Календарно-тематическое планирование по географии России 8 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Белова Алла Петровна

В данном документе дана следущая информация: 1. Название раздела, темы урока. 2. Вид урока. 3. Элемеенты образовательного минимального образования.  4. Требования к уровню подготовки обчающихся. 5. Формы контроля. 6. Практические работы. 7. Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:




Название раздела, темы урока



Вид урока



Элементы обязательного мин. образования



Требования к уровню подготовки обучающихся



Формы контроля



Практические работы



Дом.задание



Сроки


 

Раздел 1. Общая физическая география России (34 ч)


 


 


Тема 1. Географическое положение (ГП) – 3 часов


 


1


Россия на карте мира


Вводная лекция с элементами беседы


Особенности и виды ГП России. Сравнение ГП России и положения др. государств. Территория и акватория. Государ-ная территория России.


Знают специфику ГП РФ. Понимают связь между ГП и др. компонентами природы.


Самостоятельная работа с к/к


1.Определение координат крайних точек территории России


§1, вопросы и задания, с.12. Определение координат крайних точек


 


 

2


Государственные границы России


Актуализация знаний и умений


Гос. границы России, их виды.Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и эконом зона РФ.


Знают особенности границ России.


Составляют краткую географ хар-ку территории на основе разнообразных источников географ информации.


Исследование карт атласа, работа с к/к.


 


§1


 


 

3


Россия на карте часовых поясов


Практикум


Россия на карте часовых поясов.Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.


Знают, в каких часовых поясах расположена Россия.


Умеют определять Местное, поясное, декретное, летнее время


Решение задач на определение поясного времени.


2.Решение задач на определение поясного времени


§2, итоговый тест, с. 16-18


 


 

Тема 2. Исследование территории Росии — 4 часа.



4


Русские землепроходцы XI-XVII


Изучение нового материала


Формирование и освоение гос территории России.Изменение границ страны на разных исторических этапах. Исследователи территории России


Знают историю освоения гос. территории России, именаисследователей.


Умеют находить и анализировать различные источники информации.


 


Анализ карт, составление таблицы.



§3


 


 

5


Географические открытия в России XVIII-XIX веков


Практикум


Работа с к/к


§4


 


 

6


Географические исследования XX в


Актуализация знаний


Сообщения учеников


§5


 


 

7


Обобщающее повторение


 Обобщение   знаний


 


 Итоговое тестирование, .


 


 


 


 

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5ч)


 


 

8


Геологическое летоисчисление и геологическая карта


Изучение нового материала


Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.


Знают особенности геологического строения территории России, области современного горообразования.


 Анализ геологической карты и геохронологической таблицы


 


§6


 


 

9


Тектоническое строение


Исследование


 Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование


Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры


Анализ тектонической и физической карты. Работа с к/к


 


§7, вопросы и задания, с.44.


 


 

10


Общие черты рельефа


Практикум


Особенности распространения крупных форм рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения.


Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географ. объектов.Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы.


Заполнение таблицы


3.Установление связи между тектоническими структурами , формами рельефа и п/и


§8, итоговый тест, с.57-58.


 


 

11


Литосфера и человек


Обобщение знаний


Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рацион-ого использования. Изменение рельефа человеком.


Приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Заполнение схемы


 


§9


 


 

12


Обобщающее повторение


Повторение знаний 


 


 Уметь использовать полученную информацию


 Итоговое тестирование


 


 


 


 

Тема 4. Климат и погода (7ч) 


 


 

13


Климатообразующие факторы


Вводная лекция с элементами эвристической беседы


Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс.


Знают факторы, определяющие климат России


Эвристическая беседа с использованием карт атласа.


 


§10


 


 

14


Распределение тепла и влаги по территории России


Практикум


 Закономерности Распределения тепла и влаги на территории страны


Определяют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны


Анализ физической и климатических  карт.


4.Определение по картам закономерн распределения солнечной радиации, ср. температур января и июля, год кол-ва осадков по территории страны


§11


 


 

15


Климаты России


Актуализация знаний и умений


Типы климатов России, климатические пояса.


