План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатические особенности, растительный и животный мир южных безлесных зон России.
Итогом урока является план-конспект урока. составленный для каждого ученика и заполняемый учащимися на каждом этапе урока новыми данными. позволить не только разнообразить работу на уроке, но и одновременно выполнить практическую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepi.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
ФИО | Омарова Аминат Султанахмедовна |
Место работы | МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского |
Должность: | учитель географии |
Предмет: | география |
Класс: | 8 класс |
Тема и номер урока в теме | «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей» |
Базовый учебник | Алексеев А.И. География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2007 |
Цель урока: узнать о географическом положении, изучить климатические особенности, воды, почвы, растительный и животный мир южных безлесных зон России; поработать с географической картой и с текстом учебника.
Задачи:
обучающие: сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире южных безлесных зон России;
развивающие: развивать навыки коллективной работы, умение работать с ЭОР, умение работать с географической картой и климатограммами;
Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами и ЭОР
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, карта, учебник.
Ход урока:
Постановка учебной задачи.
Дети! Давайте посмотрим на слайдах фотографии, прокомментируем эти фотографии и попробуем определить, в каком же месте России была произведена фотосъемка. (слайды)
Решение учебной задачи.
Что же мы видим на этих фотографиях?
Ученики называют объекты, изображенные на фотографиях и записывают их на доске:
- Нет деревьев
- Поля пшеницы
- Выгоревшая и сухая трава
- Цветущие луга…
- Широкие просторы…
О какой местности идет речь?
Итак, тема сегодняшнего урока – южные безлесные зоны России. Зона степей. На уроке мы с вами опишем степную зону России. Узнаем о географическом положении, изучим климатические и почвенные особенности, воды, почвы, растительный и животный мир южных безлесных зон России.
Поработаем с географической картой и с текстом учебника.
Запишите в своих листах «План-конспект» тему урока: «Южные безлесные зоны России. Зона степей».
Что такое «степь»? В русский язык слово «степь» вошло довольно поздно – в начале 17 века. Происхождение термина «степь» до сих пор не имеет удовлетворительного объяснения. В разных языках мира это слово звучит по-разному, но означает плоское, ровное, покрытое травяной растительностью место.
Запишите на листочках понятие «степь». Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью.
Красоту степей описывали в разные времена писатели и поэты:
создавали степям красивые образы:
Едешь, едешь степь да небо,
Точно нет им края.
Едешь, едешь - степь да небо…
Степь, вся степь, как море…
Ой, ты, степь, широкая, Степь раздольная…….
Степь да степь кругом
Очень ярко и живописно описал степь в своей повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь:
«…Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»
На что указывают эти строки?
Образ степей: широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная, много птиц, насекомых, суслики, душная и унылая, знойная, однообразная унылый вид, поникла трава… (дети читают свои записи и записывают в свои конспекты).
С целью углубления знаний провожу беседу по вопросам:
- Почему степи имеют такие особенности, которые мы выявили из отрывка? От чего они зависят? (климат)
- Прежде чем характеризовать климат, необходимо определить, где в нашей стране размещаются степи, т.е. их географическое положение.
ГП: на территории нашей страны степи протянулись от западной границы России, на юге Восточно-Европейской равнины и очагами на юге Сибири.
На просторах России, в той части страны, где осадков выпадает меньше настолько, что их не хватает для роста деревьев и кустарников, бескрайние пространства поросли травянистой растительностью - это степь. Степи есть в Ставропольском крае, наше село Родниковское тоже раскинулось на просторах степной зоны.
Исследовательская работа.
Работа в парах. Организация работы класса по группам с целью выявления особенностей климата, растительности, животного мира, почв и деятельности людей в степи.
Дети работают в паре, каждая пара получает карточку-задание и выполняет его 3-5 минут, используя различные источники географической информации.
1пара исследуют карту растительности и выявляют какая растительность преобладает в степях.
2пара исследуют почвы Какие почвы в степях, дать их характеристику. Какие проблемы существуют с использованием черноземов?
3 пара определяют чем занимаются люди, живущие в степях, и как это отражается на природе.
4 пара определяет в каком климатическом поясе находятся степи, среднюю температуру января и июля.
5 пара определяют типичных представителей зоны степей.
Дети 5 минут работают самостоятельно.
Давайте проверим ваши исследования
Итог урока. Я хочу еще раз возвратиться к описанию величия степей Н.В.Гоголем. …Огромный и бесконечный степной простор, вольный и безграничный, как душа народа. Дитя плодородной матери-земли и животворного отца-солнца степь величественна, юна и первобытна: не тронутая рукой человека, являющая собой "зеленый океан». Дикие травы, цветы и озера - хлебосольный дом для птиц, зверей и насекомых, наполняющих жилище свое музыкой разнообразных звуков…
Как вы думаете, сохранилась ли степь такой же, какой описал ее Гоголь?
Но однажды в степи загудели моторы. И вот острые плуги впервые подняли пласты жирной, плодородной почвы…
В настоящее время степь- это поля пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, вдоль которых стеной стоят деревья, посаженные заботливыми руками людей. Зимой они задерживают влагу, а летом заслон от ветров – суховеев. И еще видны ровные голубые полоски – это каналы от рек в глубь степей, чтобы напоить поля.
С тех пор прошло много лет. Давно выросли поселки, города. Даже поверить трудно, что когда- то здесь была одна голая степь. Увидеть степь теперь можно кое –где в заповедниках или прочитать описание степи у Гоголя, Тургенева, Чехова или стихах Кольцова.
Трудно догадаться, почему это произошло?
Изменение степи человеком
Что нового для себя узнали?
Важна эта тема лично для вас, для страны? Почему?
Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему?
Д/з: выучить план-конспект.
План-конспект урока.
Ф.И.__________________________________________________
Тема урока: ___________________________________________
Степь- ______________________________________________
______________________________________________________
Образ степей:__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Характеристика степей
План | Характеристика | |
Географическое положение | ||
Климатологи | Климат | |
Почвоведы | Почвы | |
Ботаники | Растительный мир | |
Зоологи | Животный мир | |
Экологи-краеведы | Хозяйственная деятельность человека |
Изменение степей человеком:_____________________________
______________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.
План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.
Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....
природные зоны России: зона тундры 7 класс
природные зоны России: зона тундры 7 класс...
Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России".
Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России" (иллюстративный материал)....
открытый урок по биологии 5 класс "Природные зоны России"
открытый урок по биологии 5 класс "Природные зоны России" (по программе И.Н. Пономаревой)...
Конспект урока "Учение о природных зонах России"
Вводный урок о природных зонах России. Для начала обучения и знакомства с природой Росии необходимо познакомится с учеными, которые занимались изучением данной темы. Также необходимо понимать различия...