Природно-хозяйственные зоны. Лесостепи и степи. Растения, животные
методическая разработка по экологии (8 класс) на тему
Урок географии с экологической составляющей в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_.docx | 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
-Методическая разработка урока учителя географии, биологии, экологии
МКОУ СОШ с. Кипцы Гузачевой Е.А. по географии 8кл
Тема урока: . Природно-хозяйственные зоны. Лесостепи и степи. Растения, животные
Необходимое техническое оборудование:ПК, мультимедийный проектор, карта природных зон. Гербарий растений степей и леса. Образовательные ресурсы: учебник «География» 8класс. УМК автора Алексеева А.И. География России: «Природа и население» Биологическое краеведение7 кл учебник
Цель урока: расширить и углубить знания о природных зонах умеренного климатичского пояса- Лесостепи и степи. Расширить знания о природных зонах Саратовской области.-лесостепей и степей.
Задачи урока:
Образовательные: Разнообразие природных зон. Географическое положение природных зон. Климат. Почвы. Растительный и животный мир. Сформировать представление о
приспособлениях растений и животных в каждой природной зоне.
Развивающие: Уметь называть, показывать природные зоны России и Саратовской области.
Уметь определять географическое положение природных зон. Проводить воображаемые путешествия по природным зонам. Давать характеристику природных зон по плану. Уметь делать презентации по данной теме.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Требования ФГОС (предполагаемые результаты обучения)
Личностные: развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать уважительное отношения к России, родному краю.
Метапредметные:
- Формировать общественное (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.
- Развивать интеллектуальные способности.
- Отстаивать свою точку зрения.
-создать условия для осознания школьниками процесса обучения;
-способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы;
- развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
-формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой и другими источниками информации;
-создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.
Предметные: способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой, устанавливать взаимосвязи: природные условия – особенности растительного и животного мира. Знать особенности распространения животных и растений в умеренном поясе и их приспособления к различным климатическим условиям.
Задачи: Формировать УУД:
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и групповой работе.
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему и цель урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно, выполненное задание от неверного и др.
Коммуникативные УУД: формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
1.Этап мотивации(1 минута)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (5 мин)
3. Целеполагание. (5мин)
4. Осознание и осмысление учебного материала (2 мин) учителю и (5 мин) для подготовки детям.
5. Первичная проверка понимания (5мин)
6. Физкультминутка. Релаксация (3 мин)
7. Первичная проверка понимания (5 мин)
8. Закрепление знаний(5 мин)
9. Домашнее задание(1 мин)
10. Рефлексия. Подведение итогов.(5 мин)
Технологическая карта урока
N п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1 | Этап моти вации (1мин) | Здравствуйте ребята. Проверяет отсутствующих. Настраивает на урок. Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Здороваются. Дежурный нзывает отсутствующих в классе. Готовят рабочее место. | Формирование ответственного отношения к учению. Готовность к саморазвитию и самообразованию. | Умение быстро настроиться на урок. Самодисциплина. | Умение концентрировать внимание. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (5 мин) | Учитель показывая на карту природных зон предлагает отправиться в путешествие по стране .Сегодня мы продолжаем увлекательное путешествие по природным зонам своей страны и малой Родины. О каких природных зонах сегодня пойдёт речь, попробуйте догадаться сами. Обратите внимание на гербарии, изображения животных в виде разрезанных пазлов которые лежат на ваших столах. | Дети смотрят, слушают, отвечают. . Рассматривают гербарий, изображения животных,. Делают предположение о теме урока. | Формирование целостного мировоззрения. | 1.Умение устанавливать взаимосвязи. 2.Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли, особенностях природы на разных материках странах и своей местности. | 1.Умение определять понятия. 2.Устанавливать аналогии. Устанавливать причинно-следственные связи. |
3 | Целеполагание. (5мин) | Учитель : Мы уже изучили несколько природных зон. Давайте вспомним, по какому плану мы будем давать характеристику природных зон? Чем отличается одна природная зона от другой? В каком направлении меняются природные зоны? Главная причина такого изменения? Попробуем, поставить цель исследования-путешествия. | Определить цель, которая будет стоять перед нами на сегодняшнем уроке. Составляют цветные пазлы. Предлагают цель урока. Вспоминают план характеристики природной зоны. Отвечают на вопросы учителя. | 1.Интерес к познанию своего края. 2.Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли. Особенностях природы природных зон. | Формирование представлений о географии и биологическом краеведении как компоненте научной картины мира. | Умение самостоятельно определить цель изучения данной темы. |