Изменение климата под влиянием естественных факторов.


Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны.


Анализируют климатограммы.


Учебное исследование по картам, работа с к/к.


 


§12, нанести на к/к климатические пояса и области


 


 

16


Погода


Изучение нового материала


Воздушные массы, атмосферные фронты.


Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.


Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «атмосферные фронты».


Описывают особенности погоды отдельных территорий.


Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта.


Учебное исследование синоптической карты


5.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.


§13


 


 

17


Атмосферные вихри


Комбинированный


Циклоны и антициклоны.


 Объясняют причины образования циклонов и антициклонов.


Анализ физич. и климатической  карты.


 


§14


 


 

18


Атмосфера и человек


Практикум


Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.


Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.


Климат и хоз. Деятельность людей.


Опасные и неблагоприятные климатические явления.


 


Составляют краткую географическую характеристику климата территории на основе разнообразных источников географической информации.Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.


Поиск и анализ информации для заполнения таблицы



§15, вопросы и задания, с.91-92.


 


 

19


Обобщающий урок по теме: «Климат и погода»


Обобщение знаний


Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, результаты Интернета


Итоговое тестирование


 


§10-15


 


 

Тема 5. Моря и внутренние воды (8ч)


 


 

20


Моря России


Изучение нового материала


Моря, омывающие Россию: бассейнам каких океанов принадлежат, особенности их природы, хоз. значение.


Знают моря, омывающие Россию, их особенности.


Объясняют         причины         разнообразия органич.жизни в них


Анализ физической карты, составление таблицы.


6. Характеристика морей , омывающих территорию России.


§16


 


 

21,22


Характеристики реки


Актуализация опорных знаний


Виды вод суши на территории страны.


Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.


Знают понятия: «длина», «бассейн», «водораздел», «питание и режим реки».


Определяют их зависимость от рельефа и климата.


Фронтальный анализ физической и климатической  карты.


7.Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки.


§17


 


 

23


Реки России


Практикум


Распределение рек по бассейнам океанов.Гл.  речные системы.Хар-ка крупнейших рек страны.Роль в жизни населения и развития хозяйства России.


Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока.


Характеризуют реку, определяют возможности ее хоз. использования.


Работа с к/к: нанесение крупных рек бассейнов 3-х океанов и обл. внутреннего стока.


8.Оценивания обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.


§18, закончить работу на к/к


 


 

24


Озера и болота


Практикум


Крупнейшие озера, их происхождение.


Болота: низинные и верховые.


Знают определения понятий: «озера», «болота».


Показывают на карте крупнейшие озера, болота.


Определяют возможности хоз. использования. 


Беседа, учебное исследование по картам



§19, тест с.127-128


 


 

25


Природные льды


Актуализация опорных знаний


Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.


Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения. 


Тестирование, анализ карт, заполнение к/к.


 


§20


 


 

26


Великое оледенение


Лекция с элементами эвристической беседы


Ледниковые периоды и межледниковые эпохи.


Знают и показывают на карте границы максимального покровного и горно – долинного оледенения.


Объясняют причины их распространения и роль в природе.


Чтение и анализ карт



§21


 


 

27


Гидросфера и человек


Систематизация и обобщение знаний


Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения.


Пути сохранения качества водных ресурсов.


Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. 


Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географ объектов и явлений.


Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды 


Учебное исследование по картам и др. источникам информации.


 



§22


 


 

 


 


 


 

Тема 6. Почвы  (2ч)


 


 

28


Формирование и свойства почвы


Актуализация опорных знаний


Почва – особый континент природы.


Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.


Знают и объясняют факторы образования и свойства  почв. 


Индивидуальный опрос, анализ почвенного горизонта на рисунке, с. 101


 



§23, тест с.139-140


 


 

29


Зональные типы почв


Практикум


Размещение основных типов почв.


Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.


Изменение почв в ходе их хоз. использования.


Описывают зональные типы почв.


Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов.


