Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Ильина Наталья Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г.; учебника для  8 класса Е.М. Домогацких,  Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское  слово», 2018 г.; примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2012 г., Программы курса «География» 5-9 классы /авт.-сост. Е.М. Домогацких.: ООО «Русское слово» и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №1».

        Главная цель раздела «География: физическая география России», — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа по географии241 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

 к основной образовательной программе

основного общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа №1» для классов,

реализующих федеральный компонент государственного образовательного стандарта

Рабочая программа учебного предмета

«География»

для 8 классов.

Составитель: Ильина Н.И.

2018 год

г. Мегион

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г.; учебника для  8 класса Е.М. Домогацких,  Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское  слово», 2018 г.; примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2012 г., Программы курса «География» 5-9 классы /авт.-сост. Е.М. Домогацких.: ООО «Русское слово» и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №1».

        Главная цель раздела «География: физическая география России», — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;
  • сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
  • сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
  • продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве.

         Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития. Это позволит обеспечить духовно-нравственное становление обучающихся, подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма. На примере жизни российских исследователей и путешественников происходит воспитание таких качеств, как патриотизм, честность, справедливость, мужество, гордость за свою страну. Изучение раздела «Природа и человек» позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к природе, чувство ответственности за развитие биосферы, за экологическое благополучие страны.

Срок реализации рабочей программы 2018/2019 учебный год.

При обучении географии в 8 классе используется следующий методический комплект и дополнительная литература: учебник для  8 класса Е.М. Домогацких,  Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское  слово», 2018; атласы и контурные карты для 8 класса; «Современный урок географии» Ч. 5. Методические разработки уроков по курсу «География России».8 класс/ Редактор-составитель И.И. Баринова. – М; Школьная Пресса,2004.; «Практические работы по географии и методика их выполнения»: Пособие для учителя. – М.; АРКТИ, 2003.; «География России. 8 – 9 кл.»: метод. Пособие / И. И. Баринова, В.П. Дронов. – 2-е издание, М,; Дрофа, 2005.; «География России. Природа. 8 класс»: поурочные планы / автор - составитель: О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2012г.

Программа предусматривает изучение курса за 70 часов.

Количество тем регионального содержания: 3часа.

Учебно-тематическое планирование

Раздел,

тема

Количество часов

всего

теорети-ческих

практи-ческих

контрольных

экскур-сий

Тема 1:

Географическая карта и источники географической информации (4 часа).

3

3

Тема 2.  Россия на карте мира (5 часов)

6

3

2

1

Тема 3.  История изучения территории России (4 часа

4

4

Тема 4. Геологическое строение и рельеф (6часов)

5

4

1

Тема 5. Климат России (9 часов)

6

3

2

1

Тема 6. Гидрография России (8 часов)

5

2

2

1

Тема 7. Почвы России (3 часа)

2

1

1

Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа)

2

1

1

Тема 9. Природные зоны России (5 часов)

5

3

1

1

Тема 10. Крупные природные районы России (18 часов)

11

8

6

1

Заключение. Природа и человек (3часа).

3

3

Итого

70

59

16

5

С целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса, применяются следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Применяются также такие формы контроля, как групповой контроль, фронтальный, самоконтроль, взаимоконтроль. Методическая основа преподавания географии в 8 классе состоит из учебных занятий. Основными видами учебных занятий являются: уроки-беседы, уроки-практикумы, уроки-дискуссии, уроки-самостоятельной работы в группах, уроки-защиты творческих работ, уроки-тестирования, уроки-коррекции типичных ошибок, уроки с компьютерной поддержкой. Используемые типы и виды учебных занятий направлены на формирование у учащихся основных ключевых компетенций, на становление человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, которые позволяют ему самостоятельно решать различные проблемы жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли. В процессе выполнения данной программы целесообразно использовать такие виды учебной деятельности как составление ЛОК, установление причинно-следственных связей, работа с текстовым источником информации с элементами анализа, обобщения,  больше времени отводить на самостоятельную работу учащихся в группах и индивидуально в процессе добывания знаний. Реализация целей образовательного процесса осуществляется через традиционное обучение, с фрагментарным применением современных образовательных технологий: ИКТ, проектной, технологии развития критического мышления,  здоровьесберегающей технологии,  технологии  проблемного обучения и внедрения элементов деятельностного подхода.

Предметные результаты:

- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
-  представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
-  умение работать с разными источниками географической информации;
-  умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-  владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
-  умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
-  умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Личностные результаты:

-  готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

-  сформированность мотивации к учению и познанию,

- ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Метапредметные результаты:

- умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на уроке; высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы всех;

- умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;

- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;

- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;

- умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;

- умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.

Содержание учебного курса.

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации

Содержание темы:

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат.  

Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники

информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Учебные понятия:

географическая карта, картографическая проекция, масштаб, топографическая карта, истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение,  

мониторинг.

Тема 2. Россия на карте мира

Содержание темы:

Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.

Учебные понятия:

географическое положение, государственная граница, морская граница, страны-соседи, российский сектор Арктики, адаптация, природные условия, природные ресурсы, местное (астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясное время, часовые зоны, декретное время, летнее и зимнее время,
московское время,

Тема 3. История изучения территории России (4 часа)

Содержание темы:

Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII—XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в.

Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Учебные понятия:

Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование, географический прогноз.

Тема 4. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Содержание темы:

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования,
землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Учебные понятия:

геохронологическая таблица, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта, тектоническая структура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь), осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания, моренные холмы, овражно-балочная сеть, ветер,
бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район, природные районы России, полезные ископаемые, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийные природные явления.

Тема 5. Климат России

Содержание темы:

Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Учебные понятия:

Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, ветры западного переноса, муссон, орографические осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур, воздушные массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт, атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз по-годы, неблагоприятные явления погоды.

Тема 6. Гидрография России

Содержание темы:

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России.

Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Учебные понятия:

бассейн океана, бассейн внутреннего стока, биологические ресурсы, материковая отмель (шельф), длина реки, бассейн реки, водораздел, питание реки, гидрологический режим, половодье, межень, паводок, озеро, водохранилище, болото, многолетняя мерзлота, природные льды, ледник, покровный ледник, горный ледник, ледниковый период, Великое оледенение, эпоха оледенения, эпоха межледниковья, водные ресурсы.

Тема 7. Почвы России

Содержание темы:

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Учебные понятия:

Почва, почвообразование, почвенный профиль, почвенный горизонт, гумус, плодородие, почвенные ресурсы, эрозия (разрушение), мелиорация.

Тема 8. Растительный и животный мир России

Содержание темы:

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.

Учебные понятия:

Природный комплекс, природные компоненты, природные факторы, типы растительности, биологические ресурсы, лесные ресурсы, лесоизбыточные, лесообеспеченные и лесодефицитные территории.

Тема 9. Природные зоны России

Содержание темы:

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Учебные понятия:

Природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный комплекс, природный район, природная зона, лесные и безлесные ландшафты, высотная по-ясность, приспособление, хозяйственная деятельность, природ-но-хозяйственные зоны.

Тема 10. Крупные природные районы России

Содержание темы:

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическоеположение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-ни-
келевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Крым. Особенности географического положения региона. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Южный берег Крыма.

Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы.
Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая
характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе  реднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Учебные понятия:

увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье, Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен, многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи, Предуралье, Зауралье, омоложенные горы, траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты, омоложенные горы, складчато-глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный) лед, наледь, возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера, сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Заключение. Природа и человек

Содержание темы:

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влия-ние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Учебные понятия:

Ресурсы, неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, комфортность, отрасли промышленности, отходы: твёрдые, жидкие, газообразные, смог, сельское хозяйство, выхлопные газы, заповедники.

Критерии оценивания ответов учащихся

За теоретический вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей. использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.

Отметка «2» ставится за ответ, если учащийся не знает содержание, не может привести примеры, не пользуется географической терминологией.

За проблемный вопрос:

Отметка «5»  ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.

Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал  понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.

Отметка «3»  ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.

Отметка «2» ставится за ответ из которого видно, что учащийся не понимает сути проблемы, не умеет анализировать и сопоставлять факты, не знает фактического материала, имеющего отношение к ее решению.

За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники географической информации для решения практических задач:

Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.

Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.

Отметка «2» ставится, если учащийся не знает какие источники информации он может использовать, не имеет представления о последовательности выполнения задания, не умеет анализировать статистические материалы.

Курс «География России» интегрирован с курсом «География ХМАО». С природой и населением ХМАО учащиеся знакомятся в процессе изучения соответствующих тем при изучении географии России. Главная цель  – сформировать у учащихся знания о родном крае и подвести их к пониманию своего места в округе и в стране.

Материально-техническое обеспечение кабинета географии

  1. Компьютер - рабочая страница P-42.4
  2. Монитор LG L1720S
  3. Проектор NEC
  4. Back UPS 650
  5. Колонки Genius
  6. Экран Read Leaf


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема урока

Виды учебной деятельности

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации – 3 часа

1

Карта и её математическая основа.

Уметь компактно  и ёмко представлять земную поверхность; ориентироваться в пространстве; открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на этой основе делать прогнозы развития географических объектов и процессов.

