Формирование общеучебных умений на уроках истории
материал по истории по теме

Рекомендации по формированию ОУУН на уроках истории и обществознания включают этапы формирования умений, приемы работы, виды самостоятельных работ на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы формирования общеучебных умений и навыков

на уроках истории и обществознания

                                                                                            Составитель О.А. Костылева

Основные умения

5

6

7

8

9

10

11

Учебно – организационные умения

Определять учебные задачи

+

++

++

!

!

!

!

Планировать учебные действия (способы выполнения  уч. задания)

+

+

++

++

!

!

!

Осуществлять самоконтроль, самооценку

+

+

++

++

++

!

!

Составление простого плана

+

++

++

!

!

!

!

Составление сложного плана

-

+

+

++

++

!

!

Составление схемы

-

+

+

++

!

!

!

Составление тезисов

-

-

+

++

++

Конспектирование

-

-

*

+

++

!

!

Написание реферата

-

-

*

+

++

!

!

Учебно – интеллектуальные умения

Выделение главного

+

++

++

!

!

!

!

Определение понятий

+

+

++

!

!

!

!

Сравнение

*

+

++

++

!

!

!

Классификация

*

+

++

++

!

!

!

Анализ, синтез

*

+

++

++

!

!

!

Систематизация и обобщение

*

+

++

++

++

!

!

Доказательство и опровержение

*

+

+

++

++

!

!

Проектирование

*

*

+

+

++

++

++

Исследовательская деятельность

*

*

*

+

+

++

++

Учебно – информационные умения

Осознанное восприятие текста

+

+

++

++

!

!

!

Пересказ текста

+

++

++

!

!

!

!

Конструирование разноуровневых вопросов

+

+

++

++

!

!

!

Свертывание и развертывание информации

*

*

+

+

++

!

!

Работа с дополнительной литературой

+

+

++

++

++

!

!

Учебно – коммуникативные умения

Слушать

+

++

++

!

!

!

!

Обучение записи лекции

*

+

+

++

++

Навыки публичного выступления (сообщения, доклады)

*

+

++

!

!

!

!

Вести диалог

+

+

+

++

!

!

!

Дискуссия и полемика

*

*

+

++

++

!

!

Участие в совместной деятельности

+

+

++

++

!

!

!

-     в данном классе прием не используется

*    ознакомление, использование приема эпизодически

+    обучение умению, введение алгоритма

++ отработка умения, формирование навыка

!     совершенствование навыка

Приемы работы по формированию общеучебных умений

 на уроках истории и обществознания

Основные умения

5

6

7

8

9

10

11

Объяснительное и комментированное чтение текста

+

+

V

V

Выделение главного

+

++

++

V

V

Пересказ текста (в т.ч. по плану и ключевым словам)

+

++

++

V

V

V

V

Составление простого плана  текста

+

++

++

V

V

Составление сложного плана

+

+

++

++

V

V

Конспектирование

+

+

++

++

Составление тезисов

+

++

++

Запись лекции

+

+

++

++

Составление репродуктивных и расширяющих вопросов к тексту

+

++

V

V

V

V

V

Составление разноуровневых вопросов к тексту

+

+

++

++

V

V

Составление опорной схемы

+

+

++

++

V

V

Определение понятий

+

+

++

V

V

V

V

Сравнение

+

+

++

++

V

V

Классификация

+

++

++

++

V

V

Установление причинно-следственных связей

+

++

++

V

V

V

V

Беседа по тексту учебника

+

+

++

++

V

Составление хронологических, синхронических таблиц

+

+

++

++

++

V

V

Подбор доказательств  к сформированному выводу

+

+

+

++

++

V

V

Обоснование собственного мнения

+

+

++

V

V

Сопоставление двух текстов

+

+

V

V

Самостоятельное изучение темы по материалам учебника

+

+

Сообщения и доклады

+

+

+

++

++

V

V

Работа над рефератами

+

+

++

++

Свертывание и развертывание информации

+

+

++

++

V

Дискуссия

+

+

++

V

V

Решение проблемных задач

+

+

+

++

++

Работа с дополнительной литературой

+

+

+

++

++

++

++

Формирование исследовательских умений

+

++

++

+     обучение умению

++   отработка умения, формирование навыка

 V    совершенствование навыка

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

1. Виды работы с учебником:

