Урок по теме "Природно-хозяйственная зона степь"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме "Природно-хозяйственная зона степь" с использованием графических способов визуализации информации и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ментальная карта к уроку | 18.33 КБ |
Конспект урока "Природно-хозяйственная зона степь" | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема «Природно-хозяйственная зона степь» 8 класс
Цель: Формирование информационной компетентности с использованием графических приемов при изучении природно-хозяйственной зоны степь.
Задачи: 1. Создание педагогических условий для комплексной характеристики природной зоны степь на основе выявления взаимосвязи между отдельными компонентами природы.
2. Создание педагогических условий для развития умений:
2. 1. работа с графическими источниками информации,
2.2. дополнительными источниками информации: книгой, интернетом.
2.3. работа в мини группах.
3. Создание педагогических условий для решения проблемного вопроса об изменениях природы степи происходящих под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Оборудование: карта природных зон России, мультимедиа, компьютер, раздаточный материал для учащихся, атласы.
Тип урока: изучение нового материала с применением графических способов визуализации информации и ИКТ.
Действие учителя | Действие учащихся и планируемые ответы | |
I. Организационный момент. II. Изучение нового материала Сегодня мы посвятим урок изучению «Природно-хозяйственная зона степь». Неповторимая красота природы русской степи описана во многих литературных произведениях. Я бы хотела прочесть вам отрывок очень известного романа, автором которого является наш земляк и предложить вам выписать слова, а может быть и словосочетания, которыми автор передает уникальное своеобразие природы степи. А если вы назовете автора этих строк – это будет прекрасно. Чтение отрывка из романа «Тихий Дон». Чтение сопровождается показом презентации- фильма «Зарисовки природы степи». Итак, какие слова вы выписали…. Может кто-то знает автора этих строк? Вы все прекрасно знаете, что Ростовская обл. располагается в степной зоне. Поэтому характеризуя природную зону степей, мы говорим о природе своего родного края. Сегодня мы выясним: 1. Какими характеристиками обладают компоненты ПК степь и как они взаимно влияют друг на друга. 2.Какое воздействие оказывает деятельность человека на природу степного края. В классе были созданы мини группы, которые получили задания охарактеризовать компоненты ПК степи. Сегодня они отчитаются по изученным вопросам. Вы можете задавать дополнительные вопросы по их выступлению. Итогом нашей работы будет составление карты-памяти «ПХЗ степь». Основу для карты мы создали когда только начинали изучать природно-хозяйственные зоны. Карты лежат перед вами и работать вы будете по парам. В конце урока вы сдадите свои карты для проверки. Заполнять карты вы будете в процессе обсуждения каждого вопроса. Также на столах лежат отчеты каждой группы. В них ребята выделили тегами самую важную на их взгляд информацию. Она поможет вам при составлении карты. 1.Первыми отчитывается группа, которая изучала географическое положение и рельеф природной зоны степи. Если есть дополнительные вопросы можете задать их.
2. Южное равнинное положение во многом определило особенности климата степей. Вторая группа изучала климат степей. Пожалуйста, к доске. Доп. Вопрос: Как повлиял климат на речную сеть степей. 4. А что можно сказать о почвах этой зоны? 5. Недостаточное увлажнение степи оказало влияние и на тип растительности. Какая она? Выясняла третья группа. Доп. Вопрос: А почему именно злаки основа растительности степи? 6. На открытых безлесных пространствах, где господствуют сильные ветра, летом командует жаркое солнце, а зимой столбики термометра опускаются достаточно низко, где мало влаги должны жить особенные животные. Какие они и как приспосабливаются к особенностям среды обитания, выясняла следующая группа. Человек являясь частью ПК, активно использует ресурсы степной зоны. Она является главной сельскохозяйственной зоной страны. Здесь производится большая часть земледельческой продукции: 80% хлеба, фруктов, овощей. Одновременно здесь развито и животноводство – скотоводство, свиноводство, на юге овцеводство. Мы обсудили все составляющие нашей карты. И у вас есть немного времени, чтобы ее закончить. Но мне кажется, что чего-то не хватает. Как вы думаете: чего не хватает в ней? Что бы вы добавили в карту, чтобы она была более полной и точной? Итак, давайте вернемся к нашим вопросам. Что мы выяснили?
Главной силой, которая меняет облик степной зоны – это человек. Какие изменения происходят сегодня под влиянием деятельности людей с:
Мы все время говорим о негативных последствиях деятельности людей. Но, наверное, есть что-то и хорошее. Что делает человек, чтобы сохранить богатство степей? Какой вывод вы бы сделали, прослушав ответы товарищей? Чтобы глубже изучить данный вопрос, дома я предлагаю вам выполнить следующее задание: Используя текст домашнего параграфа, материалы урока, выясните насколько велико влияние человека на природу степи? Результаты своих размышлений запишите в виде схемы, которую мы называем «Рыбий скелет». На следующем уроке мы обсудим результаты . Схемы находятся пред вами. На верхних ребрышках вы пишите, что положительного делает человек, а на нижних его отрицательные поступки. Посмотрим, каких ребрышек получится больше. Сдайте работы III. Подводя итог нашему уроку, хотелось бы подчеркнуть и еще раз напомнить вам, что степь уникальное творение природы и прежде всего от человека зависит - сохранится ли это жемчужина для наших потомков или они смогут увидеть настоящие степи только в кино и на фото. 4. Домашнее задание: §31, заполнить «Рыбий скелет». | Слушают, смотрят и выписывают слова в тетрадь Учащиеся читают свои записи. Шолохов Выступление ребят, работа с картой, заполнение части кластера. Выступление ребят, работа с диаграммой. Заполнение части кластера Речная сеть редкая. Грунтовые воды залегают достаточно глубоко. Реки сильно мелеют летом, что создает проблемы в их использовании. А разлив происходит весной при таянии снега. Выступление ребят Заполнение части кластера Выступление ребят Хорошо переносят засушливое время. Узкие листья, корневая система. Выступление ребят Заполнение части кластера заполнение части кластера. Так как все компоненты взаимосвязаны, то нужно показать стрелочками взаимосвязь компонентов в ПК. Мы дали характеристику всем компонентам ПК и выяснили, что они все взаимосвязаны. И изменение одного ведет за собой изменение другого. Снизилось их плодородие, усилилась ветровая и водная эрозия, засоление почв из-за избыточного орошения. Естественную растительность можно найти только в заповедной зоне. Много растений занесено в Красную книгу. Сократились места обитания животных. Полностью уничтожены лошади-тарпаны. На грани уничтожения находятся степной орел, дрофа, стрепет, байбак. Заповедники. Мелиорация и рекультивация почв. В основном влияние человека негативное. «Фишбоун» | Слайд 1 Тема урока Фильм Слайд 2 Кластер Слайд 3 Карта природных зон Диаграмма закреплена на доске Презентация Учащихся Презентация Учащихся Слайд 4 Взаимосвязь компонентов в ПК Слайд 5 Схема скелета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природная зона степей
Презентация о приодной зоне степи...
План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...
Зона степей (7 класс, школа VIII вида)
Конспект по географии в 7 классе школы VIII вида....
Семинар для обучающихся 9 класса "Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны степи"
Урок по географии учителя Сердюковой Екатерины СергеевныМБОУ лицея №13, Пролетарского района, г. Ростова-на-ДонуСеминар.Семинар по теме: « Связь размещения хозяйства с природными условиями...
Природные зоны. Степи. Пустыни. Саванны.
Урок в разделе "Биосфера" 6 класс....
План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...
Конспект урока: Южные безлесные зоны. Степи
Урок с использование технологии проблемно-исследовательского обучения....