1.09

2

Топографическая карта.

3.09

3

Космические и цифровые источники информации

8.09

Тема 2. Россия на карте мира – 6 часов

4

Географическое положение России.

Показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России;

Показывать на карте крайние точки страны;

Показывать границы России и пограничные страны;

Оценивать значение границ для связей с другими странами;

Определять разницу во времени по карте часовых поясов;

Приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;

10.09

5

Практическая работа №1: «Определение  географических координат крайних точек России и нанесение их на контурную карту».

15.09

6

Природные условия и ресурсы.

17.09

7

 

Часовые пояса и зоны.

22.09

8

  1. Практическая работа №2:«Определение поясного     времени для различных пунктов России».

24.09

9

  1. Контрольная работа  по теме: «Россия на каре мира»

Показывать на карте субъекты РФ;

 Работать с разными источниками географической информации; Использовать картографический метод сбора и анализа информации;

Выделять и объяснять причинно-следственные связи;

Решать задачи на определение поясного времени;

29.09

Тема 3. История изучения территории России – 4 часа

10

Русские землепроходцы 11-17 вв.

Находить и анализировать различные источники информации различных факторов; знать историю освоения государственной территории России, имена исследователей.

1.10

11

Географические открытия в России в 18-19 вв.

6.10

12

Географические исследования 20 века.

8.10

13

Роль географии в современном мире.

13.10

Тема 4. Геологическое строение и рельеф России– (5 часов)

14

Геологическое летоисчисление и геологическая карта.

 Выявлять взаимосвязи тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

Показывать на карте основные формы рельефа;

Выявлять особенности рельефа страны; наносить их на контурную карту; Оценивать природные условия и ресурсы России;

15.10

15

Тектоническое строение территории.

20.10

16

Общие черты рельефа.

22.10

17

Литосфера и человек.

27.10

18

Практическая работа №3: « Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры». 

10.11

Тема 5. Климат России–(9 часов)

19

Факторы, определяющие климат России

Определять, как рельеф и  климат влияет на жизнь людей;

Приводить примеры изменений в рельефе и климате  под влиянием различных факторов;

Объясняют причины образования циклонов и антициклонов

Составляют краткую географическую характеристику климата территории на основе разнообразных источников географической информации. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

Находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

12.11

20

Распределение тепла и влаги на территории России.

17.11

21

Практическая работа №4: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории нашей страны».

19.11

22

Климаты России.

24.11

23

Воздушные массы и атмосферные фронты

26.11

24

Атмосферные вихри.

1.12

25

Атмосфера и человек. Практическая работа №5: Оценка основных климатических показателей одного из региона нашей страны».

3.12

26

Климат ХМАО - Югры.

8.12

27

Контрольная работа по теме «Климат России».

10.12

Тема 6. Гидрография России –(8 часов)

28

Моря, омывающие территорию  России Практическая работа №6: «Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России»

Объяснять особенности морей, омывающих территорию России;

особенности внутренних вод отдельных регионов страны;  характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную

 деятельность  человека;

� Особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России;

�Объяснять сущность экологических проблем в гидросфере на примере России.

Определять основные черты морей, омывающих территорию России;

� районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России;

15.12

29

Характеристики реки.

17.12

30

Реки России. Практическая работа №7:                       « Составление характеристики одной из рек».

22.12

31

Озера и болота.

24.12

32

Природные льды.

29.12

33

Великое оледенение.

12.01

34

Гидросфера и человек.

14.01

35

Контрольная работа по теме «Моря и внутренние воды»

19.01

Тема 7. Почвы России- (3 часа)

36

Формирование и свойства почв.

объяснять факторы образования и свойства почв

Описывать зональные типы почв. Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов

21.01

37

Зональные типы почв.

26.01

38

Практическая работа №8: Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия».

28.01

Тема 8.Растительный и животный мир России (3 ч.)

39

Растительный и животный мир России

Понимать и объяснять особенности различных природных комплексов России; представлять результаты своей работы перед аудиторией; устанавливать зависимость растительного и животного мира от других компонентов природы.

Обозначать на контурной карте географические объекты различных природных комплексов России;

2.02

40

Ресурсы растительного и животного мира 

4.02

41

Практическая работа №9: «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса»

9.02

Тема 9. Природные зоны России –(7 часов)

42

Природные комплексы  России.

 объяснять взаимосвязь компонентов в зональных и азональных природно-территориальных комплексах (ПТК Работать с разными источниками географической информации, выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Использовать картографический метод сбора и анализа информации;

11.02

43

Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики.

16.02

44

Леса умеренного пояса.

18.02

45

Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность.