Тестирование, анализ  почвенной карты.



§24


 


 

Тема 7. Природные зоны (5ч)


 


 

30


 Природные комплексы России


Актуализация опорных знаний


Зональные и азональные  природно – территориальные комплексы (ПТК).


Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни.


Растительный и животный мир природных комплексов России: видовое разнообразие, факторы, определяющие разнообразие.


Памятники всемирного природного наследия.


Высотная поясность.


Знают и объясняют взаимосвязь компонентов в зональных и азональных природно – территориальных комплексах (ПТК).


Анализ рисунков 103, 104, карты природных зон


9. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.


§25, задание с.146


 


 

31


Безлесные природные комплексы Арктики и Субарктики


Практикум


Знают особенности видового разнообразия растительного и животного мира зональных природных комплексов.


Объясняют причины, определяющие видовое разнообразие растительного и животного мира природных комплексов.


Характеризуют особенности азональных природных комплексов.


Учебное исследование по картам. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы.



§26, задание с.150-151


 


 

32


Леса умеренного пояса


Практикум


Учебное исследование по картам. Решение проблемных задач.Заполнение таблицы.


§27


 


 

33


Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность.


Практикум


§28


 


 

34


Ресурсы растительного и животного мира


Актуализация опорных знаний


Биологические ресурсы, их рациональное использование.


Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения обеспеченности страны биолог -ми ресурсами.


Фронтальный опрос


10.Прогнозирование изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого.


§29, тест, с. 165-166


 


 

Раздел 2. Крупные природные районы России (33ч)


 


 

Тема 1. Островная Арктика (1ч)


 


 

35


Природа арктических островов.


Объяснительно - иллюстративный


Характеристика арктических островов, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природы.


Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы.


Характеризуют природу арктических островов.


Прогнозируют возможность использования территории в хозяйстве.


Определяют эколог проблемы.


Фронтальный по вопросам на с. 172



§30


 


 

Тема 2. Восточно – Европейская (Русская) равнина (6ч)


 


 

36


Рельеф и геологическое строение


Лекция с элементами беседы


ГП, Геологическое строение и история его развития.


Рельеф и п/и.


Знают особенности рельефа и п/и.


Объясняют зависимость п/и от геологического строения территории.


Учебное исследование по картам.



§31, вопросы, с. 178


 


 

37,38


Климат, внутренние воды и природные зоны.


Актуализация опорных знаний


Климат и факторы, его образующие.


Гидрография.


Природные зоны, природные ресурсы.


Знают климатообразующие факторы.


Объясняют причины разнообразия природных зон.


Фронтальный по вопросам на с. 184


11. Определение по основным климатичеким характеристикам (количеству солнечной радиации, осадков, по средним температурам января и июля изменений климатических условий в разных частях Восточно-европейской равнины


§32, тест, с. 193-194


 


 

39,4


Природно – территориальные комплексы Восточно – Европейской равнины


Практикум


Взаимосвязь между компонентами природы в разных природных зонах.


Влияние природных условий на жизнь людей.


Заповедники. Особо охраняемые природные территории. 


Составляют краткую географическую характеристику природно – территориальных комплексов.


Устанавливают причинно – следственные связи. 


Тестирование, заполнение таблицы.



§33, 34


 


 

41


Обобщающее повторени


Обобщение знаний 


 Итоговое тестирование


 


 


 


 

Тема 3. Кавказ (3ч)


 


 

42


Геологическая история и рельеф


Изучение нового материала


ГП, геология, рельеф и п/и.


Знают и показывают формы рельефа.


Объясняют причины и следствия большой высоты.


Самостоятельная работа с к/к


12. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа


§35


 


 

43


Климат, внутренние воды и высотная поясность


Практикум


Уникальные природные особенности и рекреационные ресурсы, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.


Высотная поясность, горное оледенение. 


Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природы Кавказских гор.


 


Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.



§36


 


 

44


Обобщающее повторение


 Обобщение знаний


 Итоговое тестирование


 


 


 


 

Тема 4. Урал (4ч)


 


 

45


Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.


