Рабочая программа по географии России 8 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Белова Алла Петровна

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010).

  • При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического
  • обеспечения образовательного учреждения.

 

Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. Титульный лист (название программы).
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание тем учебного курса.
  5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
  6. Перечень учебно-методического обеспечения.
  7. Список литературы (основной и дополнительной).
  8. Приложения к программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_geot.odt32 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Пояснительная записка

       Рабочая программа по  географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010).

     Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

         Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2–х учебных часов в неделю.. Резервное время, 2 часа,  предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ. 

Учебно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Раздел 1. Общая физическая география России (34 ч)


Тема 1.Географическое положение (ГП) – 3 часа


1

Россия на карте мира


1


Вводная лекция с элементами беседы



2


Государственные границы России


1




3

Россия на карте часовых поясов


1


Практикум


                                          Тема 2  Исследование территории России. - 4 часа

4

Русские землепроходцы XI-XVII


1


Изучение нового материала


5

Географические открытия в России XVIII-XIX веков


1


Практикум


6

Географические исследования XX в


1


Актуализация знаний


7

Обобщающее повторение


1


 Обобщение   знаний


Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5ч)


8

Геологическое летоисчисление и геологическая карта


1


Изучение нового материала


9

Тектоническое строение


1


Исследование


10

Общие черты рельефа


1


Практикум


11

Литосфера и человек


1


Обобщение знаний


12

Обобщающее повторение


1


Повторение знаний 


Тема 4. Климат и погода (7ч) 



13


Климатообразующие факторы


1


Вводная лекция с элементами эвристической беседы


14

Распределение тепла и влаги по территории России


1


Практикум


15

Климаты России


1


Актуализация знаний и умений


16

Погода


1


Изучение нового материала



17


Атмосферные вихри


1



Комбинированный


18

Атмосфера и человек


1


Практикум


19

Обобщающий урок по теме: «Климат и погода»


1


Обобщение знаний


Тема 5. Моря и внутренние воды (8ч)


20

Моря России


1


Изучение нового материала


21

Характеристики реки


1


Актуализация опорных знаний



22


Реки России


1


Практикум


23

Озера и болота


1


Практикум


24

Природные льды


1


Актуализация опорных знаний


25

Великое оледенение


1


Лекция с элементами эвристической беседы


26

Гидросфера и человек


1


Систематизация и обобщение знаний


27

Обобщающее повторение


 1


Обобщение знаний


Тема 6. Почвы  (2ч)


28

Формирование и свойства почвы


1


Актуализация опорных знаний


29

Зональные типы почв


1


Практикум


Тема 7. Природные зоны (5ч)


30

 Природные комплексы России


1


Актуализация опорных знаний



31


Безлесные природные комплексы Арктики и Субарктики


1


Практикум


32

Леса умеренного пояса


1


Практикум


33

Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность.


1


Практикум


34

Ресурсы растительного и животного мира


1


Актуализация опорных знаний


Раздел 2. Крупные природные районы России (33ч).


Тема1.Островная Арктика (1ч)


35

Природа арктических островов.


1


Объяснительно - иллюстративный


Тема 2. Восточно – Европейская (Русская) равнина (6ч)


36

Рельеф и геологическое строение


1


Лекция с элементами беседы


37,38

Климат, внутренние воды и природные зоны.


2


Актуализация опорных знаний


39,4

Природно – территориальные комплексы Восточно – Европейской равнины


2


Практикум


41

Обобщающее повторение


1


Обобщение знаний 


Тема 3. Кавказ (3ч)


42

Геологическая история и рельеф


1


Изучение нового материала


43

Климат, внутренние воды и высотная поясность


1


Практикум


44

Обобщающее повторение


1


 Обобщение знаний


Тема 4. Урал (4ч)


45

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.


1


Актуализация опорных знаний


46

Климат, внутренние воды


1


Практикум


47

Природно – территориальные комплексы


1


Практикум


48

Обобщающее повторение


1


Обобщающее повторение 


Тема 5. Западно – Сибирская равнина (4ч)


49

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 


1


Изучение нового материала


50

Климат, внутренние воды


1


Эвристическая  беседа.


51

Природно – территориальные комплексы


1


Практикум


52

Обобщающее повторение


1


Обобщение знаний


Тема 6. Средняя Сибирь (3ч)


53

Рельеф и геологическое строение


1


Изучение нового материала


54

Климат, внутренние воды и природные зоны


1


Актуализация опорных знаний


55

Обобщающее повторение


1


Обобщающее повторение 


Тема 7. Северо – Восток Сибири (3ч)


56

Геологическое строение, рельеф и климат


1


Актуализация опорных знаний


57

Внутренние воды и природно – территориальные комплексы


1


Практикум


58

Обобщающее повторение


1


 Повторение


Тема 8. Горы Южной Сибири (4ч)


59

Геологическое строение и рельеф


1


Актуализация опорных знаний


60

Климат и внутренние воды


1


Практикум


61

Высотная поясность


1


Практикум


62

Обобщающее повторение


1


 Обобщение знаний


Тема 9. Дальний Восток (5ч)


63

Геологическое строение и рельеф


1


Эвристическая  беседа с элементами практикума.


64

Климат, внутренние воды и природные зоны


1


Актуализация опорных знаний


65

Природно – территориальные комплексы. Полуостровная и островная части.


1


Практикум


66,67

Природно – территориальные комплексы.