4 | Осознание и осмысление учебного материала. (2 мин) учителю и (5 мин). Для подготовки детям. | Учитель предлагает учащимся еще раз посмотреть на собранные пазлы И комментирует их предназначение. Свои экспедиционные исследования природных зон мы проведем по группам. Вы получили домашнее задание подготовить материал о вашей природной зоне, его вы используете во время выступления. Выбрать специалистов: картографа, эколога, биолога, климатолога, почвоведа, капитана. Просит одеть бейджики. I группа Степи II группа лесостепь Работаем пользуясь планом «характеристика природной зоны», написанной на доске 1. Найдите на карте природную зону, в которой вы оказались. 2. Какие факторы, влияющие на развитие жизни в данной природной зоне, являются основными? 3. Назовите основных представителей флоры и фауны данной природной зоны. 4. Как приспособились организмы для жизни в этой природной зоне? 5. От чего зависит распространение и многообразие животного и растительного мира разных природных зон? Пока учащиеся работают, идут видеоролики о природных зонах. |
Групповая работа. В каждой группе выбраны специалисты: картограф, эколог, биолог, климатолог, почвовед, капитан. Каждая группа получает карточки с дополнительным материалом инструкции по работе с таблицей и таблицу которую предстоит заполнить, Одевают бейджики. Работают с учебником, атласом, дополнительным материалом ,презентациями Группа должна предоставить отчет о своих исследованиях. Золотое правило работы в группе - работать всем. Ребята в каждой группе: 1.Анализируют текст карточки и иллюстрации учебника, дополнительный материал , презентации) 2.Работают с картой. 3.Обобщают полученную в группе информацию. 4.Обсуждают. 5.Объясняют. 6.Оформляют в виде итоговой таблицы 7.Оценивают свою работу.
| 1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. 3. Овладение картографической грамотностью и использования географической карты как одного из языков международного общения. 4.Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Формирование представлений о разнообразии природных зон. | 1.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные. 2. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач 3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.. |
5 | Первичная проверка понимания 5мин | Учитель обращается к учащимся и приглашает их представить свои отчёты. I Группа «степь»Учитель Какая ширь здесь и приволье! Откройте карту «Растительность природных зон». Найдите степь. -Каких животные степей можно увидеть в нашей местности? Вопросы учащимся. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в степях? Основные виды хозяйственной деятельности? | 1.Объясняют особенности географического положения степной зоны. 2.Дают характеристику природной зоны степь с раскрытием связей между природными компонентами зоны. 3.Определяют основные природные богатства степной зоны. Основные виды хозяйственной деятельности. 4.Показывают на карте степную зону Саратовской области. Дают характеристику природной зоны, используя план записанный в тетрадях | Развитие практической деятельности в жизненных ситуациях. | 1.Развить практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные описания и характеристику природных зон. 2.Продолжить развитие картографической грамотности | 1.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами2. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. 3.Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
6 | Релаксация 3 мин | Учитель предлагает учащимся сделать зарядку, «для тех , кто работает сидя» | Учащиеся выполняют физические упражнения. | Умение расслабляться. | Быстро концентрировать своё внимание на уроке. | Установить связь между физкультминуткой и темой урока. |
7 | Первичная проверка понимания 10 мин | Учитель II группа Лес – это добрый огромный гигант, Какую растительность можно увидеть в этой природной зоне? Каких животные лиственных лесов можно увидеть в нашей местности? Почему так разнообразны растительность и животный мир лесов? Переходная зона между степью и пустыней называется лесостепь -А у нас нашей малой родине Саратовской области такую природу вы видели? Отчет группы « Лесостепь». | 1.Объясняют особенности географического положения лесной зоны. 2.Дают характеристику лесной природной зоны с раскрытием связей между природными компонентами зоны. 3.Определяют основные природные богатства лесной зоны. Основные виды хозяйственной деятельности. 4.Показывают на карте лесостепную зону Саратовской области. 5.Работают в группах с картами атласа и настенной физической картой природных зон. 6.Делают записи в тетрадях.. Определяют основные природные богатства лесостепи. Дают характеристику растительности и животного мира. Дополняют таблицу | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе работы в группе. | Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения. Работа с картами | Умение определять понятия, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Работать в группе, находить общее решение. |
