№ п/п
|
Название раздела, темы урока
|
Вид урока
|
Элементы обязательного мин. образования
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Формы контроля
|
Практические работы
|
Дом.задание
|
|
Часть 2. Региональный обзор мира.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Политическая карта мира (2 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
| Этапы формирования политической карты мира
| Вводная лекция, слайд-лекция
| Территория и границы страны. Политическая карта (ПК) как предмет изучения политической географии. Периоды формирования политической карты мира, Количественные и качественные сдвиги. Причины изменения ПК. Гос. Территория и гос. Граница. Виды гос. Границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
| Называют: виды гос. границ, осовные этапы формирования ПКМ; признаки понятий «суверенное гос-во».
Объясняют: особенности 12-и 200 – мильных зон, причины изменения ПКМ; изменение ПКМ под влиянием международ. отношений.
Прогнозируют: изменение ПКМ в XXI в
| Фронтальный опрос
| 1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления; б) по гос. устройству.
| § 1, задание с. 11
|
|
2
| Регионы мира и международные организации
| Лекция с элементами беседы, слайд-лекция
| Понятие орегионах. Историко – географические регионы мира. Соц. - эконом.регионы.
Межданарод. организации и их многообразие.
| Умеют показывать на карте страны, относящиеся к различным межданарод. организациям.
Называют признаки понятий «ВВП»
| Составление логического опорного конспекта «Классиф. крупнейших международ. организаций»
|
| § 2, задание с. 17-18
|
|
Тема 2. Зарубежная Европа (6 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
| Состав и ГП
| Лекция, демонстрация
| Визит.карточка региона, территория. Хар-ка природ. рес-ов , населения и хоз-ва
ПК и гос. строй. Деление на субрегионы: Западная, Восточная, Северная Центральная и Южная Европа.
Население: демограф.ситуац. и проблемы воспроизводства.
Обострение межнац-х противоречий. Особенности миграций национального и религиозного состава.
Урбанизация и субурбанизация. Западноевропейский тип города. Экологическая политика.
| Называют и показывают по карте ГП стран Зарубеж. Европы; различия в естественном приросте населения, темпы урбанизации, миграционных процессах.
Описывают географическую специфику стран «Центральной оси».
Объясняют специализацию отдельных стран Европы, особенности состава и структуры их хоз-ва, участие в географическом разделении труда.
Оценивают изменения возрастного состава населения стран Западной Европы.
| Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами
| 2.Обозначение на к/к границ субъектов Европы
| § 3, задание с. 23-24, к/к, с.4
|
|
4
| Природа и люди
| Круглый стол
|
|
| Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами
|
| § 4, задание с. 30-31
|
|
5
| Хозяйство и внутренние различия
| Практикум
| Главные отрасли промышленности.
Типы хоз-ва, географические и отраслевые особенности.
Региональная транспортная система.
Международные экономические связи.
Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
| Оценивают изменения в территориальной структуре хоз-ва отдельных стран.
Объясняют специализацию районов старого и нового освоения.
Прогнозируют изменения в территориальной структуре хоз-ва.
Приводят примеры топливного, продуктового кризисов в странах Европы.
| Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации
|
| § 5, задание с. 40
|
|
6
| ФРГ
| Семинар
| ФРГ – экономически мощная страна Зарубежной Европы.
Основные черты ЭГП Германии и стран Восточной Европы, гос. строя, природы, населения и хоз-ва.
Географический рисунок расселения, крупнейшие города.Территориальная структура хоз-ва.
| Называют и показывают территорию ФРГ, особенности ее ЭГП.
Объясняют специализацию хозяйства страны, особенности его состава и структуры, участие в географич. разделении труда.
Характеризуют новые экономические отношения России и ФРГ.
| Поиск и анализ информации для составления информационных листов
| 3.Составление информационных листов «Поездка за рубеж»:
А) для туриста;
Б) для делового человека.
| § 6, задание с. 48, к/к, с.8.
Разработка тур.поездки по странам Европы
|
|
7
| Республика Польша
| Практикум
| Краткая историческая справка.
Территория, границы, положение.
Гос. строй.
Природные условия и ресурсы.
Особенности населения: однонациональность и религиозная однородность.
Хоз-во: горнодобывающие отрасли.
Развитие тенденций хар-ных для всей Европы.
