Формирование общеучебных умений на уроках истории
материал по истории по теме
Рекомендации по формированию ОУУН на уроках истории и обществознания включают этапы формирования умений, приемы работы, виды самостоятельных работ на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ouun_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы формирования общеучебных умений и навыков
на уроках истории и обществознания
Составитель О.А. Костылева
Основные умения | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Учебно – организационные умения | |||||||
Определять учебные задачи | + | ++ | ++ | ! | ! | ! | ! |
Планировать учебные действия (способы выполнения уч. задания) | + | + | ++ | ++ | ! | ! | ! |
Осуществлять самоконтроль, самооценку | + | + | ++ | ++ | ++ | ! | ! |
Составление простого плана | + | ++ | ++ | ! | ! | ! | ! |
Составление сложного плана | - | + | + | ++ | ++ | ! | ! |
Составление схемы | - | + | + | ++ | ! | ! | ! |
Составление тезисов | - | - | + | ++ | ++ | ||
Конспектирование | - | - | * | + | ++ | ! | ! |
Написание реферата | - | - | * | + | ++ | ! | ! |
Учебно – интеллектуальные умения | |||||||
Выделение главного | + | ++ | ++ | ! | ! | ! | ! |
Определение понятий | + | + | ++ | ! | ! | ! | ! |
Сравнение | * | + | ++ | ++ | ! | ! | ! |
Классификация | * | + | ++ | ++ | ! | ! | ! |
Анализ, синтез | * | + | ++ | ++ | ! | ! | ! |
Систематизация и обобщение | * | + | ++ | ++ | ++ | ! | ! |
Доказательство и опровержение | * | + | + | ++ | ++ | ! | ! |
Проектирование | * | * | + | + | ++ | ++ | ++ |
Исследовательская деятельность | * | * | * | + | + | ++ | ++ |
Учебно – информационные умения | |||||||
Осознанное восприятие текста | + | + | ++ | ++ | ! | ! | ! |
Пересказ текста | + | ++ | ++ | ! | ! | ! | ! |
Конструирование разноуровневых вопросов | + | + | ++ | ++ | ! | ! | ! |
Свертывание и развертывание информации | * | * | + | + | ++ | ! | ! |
Работа с дополнительной литературой | + | + | ++ | ++ | ++ | ! | ! |
Учебно – коммуникативные умения | |||||||
Слушать | + | ++ | ++ | ! | ! | ! | ! |
Обучение записи лекции | * | + | + | ++ | ++ | ||
Навыки публичного выступления (сообщения, доклады) | * | + | ++ | ! | ! | ! | ! |
Вести диалог | + | + | + | ++ | ! | ! | ! |
Дискуссия и полемика | * | * | + | ++ | ++ | ! | ! |
Участие в совместной деятельности | + | + | ++ | ++ | ! | ! | ! |
- в данном классе прием не используется
* ознакомление, использование приема эпизодически
+ обучение умению, введение алгоритма
++ отработка умения, формирование навыка
! совершенствование навыка
Приемы работы по формированию общеучебных умений
на уроках истории и обществознания
Основные умения | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Объяснительное и комментированное чтение текста | + | + | V | V | |||
Выделение главного | + | ++ | ++ | V | V | ||
Пересказ текста (в т.ч. по плану и ключевым словам) | + | ++ | ++ | V | V | V | V |
Составление простого плана текста | + | ++ | ++ | V | V | ||
Составление сложного плана | + | + | ++ | ++ | V | V | |
Конспектирование | + | + | ++ | ++ | |||
Составление тезисов | + | ++ | ++ | ||||
Запись лекции | + | + | ++ | ++ | |||
Составление репродуктивных и расширяющих вопросов к тексту | + | ++ | V | V | V | V | V |
Составление разноуровневых вопросов к тексту | + | + | ++ | ++ | V | V | |
Составление опорной схемы | + | + | ++ | ++ | V | V | |
Определение понятий | + | + | ++ | V | V | V | V |
Сравнение | + | + | ++ | ++ | V | V | |
Классификация | + | ++ | ++ | ++ | V | V | |
Установление причинно-следственных связей | + | ++ | ++ | V | V | V | V |
Беседа по тексту учебника | + | + | ++ | ++ | V | ||
Составление хронологических, синхронических таблиц | + | + | ++ | ++ | ++ | V | V |
Подбор доказательств к сформированному выводу | + | + | + | ++ | ++ | V | V |
Обоснование собственного мнения | + | + | ++ | V | V | ||
Сопоставление двух текстов | + | + | V | V | |||
Самостоятельное изучение темы по материалам учебника | + | + | |||||
Сообщения и доклады | + | + | + | ++ | ++ | V | V |
Работа над рефератами | + | + | ++ | ++ | |||
Свертывание и развертывание информации | + | + | ++ | ++ | V | ||
Дискуссия | + | + | ++ | V | V | ||
Решение проблемных задач | + | + | + | ++ | ++ | ||
Работа с дополнительной литературой | + | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ |
Формирование исследовательских умений | + | ++ | ++ |
+ обучение умению
++ отработка умения, формирование навыка
V совершенствование навыка
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
1. Виды работы с учебником:
а) задания, связанные с поиском информации:
– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;
– найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;
– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;
- найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;
- по ходу чтения выполнить тестовые задания;
б) задания, связанные с развитием устной речи:
- прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;
- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;
- «сжать» и «развернуть» информацию;
- почитав, рассказать о своих впечатлениях;
- составить предложения с новыми терминами;
в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:
- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;
- подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;
- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;
- придумать к данному тексту вопросы;
- составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);
- заполнить таблицу: сравнительно-обощающую; хронологичекую, систематизирующую;
- составить схему.
2. Виды работы с документами:
- объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;
- сравнить текст документа с содержанием учебника;
- пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
- используя документ, доказать тезис;
- выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор;
- ответьте на вопросы к документу.
3. Виды работы с картой.
- показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;
- описать геополитическое положение государства;
- сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;
- выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти;
- найти на карте и назвать включенные в легенду знаки;
- найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.
4. Виды работы с иллюстрациями:
- провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении;
- пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру;
- составить описательный рассказ по картине;
- используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры;
- разместить в хронологической последовательности учебные картины;
- подобрать иллюстрации по теме;
- озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди);
- рассказать какие исторические легенды или реальные события лежат в основе
картины.
5. Виды работы с видеофильмами:
- сравнить содержание фильма с содержанием текста учебника;
- выделить причинно-следственные связи;
- отобрать факты, доказывающие тезис;
- просмотрев фильм, рассказать о своих впечатлениях.
6. Виды работы со статистическими данными:
- словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы;
- найти статистические данные в тексте, построить графики;
- сравнить данные 2 статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы.
7. Виды работы с дополнительной литературой:
- подобрать литературу по изучаемой теме, статично оформить список;
- составить рассказ, используя несколько источников;
- подготовить сообщение, «цитатник», реферат;
- выполнить творческую работу.
8. Другие виды работы:
- подготовить монологический рассказ;
- решить познавательные задачи;
- проанализировать ответ товарища;
- письменно оформить выводы по теме;
- составить вопросы, задачи, тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме;
- написать перечень вопросов, пройденных в теме, с отметкой «хорошо», «не очень», « не усвоил»;
- составить схему пройденного материала, в которой необходимо отразить основные понятия, изученные в теме, и связи между ними;
- составить характеристику исторической личности, события;
- составить мини-рассуждение по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.
Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики
В условиях внедрения ФГОС 2 поколения большое значение приобретает формирование УУД (универсальных учебных действий) то есть по сути - общеучебных умений и навыков. Над этой проблемой работали замечат...
Формирование общеучебных умений на уроках географии
Как создать презентацию и грамотно представть материал, как составить определение понятия, как обобщать понятия....
«Формирование общеучебных умений через использование Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах»
Данный материал позволяет обобщить возможности формирования общеучебных действий старшеклассников через использование Интернет-технологий при обучении 4 видам речевой деятельности.Практическая направл...
Формирование общеучебных умений на уроках математики.
В статье формулируются цели, задачи и возможные формы и методы работы по формированию общеучебных умений на уроках математики в средней и старшей школе...
Формирование картографических умений на уроке истории
Формирование картографических умений на уроке истории. Виды карт, алгоритм работы с картами, критерии оценивания....
Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе
Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе...