Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны тундры
учебно-методический материал по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по географии учителя
Бухтеевой Галины Николаевны.
ФГКОУ СОШ №24 МО РФ,
город Вольск – 18, Саратовская обл.
Семинар.
Семинар по теме: « Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны тундры.»
Цель семинара: Составить комплексную характеристику природным условиям и ресурсам тундры, и дать им оценку с точки зрения условий жизни и работы людей.
- Зона тундры таинственна и загадочна.
- Дата проведения семинара, и состав участников
Семинар проведён 14.02.12 с учащимися 8 классов. По календарно – тематическому планированию в этот день в 8 классе по географии изучается тема «Арктическая пустыня, тундра и лесотундра
- Опережающие задания ученикам и даты их выдачи
Задания ученики получили 7.02.12, но подготовку к семинару начали проводить намного раньше. При изучении чисти 2 «Природа России» мы уделяли особое внимание рельефу, минеральным ресурсам, климату, дискомфортности климатических условий, многолетней мерзлоте, почвам, биологическим ресурсам тундры. Подбирали дополнительный материал о исследователях этой территории, о занятиях населения, иллюстрации, стихи. Материал собран, поэтому недели на подготовку и систематизацию материала по заданной индивидуальной теме было достаточно. Ученики должны не только давать описание, но и высказывать свою точку зрения по поводу грамотного природопользования и хозяйственного освоения тундры .
Тема 1. «Влияние природных условий тундры на быт, традиции и занятия населения.»(презентация)
Тема 2. «Активное вовлечение зоны тундры в хозяйственное освоение.» (презентация)
Тема 3. «Программа выживания малых народов тундры.» (проект)
Тема 4. «Транспорт – главная проблема тундры.» (проект строительство Полярно – Сибирской магистрали)
Темы 1. выполнена удачно, интересно. В ней показаны характерные черты природы тундры: маломощный снежный покров, сильные ветры короткое лето, много болот, много перелётных птиц, разнообразные флора и фауна. В этих условиях коренное население занимается оленеводством, промыслом морского зверя, рыболовством. В презентации ученика много красочных, интересных иллюстраций.
Тема 2.выполнена учеником благодаря дополнительной консультации учителя. В презентации ученика говорится, что освоение тундры русскими связано в основном с разведкой и добычей полезных ископаемых (руд цветных металлов, каменного угля, нефти, газа)
Темы 3 и 4 дали ученикам возможность не только показать проблемы малых народов севера и проблемы транспорта, но и возможные пути решения этих проблем. Они предлагают улучшать условия жизни коренного населения, создавать новые рабочие места , исходя из возможностей тундры (создание новых экзотических, рекреационных зон; создание новых железнодорожных магистралей (Салехард-Анадырь).
4.Темы, вынесенные на обсуждение
Тема 1. «Сравнение южной границы зоны тундры на западе и востоке
России »
Тема 2.«Связь расселения коренных малочисленных народов тундры с административно – территориальным устройством страны.»
Тема 3.«Традиционный тип природопользования на безлесных территориях тундры».
С первой темой ученики справились самостоятельно, проследив по карте южную границу тундры и пришли к выводу, что южная граница тундры на западе России проходит вдоль побережья, за полярным кругом, а восточная граница уходит на юг и достигает 60 параллели на Дальнем Востоке. Одна из причин – теплое течение на западе, которое повлияло на климат.
Вторую тему ученики осветили полно и грамотно, назвав все административно – территориальные субъекты, где размещены коренные народы, указав плотность населения в них, наличие крупных городов.
Для третей темы требовалось дополнительная консультация учителя по поводу разъяснения понятия «природопользование».
5.Вопросы обсуждения, возникшие в ходе семинара.
Вопрос 1. «Бывают ли в тундре белые ночи?»
Вопрос 2. «Почему тундра безлесна?»
Вопрос 3. «Влияние многолетней мерзлота на строительство»
Вопрос 4. «Почему природа севера особенно ранима, трудно восстанавливается?»
Ответ на первый вопрос ученики смогли получить, проследив по карте, как проходят полярный круг и параллель 60 0,южнее которой белые ночи не бывают.
Ответ на 2 вопрос не затруднил учеников. Отвечали интересно, правильно, дополняя друг друга. Учитель объяснил понятие «пирогенная тундра».
При ответе на третий вопрос ученики показали, что многолетняя мерзлота создаёт значительные трудности для строительства. Протаивание мерзлоты даёт просадку грунта. Дома строят на сваях. Это требует дополнительных затрат. Для ответа на этот вопрос потребовались знания из дополнительной литературы , а также вспомнили о науке геокриологии .
На 4 вопрос понадобилась помощь учителя, после чего ребята поняли, что к экстремальным условиям приспособились немного видов растений и животных, т.е.беден видовой состав; малое количество тепла приводит к медленному восстановлению организмов.
6. Выводы учеников по теме семинара.
1. Размещение хозяйства в зоне тундры связано с природными условиями и ресурсами
2.Природные условия влияют на быт, традиции и занятие населения.
3. Степень экстремальности условий проживания прежде всего касается пришлого населения.
4. Природа тундры уязвима, ранима, долго восстанавливается, поэтому требует бережного отношения.
7. Выводы учителя по теме семинара.
1.В результате русской колонизации в дореволюционный период и миграционных процессов советского времени, связанных с промышленным освоением Севера, сложился многонациональный состав населения тундры.
2. Генетическая неспособность адаптации малых народов Севера к многочисленным издержкам цивилизации, диктует необходимость государственной поддержки в деле в сохранения природной среды их обитания, народных промыслов и отраслей северной промышленности, систем ведения хозяйства и традиционного природопользования.
Методические выводы учителя.
Семинар построен методически верно. Тема раскрыта.
8.Общая оценка результатов семинара.
Семинар активизировал работу учеников, дал им возможность проявить познавательный интерес, расширить свой кругозор, пробовать свои силы в решение различных проблем. Тема понята и усвоена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.
План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...
природные зоны России: зона тундры 7 класс
природные зоны России: зона тундры 7 класс...
Семинар по теме: Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере таежной зоны
Подобный семинар может быть проведен не только на примере таежной зоны, но и любой другой природной зоны на территории России....
Семинар для обучающихся 9 класса "Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны степи"
Урок по географии учителя Сердюковой Екатерины СергеевныМБОУ лицея №13, Пролетарского района, г. Ростова-на-ДонуСеминар.Семинар по теме: « Связь размещения хозяйства с природными условиями...
Природные зоны. Тундра.4 класс
Конспект урока по окружающему миру....
Природные зоны. Тундра.4 класс
Конспект урока по окружающему миру....
Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...