Семинар для обучающихся 9 класса "Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны степи"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Урок по географии учителя Сердюковой Екатерины Сергеевны
МБОУ лицея №13, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону
Семинар.
Семинар по теме: « Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны степи»
Цель семинара: Составить комплексную характеристику природным условиям и ресурсам степи, и дать им оценку с точки зрения условий жизни и работы людей.
1. Европейский Юг.
2. Дата проведения семинара, и состав участников
Семинар проведён 22.02.14 с учащимися 9 классов. По календарно – тематическому планированию в этот день в 9 классе по географии изучается тема «Население и хозяйство района».
3. Опережающие задания ученикам и даты их выдачи
Задания ученики получили 8.02.14. На первой неделе подбирали дополнительный материал о занятиях населения, природе, минеральных ресурсах, промышленности, иллюстрации. Материал собран, поэтому недели на подготовку и систематизацию материала по заданной индивидуальной теме было достаточно. Ученики должны не только давать описание, но и высказывать свою точку зрения по поводу грамотного природопользования и хозяйственного освоения степи.
Задание 1. «Оценить природные условия в районе степи»
А) Особенности географического положения, рельеф
Б) Особенности климата
В) Особенности внутренних вод
Г) Особенности почв
Д) Особенности растительного и животного мира
Вывод: Дать оценку природным условиям степи. (Дано 2-м учащимся)
Задание 2. Дать характеристику:
А) Населению и трудовым ресурсам
Б) Межотраслевым комплексам
В) Крупнейшим городам
Г) Минеральным ресурсам (количественная и качественная оценка)
Вывод: Дальнейшие перспективы развития (Дано 2-м учащимся)
Задание 3. Вычленить отрасли специализации. Рассказать о наиболее крупных промышленных и агропромышленных центрах.(Дано 2-м учащимся)
Задание 4. Дать общую оценку состояния окружающей среды.(Дано 2-м учащимся)
Задание 1. Выполнено удачно, интересно. В нем показаны характерные черты природы степи: отсутствие гор, засушливый климат, плодородные «черноземы», отсутствие деревьев, сильные ветры, животные и растения степи, распаханность большей части степи. В презентации ученика много красочных, интересных иллюстраций.
Задание 2 Выполнено учениками благодаря дополнительной консультации учителя. Было задано много вопросов про население и крупнейшие города.
Задание 3 было выполнено хорошо. Учащиеся с интересом спрашивали о крупных заводах и предприятиях расположенных в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области (Атоммаш, Ростсельмаш, Роствертол и т.д.)
Задание 4 было выполнено развернуто. Ученики рассказали о вреде нанесенному окружающей среде деятельностью человека и показали не только проблемы, но и возможные пути решения. Они предлагают создавать заповедники, строить очистные сооружения.
4.Темы, вынесенные на обсуждение
Тема 1.«Оценить эффективность использования минеральных ресурсов степи»
Тема 2. «Условия жизни и деятельности человека в степи, приспособленность к жизни в условиях не совсем достаточного увлажнения»
Первая тема была развернута хорошо, было приведено много примеров использования минеральных ресурсов: машиностроительные заводы, химическая промышленность, металлургические заводы и т.д..
Тема два была интересна учащимся. Многие ответили про искусственное орошение, т.к. часто видят каналы на полях когда куда-либо едут.
5.Вопросы обсуждения, возникшие в ходе семинара.
Вопрос 1. «Проблема загрязнения Азовского моря?»
Вопрос 2. «Почему степь плодородна и безлесна?»
Вопрос 3. «Влияние деятельности человека на плодородие почвы?»
Ученики отвечали правильно, что в связи с созданием водохранилища и большим расходом пресной воды (для орошения, обеспечения промышленности и населения) соленость увеличилась. С черноморской водой проникли медузы. Они поедают планктон, лишая корм рыб корма. Из-за этого резко ухудшился породный состав рыбы. А также стоки. В азовской воде можно встретить сотни техногенных соединений-от солей ртути до фенола.
Ответ на 2 вопрос не затруднил учеников. Отвечали интересно, правильно, дополняя друг друга. Выявили зависимость климата, растительности и вследствие содержания гумуса в черноземах.
При ответе на третий вопрос ученики показали, что при многолетнем и бездумном использовании земли плодородный слой измельчается, уплотняется колесами машин. Из-за этого способность почвы поглощать воду снижается в 100 раз. Также проблемы это-эрозия почвы и неумеренная химизация сельского хозяйства.
6. Выводы учеников по теме семинара.
Сделали вывод в конце урока о том, что в степи плодородные почвы (чернозем), относительно благоприятные климатические условия, в связи с этим активно развивается агропромышленный комплекс.
Много запасов полезных ископаемых вследствие чего много заводов (машиностроительные, нефтеперерабатывающие, металлургические, химические и т. д.).
Размещение хозяйства в зоне степи связано с природными условиями и ресурсами.
