Конспекты уроков по ФГОС в 5 классе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Валентина Николаевна Деревяженко

 Конспекты уроков по географии,

составленные по принципу системно-деятельностного подхода. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: «Земля – часть Солнечной системы»

 Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

Ф.И.О.   Деревяженко Валентина Николаевна

Место работы: п. Ахтырский,  Абинского района, МБОУ СОШ №5

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы»  (урок № 8, §7, стр.25-29).

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География.  Землеведение.5-6 классы.

Цель: сформировать представление  о  Солнечной системе и уникальности  планеты Земля, как её составной части.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые  понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как  планеты, на которой мы живём.

Развивающие:  развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики,воображения и интеллекта.

Воспитательные:   осознание себя как части целостности Вселенной.

Планируемые результаты:

Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать  ценность географических знаний,  как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск,  делать сравнительный  анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе,высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании  биологической жизни на других планетах.

Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и  себя как  уникального и неповторимого жителя на планете Земля и  вырабатывать бережное отношение   к окружающему миру через добрые дела и поступки.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать  основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе.

 Тип урока: изучение новой темы.

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, глобус, карта полушарий, фотографии.

Технологическая карта урока по теме: «Земля-часть  Солнечной системы»:

№ п/п

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Актуализация знаний

Приветствует  учащихся, проверка готовности  к уроку

Приветствуют учителя, готовы  приступить к работе на уроке (К,Л.)

Предоставляет материалы,позволяющие осуществить переход к изучению нового материала. Демонстрирует несколько детских рисунков, где  есть изображение Солнца.

Задаёт вопросы, способствующие развитию логики:

- Почему дети любят рисовать Солнце?
Какова его роль в жизни?

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\рисунки\abf02b8d74d0aebbd417ba14b091ebd2[1].gif

Рассматривают рисунки.(Р)

Рассуждают,вспоминают,

отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов.(П,Р,К.)

Делают выводы, что Солнце-источник тепла, света.(П)

Демонстрирует словосочетание:

«Солнечная система».

Задаёт вопрос: выделите главное слово из словосочетания.

Задаёт вопрос:

-Как вы понимаете слово система?

-Какие небесные тела вы знаете?

Анализируют,выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни.(П)

Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)

2.

Создание проблемной ситуации

-Что для вас Вселенная?

-Как движутся небесные тела – вокруг Солнца  или наоборот. Почему?

Подводит  к понятию формулировки Солнечной системы.

Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.П)

Проявляют познавательную инициативу (П,К.)

3

Целеполага-ния

Создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Организует работу с учебником на стр.25.

Работают с учебником,

находят определение «Солнечной системы,читают.(П)

4

Изучение новой темы

Демонстрирует модель глобуса. Задаёт вопросы:

-Что у меня в руках?

-Что изображает модель глобуса?

-Согласны ли Вы с выражением, что наша планета Земля- это голубая жемчужина.

Обоснуйте свой ответ.

Организует работу с глобусом.

Вопрос-обобщение:

-Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан?

Знакомит с новым понятием «Мировой океан»

Подводит к тому, что на этой замечательной планете мы живём и она является частью большой Солнечной системы.

Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)

Высказывают свои предположения.(К,Л.)

Обобщают результаты наблюдений (П)

Находят крупные водные объекты (океаны), называют их, сравнивают по площадям.(П)

Вступают в диалог, (К.) систематизируют свои знания.(Р)

Закрепляют новое  понятие вслух.(П,К)

Даёт задание сформулировать тему урока.

Формулируют тему урока. (Р.,К.) анализируют предстоящую работу.(Р)

Организует работу в тетради и с учебником.

Записывают тему урока : «Земля- планета Солнечной системы».

Записывают определение Солнечной системы стр.25. (П.)

Организует работу с учебником. (рис.19, стр.26-27 «Планеты солнечной системы» и карточкой с вопросами:

-Какую форму имеют планеты?

-Сравни их по размерам.

-Определи расстояние планет от Солнца (в млн.км)

-Какая планета  расположена ближе всех к Солнцу.Возможна ли жизнь на этой планете?

Почему?Обоснуйте.

-Дай описание поверхности планеты Венера (исп.рис.20 стр.27)

-Какую позицию занимает планета Земля по близости к Солнцу?

Работают с текстом учебника,анализируют рис.19.(П)

Предлагают свои варианты ответов, выдвигают гипотезы о жизни на планете Меркурий.(Р)

Создаёт проблемную ситуацию.

- Как Вы думаете, в  чём уникальность нашей планеты?

Организует работу с текстом учебника (стр.27,29 статья  «Земля-уникальная планета» 1,2,6 абзатцы)

Знакомятся (Р,П.)с новыми понятиями, выписывают (Р.П,)новые понятия выделенные жирным шрифтом и ключевые слова из предложений по диагонали и их формулируют.(П.)

Организует небольшой опыт по 3-м состояния воды: (лёд-твёрдое состояние,держим в руке  тает-жидкое,нагреваем-испаряется)

Вопрос:

- Что общего меду результатами наблюдаемого опыта и характеристикой по уникальности  Земли.

Анализируют (П)опыт, сопоставляют (П,Р) информацию полученную из учебника. Делают выводы (П.Р)

Обобщение полученных знаний о трёх состояниях оболочки:атмосферы,гидросферы, литосферы.(П,)

Закрепление.

Проверяет усвоение нового материала:

1.Организует работу на установку соответствия понятий.

Обобщают опыт полученных знаний, классифицируют  (П)по соответствию:

Атмосфера-воздушная оболочка;

Гидросфера-водная оболочка;

Биосфера-оболочка,заселённая живыми организмами;

Литосфера-твёрдая оболочка.

Проводят корректировку по ситуации.

2.Проверяет усвоение знаний в тестовой форме:

Мировой океан-это

А) массивная часть суши материков

Б) гигантское созвездие Вселенной

В) непрерывное водное пространство

Выбери характеристики, относящиеся к планетам Земной группы:

А)находятся ближе к Солнцу

Б)состоят из газообразных веществ

В) состоят из твёрдого вещества

Г)имеют небольшие размеры

Д)быстро вращаются вокруг оси.

Е)находятся дальше от Солнца

Ж)медленно вращаются вокруг оси.

Демонсрируют знания,пониманимание причинно-следственных связей.(П)

Формулируют ответы, применяя полученные знания. (П,К,Л)

Итог урока.

Рефлексия.

Подводит итог урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Заполняет карту «Мониторинг активности работы на уроке».

Объясняет домашнее задание §7, стр.25-29, вопросы стр.29,творческие задания:

- «И на Марсе будут яблони цвести. ? !...»

Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя. (К,Л)

Записывают домашнее задание в дневник.(Р)

Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю.(Л)

Прощается с учащимися.

Прощаются, организуют дежурство (в классе.(К.Л.)



Предварительный просмотр:

Тема урока: " Изображение земной поверхности "

 Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

1. ФИО: Деревяженко Валентина Николаевна, учитель географии, МБОУ СОШ № 5

 п. Ахтырского, Абинского района

2. Предмет: география

3. Класс: 5

4. Тема урока: «Изображение земной поверхности», урок № 13

5. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012.

6. Цель: Сформировать знания о глобусе, плоских изображениях земли.

7. Задачи:

-   обучающие: углубить знания  об изображении земной поверхности;

- развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, выделять в тексте учебника нужную информацию, работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

8. Планируемые результаты:

- личностные : учащиеся должны знать основные виды изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности,  осознание ценностей географического знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

предметные: дать представления о понятие глобус, роль плоских изображений Земли, аэрофотоснимках и космических снимках.Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический план , географическая карта, легенда карты.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах

12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.


13. Структура и ход урока

п/п

Деятельность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Изображение земной поверхности»

Приветствие учащихся

Внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места.

Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Ведет диалог с учащимися.

Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Дайте определение понятию «глобус». Проверим по учебнику, с. 48.

Что вы знаете об изображении земной поверхности с древних времён? А как сейчас изображают земную поверхность, с помощью чего?

Уточняет тему и задачи урока. Формулирует вместе с учащимися задачи урока.

А зачем нам изучать плоские изображения земной поверхности? Вам приходилось делать съемку земной поверхности? Учитель ведет диалог.

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Цель записывается на доске и обсуждается (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод(П , Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти  в тексте учебника и узнать  информацию о том, какие бывают плоские изображения Земли? А как сейчас изображают земную поверхность?

А зачем нам изучать план?

Вам приходилось пользоваться планами?

Работают с учебником : находяти узнают  информацию,  передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Виды изображения земной поверхности на плоскости?»

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально,обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.(Р,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к  цели (Р,Л,П)

Этап 6. Домашнее задание

Комментирует д/з : §13, выполнить задание № 3-4 на стр.51

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.



Предварительный просмотр:

Тема урока: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "

1. ФИО: Деревяженко Валентина Николаевна, учитель географии, МБОУ СОШ № 5

 п. Ахтырского, Абинского района

2. Предмет: география

3. Класс: 5

4. Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2

5. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012.

6. Цель: Сформировать знания учащихся о происхождении и разнообразии горных пород.

7. Задачи:

- обучающие: познакомить учеников с происхождением магматических, метаморфических и осадочных горных породах. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам;

- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

8. Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему "Горные породы", работать с коллекцией горных пород.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

12. Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер,  «Коллекция горных пород и минералов», презентация.


13. Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Предлагает материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала

Вспомните:

Каково внутреннее строение Земли?

Что такое ядро? Мантия?

Расскажите об особенностях строения земной коры?

В чем отличие строения земной коры под сушей и под океанами?

Из чего сложена земная кора? Что такое литосферные плиты?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Дают ответ на вопрос (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Формулируют название темы урока (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Создает  для учеников проблемную ситуацию.

Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

Определить: Подумайте, почему земная кора сложена разными горными породами?

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К)

Этап 3. Целеполагания:

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности


Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Какие горные породы образовались на поверхности Земли и почему, какие образовались в литосфере?

Осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний

Осознают цели предстоящей деятельности (П , Р, К)

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. Планирование

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного материала.

Предлагает учащимся самим составить план

Работа в группах. Обобщают результаты исследований, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания (книга, атлас)

Этап 5. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы:

- Какие горные породы появились из магмы? Какие процессы действуют на них на Земле?(Ответы пишутся на интерактивной доске)

Подводит к выводу :Все горные породы делятся на группы, в зависимости от того, где они образовались.

Работают с текстом учебника, обсуждают в группах  варианты решения поставленной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других (П)

Предлагают свои варианты : излились из вулкана, разрушились водой, ветром, (К,Р)

Просматривают(П) , сравнивают горные породы предложенные для работы в группе(Р).

Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

-Выберите и рассмотрите горные породы и минералы вашей группы

- Заполните с помощью учебника таблицу (слайд )

Демонстрирует слайды с образцами горных пород.

1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:

 -На какие три группы делятся горные породы?

-Сформулируйте, какими свойствами обладают горные породы вашей группы.

-На ваш взгляд в чем еще их отличие?

Вступают в диалог.

Выполняют практикум  при помощи учебника, образцов по группам 1-магматические, 2-метаморфические, 3-осадочные(П)

Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя особенности пород, их свойства(Л). Обмениваются полученной  информацией (П)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

Этап 7. Рефлексия

(итог урока)

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

-С какими горными породами вы познакомились?

-Что отличает горные породы осадочного и магматического происхождения?

-как образовались горные породы метаморфического происхождения

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

Этап 8. Домашнее задание

Объясняет д/з

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. (К)

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД




Предварительный просмотр:

Тема урока: "Познание Земли в древности"

1. ФИО: Деревяженко Валентина Николаевна, учитель географии, МБОУ СОШ № 5 п. Ахтырского

2. Предмет: география

3. Класс: 5

4. Тема урока: «Познание Земли в древности», раздел I: «Накопление знаний о Земле», урок № 2(1)

5. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012.

6. Цель: Сформировать знания учащихся об истории познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.

7. Задачи:

- обучающие: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья;

- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

8. Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему "Путешественник Древнего мира (Средневековья)". Сравнивать карту мира, составленную Эратосфеном с современной картой мира. Изучать по картам маршруты путешествий арабских мореплавателей, М.Поло, А.Никитина. 

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.


13. Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Предлагает материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала

Вспомните:

Какие науки изучают Землю?

Какие древние цивилизации вы знаете?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Дают ответ на вопрос (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Формулируют название темы урока (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Создает  для учеников проблемную ситуацию.

Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

Определить: Почему от знания природы своей местности зависело существование людей в древности?

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К)

Этап 3. Целеполагания:

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности


Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

-Как менялись знания человека о Земле в Древности и в Средние века?

Осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний

Осознают цели предстоящей деятельности (П , Р, К)

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. Планирование

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного материала.

Предлагает учащимся самим составить план

Работа в группах. Обобщают результаты исследований, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания (книга, атлас)

Этап 5. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы:

- Что по вашему мнению побудило людей изучать Землю? (Ответы пишутся на интерактивной доске) 

Подводит к выводу : что сначала, чтобы выжить – люди искали лучшее место, питание, а затем для налаживания торговых связей и получения сведений о планете.

Работают с текстом учебника, обсуждают в группах  варианты решения поставленной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других (П)

Предлагают свои варианты : любопытство, голод, (К,Р)

Просматривают(П) , сравнивают представления древних людей о форме Земли (Р).

Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

-Выберите период, в каком вам бы интересно было жить.

- Заполните с помощью учебника таблицу (слайд )

Демонстрирует слайды об известных людях эпохи, внёсших вклад в географию.

1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:

 -Что заставило людей приобретать географические знания? А нам для чего необходимо изучать свою планету?

2.Вставьте пропущенные слова: Географическая _______(наука)  зародилась в  _________(Древней Греции). Её основоположником считают _________ (Гомера)

Вступают в диалог.

Выполняют практикум  при помощи учебника, одни - Древняя география, другие – Средние века, анализируя текст (П)

Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя своё отношение к эпохе (Л). Обмениваются полученной  информацией (П)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

Этап 7. Рефлексия

(итог урока)

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

-Какие направления развития географии сложились в Древней Греции?

-В каких странах география развивалась наиболее успешно в Средние века?

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

Этап 8. Домашнее задание

Объясняет д/з п.2, Вопросы с.11 №5,6.

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. (К)

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)

 Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта....

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Конспект урока математики в 6 классе в рамках ФГОС ООО Тема урока: «Сложение, вычитание и умножение чисел с разными знаками»

Тип урока: урок отработки приобретенных знаний и умений в процессе выполнения упражнений.Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.Методы:  системно-деятельностный, пробле...

Конспект урока по ФГОС 5 класс ЗПР

Конспект урока по ФГОС для 5 класса с ЗПР...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

технологическая карта (конспект) урока по ФГОС 5 класс

технологическая карта (конспект) урока по  русскому языку 5 класс ФГОС по теме "Предложения с обращениями"...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...