6 класс Урок: ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ Причины влияющие на
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Сформировать представление учащихся об основных причинах оказывающих влияние на климат. Продолжить формировать умение работать с катами и схемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografiya_6_klass.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Урок: ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ
Цель урока: сформировать представление учащихся об основных причинах оказывающих влияние на климат; продолжить формировать умение работать с катами и схемами; подготовить учащихся к итоговой работе по теме «Атмосфера».
Оборудование: проектор и компьютер; задачи на карточках.
Ход урока:
I Организационный момент:
II Основное содержание:
- Вы все прекрасно знаете, что в разных частях Земли климат разный. У нас тема урока в виде вопроса. Мы должны выяснить: «Какие причины влияют на климат?» (слайд 1 «Тема урока») и попытаться доказать эти факторы на конкретных примерах.(слайд 2 «Схема причин»)
Чтобы узнать ответы нам необходимо хорошо проанализировать полученные знания на прошлом уроке и вспомнить: (слайд 3 «Вспомни)
- Что мы называем климатом?
-Показать по карте: Экватор, тропики, полярные круги.
- Объяснить, почему на карте мы имеем такие названия: тропики, экватор, полярные круги? (Тропик- параллель 23*5 широты, на которой один раз в год, в один из дней солнцестояния, полуденное солнце бывает в зените.( найти на карте тропик северный и южный)
Полярный круг – параллель 66*5 широты, на которой в один из дней солнцестояния наблюдается полярный день, а в другой – полярная ночь.) (слайд 4 «Схема освещенности)
- Я покажу на карте основные 5 – зон освещенности, имеющиеся на поверхности Земли (1-тропический, 2- умеренных, 2-полярных).
- Объясните, какова основная причина возникновения разных зон освещенности на Земле? (уровень падения солнечных лучей на земную поверхность) (слайд 5 таблица)
-Доказать это предположение можно при помощи данных таблицы:
(температура поверхности Земли равномерно изменяется от экватора к полюсам, причина изменения – угол падения солнечных лучей, чем больше угол падения тем лучше прогревается воздух тем теплее климат)
(слайд 6 «Распределение тепла на Земной поверхности)
ШИРОТА | Средняя годовая температура |
Северный полюс | -190 С |
800 | -17,20 С |
700 | -10,40 С |
600 | -0,60 С |
500 | +5,40 С |
400 | +140 С |
300 | +20,40 С |
200 | +250 С |
100 | +260 С |
Экватор | +25,50 С |
100 | +24,70 С |
200 | +22,80 С |
300 | +18,30 С |
400 | +120 С |
500 | +5,30 С |
600 | -3,40 С |
700 | -13,60 С |
800 | -270 С |
Южный полюс | -330 С |
Мы доказали первую причину оказывающую влияние на климат Земли. (слайд 7 «Запись в тетрадях)
- Географическая широта (угол падения солнечного света).
(слайд 8 «Влияние океана на климат»
-Более 2/3 поверхности Земли покрыто океаном и морями. Вода по сравнению с воздухом и сушей нагревается медленнее, но зато дольше хранит тепло, постепенно отдавая его атмосфере. Океан – аккумулятор тепла, и он же поставщик влаги, орошающий Землю. (На слайде мы видим, что воздушные массы с Атлантического океана приносят в Европу потепление, Иначе там было намного холодней.)
-Так же доказательством можно считать и изменение климата на материке Евразия. Для этого откройте учебник на стр. 139, рис.90 «Зависимость климата местности от ее положения по отношению к океанам»
И так запишете в тетради вторую причину, оказывающую влияние на климат Земли: (слайд 9 «Запись в тетради)
3.Близость океана (моря)
-Воды Мирового океана находятся в постоянном движении. Они имеют разную температуру. Поэтому следующая причина, оказывающая влияние на климат нашей Земли. Это – океанические течения (холодные и теплые).
(слайд 10 «Перуанское течение»)
-Влияние холодного Перуанского течения на климат берегов Чили. Вдоль Чили вода имеет температуру +150С, в то время, как в других местах такой же широты температура заметно выше +200С. Из-за прохлады океанических вод над сухим побережьем собирается густой туман. На самом же берегу благодаря холодному Перуанскому течению образовалась пустыня Атакама (показать по карте).
(слайд 11 «Течение Гольфстрим»)
-Другое течение Гольфстрим – теплое. Именно благодаря Гольфстриму Европа получила мягкий теплый климат и стала землей обетованной для цивилизации, несмотря на свое весьма северное положение (показать по карте).
Северная часть Гольфстрима – Северо-Атлантическое течение – сыграло большую роль в формировании климата Северной Европы. На Кольском полуострове есть порт Мурманск. К нему весь год подходят суда, т.к. Баренцево море в этом районе не замерзает (показать по карте).
Мы доказали следующую причину оказывающую влияние на климат Земли.
(слайд 12 «Запись в тетради»)
4. Океанические теплые и холодные течения.
(слайд 13 «В горах»)
-Известно, что температура воздуха в тропосфере с высотой понижается. Поэтому в местах, расположенных на большой высоте над уровнем моря, климат отличается суровостью.
