Семинар для обучающихся 9 класса "Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны степи"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Сердюкова Екатерина Сергеевна

Урок по географии  учителя  Сердюковой Екатерины Сергеевны

МБОУ лицея №13, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону

Семинар.

Семинар по теме: « Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны степи»

                    Цель семинара: Составить комплексную характеристику природным условиям и ресурсам степи, и дать им оценку с точки зрения условий жизни  и работы людей.

1.     Европейский Юг.

2.     Дата проведения семинара, и состав участников

Семинар проведён 22.02.14 с учащимися 9 классов. По календарно – тематическому планированию в этот день в 9 классе по географии изучается тема «Население и хозяйство района».

3. Опережающие задания ученикам и даты их выдачи

Задания ученики получили 8.02.14. На первой неделе подбирали дополнительный материал о занятиях населения,  природе, минеральных  ресурсах, промышленности, иллюстрации. Материал собран, поэтому недели на подготовку и систематизацию материала по заданной индивидуальной теме было достаточно. Ученики должны не только давать описание, но и высказывать свою точку зрения по поводу грамотного природопользования и хозяйственного освоения степи.

Задание 1. «Оценить природные условия в районе степи»

А) Особенности географического положения, рельеф

Б) Особенности климата

В) Особенности внутренних вод

Г) Особенности почв

Д) Особенности растительного и животного мира

Вывод: Дать оценку природным условиям степи. (Дано 2-м учащимся)

Задание 2. Дать характеристику:

А) Населению и трудовым ресурсам

Б) Межотраслевым комплексам

В) Крупнейшим городам

Г) Минеральным ресурсам (количественная и качественная оценка)

Вывод: Дальнейшие перспективы развития (Дано 2-м учащимся)

Задание 3. Вычленить отрасли специализации. Рассказать о наиболее крупных промышленных и агропромышленных центрах.(Дано 2-м учащимся)

Задание 4. Дать общую оценку состояния окружающей среды.(Дано 2-м учащимся)

Задание 1. Выполнено удачно, интересно. В нем показаны характерные черты природы степи: отсутствие гор, засушливый климат, плодородные «черноземы», отсутствие деревьев, сильные ветры, животные и растения степи, распаханность большей части степи. В презентации ученика много красочных, интересных иллюстраций.    

Задание 2 Выполнено учениками благодаря дополнительной консультации учителя. Было задано много вопросов про население и крупнейшие города.

Задание 3 было выполнено хорошо. Учащиеся с интересом спрашивали о крупных заводах и предприятиях расположенных в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области (Атоммаш, Ростсельмаш, Роствертол и т.д.)  

Задание 4 было выполнено развернуто. Ученики рассказали о вреде нанесенному окружающей среде деятельностью человека и показали не только  проблемы, но и возможные пути решения. Они предлагают создавать заповедники, строить очистные сооружения.

4.Темы, вынесенные на обсуждение

Тема 1.«Оценить эффективность использования минеральных  ресурсов степи»

Тема 2. «Условия жизни и деятельности человека в степи, приспособленность к жизни в условиях не совсем достаточного увлажнения»

Первая тема была развернута хорошо, было приведено много примеров использования минеральных  ресурсов: машиностроительные заводы, химическая промышленность, металлургические заводы и т.д..

Тема два была интересна учащимся. Многие ответили про искусственное орошение, т.к. часто видят каналы на полях когда куда-либо едут.

5.Вопросы обсуждения, возникшие в ходе семинара.

Вопрос 1. «Проблема загрязнения Азовского моря?»

Вопрос 2. «Почему степь плодородна и безлесна?»

Вопрос 3. «Влияние деятельности человека на плодородие почвы?»

Ученики отвечали правильно, что  в связи с созданием водохранилища и большим расходом пресной воды (для орошения, обеспечения промышленности и населения) соленость увеличилась. С черноморской водой проникли медузы. Они поедают планктон, лишая корм рыб корма. Из-за этого резко ухудшился породный состав рыбы. А также стоки. В азовской воде можно встретить сотни техногенных соединений-от солей ртути до фенола.

Ответ на 2 вопрос не затруднил учеников. Отвечали интересно, правильно, дополняя  друг друга. Выявили зависимость климата, растительности и вследствие содержания гумуса в черноземах.

При ответе на третий  вопрос ученики показали, что при многолетнем и бездумном  использовании земли плодородный слой измельчается, уплотняется колесами машин. Из-за этого способность почвы поглощать воду снижается в 100 раз. Также проблемы это-эрозия почвы и неумеренная химизация сельского хозяйства.

6. Выводы учеников по теме семинара.

Сделали вывод в конце урока о том, что в степи плодородные почвы (чернозем), относительно благоприятные климатические условия, в связи с этим активно развивается агропромышленный комплекс.

Много запасов полезных ископаемых вследствие чего много заводов (машиностроительные, нефтеперерабатывающие, металлургические, химические и т. д.).

 Размещение хозяйства в зоне степи связано с природными условиями и ресурсами.

Природные условия влияют на быт, традиции  и занятие населения.

Почвы очень быстро теряют свое плодородие и подвержены эрозии, поэтому требуют  бережного отношения.

7. Выводы учителя по теме семинара.

Степная зона вместе с лесостепью – главная житница страны, область возделывания пшеницы, кукурузы, подсолнечника, проса, бахчевых культур, а на западе – промышленного садоводства и виноградарства. Земледелие в степной зоне сочетается с развитым животноводством (крупный рогатый скот, коневодство, овцеводство и птицеводство). На западе зоны освоение земель под пашню можно считать законченным: распаханность территории достигла здесь 70-80%. В Сибири процент распаханности намного ниже. И хотя здесь еще не все земельные фонды, пригодные для распашки, исчерпаны, процент распаханности  сибирских степей останется и дальше более низким по сравнению с европейскими степями вследствие повышенной засоленности и каменистости почв.

В степной зоне более остро, чем в лесостепи, стоит проблема борьбы с засухами и ветровой эрозией почв. По этой причине особое значение здесь приобретают снегозадержание, полезащитное лесоразведение, искусственное орошение.

Богатые почвенно-климатические ресурсы зоны дополняются разнообразными полезными ископаемыми. В числе их месторождения железных руд, марганца, каменного угля, природного газа, хромитов, каменной соли, фосфоритов, строительных материалов и т. д.  Располагаясь на территории одной из наиболее освоенных человеком природных зон, многие месторождения полезных ископаемых достаточно хорошо изучены и широко разрабатываются, способствуя промышленному развитию степных районов.

Методические выводы учителя.

Семинар построен методически верно. Тема раскрыта.

 

8. Общая оценка результатов семинара

Тема семинара очень понравилась учащимся, т.к. они проживают в степной зоне  и многое знают не по рассказам, многое видели сами. Им было интересно участвовать, обсуждать, высказывать свое мнение, узнавать новое. В большинстве дети были активны и старались получить оценки.

Семинар активизировал работу учеников, дал им возможность проявить познавательный интерес, расширить свой кругозор,  пробовать свои силы в решение  различных проблем. Тема понята и усвоена.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по географии  учителя  Сердюковой Екатерины Сергеевны

МБОУ лицея №13, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону

Семинар.

Семинар по теме: « Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны степи»

                 Цель семинара: Составить комплексную характеристику природным условиям и ресурсам степи, и дать им оценку с точки зрения условий жизни  и работы людей.

  1. Европейский Юг.
  2. Дата проведения семинара, и состав участников

Семинар проведён 22.02.14 с учащимися 9 классов. По календарно – тематическому планированию в этот день в 9 классе по географии изучается тема «Население и хозяйство района».

3. Опережающие задания ученикам и даты их выдачи

Задания ученики получили 8.02.14. На первой неделе подбирали дополнительный материал о занятиях населения,  природе, минеральных  ресурсах, промышленности, иллюстрации. Материал собран, поэтому недели на подготовку и систематизацию материала по заданной индивидуальной теме было достаточно. Ученики должны не только давать описание, но и высказывать свою точку зрения по поводу грамотного природопользования и хозяйственного освоения степи.

Задание 1. «Оценить природные условия в районе степи»

А) Особенности географического положения, рельеф

Б) Особенности климата

В) Особенности внутренних вод

Г) Особенности почв

Д) Особенности растительного и животного мира

Вывод: Дать оценку природным условиям степи. (Дано 2-м учащимся)

Задание 2. Дать характеристику:

А) Населению и трудовым ресурсам

Б) Межотраслевым комплексам

В) Крупнейшим городам

Г) Минеральным ресурсам (количественная и качественная оценка)

Вывод: Дальнейшие перспективы развития (Дано 2-м учащимся)

Задание 3. Вычленить отрасли специализации. Рассказать о наиболее крупных промышленных и агропромышленных центрах.(Дано 2-м учащимся)

Задание 4. Дать общую оценку состояния окружающей среды.(Дано 2-м учащимся)

Задание 1. Выполнено удачно, интересно. В нем показаны характерные черты природы степи: отсутствие гор, засушливый климат, плодородные «черноземы», отсутствие деревьев, сильные ветры, животные и растения степи, распаханность большей части степи. В презентации ученика много красочных, интересных иллюстраций.    

Задание 2 Выполнено учениками благодаря дополнительной консультации учителя. Было задано много вопросов про население и крупнейшие города.

Задание 3 было выполнено хорошо. Учащиеся с интересом спрашивали о крупных заводах и предприятиях расположенных в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области (Атоммаш, Ростсельмаш, Роствертол и т.д.)  

Задание 4 было выполнено развернуто. Ученики рассказали о вреде нанесенному окружающей среде деятельностью человека и показали не только  проблемы, но и возможные пути решения. Они предлагают создавать заповедники, строить очистные сооружения.