Судостроение – отрасль международной спец-и.
Роль иностранного капитала в экономокке страны.
| Называют и показывают по карте территорию Польши, особенностиее ЭГП.
Объясняют специализацию, особ-ти состава и структуры хоз-ва, участие в географ.раздел-и труда.
Характеризуют новые экономические отношения Польши со странами мира (России и ФРГ); ПГП страны по плану:
1. Общие сведения (размеры, соц.-эконом. тип, столица).
2. Положение страны на материке , ГП.
3. Участие в международных организациях.
4. Страны-соседи (союзные, враждебные, нейтральные), участие в международных организациях.
5. Какими морями омывается страна.
6. Выход к важнейшим линиям международных коммуникаций.
7. «Горячие точки», угрожающие безопасности страны.
| Работа с картами и учебником
|
| § 7, задание с. 55-56, Подготовка к защите проекта
|
|
8
| Обобщающее повторение темы
| Проектный
|
|
|
| Защита проекта маршрута туристической поездки по странам Европы.
|
|
|
Тема 3. Зарубежная Азии (8 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
| ГП и ресурсы
| Вводная лекция, слайд-лекция
| Визитная карточка региона. Территория, границы, положение, ресурсы.
Политическая карта.
Население: демограф.ситуация, проблемы воспроизводства.
Особ-ти нац. И религиозного состава, миграций.
География городов, урбанизация и субурбанизация.
Азиатский тип города.
Хозяйство: главные отрасли промышленности, типы с/х.
Уровень развития и международная специализация стран.
Новые индустриальные страны (НИС).
Нефтедобывающие страны.
Интеграционные группировки, международные экономические связи.
| Называют и показывают ведущие страны зарубежной Азии.
Оценивают: изменения в территориальной структуре хоз-ва отдельных стран; причины возникновения региональных группировок; тенденции возрастного состава населения стран Азии.
Объясняют: различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах; уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры; причины возникновения экологических проблем в регионе.
| Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами
| 4.Обозначение на к/к границ субъектов Азии
| § 8, задание с. 64,
|
|
10-11
| Население и хозяйство
| Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний
|
|
| Работа с картографическим материалом, информацией из Интернета. Составление опорного конспекта.
|
| § 9, задание с.72
|
|
12
| Япония
| Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний.
Практикум
| Особенности ГП. Население.
Главные технополисы, мегалополосТокайдо.
Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности.
Типы с/х.
Региональная транспортная система. Международные экономические связи.
Отрасли непроизводственной сферы, научные и финансовые центры.Туризм.Традиции и культура.
| Называют и показывают направления экспорта и импорта Японии, географическую специфику страны.
Объясняют специализацию хоз-ва Японии,особенности состава и структуры хоз-ва, участие в географ-ом разделении труда (ГРТ).
Прогнозируют основные направления социально – экономического развития.
| Работа с атласом и доп. Литературой. Эвристическая беседа, заполнение таблицы.
|
| § 10-11, задание с. 79, с.85, к/к, с.11
|
|
13
| Китай
| Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний.
Практикум
| Особенности ГП. Население.
Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности.
Достижения и проблемы современной экономики.
Типы с/х.Региональная транспортная система. Международные эк. связи. Отрасли непроизводственной сферы, научные и финансовые центры.Туризм.Традиции и культура.
| Называют и показывают территорию Китая.
Знают географическую специфику страны.
Объясняют специализацию хоз-ва Китая,особенности состава и структуры хоз-ва, участие в географическом разделении труда; «китайское чудо».
Прогнозируют: основные направления социально – экономического развития; изменение роли страны в мировом хоз-ве, экологическую ситуацию в регионе.
| Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами
|
| § 12-13, задание с. 93, с.85, к/к, с.12
|
|
14
| Республика Индия
| Комбинированный
| Особенности ГП. Население.
Индия – страна контрастов.
Хозяйственная деятельность.
Главные отрасли промышленности.
Типы с/х.
Региональная транспортная система. Международные экономические связи.
Роль Индии в мировом хоз-ве.
Отрасли непроизводственной сферы, научные и финансовые центры.
Туризм.
Традиции и культура.
| Называют и показывают направления экспорта и импорта Индии.
Объясняют специализацию хоз-ва отдельных районов Индии; участие в географическом разделении труда.
