Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.
статья по технологии (7 класс) по теме
Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в достижении умении заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, его достаточную гибкость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_v._s_foto.docx | 984.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Быстров В.В.
Учитель технологии (столярного дела)
Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.
Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в достижении умении заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, его достаточную гибкость.
Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями:
0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень - учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия .
Но далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.
Формирование умений и навыков - специальная педагогическая задача. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это неверно.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Подводя итог, можно обобщить, что учебные умения и навыки можно разделить на: специфические и общеучебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека.
Занятия по трудовому обучению проводятся в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком и т.п. На рабочем месте должен всегда быть образцовый порядок, инструменты кладут только те, которые нужны на данном уроке. Пользоваться инструментами - режущими, колющими, ударными, измерительными - нужно осторожно, умело, чтобы не получить травму самому и не поранить товарища.
Правила поведения в учебных мастерских:
1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:
· являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
· иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
· в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место.
2. Строго соблюдать правила безопасности труда.
3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам.
4. После урока убрать рабочее место и сдать их учителю.
Для экономии трудовых движений и мышечных усилий все оборудование на рабочем месте делят на предметы постоянного и временного пользования, за которыми закрепляются определенные места хранения и расположения. Предметы, используемые чаще, располагают в пределах досягаемости левой и правой рук, согнутых в локте. Предметы, которыми пользуются реже, кладут дальше.
Для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения отражаются в чертеже, эскизе или техническом рисунке.
Одним из вариантов является парная деятельность. Ученики по желанию разбиваются по парам, и учителем каждой паре дается задание по видам практической деятельности, например, строгание древесины. Целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. Учителем выдаются заготовка и инструмент каждой паре. Выбрав верстак, учащиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков и начинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролировать действия другого и делать перерыв. По требованиям гигиенических норм ученик 5-го класса должен выполнять практическое задание, связанное с физической нагрузкой не более 10 минут.
С пятого класса учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по профессии столяра.
Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем упражнений. При выполнение упражнений мы должны предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить со своими действиями и оценивать их результат.
Такие упражнения занимают небольшую долю учебного времени, но они необходимы, так как позволяют добиваться соответствия изготовляемой продукции техническим требованиям.
Формирование умений не сводится только к усвоению знаний и навыков. Специфическую задачу коррекционного обучения школьников представляет собой развитие учителем трудового обучения способности учащегося рационально и эффективно организовывать свою деятельность в соответствии с целью работы.
Для решения этой задачи в нашей школе применяются демонстрационные технологические и операционные карты.
Учащиеся выполняют установочные упражнения для более прочного усвоения знакомых трудовых приемов, тренировочные упражнения для выполнения контрольно - измерительных и разметочных операций, индивидуальные упражнения одному ученику. Учебно - производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде полезного изделия. Упражнения организуются таким образом, чтобы обеспечить постепенное повышение самостоятельности в работе. В процессе таких упражнений учащиеся, овладевая новыми знаниями и трудовыми умениями, повторяют ранее пройденных учебный материал.
Проверка знаний, умений и навыков. Активность и прилежание учащихся на уроках технологии и уровень самостоятельности в процессе обучения во многом зависят от того, как учитель осуществляет проверку знаний, умений и навыков.
Правильно организованная и систематически проводимая проверка побуждает учащихся к постоянной и плодотворной учебной работе, воспитывает память и помогает совершенствовать знания, умения и навыки. Следовательно, процесс проверки выполняет несколько функций - контрольно-учебную, воспитательную и обучающую. На уроках столярного дела применяют текущую и итоговую проверку знаний, умений и навыков, которые осуществляются методами устной, письменной, практической (графической) проверок и повседневными наблюдениями. Наиболее часто используют устную проверку .
С целью сокращения времени, отводимого на устную проверку материала прошлого урока, ее совмещают по возможности с закреплением нового материала. В этом случае учитель должен заранее наметить, закрепление каких вопросов он сможет увязать с проверкой знаний.
Например, при проведении урока по теме «Основные факторы резания древесины» преподаватель ставит перед учащимися следующие вопросы: Как влияет направление резания на силу резания и степень шероховатости обрабатываемой поверхности?
Часто на уроках технологии организуют проверку знаний, умений и навыков путем выполнения графической работы.
На уроках производственного обучения основной является проверка умений и навыков учащихся. На уроках технологии такая проверка осуществляется при проведении лабораторно-практических и самостоятельных работ.
Например, по результатам выполнения лабораторно-практической работы по теме «Проверка правильности разметочных инструментов» преподаватель оценивает умения и навыки учащихся проверять правильность угольника. При оценке работы обращает внимание на умение учащихся быстро и правильно установить неточности разметочных инструментов, определить причины их образования и выбрать наиболее рациональный способ их исправления.
Ежегодно проводимый праздники «Юный умелец» дают возможность учащимся продемонстрировать свои знания и умения перед всей школой, что повышает у детей самооценку и помогает им чувствовать себя более уверенно вне школы.
Формирование трудовых навыков и умений у учащихся контролируется согласно следующим показателям: анализ образца – следование инструкции – порядок выполнения работы – самоконтроль – степень самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики
В условиях внедрения ФГОС 2 поколения большое значение приобретает формирование УУД (универсальных учебных действий) то есть по сути - общеучебных умений и навыков. Над этой проблемой работали замечат...
Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования
Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...
Образовательный проект Технология критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО
Технология критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, ...
Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...
Формирование мотивации учения на уроках ОБЖ как один из способов повышения качества образования
Формирование мативации учения на уроках обж...
Развитие двигательных навыков обучающихся на уроках столярного дела
Методическая разработка "Развитие двигательных навыков обучающихся на уроках столярного дела"...