4.Темы, вынесенные на обсуждение

Тема 1.«Оценить эффективность использования минеральных  ресурсов степи»

Тема 2. «Условия жизни и деятельности человека в степи, приспособленность к жизни в условиях не совсем достаточного увлажнения»

Первая тема была развернута хорошо, было приведено много примеров использования минеральных  ресурсов: машиностроительные заводы, химическая промышленность, металлургические заводы и т.д..

Тема два была интересна учащимся. Многие ответили про искусственное орошение, т.к. часто видят каналы на полях когда куда-либо едут.

5.Вопросы обсуждения, возникшие в ходе семинара.

Вопрос 1. «Проблема загрязнения Азовского моря?»

Вопрос 2. «Почему степь плодородна и безлесна?»

Вопрос 3. «Влияние деятельности человека на плодородие почвы?»

Ученики отвечали правильно, что  в связи с созданием водохранилища и большим расходом пресной воды (для орошения, обеспечения промышленности и населения) соленость увеличилась. С черноморской водой проникли медузы. Они поедают планктон, лишая корм рыб корма. Из-за этого резко ухудшился породный состав рыбы. А также стоки. В азовской воде можно встретить сотни техногенных соединений-от солей ртути до фенола.

Ответ на 2 вопрос не затруднил учеников. Отвечали интересно, правильно, дополняя  друг друга. Выявили зависимость климата, растительности и вследствие содержания гумуса в черноземах.

При ответе на третий  вопрос ученики показали, что при многолетнем и бездумном  использовании земли плодородный слой измельчается, уплотняется колесами машин. Из-за этого способность почвы поглощать воду снижается в 100 раз. Также проблемы это-эрозия почвы и неумеренная химизация сельского хозяйства.

6. Выводы учеников по теме семинара.

Сделали вывод в конце урока о том, что в степи плодородные почвы (чернозем), относительно благоприятные климатические условия, в связи с этим активно развивается агропромышленный комплекс.

Много запасов полезных ископаемых вследствие чего много заводов (машиностроительные, нефтеперерабатывающие, металлургические, химические и т. д.).

 Размещение хозяйства в зоне степи связано с природными условиями и ресурсами.

Природные условия влияют на быт, традиции  и занятие населения.

Почвы очень быстро теряют свое плодородие и подвержены эрозии, поэтому требуют  бережного отношения.

7. Выводы учителя по теме семинара.

Степная зона вместе с лесостепью – главная житница страны, область возделывания пшеницы, кукурузы, подсолнечника, проса, бахчевых культур, а на западе – промышленного садоводства и виноградарства. Земледелие в степной зоне сочетается с развитым животноводством (крупный рогатый скот, коневодство, овцеводство и птицеводство). На западе зоны освоение земель под пашню можно считать законченным: распаханность территории достигла здесь 70-80%. В Сибири процент распаханности намного ниже. И хотя здесь еще не все земельные фонды, пригодные для распашки, исчерпаны, процент распаханности  сибирских степей останется и дальше более низким по сравнению с европейскими степями вследствие повышенной засоленности и каменистости почв.

В степной зоне более остро, чем в лесостепи, стоит проблема борьбы с засухами и ветровой эрозией почв. По этой причине особое значение здесь приобретают снегозадержание, полезащитное лесоразведение, искусственное орошение.

Богатые почвенно-климатические ресурсы зоны дополняются разнообразными полезными ископаемыми. В числе их месторождения железных руд, марганца, каменного угля, природного газа, хромитов, каменной соли, фосфоритов, строительных материалов и т. д.  Располагаясь на территории одной из наиболее освоенных человеком природных зон, многие месторождения полезных ископаемых достаточно хорошо изучены и широко разрабатываются, способствуя промышленному развитию степных районов.

Методические выводы учителя.

Семинар построен методически верно. Тема раскрыта.

8. Общая оценка результатов семинара

Тема семинара очень понравилась учащимся, т.к. они проживают в степной зоне  и многое знают не по рассказам, многое видели сами. Им было интересно участвовать, обсуждать, высказывать свое мнение, узнавать новое. В большинстве дети были активны и старались получить оценки.

Семинар активизировал работу учеников, дал им возможность проявить познавательный интерес, расширить свой кругозор,  пробовать свои силы в решение  различных проблем. Тема понята и усвоена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природная зона степей

Презентация о приодной зоне степи...

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Семинар по теме: Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере таежной зоны

Подобный семинар может быть проведен не только на примере таежной зоны, но и любой другой природной зоны на территории России....

Природные зоны. Степи. Пустыни. Саванны.

Урок в разделе "Биосфера" 6 класс....

Урок по теме "Природно-хозяйственная зона степь"

Методическая разработка урока по теме "Природно-хозяйственная зона степь"  с использованием графических способов визуализации информации и ИКТ....

Природно-хозяйственные зоны. Лесостепи и степи. Растения, животные

Урок географии с экологической составляющей в 8 классе...