Природные зоны. Степи. Пустыни. Саванны.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Урок в разделе "Биосфера" 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_uroka.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Природные зоны. Степи. Пустыни. Саванны.

 Предмет: география

Класс:   6 кл

Учебник:  География. Планета Земля. А.А. Лобжанидзе , «Сфера. Просвещение» 2011год.

Оборудование:  карта природных зон мира, картины с изображением пустыни и степи,  карточки, рисунок с изображением животных, медиапроектор.

Основное содержание:  степи и лесостепи, полупустыни, пустыни, саванны. Особенности природы и жизни человека в каждой природной зоне, характер экологических проблем. Растительные, водные, земельные, охотничье-промысловые, рекреационные н другие ресурсы природных зон

Ведущие понятия: природная зона, законы широтной зональности и высотной поясности. Степь, саванна, прерия, пампы, опустынивание

пустыня, полупустыня, бархан, дюн, оазис, гамады. Сахара, Калахари, Намиб, Большая Австралийская,  Большая пустыня Виктория, Гоби, Каракумы, пустыни Казахстана, Атакама.

Тема урока

 «Природные зоны. Степи. Пустыни. Саванны»

Цель

Создать условия для получения новых знаний на основе проектной деятельности в форме групповой, индивидуальной деятельности с ориентацией на формирование предметных, социальных, коммуникативных компетенций.

Образовательные задачи урока.

  • Одна из образовательных задач урока направлена на формирование универсальных учебных действий.

  • Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы и природно-хозяйственных зонах мира.
  • Познакомить учащихся с зональными и азональными природными комплексами.
  • Развивать умение характеризовать зональные природные комплексы;
  • Совершенствовать умение работать с индивидуальным материалом и принимать активное участие в коллективных формах работы, способствовать развитию речевой культуры.
  • Учиться осмысливать и интерпретировать полученную информацию, защищать творческую работу (проект).
  • Развивать  логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей,  сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.
  • Развивать «умения учиться»: использовать знания, умения  и навыки в учебной деятельности;

Предметные умения

Формируемые УУД

Учащиеся должны уметь

  • Называть, показывать  природно- хозяйственные зоны;

Определять:

  • специфические черты природно-хозяйственных зон.
  • особенности размещения природных зон на территории мира;
  • специфические черты природно-хозяйственных зон.

Объяснять:

  •  отличия природных комплексов друг от друга;
  •  условия формирования природно-хозяйственных зон;
  •  характер влияния человека на природных условия природных зон.

Личностные: формирование мотивационной готовности и основы учебной деятельности, выражать положительное отношение к процессу познания, воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления

Регулятивные:

- постановка учебной задачи, принимать и сохранять учебную задачу.

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

- оценивать результаты свей деятельности и всего класса.

Познавательные: вывести с учащимися «схему» определения понятий; применяя ее, сформулировать определения новых для них понятий; закрепить и систематизировать знания по теме, познакомив учащихся с логическими операциями обобщения и ограничения понятий.

Коммуникативные:

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Межпредметные связи

Биология, экология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Авторская тематическая презентация « Природные зоны мира», продукты учебных исследований  учащихся в виде компьютерных  презентаций.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока

Урок - панорама 

Методы познания

картографический,  исследовательский, сравнительный, оценки и прогноза

Формы работы

фронтальная, индивидуальная, групповая

Этап урока

Деятельность учителя

Познавательная деятельность ученика + формы работы+ источники

Г- Групповая

Ф - Фронтальная

И - Индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный момент.

Цель.

 Настроить детей на работу

Приветственное слово учителя. Мобилизует учащихся на активную творческую деятельность.

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.
                                                                                И. Зейме

Родная земля - самое великолепное что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.
                                                                               К. Паустовский

Эмоционально настраиваются на работу через создание ситуации успеха

– освоение системы географических знаний о природных зонах мира:

– выявлять зависимость между природными компонентами, доказывать их целостность и ритмичность.

Развитие географического кругозора.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; в ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности

Регулятивные: постановка учебной задачи

Определять цель и проблему в деятельности, планировать деятельность в учебной ситуации, выдвигать версии

II. Проверка домашнего задания.

Цель.

