Технологическая карта урока географии в 5 классе "Путешествие по планете Земля"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Урок закрепления. Региональный компонент по РСО-Алания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_planete_zemlya.docx | 47.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока урока географии в 5 классе от «19» апреля 2018г
Ф. И. О. учителя | Аршиева Мадина Матвеевна |
Образовательная организация | МБОУ СОШ с. Нарт Ардонского района |
Класс | 5 |
Тема урока | Путешествие по планете Земля. |
Учебник | Е. М. Домогацких «География 5 класс. Введение в географию» |
Тип урока | Урок- проект закрепления первичных знаний о материках и их типичных обитателях. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная, парацентрическая |
Цель урока | Сформировать яркие географические образы каждого материка Земли. Закрепить умение показывать и называть материки на карте. |
Задачи урока: образовательные - | начать формирование у обучающихся представление о материках Земли, разнообразии их природы. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля; закреплять знания географических объектов (номенклатуру). |
развивающие - | продолжить формирование у обучающихся работать с печатным материалом, географическими картами. Развивать логическое мышление и умение лаконично излагать свои суждения, навыки самостоятельного поиска необходимой информации, умение работать в группе, готовить краткие сообщения. |
воспитательные - | воспитание чувства интереса к открытиям на уроке, самоконтроля и дисциплины; побудить задуматься о необходимости бережного отношения к нашей планете, исходя из знаний об уникальности каждого материка на Земле. |
Техническое оборудование | Мультимедиа, презентация, контурные карты, портреты исследователей, изображения животных разных материков, тесты, клей, цветные карандаши, учебные принадлежности. |
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, оценивать работу свою и одноклассников, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из текста учебника и карт атлас, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие друг с другом.
Планируемые результаты:
Предметные
Показывать на карте и называть материки, острова и основные формы рельефа планеты (крупнейшие горные системы и равнины);
Метапредметные
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Практические задания: обозначение на контурной карте материков и островов, выполнение теста, нахождение места обитания животным разных материков.
Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 |
| Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | 1мин |
2 |
| Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. -Посмотрите на изображенные предметы и известных вам исследователей и скажите, что может их связывать? (слайд 1, слайд 2) - Скажите, можем ли мы с вами быть путешественниками? - Какова тема урока? Цель? (Слайд 3) | Высказывают предположения на поставленный вопрос (П). Формулируют название темы урока, цель – закрепление знаний о материках(Р) | 3 мин |
3 | 3. Работа по теме урока | - Сегодня на уроке мы с вами вспомним все, что знаем о материках, совершим виртуальное путешествие по нашей уникальной планете и в ходе его создадим Нашу общую карту мира, а каждый из вас – свою собственную. 3.1. - Итак, о каком материке первом пойдет речь? Вот огромный великан, - Где находится Евразия? - Найдите место материка на Нашей карте. Пока ученик работает у доски, каждый возьмите карандаш любого цвета и закрасьте его в контурной карте. Надпишите название. - Что можете рассказать о материке? Подводит к выводу о практическом использовании планов местности во время путешествий, для измерения расстояний, знакомства с территорией. местности с заданиями). | Слушают и определяют материк. (П) Один ученик приклеивает образ материка на классную карту; остальные работают в контурных картах цветными карандашами. (П, Р) Евразия – это самый большой материк. Часть территории Евразии занимает наша страна — Российская Федерация. Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м), Делают вывод.(П) Сравнивают материал таблиц. (П) Выдвигают предположения о практическом использовании планов и карт в жизни. (П) Формулируют вывод.(П) Читают задания, определяют план решения учебной задачи. (Р) | 3 мин 5 мин 5 мин 3 мин |
Практикум | - Часть территории Евразии занимает наша страна – Российская Федерация. Назовите столицу, президента. (слайд 5)
- Часть территории России занимает наша малая родина – Северная Осетия – Алания. (слайд 6) - Назовите Главу республики, столицу. Релаксация – Просмотрите м/ф и запомните факты. (кадр 7, 8) Слайд 9 - Интересные факты о Евразии. 3.2. Следующий материк - угадайте какой! Есть пустыня там Вся в песках – Сахара, Редкие колючки здесь, Ведь воды-то мало! (Африка) Слайд 10 - Найдите контур материка, раскрасьте его любым цветом, надпишите. - Что вы можете рассказать об этом материке?
Работа по чтению плана местности Учитель раздает дидактический материал. ( Приложение 2. План местности с заданиями) Формулирует задания для учеников в группе, корректирует их работу. Организует работу в группах по чтению плана местности (слайд 7) Проводит консультацию по группам. Задает вопросы на понимание:
Вводит понятие азимут. Знакомит с алгоритмом определения азимута. (слайд 10) Ставит задачу определить азимут: Определите азимут направления 1.От сарая до высоты 162, 3. 2. От лиственного леса до сарая. Проверяет полученный результат. Подводит к запоминанию алгоритма определения азимута. | Отмечаем на большой карте столицу – г. Москву. Отмечаем на карте - г. Владикавказ Просмотр мультфильмов про Осетию Определяют материк(П) Частично-поисковый: выбор контура, наклеивание на Карту; раскрашивание цветом, подписывание в контурных картах. (П, Р) Африка Площадь Африки составляет 29,2 млн км², с островами — около 30,3 млн км². Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на нысоте 5895 м. Анализируют план местности и выбирают необходимые сведения (П). Распределяют роли в группе. (К). Фиксируют ответы в карточках с заданием.(П) Знакомят с результатом работы по группам. (К) Высказывают суждения, делятся опытом работы. Слушают и запоминают. Закрепляют на практике алгоритм определения азимута по плану местности. (П) Повторяют алгоритм | 3 мин 3 мин 4 мин 3мин 6 мин 3 мин | |
(Слайд 11) Интересные факты об Африке.