-Чтобы представить это явление (слайд 14 «Влияние гор на климат») рассмотрите рис.91, Здесь прекрасно видно как воздушные массы, двигаясь над земной поверхностью, сталкиваясь с горными вершинами, охлаждаются. Формируется влажный климат. Примером может служить климат сформировавшийся на юге Евразии. -Но большое влияние оказывает не только высота над уровнем моря, но и расположение горных хребтов. Горы задерживают массы воздуха, приходящие из холодных мест, например с севера. В этом случае горные хребты, расположенные перпендикулярно к влажным ветрам, создают благоприятные условия для конденсации водяного пара. Ввиду этого на склонах, обращенных в сторону влажных ветров, осадков выпадает больше. Чем на противоположных. (слайд 15 «Гималаи»)
-Так образовалось одно из самых влажных мест на Земле ЧЕРАПУНДЖИ (показать по карте)в среднем в год здесь выпадает 11640 мм осадков. Оно расположено у подножья гор Гималаев, здесь круглый год тепло (даже в январе средняя температура +180С).
(слайд 16 «Тибет»)
-Рядом с Гималаями – в Тибете – осадков выпадает за год менее 200 мм (это настоящая пустыня). Зимой в Тибете так же холодно, как в Антарктике, морозы достигают -400С, и даже летом нередко случаются снежные бураны и морозы, а некоторые водоемы и лужи покрываются льдом (показать по карте).
(слайд 17 «Записи в тетради»)
Таким образом, мы с вами убедились, что на климат Земли большое влияние оказывают:
5.Высота местности над уровнем моря.
6.Характер рельефа (определяет прохождение воздушных масс).
-Какие причины , влияющие на климат Земли?
(слайд 18 «СХЕМА ОБОБЩЕНИЯ)
-Вопросы есть по изученному материалу?
А у меня есть несколько вопросов.
IV Закрепление:
Задача 1. (слайд19 «Фотографии»
-Какой климатический пояс изображен на фотографиях тропический, умеренный, полярный? (фото 1- полярный; фото2 тропический
Задача 2. (слайд 20 «Распределение солнечного света и тепла»)
-Прокомментируйте рисунок. (Угол падения солнечных лучей на Земной поверхности не одинаков, чем больше угол падения, тем больше нагревается земля. Теплее климат)
Задача 3 (слайд 21 «Температура с высотой»)
-У подножья горы температура воздуха равна +200С, высота горы 4500м, какова температура воздуха на вершине горы? (При подъеме на каждые 100 м температура воздуха падает на 0,6 С) (ответ -7 С)
Задача 4. (слайд 22 «Атмосферное давление»)
-Чему равно атмосферное давление на вершине холма высотой 200 м, если у его подножья оно составляло 760 мм рт. ст.? (ответ 740 мм РТ. ст.)
Задача 5. (слайд 23 «Барометр»)
-Как называется этот прибор? (барометр)
Задача 6. (слайд 24.«фильм Бриз»)
-Объясните это явление?
III Домашнее задание:
- П. Параграф № 45.
- Задания 2;4;5;6 в тетради письменно.
- Повторить параграфы № 35-39.
- Следующий урок обобщения и повторения по теме «Атмосфера».
«Климат Антарктиды» (зачитать)
В центральных районах Антарктиды воздух настолько переохлаждается, особенно в период полярной ночи, что здесь зарегистрированы самые низкие на Земле температуры -88,30 С.
Российская станция «Восток» получила название Полюс холода планеты. За все существование станции теплее чем -210 С здесь не было никогда. Однако человеку приходиться работать и жить в центральных районах материка. В домиках поддерживается обычная температура. Перепад температур в помещении и на улице в районе станции «Восток» достигает 110-1150 С. Перед тем как выйти из помещения, человек облачается в теплую специальную антарктическую одежду, предохраняющую тело от замерзания, и, чтобы не обморозить нижнюю ткань легких, на открытом воздухе человек вынужден дышать через толстые специальные вязанные шерстяные маски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР. Факторы, влияющие на климат России.
1. Цели и задачи урока:Цель:познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: географическом положении, солнечной радиации, циркуляции воздушных масс.З...
Урок-исследование с использованием ЭОР «Факторы, влияющие на климат России» (8 класс)
Конспект урока-исследования с использованием ЭОР (для среднего интеллектуального уровня класса) с технологической картой исследовательской работы учащихся....
Причины, влияющие на климат.
Причины, которые влияют на климат местности....
Причины, влияющие на климат.
Презентация для сопровождения урока по географии, 6 класс по теме: "Причины, влияющие на климат"....
Технологическая карта урока "Причины, влияющие на климат"
Технологическая карта составлена к уроку географии 6 класс с учетом ФГОС. Учебник Т. П. Герасимова...
Разработка конспекта урока по географии в 6 классе "Причины, влияющие на климат"
Урок разработан с учётом системно-деятельностного подхода. На уроке предусмотрена работа в группах. В конце конспекта прилагаются приложения к уроку....
Урок географии для 8 класса по теме «Факторы, влияющие на климат в России».
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 8 класса по теме «Факторы, влияющие на климат в России»....