 Закрепление знаний по теме «Природные зоны. Ледяные пустыни и тундры. Леса»

1.СТОЛИЦЫ - АНАГРАММЫ

С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

1. Музыкальная партия индивидуалиста  ... (в Северной Европе, VI Зимние Олимпийские игры)

(Соло - Осло.)

2. Планета-богиня  ... (на реке Раздан, в Закавказье).

(Венера - Ереван.)

3. Глазные шторки  ... (на реке Днепр, в Восточной Европе.)

(Веки - Киев.)

4. Основное занятие детей и актёров  ... (на реке Даугава, в Прибалтике).

(Игра - Рига.)

5. Сдобная белая подружка чёрного хлеба  ... (в Юго-Западной Азии, столица горной страны).

(Булка - Кабул.)

2.Определить полуострова по контурам

3. Определить озера по контурам

4. Заполнить таблицу: « Взаимосвязь природных компонентов»

Определение природной зоны. Доказательство свойств географической оболочки.

5. Характерные черты природных зон арктических пустынь, тундры и лесов.

Ф. Определяют столицы.

И. Подписывает полуострова по контурам на доске/ первый с места на оценку

И/Ф. Определяют озера по контурам/подписывает на доске/

первый с места на оценку

Работа по вариантам:

Ассоциации с природной зоной:

1в –арктические пустыни

2в- тундра

III. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;

Цель.

Формулирование темы урока, цели урока, включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

Мы продолжаем изучение природных  зон мира.

 Любая природная зоны – это поле для хозяйственной деятельности людей, поэтому правильнее говорить о природно-хозяйственных зонах. И сегодня цель нашего урока: познакомиться с основными природными районами суши и океана, узнать, как они изменены человеком.

 

   Сформировать понятия «природная зона», «природно-хозяйственная зона».
  Выявить особенности расположения природно-хозяйственных зон и доказать, что в основе их расположения лежит закон зональности.

Ф

Слушают учителя, формулируют тему и цели  урока, определяют личную значимость изучаемой темы.

Выясняют пути достижения целей вспоминают основные понятия ПЗ,ПТК.

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Цель:

- повторение прописных истин изучаемой темы: понятий, определений и т.д.; Правила составления определений

Что же такое  природная зона?

закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории (слайд)

 В ПТК все компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом и изменение одного из них вызывает изменение комплекса в целом.

– На прошлом уроке мы изучали полярные пустыни и тундры. Используя карту «Леса мира», дайте ответ:   «Почему леса бывают разные?»

Проблемный  вопрос: Почему природная зона степей самая измененная человеком природная зона?

Степи как ландшафтные зоны располагаются в субтропических и умеренных поясах Северного и Южного полушарий, характеризуются полным отсутствием деревьев, большим разнообразием произрастающих трав, находятся на территории Евразии и Америки. 

Особенностью климата степей, характерного для всех материков, является засушливость (количество осадков в течение года составляет менее 400 мм.), преобладание ветреной погоды. В то же время наблюдается большое количество солнечных дней в году, существует большой перепад дневных и ночных значений температур воздуха.

Степи –пампа, пампасы в Южной Америке

Прерии- в Северной Америке

Природный комплекс пустыни называют «мертвой зоной», почему можно говорить о разнообразии жизни в данном ландшафте?

Представьте себя в пустыне, в зоне засушливой области планеты, создайте образ пустыни и полупустыни.

Пустыни и полупустыни - природная зона, характеризующаяся практически полным отсутствием растительности и очень бедным животным миром. Все это связано с крайне суровыми климатическими условиями планеты, где они располагаются. Их образование в первую очередь связано с низким количеством осадков. Именно поэтому пустыни прежде всего распространены в тропиках. Тропические пустыни занимают территорию большей части тропической Африки и Австралии, западного побережья тропического пояса Южной Америки, а также территорию Аравийского полуострова в Евразии

Самой засушливой пустыней в мире является пустыня Атакама в Южной Америке, где осадки не выпадали на протяжении 400 лет. Самая большая пустыня мира - Сахара, расположившаяся в Северной Африке  Её название переводится с арабского именно как "пустыня". Здесь была зафиксирована самая высокая температура воздуха на планете +58°C. Под палящими лучами солнца в летние месяцы, когда оно в полдень достигает зенита, песок под ногами раскаляется до огромных температур, а на камнях иногда можно даже поджарить яичницу. Однако, с заходом солнца температура в пустыне резко падает, перепады достигают десятков градусов в течение суток, а зимней ночью здесь даже случаются заморозки

Весной и летом в Сахаре поднимается сильный ветер - самум, что дословно можно перевести как "ядовитый ветер". Он может длиться всего 10-15 минут, но раскаленный пыльный воздух очень опасен для человека, он обжигает кожу, песок не дает свободно дышать, многие путешественники и караваны погибали в пустынях под этим смертоносным ветром. Также в конце зимы - начале весны в Северной Африке из пустыни практически каждый год начинает дуть сезонный ветер - хамсин, что на арабском значит "пятьдесят", так как в среднем он дует в течение пятидесяти дней.

Животный мир пустынь также небогат. Здесь преобладают рептилии - змеи, вараны, также здесь обитают скорпионы, млекопитающих мало. Одним из немногих смог приспособиться к этим тяжелым условиям верблюд, которого не случайно прозвали "кораблем пустыни". Запасая воду в виде жира в своих горбах, верблюды способны преодолевать большие расстояния. Для коренных кочевых народов пустынь верблюды - основа их хозяйства.

Саванны и редколесья – это природная зона, встречающаяся преимущественно в субэкваториальных поясах обоих полушарий. Наиболее характерной чертой этой зоны является сезонно-влажный климат с чёткой сменой периода дождей и засухи- 2 сезона.  Почему?

Также характерно преобладание  травянистой растительности с редкими, отдельно стоящими, группами деревьев. Наибольшая территория саванн располагается в Африке, занимая примерно 40 % всей её площади.

Природная зона саванн и редколесий очень активно осваивается человеком, что часто приводит к непоправимым её изменениям (например, процессам опустынивания).

В Африке это слоны, львы, зебры, антилопы, носороги, жирафы, много здесь и птиц: африканский страус, марабу, птица-секретарь. В Южной Америке - это муравьеды, свиньи-пекари, страус-нанду, броненосцы.

Перечислить все природные зоны. Какому закону они подчиняются?

Нарисовать на карте

- зону влажных экваториальных лесов

- пустыни

- тундру

Высказывают свои версии определения ПТК, причин его выделения, ландшафта

Анализируют проблему

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления взаимосвязей природных компонентов;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Выбирать необходимые источники информации, находить в картах атласа достоверную информацию, анализировать и обобщать, классифицировать по самостоятельно выбранным основаниям

Представлять информацию в разных формах

 IV.Первичное закрепление нового материала

 Заполнить таблицу по вариантам:

Вопросы для

 Сравнения.

Пустыня

Степь

Саванны

1. Что такое?

2. Особенности климата

3. Основные виды растений

4. Почвы.

5. Основные виды животных

6.Использование земель

Рефлексия: по алгоритму сравнения

 Заполняют таблицу

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Самостоятельное выполнение творческих заданий.

VII. Практико-значимое домашнее задание.

Домашнее задание: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта.

  1. Минисочинение  «Один день в пустыне».
  2. Спрогнозировать пути решения экологических проблем  использования человеком пустынь и полупустынь.
  3. Параграф 48-49.

Намечают пути выполнения домашнего задания.

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природная зона степей

Презентация о приодной зоне степи...

Природная зона - пустыни. Может ли пингвин жить в пустыне?

Этот урок - проблема, урок - путешествие проводится в конце изучения темы "Природные зоны мира. Пустыни". Обучающиеся обобщают и систематизируют ранее полученные знания, выполняя увлекательные задания...

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Урок географии в 7 классе. Тема: "Природные зоны Африки. Пустыни"

Урок по теме "Природные зоны Африки. Пустыни", разработан с использованием модульной технологии. Урок проводится с использованием ИКТ и показом фрагментов фильма ВВС "Дикая Африка"....

Природные зоны Африки: пустыни, национальные парки

Данная презентация содержит материал к учебнику "География: материки, океаны, народы и страны" И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева ( под редакцией В.П. Дронова),  7 класс...

Природные зоны Африки: экваториальные леса, саванны

Данная презентация составлена к уроку по учебнику "География: материки, океаны, народы и страны" И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева ( под редакцией В.П. Дронова) 7 класс...

План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...