Семинар по теме: Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере таежной зоны
план-конспект занятия по географии (8 класс) по теме
Подобный семинар может быть проведен не только на примере таежной зоны, но и любой другой природной зоны на территории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Семинар по теме: Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере таежной зоны
Для семинара мною выбрана природная зона тайги, т.к. мы живем в этой зоне и хотелось более конкретно показать связь хозяйственной деятельности с природными условиями нашей зоны.
Дата проведения семинара - 8 февраля.
Участники - уч-ся 8 класса, в количестве 25 человек.
Опережающие задания ученикам были розданы в середине января, сразу после каникул.
Характеристика европейской тайги;
Характеристика тайги Сибири;
Характеристика муссонной тайги;
Хозяйственная деятельность человека;
Экологические проблемы тайги;
Лесные ресурсы и лесная промышленность Свердловской области.
Учащимся 8-х классов были даны вопросы, связанные с особенности природы, и опережающее задание, связанное с особенностями размещения отраслей хозяйства нашей территории.
Если анализировать выполнение опережающих заданий, то можно сказать что ученики подошли к выполнению заданий очень ответственно. Задания были выполнены удачно и интересно. Ученики подготовили не только содержательный теоретический материал, но и объемный иллюстративный материал (фотографии, графики, сравнительные таблицы, карты и т.д.). Большой интерес у ребят возник к выступлению о лесной промышленности нашей области, т.к. содержание было построено на опережающих материалах и основы экономической географии нам еще предстоит изучать в 9-м классе. Слишком общими ответами оказались материалы о экологической ситуации таежной зоны.
В ходе проведения семинара для обсуждения были вынесены следующие темы:
- Особенности рельефа таежной зоны;
- Особенности климата;
- Особенности почв;
- Особенности внутренних вод;
- Особо охраняемые территории, находящиеся в пределах таежной зоны;
- Размещение населения.
Давая оценку работе над данными темами можно сказать, что все темы привлекли внимание учащихся. Ребята активно влились в обсуждение. При обсуждении были сформулированы основные особенности таежной зоны.
По видовому составу различают светлохвойную (сосна обыкновенная, некоторые американские виды сосны, лиственницы сибирская и даурская) и более характерную и распространённую - темнохвойную тайгу (ель, пихта, кедровая сосна). Древесные породы могут образовывать чистые (еловые, лиственничные) и смешанные (елово-пихтовые) древостои.
Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников, кустарничков и трав немногочисленны.
Многочисленны и широко распространены: рысь, росомаха, бурундук, соболь, белка и др. Из копытных встречаются северный и Благородный олень, лось, косуля; многочисленны зайцы, бурозубки, грызуны: мыши, полёвки, белки обыкновенная и летяга, бурундуки.
Из птиц обычны: глухарь, обыкновенный рябчик, кедровка, клесты и др. В таёжном лесу по сравнению с лесотундрой благоприятнее условия для жизни животных. Здесь больше оседлых животных. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей.
В зимний период подавляющее число видов беспозвоночных, все земноводные и пресмыкающиеся, а также некоторые виды млекопитающих погружаются в анабиоз и зимнюю спячку, снижается активность ряда других животных.
Климат разных таежных районов имеет ряд общих особенностей. Одна из наиболее важных — то, что средняя температура самого теплого месяца года июля во всей таежной полосе превышает + 10 °С (именно такие условия нужны для «вызревания» появившихся весной молодых побегов хвойных деревьев и формирования на поверхности ветвей и хвоинок тонкого защитного слоя, без которого невозможна перезимовка). В области распространения тайги климат теплее, чем в тундре, а продолжительность вегетационного периода больше. Таежные районы характеризуются также достаточной влажностью: количество выпадающих осадков превышает испарение.
Определили основные отличительные черты тайги Русской равнины, Западной Сибири и Восточной Сибири.
Рассматривая особо охраняемые территории в зоне тайги, были перечислены заповедные территории, территории заказников. Были упомянуты следующие заповедники: "Вишерский", "Баргузинский", "Денежкин Камень", "Висимский", национальный парк "Припышминские боры"...
Установили проблемы тайги:
- На протяжении веков почти вся таёжная зона страдала от негативного воздействия хозяйственной деятельности человека: подсечно-огневого земледелия, охоты, сенокосов в поймах рек, выборочных рубок, загрязнения атмосферы и т.д.
- Лишь в труднодоступных районах Сибири сегодня можно найти уголки девственной природы.
- Равновесие между природными процессами и традиционной хозяйственной деятельностью, которое складывалось тысячелетиями, в наши дни разрушается, и тайга как естественный природный комплекс постепенно исчезает.
- Для охраны и изучения типичных и уникальных природных ландшафтов тайги в Евразии создан ряд заповедников и национальных парков.
- В тайге сосредоточены запасы промышленной древесины, открыты и разрабатываются крупные месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, газ и др.), много ценной древесины.
Определили традиционные занятия населения — охота на пушного зверя, сбор лекарственного сырья, дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов, ловля рыбы, лесопромысловое хозяйство, добыча минеральных ресурсов, скотоводство.
После проведения семинара на указанную тему, я могу сказать, что ученики с большим интересом участвуют в уроках проведенных не в форме лекции. Учащиеся, получившие опережающее задание нашли много интересной информации, а ученики, присутствующие на семинаре в качестве зрителей, задавали очень точные, хорошо сформулированные вопросы, принимали оживленное участие в работе семинара.
Давая оценку проведенному семинару можно сказать следующее, ученики усвоили материал, были активны, тема семинара очень интересная и если бы было больше времени отведено для его проведения, был бы поднят и освещен еще ряд вопросов интересных ученикам.
Подобный семинар может быть проведен не только на примере таежной зоны, но и любой другой природной зоны на территории России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Изготовление сюжетной композиции из природного материала (На примере аппликации «Памяти АПЛ Курск»)"
Цели: 1. Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению сюжетной аппликации из природного материала.2....
Урок по теме "Уральский экономический район, ЭГП, природные условия и ресурсы, население"
Урок изученя нового материала с испоьзованием мультимедийного учебника...
Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны тундры
Семинар для обучающихся 8 класса...
Тест по теме "Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России" 9 класс по учебнику Е.М. Домогацких
Тест для проверки знаний после пройденной темы. 2 варианта...
6 класс. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 23 «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях».
Данная презентация иллюстрирует двадцать третий урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях» по программе «Основы безопасности жизнеде...
Семинар для обучающихся 9 класса "Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны степи"
Урок по географии учителя Сердюковой Екатерины СергеевныМБОУ лицея №13, Пролетарского района, г. Ростова-на-ДонуСеминар.Семинар по теме: « Связь размещения хозяйства с природными условиями...
Интегрированный урок по географии и биологии на тему «Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах Белгородской области»
Урок посвящен изучению природы Белгородской области....