Приморье и Приамурье


1


Практикум


Раздел 3. Природа и Человек (2ч)


68

Природные ресурсы и природные условия


1


Актуализация опорных знаний


69

Роль географии в современном мире


1


Дискуссия


Обобщающее повторение — 1 час

70

Обобщающее повторение.


1


Обобщение знаний


Содержание учебного материала

Раздел I. Общая физическая география России (34 часов)

Тема 1. Географическое положение (3 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.

Тема 2. Исследование территории России (4 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 1.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Тема 4. Климат и погода (7часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы: 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

Тема 5. Моря и внутренние воды (8часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы: 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Тема 6. Почвы (2часа)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Практическая работа: Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Тема 7. Природные зоны (5часов)

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы: 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.

 Раздел 2. Крупные природные районы России (24 часа)

Тема 1. Островная Арктика (1час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская  Русская равнина (6часа)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

Тема 3. Кавказ (3часа)

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Тема 4. Урал (4часа)

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4часа)

Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Тема 7. Северо-Восток Сибири (3часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

Тема 8. Горы Южной Сибири (4часа)

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.

Тема 9. Дальний Восток (5часа)

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.

Раздел 3. Природа и человек (2часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения  ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.

Перечень практических  работ


Тема



Практические работы


Географическое положение  России


1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.


Исследования территории России


Заполнение таблицы


Геологическое строение и рельеф


Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на примере отдельных территорий.


Климат и погода


1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток.


2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.


3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения


Моря и внутренние воды


1. Характеристика морей, омывающих территорию России.


2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки.


3.  Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.


Почвы


Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.


Природные зоны


1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.


2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.


Восточно-Европейская  Русская равнина


Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.


Кавказ


Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.


 


Урал


Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.


Западно-Сибирская равнина


Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.


Средняя Сибирь


Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.


Горы Южной Сибири


Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.


Дальний Восток


Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

 освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

 овладение умениями:

 Называть и (или) показывать:

ü предмет изучения географии России;

ü основные средства и методы получения географической информации:

ü субъекты Российской Федерации;

ü пограничные государств;

ü особенности   географического  положения,   раз меры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

ü границы часовых поясов:

ü основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

ü климатообразующие факторы, особенности  по годы в циклонах и антициклонах;

ü распределение рек страны  по бассейнам  океанов;

ü основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:

ü зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

ü основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

ü важнейшие   природно-хозяйственные   объекты страны,    в   том   числе   центры:    промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические,   районы   нового  освоения,   старопромыш ленные и депрессивные:

ü народы, наиболее распространенные языки, религии;

ü примеры рационального и нерационального размещения производства;

ü объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

ü районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);

ü экологически неблагополучные районы России:

ü маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

            Определять (измерять):

ü географическое положение объектов;

ü разницу в поясном времени территорий;

ü погоду по синоптической карте;

ü параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

            Описывать:

ü географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

ü образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленно го, сельскохозяйственного, городского, транспорт ного или рекреационного строительства;

ü особенности быта и религии отдельных народов.

            Объяснять:

ü роль  географических  знаний  в  решении  социально-экономических,  экологических  проблем;

ü влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

ü образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных место рождений полезных ископаемых;

ü образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

ü влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

ü как составляют прогноз погоды;

ü распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

ü почвообразовательные    процессы особенности растительного и животного мира природных зон;

ü причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

ü разнообразие природных комплексов на территории страны;

ü различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;

ü изменение пропорций между сферами, сектора ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;

ü особенности природы, населения, хозяйства от дельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

ü роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

ü уникальность и общечеловеческую ценность па мятников природы и культуры;

ü причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

ü особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

ü объяснять   причины   географических   явлений на  основе   применения   понятий:   «геологическое летоисчисление»;  «циклон», «антициклон»,  «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ":       «агломерация»;       «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;     «кооперирование';     «комбинирование»; «топливно-энергетический   баланс»;    «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

            Оценивать и прогнозировать:

ü природно-ресурсный потенциал страны, региона;

ü экологическую ситуацию в стране, регионе

ü изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

ü изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

ü развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

 воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

 формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Формы оценки  достижения  результатов 

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа. 

Перечень учебно-методических  средств обучения 

1.    Домогацких Е. М., Алексеевский Н.И.. География. Природа России. 8 кл. М.: «Русское слово», 2011.

2.    Домогацких Е.М.. Рабочая тетрадь по географии.  2 ч., 8 кл. М.: «Русское слово», 2011.

3.    Дронов В.П. Под  редакцией Григорьевой М., Котляр О.Г. Атлас 8-9 класс (Сферы) М.: Просвещение, 2006.

4.    Дронов В.П., Котляр О.Г. География России: природа, население, хозяйство. Контурные карты. М.: Просвещение, 2008.

5.    Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.. Программа по географии. 6-10 классы. М.: Просвещение, 2010.  

Перечень обязательной географической номенклатуры

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 8 класс по учебнику Е.М.Домогацких

Рабочая программа  по географии разработана для 8 класса по учебнику Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии 9 класс по учебнику Е.М.Домогацких

Рабочая программа  по географии разработана для 9 класса по учебнику Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

Рабочая программа по географии 5 класс по учебнику Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский

Данная рабочая програма разработана по учебнику "География" 5 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Москва. "Русское слово" 2016 год. Основная цель курса «Введе...

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...