Актуализация опорных знаний


История геологического развития, рельеф и п/и.Пещеры.


Знают геологическую историю  региона.


Объясняют особенности рельефа и разнообразие п/и.


Самостоятельная работа с к/к



§37


 


 

46


Климат, внутренние воды


Практикум


Причины разного количества осадков на западных и восточных склонах.


Водораздел для рек европейской части и Западной Сибири.


Объясняют причины разного количества осадков на западных и восточных склонах.


Знают истоки рек.


 


Вопросы и задания, с. 216


13. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.


§38, тест, с. 221-222


 


 

47


Природно – территориальные комплексы


Практикум


Особенности природы Северного, Среднего и Южного Урала.


Высотная поясность. 


Характеризуют особенности природы ПТК Урала и причины слабо выраженной  поясности гор. 


Тестирование, заполнение таблицы.


 


§39


 


 

48


Обобщающее повторение


Обобщающее повторение 


 Итоговое тестирование


 


 


 


 

Тема 5. Западно – Сибирская равнина (4ч)


 


 

49


Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.


 


Изучение нового материала


История образования крупнейшей низменности планеты, современный рельеф и п/и.


Знают геологию.


Называют и показывают формы рельефа и месторождения п/и. 


Фронтальный по заданиям на с. 227



40, работа с к/к


 


 

50


Климат, внутренние воды


Эвристическая  беседа.


Особенности климата южных и северных районов, причины заболоченности, бассейн Оби.


Объясняют причины заболоченности.


Показывают и характеризуют бассейн Оби. 


Эвристическая  беседа с опорой на карты атласа


14. Объяснение закономерностей распространения  болот и трудностей в освоении территории.


§41, тест, с. 237-238


 


 

51


Природно – территориальные комплексы


Практикум


ПК Западной Сибири, степень антропогенного воздействия болот и трудностей в освоении территории.


 


Знают ПТК Западной Сибири.Оценивают степень антропогенного воздействия.


Объясняют причины слабой освоенности территории. 


Тестирование, составление опорного конспекта.



§42


 


 

52


Обобщающее повторение


Обобщение знаний


 Итоговое тестирование


 


 


 


 

Тема 6. Средняя Сибирь (3ч)


 


 

53


Рельеф и геологическое строение


Изучение нового материала


Современный рельеф и причины его образования.


Знают и показывают формы рельефа и месторождения п/и.


Объясняют причины разнообразия рельефа.


Самостоятельная работа с к/к.


15. Характеристика жизнендеятельности человека в суровых природных  условиях  на примере Норильска.


§43


 


 

54


Климат, внутренние воды и природные зоны


Актуализация опорных знаний


Причины и черты резко – континентального климата, круп реки России: Лена и Енисей.Природа тундры и тайги.


Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки  географ объектов и явлений.


Фронтальный опрос  по вопросам и заданиям на с. 251-252



§44


 


 

55


Обобщающее повторение


Обобщение занинй








Тема 7. Северо – Восток Сибири (3ч)


 


 

56


Геологическое строение, рельеф и климат


Актуализация опорных знаний


Среднегорный рельеф и история его формирования.


Резко – континентальный климат (полюс холода Северного полушария).


Выделяют, описывают и объясняют особенности рельефа и климата.


Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с к/к


 


§45, повторить §43, 44, тест, с.263-264


 


 

57


Внутренние воды и природно – территориальные комплексы


Практикум


Многолетняя мерзлота.


Реки: Яна, Индигирка, Колыма с ценными породами рыб. Арктическая тундра и тайга. 


Объясняют особенности природы, растительного и животного мира ПТК. 


Тестирование


.


§46


 


 

58


Обобщающее повторение


 Повторение


 Тестирование


 


 


 


 

Тема 8. Горы Южной Сибири (4ч)


 


 

59


Геологическое строение и рельеф


Актуализация опорных знаний


История геологического развития, современный рельеф, исключительное богатство п/и.


Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения рельефа, климата и внутренних вод Южной Сибири.


Анализ геологической и физической карт, рис. 221. Самостоятельная работа с к/к.


16. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением п/и на примере   железорудных местний Алтая.


§47, вопросы,


 с. 270


 


 

60


Климат и внутренние воды


Практикум


Климатообразующие факторы, Сибирский (Азиатский) антициклон.


Истоки рек: Лены, Енисея, Оби, Амура.


Учебное исследование, работа с к/к



§48,  тест, с.281-282


 


 

61


Высотная поясность


Практикум


Особенности высотной поясности гор Южной Сибири, богатство природными ресурсами.


Охрана природы, заповедники.


 


Сравнивают высотную поясность Алтая, Забайкалья и Станового нагорья.


Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


 


Беседа по картам атласа и рис. 223, 229, тестирование.


 


§49


 


 

62


Обобщающее повторение


 Обобщение знаний


 Итоговое тестирование


 


 


 


 

Тема 9. Дальний Восток (5ч)


 


 

63


Геологическое строение и рельеф


Эвристическая  беседа с элементами практикума.


Геологическая активность территории (район современного горообразования) и рельеф.


Стихийные бедствия.


Знают и показывают формы рельефа, объясняют причиныобразования


Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.


Фронтальный, работа с к/к.


 



§50


 


 

64


Климат, внутренние воды и природные зоны


Актуализация опорных знаний


Муссонный и морской типы климата, тайфуны и наводнения. Река Амур и ее притоки. Особенности природы тундры, лесотундры, тайги.


Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки географ объектов и явлений.


Беседа по картам атласа и рис. 230


17. Оценка климатических показателей для характеристики условий жизни населения Приморья.


§51


 


 

65


Природно – территориальные комплексы. Полуостровная и островная части.


Практикум


Природа Камчатки, Курильских островов и Сахалина, Богатство растительного и животного мира.


Вулканизм и горячие источники.



Составляют краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.


Анализ  карт, работа с текстом учебника, рис. 245.


Заполнение таблицы.


Тестирование



§52,  тест, с.302-303


 


 

66


Природно – территориальные комплексы.


Приморье и Приамурье


Практикум


Приморье и Приамурье: собенности природы.Смешение северных и южных видов животных и растений.Заповедники.


§53


 


 

67


Обобщающий урок


Обобщающее повторение.





Раздел 3. Природа и Человек (2ч)


 


 

68


Природные ресурсы и природные условия


Актуализация опорных знаний


Влияние природы на человека и деятельности человека на природу.


Охрана природных ресурсов.


Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Фронтальный опрос по вопросам и заданиям на с. 311



§54


 


 

69


Роль географии в современном мире


Дискуссия


Роль географии в решении практических задач, связанных с рациональным природопользованием.


Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования 


Анализ рис. 252. Представление прогнозов о развитии природы.


18. Составление  географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через неё автомагистрали.


§55, вопросы, с. 315-316


 


 

Обобщающее повторение (1ч)


 


 

70


Обобщающее повторение


Обобщение и систематизация знаний


Природный и ресурсный потенциал России.


Взаимосвязь взаимообусловленность природы и человеческой деятельности


Решают проблемные вопросы.


Устанавливают причинно – следственные связи.


Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности.


Проблемные вопросы и творческие задания на с. 315-316



 



 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 11 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.

В данном материале находятся следующая информация: 1. Название раздела 2. Темы урока. 3. Вид урока   4. Элементы образовательного минимального образования 5. Требования к уровню подготовки о...

Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс по учебнику Е.М. Домогацких

Данное тематическое планирование составлено мной учитывая региональный компонент. Кроме того, тема "План и карта" перенесены на конец учебного года.По такому плану занимаюсь уже три года. Результативн...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...

Рабочая программа по географии 5 класс по учебнику Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский

Данная рабочая програма разработана по учебнику "География" 5 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Москва. "Русское слово" 2016 год. Основная цель курса «Введе...

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...