Формирование общеучебных умений по методике взаимообмена заданиями
учебно-методический материал по географии (9 класс) по теме

Протасова Ирина Витальевна

Общеучебные умения – это компонент учебно-познавательной деятельности, предусматривающий умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на формирование учебной задачи, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения по работе с информацией для достижения поставленных ранее учебных задач, умения и структурирования информации, ее анализу, сравнению, обобщению и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель географии

Протасова И.В.

ГБОУ СОШ №544

«Формирование общеучебных умений по методике взаимообмена заданиями»

Общеучебные умения – это компонент учебно-познавательной деятельности, предусматривающий умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на формирование учебной задачи, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения по работе с информацией для достижения поставленных ранее учебных задач, умения и структурирования информации, ее анализу, сравнению, обобщению и т.д.

Коллективные способы обучения активно используются в работе педагогов и помогают формировать общеучебные умения. Одной из активно используемых методик на уроках географии является методика взаимообмена заданиями.

Как показала практика, методику взаимообмена заданиями можно использовать при изучении и контроле небольших по объему тем. Методика рассчитана на все возрастные группы. В ходе работы по данной методике происходит развитие всех трех групп общеучебных навыков:

  • Учебно-управленческих
  • Учебно-информационных
  • Учебно-логических

Работа по данной методике осуществляется на уроке в парах сменного состава, где роль ученика меняется. В течение урока он неоднократно может становиться «учителем» или «учеником».

Учителю отводится роль режиссера (организатора), наблюдателя, координатора процесса обучения.

Подготовка учебного материала.

1) Учителем разрабатываются дидактические карточки по изучаемому материалу. Содержание материала (тема) делится на 3 блока:

  •  Первая часть включает задание по самостоятельному изучению какого-то вопроса с указанием стр. или сам теоретический материал, выделяются те вопросы, на которые надо обратить особое внимание.
  • Вторая часть включает одно или несколько заданий для проверки понимания материала первой части карточки.
  • Третья часть включает творческое задание

2) учитель подбирает литературу (учебную, справочную, научно-популярную литературу, статистические данные, карты)

3) учитель готовит листы учета для учеников.

Организация работы учащихся на уроке (в паре)

Все учащиеся получают карточку определенного цвета и самостоятельно выполняют два задания в карточке, выполнив свою карточку, ученик по цветовому сигналу нaxoдит партнера с карточкой отличного от него цвета.

Ученик А объясняет ученику Б первую(теоретическую) часть своей карточки. Ученик Б может задавать ученику А вопросы по материалу, чтобы более подробно его разобрать, в свою очередь ученик А может с помощью вопросов проверить как ученик Б понял материал. Цель ученика А – обучить ученика Б. Затем ученик Б аналогично учит ученика А, после чего меняются карточками и выполняют часть новой для себя карточки.

Работа ведется в тетради, учет работы фиксируется на листке учета следующим образом:

Ф.И.                         цвет

розовая

голубая

Иванов

1) получив карточку, поставьте точку в листе учета

2) пересказав материал, и ответив на вопросы партнера, в лист учета поставьте +

        3) сделав вторую часть карточки, сверив ее со второй частью у партнера, при совпадении ответов ± обведите в кружок. Это обозначает, что вы закончили работу с карточкой.

В помощь учащиеся получают алгоритм работы с карточкой.

Алгоритм

1.Возьмите карточку любого цвета и поставьте точку в листок напротив своей фамилии (.).

2.Подготовьте первое задание.

3.Выполните второе задание. В листке учета исправьте точку на плюс (+).

4.Найдите по цветовому сигналу партнера. Если ваш товарищ не готов, то начинайте делать третье задание.

5.Перескажите партнеру ваше первое задание и задайте ему контрольные вопросы. Ваша цель - выучить своего партнера.

6.Выслушайте товарища по первой части его карточки. Ответьте на его вопросы.

7.Поменяйтесь карточками, и каждый выполняйте задание в новой для вас карточке.

8.Сверьте второе задание, если оно выполнено одинаково, то в листке учета обведите плюс в кружок (  ), если есть разногласия, ошибки обратитесь к учителю.

Проверка учителем происходит по тетрадям учащихся, используя листки учета у учащихся.

Работа в парах сменного состава, помощь однокласснику, позволяет ребятам более ответственно подходить к вопросам подготовки своего задания, а значит, позволяет и дает возможность учиться грамотно планировать, организовывать, регулировать свою учебную деятельность. Работа по МВЗ позволяет в полной мере развить самостоятельность учащихся, а значит перейти от внешнего управления (учитель), к самоуправлению. При этом возникают оптимальные условия для реализации индивидуального подхода и элементов проблемного обучения.

Задания карточек сформулированы таким образом, что позволяют развивать учебно-информационные умения, связанные с приобретением, переработкой и применением информации. Это может быть информация учебника, дополнительных источников литературы, статистическая информация, карты, рисунки и др.

Обсуждение информации в парах способствует возможности внесения различных корректив на промежуточных результатах, а значит более обдуманному подходу в изучении темы. Построение вопросов определяет четкую структуру процесса решения учебных задач.

Разноуровненые вопросы развивают учебно-логические умения:

  • Анализ и синтез
  • Сравнение
  • Обобщение и классификация
  • Определение понятий
  • Доказательство и опровержение.

Третье задание карточки носит творческий характер и развивает творческие способности учащихся.

Каждый из учащихся развивает в себе умение излагать свои мысли, знания полностью и без искажений, вырабатывает навыки слушать своего товарища. Приобретаются в деятельности и нравственные аспекты: взаимопомощь, взаимовыручка, уважение к мнению другого.

Приложение

Карточки к уроку по теме:

''Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика.''

Тема:''Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика.''

Карточка1:''Тепловые электростанции''.

Задание 1:

 Прочитайте и перескажите текст в учебнике, (§9, стр. 54-55, раздел ''существуют ли закономерности в географии электроэнергетики''.)

Задание 2:

Выполняется письменно в тетради.

Используя текст §, рисунки учебника № 31,32 и карту атласа ''электроэнергетика''

1. Дайте характеристику ТЭС по плану:

  • Используемое сырье
  • Доля в выработке электроэнергии по стране
  • Экологические проблемы

2. Выявите, какой фактор влияет на размещение ТЭС.

3. Проанализируйте справочно - информационный материал, выпишите 3 крупнейшие ТЭС

Задание 3:

Говоря об основных источника электроэнергии, нельзя забывать и об альтернативных – энергии ветра, приливов, Солнца, внутреннего тепла Земли и т.п. На основании ваших знаний о природе страны, в каких районах России возможно их использование?

Домашнее задание: §9, в.1-4.(устно), на к./к нанести крупнейшие электростанции

Тема:''Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика.''

Карточка 2:''Гидравлические электростанции''.

Задание 1:

 Прочитайте и перескажите текст в учебнике, (§9, стр. 54-55, раздел ''существуют ли закономерности в географии электроэнергетики''.)

Задание 2:

Выполняется письменно в тетради.

Используя текст §, рисунки учебника № 31,32 и карту атласа ''электроэнергетика''

1. Дайте характеристику ГЭС по плану:

  • Используемое сырье
  • Доля в выработке электроэнергии по стране
  • Экологические проблемы

2. Выявите, какой фактор влияет на размещение ГЭС.

3. Проанализируйте справочно - информационный материал, выпишите 3 крупнейшие ГЭС

Задание 3:

Говоря об основных источника электроэнергии, нельзя забывать и об альтернативных – энергии ветра, приливов, Солнца, внутреннего тепла Земли и т.п. На основании ваших знаний о природе страны, в каких районах России возможно их использование?

Домашнее задание: §9, в.1-4.(устно), на к./к нанести крупнейшие электростанции

Тема:''Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика.''

Карточка 3:''Атомные электростанции''.

Задание 1:

 Прочитайте и перескажите текст в учебнике, (§9, стр. 54-55, раздел ''существуют ли закономерности в географии электроэнергетики''.)

Задание 2:

Выполняется письменно в тетради.

Используя текст §, рисунки учебника № 31,32 и карту атласа ''электроэнергетика''

1. Дайте характеристику АЭС по плану:

  • Используемое сырье
  • Доля в выработке электроэнергии по стране
  • Экологические проблемы

2. Выявите, какой фактор влияет на размещение АЭС.

3. Проанализируйте справочно - информационный материал, выпишите 3 крупнейшие АЭС

Задание 3:

Говоря об основных источника электроэнергии, нельзя забывать и об альтернативных – энергии ветра, приливов, Солнца, внутреннего тепла Земли и т.п. На основании ваших знаний о природе страны, в каких районах России возможно их использование?

Домашнее задание: §9, в.1-4.(устно), на к./к нанести крупнейшие электростанции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений на уроках истории

Рекомендации по формированию ОУУН на уроках истории и обществознания включают этапы формирования умений, приемы работы, виды самостоятельных работ на уроках истории...

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Использование методики взаимообмена заданиями

Учитель запускает одну тему ученику, другому ученику - другую тему. Затем они работают в паре....

Использование методики взаимообмена заданиями

Учитель запускает одну тему ученику, другому ученику - другую тему. Затем они работают в паре....