3.3 - Послушайте загадку и определите следующие материки! Два материка: - Найдите контур материка, раскрасьте его любым цветом, надпишите. - Что вы можете рассказать об этом материке?
Физминутка. Предлагает учащимся на интерактивной найти соответствие: условный знак – что он означает (Слайд 10) Проверяет усвоение нового материала в виде синквейна. Примерный синквейн План Подробный Мелкомасштабный Измерять Знакомиться Находить Помогает ориентироваться Изображение | Определяют материки, отвечают Частично-поисковый: выбор контура, наклеивание на Карту; раскрашивание цветом, подписывание в контурных картах. (П, Р) Площадь Северной Америки без островов — 20,36 млн км², с островами 24,25 млн км². В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли(6193м). Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге.Реки Северной Америки полноводны, саман крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнем Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио. Южная Америка Площадь континента — 17,8 млн км² (4-е место среди континентов) На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до О °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака. Находят соответствие. Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей (Р). Составляют синквейны, используя полученные знания (Р) | 3 мин | ||
3.4. Слайд 13, 15 – Интересные факты о Южной и Северной Америках | Просмотр, запоминание | 3 мин | ||
3.5. - Определите материк! Необычный материк, Хоть и ростом невелик. Сумчатых зверюшек Здесь живет немало: Белки, крысы, кенгуру И медведь коала. (Слайд 16) - Найдите контур материка, раскрасьте его любым цветом, надпишите. - Что вы знаете об Австралии? (Слайд 17) Интересные факты об Австралии | Частично-поисковый: выбор контура, наклеивание на Карту; раскрашивание цветом, подписывание в контурных картах. (П, Р) Австралия Площадь:7 692 024 км² Австралия – самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных, полноводных рек. Многие реки | 3мин | ||
3.6. – О каком материке речь? Холодно - Найдите контур материка, раскрасьте его любым цветом, надпишите. - Что вы знаете об Антарктиде? (Слайд 19) Интересные факты об Антарктиде | Частично-поисковый: выбор контура, наклеивание на Карту; раскрашивание цветом, подписывание в контурных картах. (П, Р, Л) Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 0 С. Это самая низкая температура на Земле. В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С. Самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров. В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом. | 3 мин | ||
Физминутка.
| Воспроизведение релаксирующих движений по заданию учителя. | 1 мин | ||
4.Закрепление. | - Итак, мы с вами побывали на всех материках. Ребята познакомили нас с особенностями климата, рельефа. А теперь посмотрим, как вы усвоили материал. 4.1. Выполним Тест. (Слайд 20) – критерии оценивания Теста Слайд 21 - проверка теста
- У каждого из вас на парте имеются изображения животных. Нужно помочь им найти свой материк обитания. 4.3. (Слайд 22 ) - Сравните Нашу карту мира с той, что на доске. Правильно мы определили положение материков? - Значит, вы хорошо усвоили материал? - Что нового узнали? - Что теперь можете делать?
| Самостоятельная работа. Взаимопроверка, взаимооценивание (парацентрическая деятельность) (Л, К) Самостоятельная работа в контурных картах. (П, Л) Ответы учащихся | 4 мин 3 мин | |
5. Итог урока (рефлексия) | Самооценивание. - Если вам понравился урок и вы уходите с хорошим настроением, приклейте внизу карты стикер зеленого цвета. - Если что-то осталось неясным и есть вопросы, приклейте желтый стикер. - Покажите ваши карты, пожалуйста. | Самооценивание работы (Л). | 1 мин | |
6Домашнее задание. | Творческое задание по выбору:
| Запись задания, взаимопроверка (К) | 1 мин | |
Подводим итоги урока. Комментируем и выставляем оценки за урок. | Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л). | 1 мин |
Приложение 1 Тест
- Самый жаркий материк – ------------------- (Африка).
- 2. Самый влажный материк –--------------- (Южная Америка).
- 3. Самая полноводная река мира –--------- (Амазонка).
- 4. Самый холодный материк –-------------- (Антарктида).
- 5. Самый большой материк – --------------- (Евразия).
- 6. Самые высокие горы - ------------------- (Гималаи).
- 7. Самая длинная река мира –-------------- (Нил).
- 8. Самый сухой континент, на котором живет наибольшее количество ядовитых животных – ------------------------------------------------------------------(Австралия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 5 классе "Уникальность планеты Земля".
Технологическая карта урока географии 5 класса "Уникальность планеты Земля."...
Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"
Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....
Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема: Земля в Солнечной Системе
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема: Земля в Солнечной Системе
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока географии по теме "Вода на Земле"
Технологическая карта к уроку географии по теме "Вода на Земле" составлена для обучающихся 6 класса....
Технологическая карта урока географии "Геологическое время. История Земли как планеты."
Технологическая карта урока № 3 по географии в 7 классе по теме "Геологическое время. История Земли как планеты."...
Технологическая карта урока географии "Форма, размеры и движение Земли", 5 класс
Технологическая карта урока географии "Форма, размеры и движение Земли", 5 класс...