Технологическая карта урока географии в 5 классе "Уникальность планеты Земля".
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Технологическая карта урока географии 5 класса "Уникальность планеты Земля."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unikalnost_planety_zemlya.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Авторы,  разработчики:

Учитель географии Панина Л.В.

Предмет

География ( раб.программа составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы,   авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издтель -ство Дрофа. 2012г.

Класс

5 класс

Тип урока

Урок комплексного применения зун

Технология построения урока

технология критического мышления.

Тема

Уникальность планеты Земля

Цель

 Углубить и развить знания учащихся о Земле.

Задачи

Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Основные термины, понятия

Вселенная ,Солнечная система, планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».

Таблица  № 2

Планируемый результат

Предметные умения

 Личностные УУД

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;  

 - проговаривать последовательность действий на уроке;  

- работать по плану, инструкции;  осуществлять самоконтроль.

ПознавательныеУУД

 формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Таблица  № 3

Организация пространства

Формы работы  

Ресурсы:

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Рабочая тетрадь, учебник, атлас

Маршрутный лист

Библиотека элек. наглядных пособий (БЭНП) «Природоведение», сайт  «Небесные тела солнечной системы».

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Таблица  № 4

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата  и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать  ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности


Табл № 5

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  вызов

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о планетах земной группы.

  1. Предлагает учащимся прослушать фонограмму первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома», на экране-фото Земли из космоса.  Как вы думаете ,о чём поется в этой песне? Почему в ней говорится, что Земля одна? В чём её уникальность?
  2. Представляет собственный вариант рассуждений. А может быть наша планета вовсе не уникальна?

3. В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: возможна ли жизнь на других планетах?

Предлагает отправиться в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность жизни на других планетах. (на экране фото стартующего корабля сменяет фото космической станции)

Маршрутный лист(На каждую группу)

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5-б   класса МБОУ СОШ№9, команды «Земляне»

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта «Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте  возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.                  

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркури

Комментируют и объясняют о чём поется в этой песне, почему в ней говорится, что Земля одна, в чём её уникальность.

Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.

Делятся на три команды (заранее):

«Земляне»- полетят на Меркурий,

«Россияне»-- на Венеру,

«Ноябряне» - на Марс.

 На старт! Поехали!

Вспоминают ,что знают об этих планетах, анализируют дополнительную информацию ,каждая группа работает с сайтом «Небесные тела Солнечной системы», выбирают информацию о своей планете, записывают в маршрутный лист.

Маршрутный лист у каждого учащегося.

Проходят первый этап: оформляют отчёт.

Отчеты групп.

«Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 оС из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.

«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

«Ноябряне»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна

осмысление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание  особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

 -умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

  1. Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.

2. целью систематизации изученного материала предлагает  приступить к выполнению третьего этапа.

Введение понятия «озоновый экран»

Этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы. 

1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:

-расстояние от Солнца -150млн.км.;

-период обращения вокруг своей оси.

2.Наличие атмосферы.

3.Обладание большими запасами воды.

4.Наличие почвы.

Выполняют 3-этап.

Ответы групп.

Ответы групп.

Значение атмосферы для жизни на Земле:

1Защищает от метеоритов и опасного космического излучения

2.Сохраняет тепло в ночные часы

3.Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом Введение понятия «озоновый экран»

4.Поставляет углекислый газ для питания растений

5.Через атмосферу совершается круговорот воды.

Значение гидросферы для жизни на Земле:

1.Входит в состав всех живых организмов

2.Является средой обитания

3.Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ

Значение почвы для жизни на Земле:

1.Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений

2.Является средой обитания

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.

Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете?

1.Входит в состав________________________________________________________

2. Является______________________________________________________________

3. Обеспечивает процесс создания растениями _______________________________

Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.

Рефлексия (осмысление)

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- называть методы изучения Земли;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система, Вселенная , планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

 

 

Организует рефлексию. 

Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.

1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

          а) наличию атмосферы;

          б) наличию воды;

          в) наличию почвы;

          г) положению Земли в космическом пространстве.

    2. Озоновый слой предохраняет:

         а) планету от падения метеоритов;

         б) живые организмы от губительного излучения;

         в) планету от потери тепла.

    3. Огромными запасами воды обладают:

         а) все планеты Солнечной системы;

         б) Земля и Меркурий;

         в) только Земля.

   4. Средами обитания являются:

          а) почва;

          б) вода;

          в) воздух.

   5. Почва обеспечивает растения:

          а) углекислым газом, необходимым для питания;

          б) светом;

          в) необходимыми для развития минеральными веществами.

Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

Пять правильных ответов – оценка «5»

Четыре правильных ответов – оценка «4»

Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:

  1.  Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму( презентация к уроку).

2.Предлагает отправиться еще в одно виртуальное путешествие, на этот раз - сказочное.

  1. Интерактивная сказка «Приключения Росинки»

3.Итог урока.

Дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.

 

А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Выполняют тест

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

Слушают, анализируют.

Отвечают на вопросы:

Этап №5. Домашнее задание.

Повторить материал темы «Земля»

Творческое задание: сочинить,сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» пар.14,раб.тет.с.36-37

Пример синквейна с урока:

Урок географии

Интересный, познавательный

Путешествовали, искали, узнавали

Быстро прошел урок.

Здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта по географии 5 класс "Планета Земля"

Данная карта может быть использована в качестве раздаточного материала для подготовки к зачёту по соответствующей теме ....

5 КЛАСС ФГОС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Среды жизни на планете Земля"

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе "Среды жизни на планете Земля"...

Технологическая карта урока географии на тему: "Обращение Земли вокруг Солнца" 5 класс

Технологическая карта к уроку для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)...

Технологическая карта урока географии "Геологическое время. История Земли как планеты."

Технологическая карта урока № 3 по географии в 7 классе по теме "Геологическое время. История Земли как планеты."...

Технологическая карта урока географии "Как люди открывали Землю", 5 класс

Технологическая карта урока географии "Как люди открывали Землю", 5 класс...

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Путешествие по планете Земля"

Урок закрепления. Региональный компонент по РСО-Алания....

Технологическая карта урока . География 5 класс.Тема урока: Рельеф Земли. Горы .

Сформировать первичные представления о горах, горных хребтах, горных системах, типах гор по высоте.Умение самостоятельно находить нужную информацию по учебнику....