Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_5_klass.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
Конспект урока истории в 5 классе
Учитель: Шевченко Татьяна Сергеевна
Тема урока: «Военные походы фараонов».
Цель урока: Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах и группах.
Средства обучения: проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, рабочие тетради, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», памятки для трех групп «Характеристика устного ответа по истории», карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, карточки группам.
Основные понятия изучаемые на уроке: пехотинцы ,боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | ЭОР | Время (в минутах) | |
учитель | учащиеся | |||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку, зачитывает состав групп. | Приветствуют учителя, садятся по группам | 1 | |
2 | Проверка домашнего задания | Уметь оценить выполненные задания в рабочих тетрадях | Организует отчёт консультантов | Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах | 2 | |
3 | Актуализация опорных знаний по теме: «Занятия жителей Древнего Египта». | Уметь подготовить устный ответ по карточке, работать с настенной картой, осуществлять контроль результатов. | Учитель вызывает к доске ученика для работы с понятиями и раздает 2-м ученикам индивидуальные задания на карточках - см. в Приложении 1. Подведение итогов, выставление оценок . | Ученик готовится к ответу по карточке. см. в Приложении 1. Ответ ученика по карточке. Оценивание ответа другим учеником по желанию, по памятке «Характеристика устного ответа по истории» см. в Приложении 2. Ответ ученика у доски (нужно дать определение понятиям, которые были изучены на прошлых уроках, каждое определение ученики записывают в словарик): цивилизация, государство, неравенство, фараон, налоги, обмен, папирус, оазис, дельта. Работа 2-х учеников по карточкам с индивидуальными заданиями. | 7 | |
4 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Вступительное слово учителя по теме: « Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы… (план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана). План: 1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды; 2.Цели военных походов; 3.Походы египетских фараонов; 4.Последствия походов Тутмоса III; 5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта. | Учащиеся формулируют предполагаемые вопросы, которые будут рассмотрены на уроке. Сверяют с планом, записанным учителем. | Презентация | 2 |
5 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 2 | |
6 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины. Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника | Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки Сообщение по первому вопросу плана (в объеме материала учебника). рассматривают иллюстрации учебника | Учебник страница 43-46 | 10 |
7 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Веселый цыплёнок» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | Презентация «Весёлый цыплёнок» | 1 |
8 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. | Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам (виды египетских войск, способ формирования войска). Отвечают на вопрос №1-2 страница 48. | Слайды презентации | 3 1 |
9 | Самостоятельная работа в парах | Уметь подготовить устный ответ по карточке, работать с документом. Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь. | Организует работу в парах. Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.) Вопросы к документу: •Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны? •Что захватывали в качестве добычи в таких походах воины Египта? •Какой характер носили войны? | Самостоятельно выполняют задание по документу. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой. Запись в тетради (причины и характер военных походов) | 6 | |
10 | Работа с картой. | Умение работать по настенной карте, применять полученные знания. | Организует работу по коррекции знаний с настенной картой. Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы: •Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки) •В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова) •Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины). Все географические названия учитель показывает на карте. | Учащиеся отвечают на вопросы и показавают географические названия на карте. Сравнивают карту на доске с картой учебника Запись ответов в тетради. | Карта «Древний ВостокЕгипет и Передняя Азия», | 5 |
11 | Самостоятельная работа в группах | Формирование интереса к предмету. Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины. Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля, взаимопомощь, умение работать в группе. | Организует учащихся на самостоятельную работу в группах, оказывает помощь при затруднениях. | Ученики, работая в группах, изучают 3 – 5 вопросы плана самостоятельно. Каждой группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 3, 2 группа – п. 4, 3 группа – п. 5). Карточки с вопросами смотри в Приложении 2. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь. | 2 | |
12 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Рефлексия: Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете? Подводит итог урока, выставляет оценки. | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям. | 2 | |
13 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; выучить пар.9, ответить на вопросы, задание № 6, выполнить задания в рабочей тетради. | Задают вопросы по характеру заданий. | 1 |
Приложение 1
Карточка для устного ответа на вопрос по изученной теме
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Занятия жителей Древнего Египта».
Для этого вспомни и ответь на вопросы:
• Какие занятия существовали у древних египтян?
• Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?
• Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?
• Как жили и чем занимались древнеегипетские писцы?
• Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?
• Как становились рабами? Как жили и чем занимались рабы?
Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?
Индивидуальная работа по карточкам – задания на карточках
1. В древнеегипетском поучении отец наставляет сына: «Обрати своё сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».
Ответь на вопросы:
1. Чему учит отец сына?
2. Как, по его мнению, можно стать писцом?
3. Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?
2. Прочитай отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответь на вопросы.
Я – раб царя. С восхода до заката
Среди других совершаю тяжелый труд.
И кус глиной – единственная плата
За стон, за пот, за тысячи минут.
Я – раб царя, и жребий мой безвестен;
Как тень зари исчезну без следа.
Меня с земли судьба сотрет, как плесень;
Но след не минет скорбного труда,
И простоит близ озера Мерида
Века веков святая пирамида.
Ответь на вопросы:
1. О чем идет речь в этом стихотворении?
2. Что прославлял его автор?
3. Почему раб так говорит о пирамиде в последней строчке?
4. Какие выводы о жизни рабов в Египте можно сделать, прочитав это стихотворение?
Приложение 2
Памятка для учеников «Характеристика устного ответа по истории»
1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
2. Обрати внимание, по существу вопроса отвечал твой одноклассник.
3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.
4. Дополни или исправь ответ одноклассника.
5. Есть ли вывод в конце выступления, если нет, сделай его сам.
6. Попробуй оценить ответ.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала есть существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся, использование учебника), в ответе есть существенные ошибки. Речь нечеткая, несвязная, прерывистая, непонятная.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто, существенные и множественные ошибки в содержании ответа, отказ отвечать.
Карточки с вопросами для работы в группах
1 группа (вопросы по пункту 3):
• Какие племена были соседями египтян?
• Какие богатства прельщали фараонов Египта в соседних странах?
• Какой фараон и когда совершил самые крупные завоевания?
Сделайте вывод об итогах военных походов фараонов Египта?
2 группа (вопросы по пункту 4):
• С какой добычей возвращались египетские войска домой?
• Как появлялись рабы в египетском государстве, как обращались с рабами?
• Почему пленники считались главной добычей на войне?
Сделайте вывод о том, какой характер носили военные походы фараонов?
3 группа (вопросы по пункту 5):
• Как жил простой воин?
• Как жила семья война?
• Как вы думаете, как делились богатства, захваченные во время военных походов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией
Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
конспект урока в 5 классе по теме "Линейные и столбчатые диаграммы" (ФГОС)
Это второй урок по теме "Линейные и стобчатые диараммы" по учебнику С.А.Козловой и А.Г.Рубина (ФГОС)....
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
План-конспект урока Биологии. 5 класс тема "Лишайники". В соответствии с требовании ФГОС
Урок разработан для 5 класса по теме "Лишайники", в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока в 5 классе по теме "Предложение" (в соответствии с ФГОС)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе, посвящённый Дню народного единства...