Природные условия влияют на быт, традиции и занятие населения.
Почвы очень быстро теряют свое плодородие и подвержены эрозии, поэтому требуют бережного отношения.
7. Выводы учителя по теме семинара.
Степная зона вместе с лесостепью – главная житница страны, область возделывания пшеницы, кукурузы, подсолнечника, проса, бахчевых культур, а на западе – промышленного садоводства и виноградарства. Земледелие в степной зоне сочетается с развитым животноводством (крупный рогатый скот, коневодство, овцеводство и птицеводство). На западе зоны освоение земель под пашню можно считать законченным: распаханность территории достигла здесь 70-80%. В Сибири процент распаханности намного ниже. И хотя здесь еще не все земельные фонды, пригодные для распашки, исчерпаны, процент распаханности сибирских степей останется и дальше более низким по сравнению с европейскими степями вследствие повышенной засоленности и каменистости почв.
В степной зоне более остро, чем в лесостепи, стоит проблема борьбы с засухами и ветровой эрозией почв. По этой причине особое значение здесь приобретают снегозадержание, полезащитное лесоразведение, искусственное орошение.
Богатые почвенно-климатические ресурсы зоны дополняются разнообразными полезными ископаемыми. В числе их месторождения железных руд, марганца, каменного угля, природного газа, хромитов, каменной соли, фосфоритов, строительных материалов и т. д. Располагаясь на территории одной из наиболее освоенных человеком природных зон, многие месторождения полезных ископаемых достаточно хорошо изучены и широко разрабатываются, способствуя промышленному развитию степных районов.
Методические выводы учителя.
Семинар построен методически верно. Тема раскрыта.
8. Общая оценка результатов семинара
Тема семинара очень понравилась учащимся, т.к. они проживают в степной зоне и многое знают не по рассказам, многое видели сами. Им было интересно участвовать, обсуждать, высказывать свое мнение, узнавать новое. В большинстве дети были активны и старались получить оценки.
Семинар активизировал работу учеников, дал им возможность проявить познавательный интерес, расширить свой кругозор, пробовать свои силы в решение различных проблем. Тема понята и усвоена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар 9 класс "Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны степи" | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии учителя Сердюковой Екатерины Сергеевны
МБОУ лицея №13, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону
Семинар.
Семинар по теме: « Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны степи»
Цель семинара: Составить комплексную характеристику природным условиям и ресурсам степи, и дать им оценку с точки зрения условий жизни и работы людей.
- Европейский Юг.
- Дата проведения семинара, и состав участников
Семинар проведён 22.02.14 с учащимися 9 классов. По календарно – тематическому планированию в этот день в 9 классе по географии изучается тема «Население и хозяйство района».
3. Опережающие задания ученикам и даты их выдачи
Задания ученики получили 8.02.14. На первой неделе подбирали дополнительный материал о занятиях населения, природе, минеральных ресурсах, промышленности, иллюстрации. Материал собран, поэтому недели на подготовку и систематизацию материала по заданной индивидуальной теме было достаточно. Ученики должны не только давать описание, но и высказывать свою точку зрения по поводу грамотного природопользования и хозяйственного освоения степи.
Задание 1. «Оценить природные условия в районе степи»
А) Особенности географического положения, рельеф
Б) Особенности климата
В) Особенности внутренних вод
Г) Особенности почв
Д) Особенности растительного и животного мира
Вывод: Дать оценку природным условиям степи. (Дано 2-м учащимся)
Задание 2. Дать характеристику:
А) Населению и трудовым ресурсам
Б) Межотраслевым комплексам
В) Крупнейшим городам
Г) Минеральным ресурсам (количественная и качественная оценка)
Вывод: Дальнейшие перспективы развития (Дано 2-м учащимся)
Задание 3. Вычленить отрасли специализации. Рассказать о наиболее крупных промышленных и агропромышленных центрах.(Дано 2-м учащимся)
Задание 4. Дать общую оценку состояния окружающей среды.(Дано 2-м учащимся)
Задание 1. Выполнено удачно, интересно. В нем показаны характерные черты природы степи: отсутствие гор, засушливый климат, плодородные «черноземы», отсутствие деревьев, сильные ветры, животные и растения степи, распаханность большей части степи. В презентации ученика много красочных, интересных иллюстраций.
Задание 2 Выполнено учениками благодаря дополнительной консультации учителя. Было задано много вопросов про население и крупнейшие города.
Задание 3 было выполнено хорошо. Учащиеся с интересом спрашивали о крупных заводах и предприятиях расположенных в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области (Атоммаш, Ростсельмаш, Роствертол и т.д.)
Задание 4 было выполнено развернуто. Ученики рассказали о вреде нанесенному окружающей среде деятельностью человека и показали не только проблемы, но и возможные пути решения. Они предлагают создавать заповедники, строить очистные сооружения.