Прогнозируют: основные направления социально – экономического развития; изменение значения страны в мировом хоз-ве, экологическую ситуацию.
| Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами
|
| § 14-15, задание с. 112, с.85, к/к, с.12
|
|
15
| Практическая работа
| Практикум
|
|
|
| 5.Сравнительная характеристика эконом – географического положения двух стран Азии
| Разработка проекта маршрута туристической поездки по странам Азии
|
|
16
| Обобщающий урок
| Проектный
|
|
|
| 6. Разработка и защита проекта маршрута туристической поездки по странам Азии
|
|
|
Тема 4. Северная Америка (3ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17
| США
| Практикум
| Визитная карточка региона. Территория, границы, положение: главные черты.
Политическая карта и гос. строй.
Природные условия и ресурсы.
Население: демограф.ситуация, проблемы воспроизводства.
Североамериканский тип города.
Хозяйство: ведущее место США в мире.
Главные отрасли промышленности, промышленные пояса США.
География с/х., транспорта: главные магистрали и узлы.
| Знают: географическую специфику страны и особенности ее ЭГП; состав США; макрорегионы, их специализацию; крупнейшие города, «Столицы» отраслей промышленности; объекты всемирного наследия.
Называют различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, эмиграционных процессах.
Оценивают изменения в территориальной структуре хоз-ва США.
| Работа с картографическим материалом, информацией из Интернета. Составление опорного конспекта.
|
| § 16, задание с. 125,
|
|
18
| США. Хозяйство и внутренние различия.
| Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний.
| Внешняя торговля.
Туризм и отдых в США.
Заповедные места. Охрана окружающей среды и экологические проблемы: худшее позади.
Макрорайонирование. Северо - Восток, Средний Запад и Юг.
Крупнейшие города США.
Крупнейшие мегаполисы США и мира.
| Называют причины возникновения экологических проблем и пути их решения.
Объясняют специализацию хоз-ва регионов, участие в географическом разделении труда.
Прогнозируют: основные направления социально – экономического развития США.
| Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами
| 7. Заполнение таблицы «Экономические районы США»
| § 17, задание с. 134, к/к с. 14
|
|
19
| Канада. ГП, ресурсы, население.
| Самостоятельная работа
| Канада – второе по площади гос-во мира. Гос. строй.
Население: историческое прошлое нации, размещение, воспроизводство.
Хозяйство страны. Внутренние различия.
Очаговый тип освоения территорий.
| Называют особенности ЭГП страны, географическую специфику Канады.
Объясняют специализацию хоз-ва регионов, особенности состава и структуры их хоз-ва, участие в географическом разделении труда.
| Работа с картографическим материалом, информацией из Интернета, СМИ, дополнительной литературой.
|
| § 18, задание с. 142
|
|
Тема 5. Латинская Америка (4 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
| ГП, ресурсы, население.
| Формирование практических умений
| Современный уровень и структура хоз-ва. Значение и место Латинской Америки в мировом хоз-ве, главные отрасли специализации.
Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии мини - фундии.
Главные с/х районы и их специализация.
Основные черты развития и размещения транспорта.
Международные экономические связи.
| Описывают: географическую специфику региона; латиноамериканский тип города; различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.
Характеризуют изменения в территориальной структуре хозяйства стран; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры.
Объясняют причину возникновения экологических проблем в регионе.
Прогнозируют основные направления соц.-экономического развития ведущих стран Латинской Америки.
| Работа с табличным материалом, картами.
Индивидуал.фронтальн. опрос.
| 8.Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»
| § 19, задание с. 148
|
|
21
| Хозяйство и внутреннее различие
| Эвристическая беседа
|
|
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа
|
| § 20, задание с. 154, к/к с. 15
|
|
22
| Федеративная Республика Бразилия.
| Семинар
| Бразилия – тропический гигант.
Изменения в структуре хозяйства: сдвиг на Запад…
«Промышленный треугольник».
Города Рио – де- Жанейро Сан-Паулу.Значительная роль машиностроения в экономике страны.
Страна кофе.
Недостаточное развитие транспортной системы.
| Называют географическую специфику макрорегионов Бразилии.
Определяют особенности ЭГП страны.
Объясняют специализацию хоз-ва регионов, особенности состава и структуры их хоз-ва, участие в географическом разделении труда.
| Учебное исследование по картам и материалам Интернета. Работа с доп. литературой.
| 9. Разработка мартрута туристической поездки по странам латинской Америки.
| § 21-22, задание с. 159, 165, к/к с. 15
|
|
23
| Обобщающее повторение по теме «Америка»
| Урок проверки знаний
|
|
| Тестовый
|
|
|
|
Тема 6. Африка (5ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24
| ГП и природные ресурсы
| Формирование практических умений
| Территория, границы, ГП.
Политическая карта, пограничные споры и конфликты.
Особенности гос. строя.
Хозяйственная оценка п/и, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
| Определяют особенности эконом – географического положения объектов.
Сравнивают регионы Африки.
Называют заповедники и нац. парки, объекты всемирного наследия.
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Работа по заполнению таблицы.
| 10. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа.
| § 23, задание с. 174
|
|
25
| Население и хозяйство
| Лекция, слайд-лекция
| Население: демограф.ситуация.
Особ-тинац. и религиозного состава.
Урбанизация.
Арабский тип города.
Преобладающее значение горнодобывающей промышленности, районы размещения.
С/х. Монокультура земледелия – причина деградации земель.
| Оценивают: изменения втерриториальной структуре хоз-ва отдельных стран Африки, в миграциях; причины возникновения экологических проблем в регионе.Описывают арабский тип города.
Характеризуют междунар эконом связи.
| Составление логического опорного конспекта
|
| § 24, задание с. 183, к/к с. 13
|
|
26
| ЮАР. ГП, ресурсы, население.
| Комбинированный
| ЮАР – страна с двойной экономикой, единственная экономически развитая страна Африки.
Основные черты ЭГП, гос. строя, природы, населения и хоз-ва.
Богатейшие природные ресурсы.
Доминирование горнодобывающей отрасли.
«Черное большинство» и «белое меньшинство».
Кения – типичная развивающаяся страна Африки.
Краткая историческая справка. Основные черты ЭГП, гос. строя, природы, населения и хоз-ва. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
| Оценивают и объясняют:ресурсообеспеченность ЮАР и Кении; демографическую ситуацию; уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
| Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.
|
| § 25, задание с. 190
|
|
27
| Республика Кения.
ГП, ресурсы, население.
| Комбинированный
|
|
| Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.
| 11. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
| § 26, задание с. 196
|
|
28
| Обобщающее повторение темы
| Контроль знаний
|
|
| Итоговые тесты, с. 197 (в учебнике)
|
|
|
|
Тема 7. Австралия и Океания (2ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29
| Австралия
| Лекция
| Территория, границы, ГП.
Политическая карта. Государственный строй.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состав и размещение населения.
Мигранты.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации.
| Называют и показывают страны, их особенности в географ положении.
Объясняют специализацию хоз-ва Австралии и Океании; особенности состава и структуры хоз-ва, участие в географическом разделении труда.
Оценивают и объясняютресурсообеспеченность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, внутренние географические различия стран.
| Учебное исследование по картам и материалам Интернета. Работа с доп. литературой.
| 12. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
| § 27, задание с. 208, к/к с. 16
|
|
30
| Океания
| Урок актуализации знаний и умений.
|
|
| Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами
|
| § 28, задание с. 213
|
|
Тема 8. Россия в современном мире (2ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31
| Экономико – географическая история России
| Практикум
| Россия на политической карте мира. Изменение географического положения во времени.
Экономико-географическая история и роль России в мировом хозяйстве.
Россия на современной политической и экономической карте мира.
| Оценивают и объясняют: ресурсообеспеченность России; ее демографическую ситуацию; уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Применяют различные источники географической информации
| Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами
| 13. Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире.
| § 29, задание с. 219
|
|
32
| Россия в мировом хозяйстве и МГРТ, география отраслей и международной специализации
| Проблемная лекция
| Современное геополитическое положение.
Россия в мировом хозяйстве и МГРТ, география отраслей и международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований.
|
| Индивидуал.фронтальн. опрос, работа с картами.
Работа с доп. источниками информации.
|
| § 30, задание с. 223
|
|
Обобщающее повторение (2ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33
| Обобщающее повторение по всему курсу
| Урок актуализации знаний и умений.
|
|
| Итоговая контрольная работа
|
|
|
|
34
| Обобщающее повторение по всему курсу
| Урок актуализации знаний и умений.
|
|
|
|
|
|
|