Природные зоны. Степи. Пустыни. Саванны.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Природные зоны. Степи. Пустыни. Саванны.
Предмет: география
Класс: 6 кл
Учебник: География. Планета Земля. А.А. Лобжанидзе , «Сфера. Просвещение» 2011год.
Оборудование: карта природных зон мира, картины с изображением пустыни и степи, карточки, рисунок с изображением животных, медиапроектор.
Основное содержание: степи и лесостепи, полупустыни, пустыни, саванны. Особенности природы и жизни человека в каждой природной зоне, характер экологических проблем. Растительные, водные, земельные, охотничье-промысловые, рекреационные н другие ресурсы природных зон
Ведущие понятия: природная зона, законы широтной зональности и высотной поясности. Степь, саванна, прерия, пампы, опустынивание
пустыня, полупустыня, бархан, дюн, оазис, гамады. Сахара, Калахари, Намиб, Большая Австралийская, Большая пустыня Виктория, Гоби, Каракумы, пустыни Казахстана, Атакама. |
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Цель: - повторение прописных истин изучаемой темы: понятий, определений и т.д.; Правила составления определений | Что же такое природная зона? закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории (слайд) В ПТК все компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом и изменение одного из них вызывает изменение комплекса в целом. – На прошлом уроке мы изучали полярные пустыни и тундры. Используя карту «Леса мира», дайте ответ: «Почему леса бывают разные?» Проблемный вопрос: Почему природная зона степей самая измененная человеком природная зона? Степи как ландшафтные зоны располагаются в субтропических и умеренных поясах Северного и Южного полушарий, характеризуются полным отсутствием деревьев, большим разнообразием произрастающих трав, находятся на территории Евразии и Америки. Особенностью климата степей, характерного для всех материков, является засушливость (количество осадков в течение года составляет менее 400 мм.), преобладание ветреной погоды. В то же время наблюдается большое количество солнечных дней в году, существует большой перепад дневных и ночных значений температур воздуха. Степи –пампа, пампасы в Южной Америке Прерии- в Северной Америке Природный комплекс пустыни называют «мертвой зоной», почему можно говорить о разнообразии жизни в данном ландшафте? Представьте себя в пустыне, в зоне засушливой области планеты, создайте образ пустыни и полупустыни. Пустыни и полупустыни - природная зона, характеризующаяся практически полным отсутствием растительности и очень бедным животным миром. Все это связано с крайне суровыми климатическими условиями планеты, где они располагаются. Их образование в первую очередь связано с низким количеством осадков. Именно поэтому пустыни прежде всего распространены в тропиках. Тропические пустыни занимают территорию большей части тропической Африки и Австралии, западного побережья тропического пояса Южной Америки, а также территорию Аравийского полуострова в Евразии. Самой засушливой пустыней в мире является пустыня Атакама в Южной Америке, где осадки не выпадали на протяжении 400 лет. Самая большая пустыня мира - Сахара, расположившаяся в Северной Африке Её название переводится с арабского именно как "пустыня". Здесь была зафиксирована самая высокая температура воздуха на планете +58°C. Под палящими лучами солнца в летние месяцы, когда оно в полдень достигает зенита, песок под ногами раскаляется до огромных температур, а на камнях иногда можно даже поджарить яичницу. Однако, с заходом солнца температура в пустыне резко падает, перепады достигают десятков градусов в течение суток, а зимней ночью здесь даже случаются заморозки Весной и летом в Сахаре поднимается сильный ветер - самум, что дословно можно перевести как "ядовитый ветер". Он может длиться всего 10-15 минут, но раскаленный пыльный воздух очень опасен для человека, он обжигает кожу, песок не дает свободно дышать, многие путешественники и караваны погибали в пустынях под этим смертоносным ветром. Также в конце зимы - начале весны в Северной Африке из пустыни практически каждый год начинает дуть сезонный ветер - хамсин, что на арабском значит "пятьдесят", так как в среднем он дует в течение пятидесяти дней. Животный мир пустынь также небогат. Здесь преобладают рептилии - змеи, вараны, также здесь обитают скорпионы, млекопитающих мало. Одним из немногих смог приспособиться к этим тяжелым условиям верблюд, которого не случайно прозвали "кораблем пустыни". Запасая воду в виде жира в своих горбах, верблюды способны преодолевать большие расстояния. Для коренных кочевых народов пустынь верблюды - основа их хозяйства. Саванны и редколесья – это природная зона, встречающаяся преимущественно в субэкваториальных поясах обоих полушарий. Наиболее характерной чертой этой зоны является сезонно-влажный климат с чёткой сменой периода дождей и засухи- 2 сезона. Почему? Также характерно преобладание травянистой растительности с редкими, отдельно стоящими, группами деревьев. Наибольшая территория саванн располагается в Африке, занимая примерно 40 % всей её площади. Природная зона саванн и редколесий очень активно осваивается человеком, что часто приводит к непоправимым её изменениям (например, процессам опустынивания). В Африке это слоны, львы, зебры, антилопы, носороги, жирафы, много здесь и птиц: африканский страус, марабу, птица-секретарь. В Южной Америке - это муравьеды, свиньи-пекари, страус-нанду, броненосцы. Перечислить все природные зоны. Какому закону они подчиняются? Нарисовать на карте - зону влажных экваториальных лесов - пустыни - тундру | Высказывают свои версии определения ПТК, причин его выделения, ландшафта Анализируют проблему | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления взаимосвязей природных компонентов; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Выбирать необходимые источники информации, находить в картах атласа достоверную информацию, анализировать и обобщать, классифицировать по самостоятельно выбранным основаниям Представлять информацию в разных формах | ||||||||||||||||||||||||||||
IV.Первичное закрепление нового материала | Заполнить таблицу по вариантам:
Рефлексия: по алгоритму сравнения | Заполняют таблицу | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Самостоятельное выполнение творческих заданий. |
VII. Практико-значимое домашнее задание. | Домашнее задание: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта.
| Намечают пути выполнения домашнего задания. | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; | – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природная зона степей
Презентация о приодной зоне степи...
Природная зона - пустыни. Может ли пингвин жить в пустыне?
Этот урок - проблема, урок - путешествие проводится в конце изучения темы "Природные зоны мира. Пустыни". Обучающиеся обобщают и систематизируют ранее полученные знания, выполняя увлекательные задания...
План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...
Урок географии в 7 классе. Тема: "Природные зоны Африки. Пустыни"
Урок по теме "Природные зоны Африки. Пустыни", разработан с использованием модульной технологии. Урок проводится с использованием ИКТ и показом фрагментов фильма ВВС "Дикая Африка"....
Природные зоны Африки: пустыни, национальные парки
Данная презентация содержит материал к учебнику "География: материки, океаны, народы и страны" И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева ( под редакцией В.П. Дронова), 7 класс...
Природные зоны Африки: экваториальные леса, саванны
Данная презентация составлена к уроку по учебнику "География: материки, океаны, народы и страны" И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева ( под редакцией В.П. Дронова) 7 класс...
План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...