения учащихся о животных.

Дополнительные вопросы:

Экваториальный лес:

-  Сравните площади экваториальных лесов Африки и Ю.Америки?

-  Почему в Южной Америке экваториальные леса занимают большую площадь?

- Видовой состав флоры и фауны Ю. Америки богаче или беднее?

Саванны:

-  Чем отличается животный мир саван Ю.Америки от животного мира Африки?

Степи:

- Почему в  пампах очень мало животных?

Пустыни:

-  Почему в Патагонии температура воздуха может опускаться до -33 градусов?

Сделайте вывод: от чего зависит образование  природных зон?

(образование природных зон в первую очередь зависит от климата  данной территории: если  для территории характерны  высокие температуры и большое количество осадков, как на экваторе, то это будет способствовать развитию богатой растительности,  здесь будут  формироваться плодородные почвы, развиваться растительность и богатый животный мир).

- Докажите, что все компоненты в природной зоне связаны между собой.

6.  Задание  на установление причинно-следственных связей.

     Просмотр видеоролика «Пустыня Атакама»

 Мы с вами дали характеристику природным зонам восточной и центральной частей материка.

-  Покажите на карте природную зону названную в фильме.

-  Объясните, почему на побережье океана образовалась пустыня.

Дожди в пустыни Атакама. (Сообщения учащихся)

****

3 июля 2010 года в пустыне Атакама случилось аномальное явление — выпал снег, завалило сугробами и несколько городов. Временно приостановилась работа одной из крупнейших обсерваторий, нарушилось дорожное сообщение и энергоснабжение. Но пока взрослые расчищали дороги и осваивали экстремальное зимнее вождение, дети учились лепить снеговиков.

Это необыкновенно редкое природное явление ученые связывают с прохождением над территорией этой части Южной Америки холодного фронта. Всего за несколько дней в пустыне выпало 80 сантиметров снега.

 ****

22 апреля 2011 года. Климатический феномен Эль-Ниньо, приходящий на Тихоокеанское побережье Южной Америки каждые шесть или семь лет, принес в этом году в самую сухую пустыню в мире дожди, необходимые для прорастания луковицы и корневища, которые могут находиться в «спящем» режиме долгие годы. «Это исключительный год, в 2011 выпало более чем 50 мм осадков. Цветы начинают расти в пустыне от 15 мм в год.  Помимо интенсивности осадков, на растительную жизнь в Атакаме влияет их регулярность и сила зимних морозов. В случае благоприятного сочетания всех факторов, цветение в пустыне может длиться с сентября по декабрь.

7. Работа с учебником. Анализ рисунка 76 на стр. 177.

    На материке большую площадь занимают области высотной поясности.

      - Чем это объясняется? (на материке расположены самая протяженная цепь

      гор – Анды).

    - Что называют высотной поясностью?

    - Кто обосновал высотную поясность? (А. Гумбольдт)

    - Что можно сказать о высоте этих гор? (Анды относятся к высоким горам).

    - Какая существует закономерность между высотой гор, их ГП, сменой

       природных зон?

    (чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем разнообразнее  природные

      зоны).

     Анализ схемы.

1.  У подножия гор располагаются  влажные экваториальные леса;

2 . С поднятием вверх они сменяются листопадными или переменно влажными

       лесами;

3. На высоте 2-3 км переходят в хвойные горные леса.

4. Далее начинаются альпийские луга, горная тундра

5. На высоте 4.500 м. зона оледенения.

-  Что  служит причиной изменения природных зон в горах? (климат-изменение

    соотношения тепла и влаги)

9. Обобщение по уроку.

      Природа Ю. Америки – это уникальный мир с растениями и животными,

которые еще мало известны науке. Здесь много:

реликтов: броненосцы, летучие мыши-вампиры, очковый медведь

эндемики    - пираньи, ленивцы, ламы;

                      растения – сейба, какао, каучуконосы-гевеи

К сожалению, многие виды животных и растений материка уже исчезли и еще исчезнут с лица земли в результате хищнического отношения человека к природе.

10. Домашнее задание

     П. 44, сообщения о национальных парках.

       Влияние деятельности человека на природу Южной Америки

            Положительное

                   Отрицательное

11. Закрепление.

Закончи предложение:

Сельва – это … .

Патагония – это … .

Пампа – это … .

Объясни значение термина:

криволесье

трансформация

12. Рефлексия.

      Продолжите предложение:

1.  Сегодня на уроке мы изучали тему …..

2.  На уроке мне было …        (интересно, неинтересно)

3.  Мне понравилось …

4.  У меня вызвало затруднение …

5.  Сегодня на уроке я узнал (а) …

13.  Подведение итогов урока.

                                   Практическая работа в группах.

Используя карты атласа и текст  параграфа 44,   определите особенности каждой природной зоны. Результаты занесите в таблицу.

В таблице укажите характерное для Ю. Америки название природных зон.

1-  группа -  экваториальный лес

2 – группа – саванны

3 – группа – степи

4 – группа – пустыни и полупустыни

Природные условия и компоненты

Экваториальный лес- сельва

Саванны

Степи -пампа

Область пустынь и полупустынь на юге материка-

Патагония.

1. Географическое положение.

2.

Климат

tянв.

tиюн.

осадки

3.

Почвы.

5.

Растения

6.

Животные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:"Климат Южной Америки и факторы его формирования"

В современной школе широко применяются различные обучающие технологии, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке.Пошаговое изучение корректирует и  активизируе...

Урок географии "Природные зоны Северной Америки"

Тема урока:  Природные зоны Северной АмерикиОбразовательная цель:  Познакомить учащихся с особенностями природы. Рассмотреть типы растительности и взаимосвязи растительного мира с клим...

Методическая разрабока урока географии: "Природные зоны Северной Америки" 7 класс

Урок "Природные зоны Северной Америки" четвертый урок в теме "Северная Америка". Урок с использованием проблемных вопросов....

Технологическая карта урока географии по теме: «Южная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования материка»

Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка....

Методическая разработка урока географии.Природные зоны Южной Америки

Тип урока ___ урок открытия новых знаний Цель _ способствовать формированию представлений о природных зонах Южной Америки; развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систем...

Урок игра "Природные зоны Южной Америки" 2023

Урок игра "Природные зоны Южной Америки"Презентация https://disk.yandex.ru/d/hHL4EvqSjgX3wg...

Открытый урок по географии :"Природные зоны Южной Америки" 7 класс

Урок-путешествие можно назвать творческим процессом,т.к.во время урока дети дети не только погружаются в тематику,но и получают возможность проявлять фантазию,высказывать предположения,развивать творч...