23.02

46

Практическая работа№10:«Сравнительная характеристика двух природных зон России».

25.02

47

Природно-хозяйственные зоны

2.03

48

Контрольная работа по теме «Почвы, природные зоны»

4.03

Тема 10. Крупные природные районы России (18 часов)

49

Островная Арктика.

Составлять географические прогнозы;

Определять виды и особенности различных типов природных ресурсов;

Понимать и объяснять особенности различных природных комплексов России;

Представлять результаты своей работы перед аудиторией;

Обозначать на контурной карте географические объекты различных природных комплексов России;

Описывать особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов;

Характеризовать и оценивать природные  условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека;

Работать с разными источниками географической информации, выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Использовать картографический метод сбора и анализа информации;

Выделять и объяснять причинно-следственные связи;

Применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям

9.03

50

Восточно – Европейская равнина.  

11.03

51

Практическая работа №11: «Обозначение на контурной карте географических объектов Восточно – Европейской  равнины».

16.03

52

Восточно – Европейская равнина ( продолжение).

18.03

53

Северный Кавказ. 

23.03

54

Практическая работа №12: «Обозначение на контурной карте географических объектов Кавказских гор»

1.04

55

Крым. Практическая работа № 13: «Составление описания природного района по план».

6.04

56

Уральские горы 

8.04

57

Практическая работа №14: «Обозначение на контурной карте географических объектов Уральских  гор» 

13.04

58

Западно-Сибирская равнина. 

15.04

59

Практическая работа №15 «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири».

20.04

60

Средняя Сибирь.

22.04

61

Северо- Восточная Сибирь.

27.04

62

Промежуточная аттестация 

29.04

63

Горы Южной Сибири

6.05

64

Дальний Восток. 

11.05

65

Практическая работа №16: «Обозначение на контурной карте географических объектов Восточной Сибири и Дальнего Востока»

13.05

66

Обобщение по теме: «Крупные природные районы России»

18.05

Заключение. Природа и человек (3 часа)

67

Россия на экологической карте. Природа и человек.

территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
Составлять географические прогнозы;

20.05

68

География для природы и общества.

25.05

69

Повторение по теме: «Физическая карта России»

27.05


Перечень контрольных работ с планируемыми результатами

и критериями оценивания

Контрольная работа по теме

Цель контрольной работы (планируемые результаты)

Технология проведения

Критерии (нормы) оценивания

Контрольная работа  по теме: «Россия на каре мира»

Оценить уровень усвоения знаний по теме: «Россия на каре мира»

Письменная контрольная работа.

Каждое задание оценивается определенным количеством баллов, соответственно степени сложности.

Менее 40% - «2»

40-60% -«3»

61-84% - «4»

85 и  более –«5»

Контрольная работа по теме «Климат России»

Оценить уровень усвоения знаний по теме: «Климат России»

Письменная контрольная работа.

Каждое задание оценивается определенным количеством баллов, соответственно степени сложности.

Менее 40% - «2»

40-60% -«3»

61-84% - «4»

85 и  более –«5»

Контрольная работа по теме «Моря и внутренние воды»

Оценить уровень усвоения знаний по теме: «Моря и внутренние воды»

Письменная контрольная работа.

Каждое задание оценивается определенным количеством баллов, соответственно степени сложности.

Менее 40% - «2»

40-60% -«3»

61-84% - «4»

85 и  более –«5»

Контрольная работа по теме «Почвы, природные зоны»

Оценить уровень усвоения знаний по теме: «Почвы, природные зоны»

Письменная контрольная работа.

Каждое задание оценивается определенным количеством баллов, соответственно степени сложности.

Менее 40% - «2»

40-60% -«3»

61-84% - «4»

85 и  более –«5»

Промежуточная аттестация

Оценка уровня освоения учебного материала в рамках проведения промежуточной аттестации.

Письменная контрольная работа.

Каждое задание оценивается определенным количеством баллов, соответственно степени сложности.

Менее 40% - «2»

40-60% -«3»

61-84% - «4»

85 и  более –«5»

Приложение 5

Внеурочная деятельность по предмету

Праздничная дата

Дата проведения мероприятия

Тема мероприятия

Форма проведения

23.02

25.02

Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность.

дистанционно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...

Рабочая программа по Экономической и социальной географии мира 11 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география м...

Рабочая программа по географии 5 класс по учебнику Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский

Данная рабочая програма разработана по учебнику "География" 5 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Москва. "Русское слово" 2016 год. Основная цель курса «Введе...

Поурочное планирование курса «География. Физическая география России» 8 класс.

Поурочное планированиекурса «География. Физическая география России» 8 класс.(по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского) ФГОС...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Физическая география России" 8 класс

Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования...