План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Омарова Аминат Султанахмедовна

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатические особенности, растительный и животный мир южных безлесных зон России.

Итогом урока является план-конспект урока. составленный для каждого ученика и заполняемый учащимися на каждом этапе урока новыми данными. позволить не только разнообразить работу на уроке, но и одновременно выполнить практическую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepi.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока
Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

ФИО

Омарова Аминат Султанахмедовна

Место работы

МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского

Должность:

учитель географии

Предмет:

география

Класс:

8 класс

Тема и номер урока в теме

«Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Базовый учебник

Алексеев А.И. География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2007

Цель  урока: узнать о географическом положении, изучить климатические особенности, воды, почвы,  растительный и животный мир  южных безлесных зон России; поработать с географической картой и с текстом учебника.

Задачи:

обучающие: сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах,  растительном и животном мире  южных безлесных зон России;

развивающие: развивать навыки коллективной работы, умение работать с ЭОР, умение работать с географической картой и климатограммами;

Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами  и ЭОР

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, карта, учебник.

Ход урока:

Постановка учебной задачи.


      Дети! Давайте посмотрим на слайдах фотографии,  прокомментируем эти фотографии и попробуем определить, в каком же месте России была произведена фотосъемка. (слайды)

Решение учебной задачи.
      Что же мы видим на этих фотографиях?

Ученики называют объекты,  изображенные на фотографиях и записывают их на доске:


- Нет деревьев
- Поля пшеницы
- Выгоревшая и сухая трава

- Цветущие луга…

- Широкие просторы…

О какой местности идет речь?
       Итак, тема сегодняшнего урока – южные безлесные зоны России. Зона степей. На уроке мы с вами опишем степную зону России. Узнаем о географическом положении, изучим климатические и почвенные особенности, воды, почвы,  растительный и животный мир  южных безлесных зон России.

Поработаем с географической картой и с текстом учебника.

 

 Запишите в своих листах «План-конспект» тему урока: «Южные безлесные зоны России. Зона степей».

Что такое «степь»?  В русский язык слово «степь» вошло довольно поздно – в начале 17 века. Происхождение термина «степь» до сих пор не имеет удовлетворительного объяснения. В разных языках мира это слово звучит по-разному, но означает плоское, ровное, покрытое травяной растительностью место.

Запишите на листочках понятие «степь». Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью.

Красоту степей описывали в разные времена писатели и поэты:

создавали степям красивые образы:

Едешь, едешь степь да небо,

Точно нет им края.

Едешь, едешь - степь да небо…

Степь, вся степь, как море…

Ой, ты, степь, широкая,                                                                                         Степь раздольная…….

Степь да степь кругом

Очень ярко и живописно описал степь в своей повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь:

«…Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»

На что указывают эти строки?

Образ степей: широкая,  бесконечная, раздольная, разнотравная, много птиц, насекомых, суслики,  душная и унылая, знойная, однообразная унылый вид,  поникла трава… (дети читают свои записи и записывают в свои конспекты).

С целью углубления знаний провожу беседу по вопросам:

- Почему степи имеют такие особенности, которые мы выявили из отрывка? От чего они зависят? (климат)

- Прежде чем характеризовать климат, необходимо определить, где в нашей стране размещаются степи, т.е. их географическое положение.

ГП:  на территории нашей страны степи протянулись от западной границы России, на юге Восточно-Европейской равнины и очагами на юге Сибири.

На просторах России, в той части страны, где осадков выпадает меньше настолько, что их не хватает для роста деревьев и кустарников, бескрайние пространства поросли травянистой растительностью - это степь. Степи есть в Ставропольском  крае, наше село Родниковское  тоже раскинулось на просторах степной зоны.

                          Исследовательская работа.

Работа в парах.                                                                                                                                                             Организация работы класса по группам с целью выявления особенностей климата, растительности, животного мира, почв  и деятельности людей в степи.

Дети  работают в паре,  каждая пара получает карточку-задание и выполняет его 3-5 минут, используя различные источники географической информации.  

1пара исследуют карту растительности и выявляют какая растительность преобладает в степях.

2пара исследуют почвы Какие почвы в степях, дать их характеристику. Какие проблемы существуют с использованием черноземов?

3 пара определяют чем занимаются люди, живущие в степях, и как это отражается на природе.

4 пара определяет в каком климатическом поясе находятся  степи,  среднюю температуру января и июля.  

5 пара определяют типичных представителей зоны степей. 

 

Дети 5 минут работают самостоятельно.

Давайте проверим ваши исследования    

                                                         

Итог урока.    Я хочу еще раз возвратиться к описанию величия степей Н.В.Гоголем.  …Огромный и бесконечный степной простор, вольный и безграничный, как душа народа. Дитя плодородной матери-земли и животворного отца-солнца степь величественна, юна и первобытна: не тронутая рукой человека, являющая собой "зеленый океан».   Дикие травы, цветы и озера - хлебосольный дом для птиц, зверей и насекомых, наполняющих жилище свое музыкой разнообразных звуков…

Как вы думаете, сохранилась ли степь такой же,  какой описал ее  Гоголь?

Но однажды в степи загудели моторы. И вот  острые плуги впервые подняли пласты жирной, плодородной почвы…

В настоящее время степь- это поля пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, вдоль которых стеной стоят деревья, посаженные заботливыми руками людей. Зимой они задерживают влагу, а летом заслон от ветров – суховеев. И еще видны ровные голубые полоски – это каналы от рек в глубь степей, чтобы напоить поля.

С тех пор прошло много лет. Давно выросли поселки, города. Даже поверить трудно, что когда- то здесь была одна голая степь. Увидеть степь теперь можно кое –где в заповедниках или прочитать описание степи у Гоголя, Тургенева, Чехова или  стихах Кольцова.

   Трудно  догадаться, почему это произошло?

Изменение степи человеком

Что нового для себя узнали?

Важна  эта тема лично для вас, для  страны? Почему?

Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему?

Д/з: выучить план-конспект.

План-конспект урока.

Ф.И.__________________________________________________

Тема урока: ___________________________________________

Степь-  ______________________________________________

______________________________________________________
Образ степей:__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Характеристика степей

План

Характеристика

Географическое положение

Климатологи

Климат

Почвоведы

Почвы

Ботаники

Растительный мир

Зоологи

Животный мир

Экологи-краеведы

Хозяйственная деятельность человека

Изменение степей человеком:_____________________________


______________________________________________________




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

природные зоны России: зона тундры 7 класс

природные зоны России: зона тундры 7 класс...

Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России".

Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России" (иллюстративный материал)....

открытый урок по биологии 5 класс "Природные зоны России"

открытый урок по биологии 5 класс "Природные зоны России" (по программе И.Н. Пономаревой)...

Конспект урока "Учение о природных зонах России"

Вводный урок о природных зонах России. Для начала обучения и знакомства с природой Росии необходимо познакомится с учеными, которые занимались изучением данной темы. Также необходимо понимать различия...