8 | Закрепление знаний (5 мин) | Учитель : И прав А. Экзюпери, предупреждавший: « Все мы пассажиры большого корабля по имени « Земля », значит пересесть из него просто некуда ». Учитель биологии: Мы путешествовали по разным природным зонам, помогут ли в жизни полученные знания? Надо ли беречь природу? Как это сделать? | Отвечают на вопрос учителя. Какое значение имеют природные зоны в жизни человека? Зачем необходимо изучать тему. Когда и где в жизни могут, пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. | 1.Формировать эмоционально-ценностное отношение к географической среде. 2. Формирование представлений об особенностях деятельности людей. | Формировать знания о главных особенностях взаимодействия природы и человека на современном этапе его развития. О значении окружающей среды и рационального природопользования. Пути реализации стратегии устойчивого развития. | Умение строить логическое рассуждение. Умение увидеть процесс нарастания экологических проблем в пределах природных зон мира и своей малой Родины. |
9 | Домашнее задание (1 мин) | Учитель комментирует домашнее задание | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник. Дублируется Д/з на презентации 1Работа с контурной картой. Зона степей, лесостепей 2.Написать Эссе о природных зонах ( по выбору учащегося) | Формирование учебно-исследовательской и творческой деятельности при выполнении домашнего задания. | Самоконтроль. | Умение планировать свою деятельность по выполнению домашнего задания. |
10 | Подведение итогов. Рефлексия. ( 5мин) | Предлагает дополнить предложение, заполнив лист самооценки:
7) Все ли мы учебные задачи выполнили? О чем мы сегодня задумались? Как работали в группах? Рефлексия учебной деятельности на уроке. -Ребята, что нового вы сегодня узнали? -Выполнили мы поставленные цели? -Что вам понравилось больше всего? -О чем расскажете дома? Выставление оценок. -Вы все очень хорошо работали и справились со всеми заданиями. Спасибо за проделанную работу. Выразите свое настроение. Насколько нам это удалось? 8) Оценки ……. Вы поставили себе … Мы поставили вам …. Я рада была вас видеть на уроке. | Определяют уровень достижений своих результатов. Заполняют лист самооценки.(см приложение ) И результатов своих одноклассников. Отвечают на вопросы учителя. | Развитие рефлексивно-оценочной деятельности на уроке. | Правильная самооценка. | 1.Умение оценить себя, правильность выполненной учебной задачи. Предложить альтернативные способы решения задачи. |
Дополнительный материал
1.Текст карточки для работы в группах для специалистов: картографа, эколога, биолога, климатолога, почвоведа.
Природная зона лесостепей и степей
1. Географическое положение
Лесостепь — это переходная зона от леса к степи. Лесостепная зона протянулась сплошной полосой от западной границы России до Алтая и Саян.
Зона степей невелика по площади, занимает юг европейской части России и Западной Сибири. В Восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую), т. к. при достаточно теплом лете, здесь не достаточно выпадает осадков (хребты закрывают доступ влажному воздуху, да и сами котловины находятся в центре материка, удалены от океанов)
2. Типичный внешний облик зоны
Портрет степи
Беспредельная степь! Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки степной целины, она кажется в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становится степь весной. Весна в степи длится не долго - 2-3 недели. Это время, когда появляются в степи растения-эфемеры: тюльпаны, ирисы, и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений - луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода.
Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. Местами настолько ровного, что глаз видит его на много километров. С многочисленных же курганов, в беспорядке разбросанных по степи, кругозор увеличивается еще более... Даже у современного человека степной простор вызывает безотчетное желание побежать вдаль.
Главными признаками степей являются:
1) Травяной покров
2) Степи от лугов отличаются наличием в травяном покрове ковылей
3) Внешний облик степи сильно меняется в течение теплого периода, от весны до осени
3. Климатические условия
Умеренный климатический пояс
Климат лесостепи теплее и суше, чем климат лесных зон. Средняя температура июля составляет +19 — 22°С. Годовая сумма осадков 400—500 мм. Коэффициент увлажнения на севере зоны близок к единице, а к югу постепенно уменьшается. Соотношение тепла и влаги в лесостепи близко к оптимальному, но увлажнение неустойчивое. Бывают засухи и суховеи. В результате увеличения испарения снижается речной сток и водность рек. Глубже залегают грунтовые воды. Возрастает их минерализация.
В степи зима короткая, но холодная. Суровость ее нарастает к востоку. Средняя температура января - – 10°С. Мощность снежного покрова мала. После короткой и бурной весны наступает жаркое, сухое лето. Средняя температура июля составляет +21...+23°С. Здесь отчетливо прослеживаются черты засушливости климата. Дожди выпадают редко, обычно в виде коротких ливней, которые слабо увлажняют почву. Осадков выпадает мало (350—450 мм), примерно столько же, сколько в зоне тундры. Но тундра заболочена и отличается избыточным увлажнением. В степях же наблюдается недостаток влаги. Испаряемость значительно превышает количество осадков. Коэффициент увлажнения изменяется от 0,6 у северной границы зоны до 0,3 на юге. Сильные ветры обусловливают значительное испарение с поверхности и периодически происходящие засухи, суховеи, пыльные бури.