а) задания, связанные с поиском информации:

– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;

– найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;

– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;

-  найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;

- по ходу чтения выполнить тестовые задания;

б) задания, связанные с развитием устной речи:

  1. прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;

- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;

- «сжать» и «развернуть» информацию;

- почитав, рассказать о своих впечатлениях;

- составить предложения с новыми терминами;

в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:

- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;

- подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;

- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;

- придумать к данному тексту вопросы;

- составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);

- заполнить таблицу: сравнительно-обощающую; хронологичекую, систематизирующую;

- составить схему.

2. Виды работы с документами:

  1. объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;
  2. сравнить текст документа с содержанием учебника;
  3. пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
  4. используя документ, доказать тезис;
  5. выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор;
  6. ответьте на вопросы к документу.

3. Виды работы с картой.

  1. показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;
  2. описать геополитическое положение государства;
  3. сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;
  4. выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти;
  5. найти на карте и назвать включенные в легенду знаки;
  6. найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.

4. Виды работы с иллюстрациями:

  1. провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении;
  2. пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру;
  3. составить описательный рассказ по картине;
  4. используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры;
  5. разместить в хронологической последовательности учебные картины;
  6. подобрать иллюстрации по теме;
  7. озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди);
  8. рассказать какие исторические легенды или реальные события лежат в основе              

картины.

 

5. Виды работы с видеофильмами:

  1. сравнить содержание фильма с содержанием текста учебника;
  2. выделить причинно-следственные связи;
  3. отобрать факты, доказывающие тезис;
  4. просмотрев фильм, рассказать о своих впечатлениях.

6. Виды работы со статистическими данными:

  1. словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы;
  2. найти статистические данные в тексте, построить графики;
  3. сравнить данные 2 статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы.

7. Виды работы с дополнительной литературой:

  1. подобрать литературу по изучаемой теме, статично оформить список;
  2. составить рассказ, используя несколько источников;
  3. подготовить сообщение,  «цитатник», реферат;
  4. выполнить творческую работу.

8. Другие виды работы:

  1. подготовить монологический рассказ;
  2. решить познавательные задачи;
  3. проанализировать ответ товарища;
  4. письменно оформить выводы по теме;
  5. составить вопросы, задачи, тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме;
  6. написать перечень вопросов, пройденных в теме, с отметкой «хорошо», «не очень», « не усвоил»;
  7. составить схему пройденного материала, в которой необходимо отразить основные понятия, изученные в теме, и связи между ними;
  8. составить характеристику исторической личности, события;
  9. составить мини-рассуждение по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики

В условиях внедрения ФГОС 2 поколения большое значение приобретает формирование УУД (универсальных учебных действий) то есть по сути - общеучебных умений и навыков. Над этой проблемой работали замечат...

Формирование общеучебных умений на уроках географии

Как создать презентацию и грамотно представть материал, как составить определение понятия, как обобщать понятия....

«Формирование общеучебных умений через использование Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах»

Данный материал позволяет обобщить возможности формирования общеучебных действий старшеклассников через использование Интернет-технологий при обучении 4 видам речевой деятельности.Практическая направл...

Формирование общеучебных умений на уроках математики.

В статье формулируются цели, задачи и возможные формы и методы работы по формированию общеучебных умений на уроках математики в средней и старшей школе...

Формирование картографических умений на уроке истории

Формирование картографических умений на уроке истории. Виды карт, алгоритм работы с картами, критерии оценивания....

Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе

Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе...