работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
статья на тему
Предварительный просмотр:
Работа с текстом учебника как средство формирования
общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
Софронова Валентина Георгиевна,
учитель географии и биологии муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната II вида г. Советска Кировской области
Мы живем в такое время, когда школа меняется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие максимальных способностей учащихся.
Основная функция педагога сегодня - не столько быть источником знаний, сколько организовать процесс познания.
Одним из главных инструментов воздействия в педагогической деятельности учителя выступает общение и работа с учебником и учебным материалом. Не так просто убедить учащихся, что учебник- это их помощник, что он является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации. Работа с учебником должна проводиться сначала с помощью учителя. Начинаю работу с ознакомления с учебником: кто автор учебника, год издания, рассматриваем форзац, оглавление, обозначение и т.д. Такая работа проводится на первом уроке по предмету обязательно, и знакомство с каждым новым учебником в последующих классах тоже начинаю с данной работы. Именно в начале важно продумать систему уроков по обучению работе над учебным текстом и осуществлять ее от простого к сложному: работа с учебником после объяснения нового материала, чтение текста учителем с выделением главных мыслей, чтение текста учителем и составление плана прочитанного, составление учителем образца ответа по составленному плану, ответ учащихся по составленному плану, чтение текста учащимися и разбиение его на составные части, чтение учащимися текста и самостоятельное составление плана прочитанного.
Систематическая работа по данному плану дает хороший результат: готовность детей к самостоятельной работе с учебником. Самостоятельная работа над статьями учебника имеет важное значение для слабослышащих учащихся. Ученики, прослушав учителя, могут прочитать материал в учебнике любое число раз и вопросами уточнить содержание.
Работа с учебником дает возможность для повторения.
Работа с учебником с помощью учителя и самостоятельная работа с ним формируют следующие навыки и умения: уметь выделять главное в тексте, составление вопросов по тексту, составление по тексту плана рассказа, ведение словаря географических терминов по теме, выполнение схем, таблиц, графиков по тексту учебника (с различными параметрами и с самостоятельным названием граф), сравнение и обобщение, выводы по тексту; анализ текста, рисунка в тексте, готовность делать сообщения, писать конспекты, «сочинения», умение охватывать текст как единое речевое целое; установление логических связей и зависимостей между сведениями, изложенными в тексте учебника и сведениями из других источников.
Следует соблюдать ряд условий для организации работы с учебником: наличие минимума знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения; присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения; фиксация результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах; сочетание с другими видами самостоятельной работы на уроке; систематичность.
Использование текста учебника возможно на разных этапах урока, но особую значимость приобретает при изучении нового материала. Формулирование заданий разного уровня сложности позволяет осуществлять реализацию принципа индивидуального и дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы работы с учебником позволяют вырабатывать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания.
Задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и очень важно научить их добывать эти знания самостоятельно. Помощником в этой работе служит школьный учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
презентация к выступлению...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/10/picture-435218-1397137125.jpg)
Образовательный проект Технология критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО
Технология критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-628064-1430493219.jpg)
Игра как средство формирования произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением речи.
Правильная речь является одним из важных предпосылок дальнейшего развития ребенка, процесса социальной адаптации. Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности реб...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/06/picture-938113-1502019572.jpg)
Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.
Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1107228-1548327545.jpg)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559807-1420563181.jpg)
«РАБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько дать ребенку ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/14/picture-423984-1607947233.jpg)
Работа с текстом как основное средство развития слухового восприятия устной речи у школьников с нарушением слуха на индивидуальных занятиях.
Одним из самых сложных разделов работы по развитию слухового восприятия (далее РСВ) в школах для детей с нарушением слуха являются тексты. Восприятие текстов является основным средством развития слухо...