Реки маловодны. Многие из них летом пересыхают. Грунтовые воды лежат глубоко и не всегда пригодны для питья, т.к. засолены.
4. Почвы и их свойства
В лесостепной зоне на междуречьях чередуются широколиственные (дубовые) и мелколиственные леса на серых лесных почвах с разнотравными степями на черноземах.
Так как осадков выпадает немного, а испаряемость в 2 раза превышает количество осадков, в степи нет условий для вымывания перегноя в глубину почвенных горизонтов. В степи распространены черноземы с очень темной окраской и с зернистой структурой. Мощность перегнойного горизонта достигает 50—80 см. В бассейне реки Кубань граница этого горизонта отмечена на глубине 1,5 м. Черноземы — самые плодородные почвы нашей страны, их русский почвовед В. В. Докучаев называл царем почв. В южной полосе степей распространены темно-каштановые почвы, менее плодородные и нередко засоленные.
5. Растения и их приспособленность к условиям зоны
В прошлом в степях господствовала разнотравно-злаковая растительность. Ранней весной на еще влажной от стаявших снегов земле в степи расцветали многочисленные яркие цветы – эфемеры (запас питательных веществ в луковицах и корневищах). Проходило несколько недель, и степь становилась иной — в это время пышно развивались злаки: ковыли, типчак, тонконог. Ныне лишь в заповедниках можно увидеть, как красивы ковыльные степи.
Из-за длительных засух травы уже к середине лета жухнут и выгорают. Вот почему степные растения имеют глубокие, разветвленные корни. Листья у них маленькие и опущенные - приспособление для меньшей потери влаги через испарение: на таких листьях меньше устьиц.
6. Животные и их приспособленность к условиям зоны
В лесостепях обитают лесные виды зверей и птиц, но разнообразие их и количество невелико. В животном мире степей преобладают различные мелкие грызуны — суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки. Они делают запасы на зиму. Грызуны роют норы, птицы вьют гнезда. Из-за недостатка укрытий другие животные быстро бегают и ведут стадный образ жизни. По доисторическим степям бродили стада диких лошадей, сайгаки, ныне оттесненные в полупустыни, быки-туры, полностью уничтоженные в Восточной Европе.
7. Возможность использования ресурсов природной зоны человеком
В настоящее время лесостепная и степная зона практически полностью распаханы. Степь — главная зерновая житница страны. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, просо. Развито плодоводство и бахчеводство, а в поймах — овощеводство. Сохранившиеся участки степной растительности используются в качестве пастбищ.
8. Проблемы охраны природной зоны
Распаханность территории и ливневый характер осадков способствуют смыву верхнего плодородного горизонта почв и образованию оврагов на полях. В степях развита и ветровая эрозия. Суховеи иногда переходят в пыльные бури. Для защиты полей от губительного действия суховеев и задержания снега в степной зоне создаются лесные полосы. Первые опытные лесные полезащитные полосы были созданы в Каменной степи на юге Среднерусской возвышенности учениками В. В. Докучаева.
2. Заполнение таблицы:
Каждая группа заполняет свою зону степь или лесостепь
Географическое положение | Климатические условия | почвы | Растения животные | Хозяйственное использование зоны | |
Лист самооценки
1) Я знаю, что такое …
2) Я могу …
3) Я научился …
4) Мне очень понравилось….
5) Мне не понравилось….
6) Я бы хотел изменить….
7) Все ли мы учебные задачи выполнили? О чем мы сегодня задумались? Как работали в группах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные зоны России - лесостепи и степи
Урок с презентацией в 8 классе...
Лесостепи и степи(тест по теме Природные зоны России)
Лесостепи и степи(тест по теме Природные зоны России)...
Урок по теме "Природно-хозяйственная зона степь"
Методическая разработка урока по теме "Природно-хозяйственная зона степь" с использованием графических способов визуализации информации и ИКТ....
Природно-хозяйственные зоны России. Северные безлесные зоны.
План-коспект урока для учащихся 8-го класса. В ходе урока дети должны научиться давать физико-географическую характеристику природным зонам России. Научатся выявлять связи между компонентами природных...
Природно-хозяйственные комплексы степи Кубани
Открытый урок Кубановедения МАОУ СОШ №6, Курганинский район, Краснодарский край...
Природно-хозяйственные комплексы степи Кубани
Открытый урок Кубановедения МАОУ СОШ №6, Курганинский район, Краснодарский край...
Конспект открытого урока "Природно-хозяйственные зоны. Зона Арктики"
Конспект открытого урока "Природно-хозяйственные зоны. Зона Арктики" для 8 класса...