4.Темы, вынесенные на обсуждение
Тема 1.«Оценить эффективность использования минеральных ресурсов степи»
Тема 2. «Условия жизни и деятельности человека в степи, приспособленность к жизни в условиях не совсем достаточного увлажнения»
Первая тема была развернута хорошо, было приведено много примеров использования минеральных ресурсов: машиностроительные заводы, химическая промышленность, металлургические заводы и т.д..
Тема два была интересна учащимся. Многие ответили про искусственное орошение, т.к. часто видят каналы на полях когда куда-либо едут.
5.Вопросы обсуждения, возникшие в ходе семинара.
Вопрос 1. «Проблема загрязнения Азовского моря?»
Вопрос 2. «Почему степь плодородна и безлесна?»
Вопрос 3. «Влияние деятельности человека на плодородие почвы?»
Ученики отвечали правильно, что в связи с созданием водохранилища и большим расходом пресной воды (для орошения, обеспечения промышленности и населения) соленость увеличилась. С черноморской водой проникли медузы. Они поедают планктон, лишая корм рыб корма. Из-за этого резко ухудшился породный состав рыбы. А также стоки. В азовской воде можно встретить сотни техногенных соединений-от солей ртути до фенола.
Ответ на 2 вопрос не затруднил учеников. Отвечали интересно, правильно, дополняя друг друга. Выявили зависимость климата, растительности и вследствие содержания гумуса в черноземах.
При ответе на третий вопрос ученики показали, что при многолетнем и бездумном использовании земли плодородный слой измельчается, уплотняется колесами машин. Из-за этого способность почвы поглощать воду снижается в 100 раз. Также проблемы это-эрозия почвы и неумеренная химизация сельского хозяйства.
6. Выводы учеников по теме семинара.
Сделали вывод в конце урока о том, что в степи плодородные почвы (чернозем), относительно благоприятные климатические условия, в связи с этим активно развивается агропромышленный комплекс.
Много запасов полезных ископаемых вследствие чего много заводов (машиностроительные, нефтеперерабатывающие, металлургические, химические и т. д.).
Размещение хозяйства в зоне степи связано с природными условиями и ресурсами.
Природные условия влияют на быт, традиции и занятие населения.
Почвы очень быстро теряют свое плодородие и подвержены эрозии, поэтому требуют бережного отношения.
7. Выводы учителя по теме семинара.
Степная зона вместе с лесостепью – главная житница страны, область возделывания пшеницы, кукурузы, подсолнечника, проса, бахчевых культур, а на западе – промышленного садоводства и виноградарства. Земледелие в степной зоне сочетается с развитым животноводством (крупный рогатый скот, коневодство, овцеводство и птицеводство). На западе зоны освоение земель под пашню можно считать законченным: распаханность территории достигла здесь 70-80%. В Сибири процент распаханности намного ниже. И хотя здесь еще не все земельные фонды, пригодные для распашки, исчерпаны, процент распаханности сибирских степей останется и дальше более низким по сравнению с европейскими степями вследствие повышенной засоленности и каменистости почв.
В степной зоне более остро, чем в лесостепи, стоит проблема борьбы с засухами и ветровой эрозией почв. По этой причине особое значение здесь приобретают снегозадержание, полезащитное лесоразведение, искусственное орошение.
Богатые почвенно-климатические ресурсы зоны дополняются разнообразными полезными ископаемыми. В числе их месторождения железных руд, марганца, каменного угля, природного газа, хромитов, каменной соли, фосфоритов, строительных материалов и т. д. Располагаясь на территории одной из наиболее освоенных человеком природных зон, многие месторождения полезных ископаемых достаточно хорошо изучены и широко разрабатываются, способствуя промышленному развитию степных районов.
Методические выводы учителя.
Семинар построен методически верно. Тема раскрыта.
8. Общая оценка результатов семинара
Тема семинара очень понравилась учащимся, т.к. они проживают в степной зоне и многое знают не по рассказам, многое видели сами. Им было интересно участвовать, обсуждать, высказывать свое мнение, узнавать новое. В большинстве дети были активны и старались получить оценки.
Семинар активизировал работу учеников, дал им возможность проявить познавательный интерес, расширить свой кругозор, пробовать свои силы в решение различных проблем. Тема понята и усвоена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природная зона степей
Презентация о приодной зоне степи...
План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...
Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны тундры
Семинар для обучающихся 8 класса...
Семинар по теме: Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере таежной зоны
Подобный семинар может быть проведен не только на примере таежной зоны, но и любой другой природной зоны на территории России....
Природные зоны. Степи. Пустыни. Саванны.
Урок в разделе "Биосфера" 6 класс....
Урок по теме "Природно-хозяйственная зона степь"
Методическая разработка урока по теме "Природно-хозяйственная зона степь" с использованием графических способов визуализации информации и ИКТ....
Природно-хозяйственные зоны. Лесостепи и степи. Растения, животные
Урок географии с экологической составляющей в 8 классе...