Причины влияющие на климат
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Урок географии проводится в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_vliyayushchie_na_klimat.docx | 44.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИЧИНЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ».
Егорова Светлана Сергеевна, МОУ СОШ № 40 Читинская область п.г.т. Шерловая – 1
Предмет ( направленность): урок географии – изучения нового материала
Возраст детей: 12 лет
Место проведения: класс
Тип урока: изучение нового материала.
Общая диагностическая цель: создать условия осознания и осмысления блоков новой информации для изучения новой темы « Причины, влияющие на климат».
Основная цель урока: сформировать представление учащихся об основных причинах, оказывающих влияние на климат; продолжить формировать умение работать с картами, схемами и таблицами
Планируемые результаты: называть климатообразующие факторы, их влияние на климат Земли. Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Личностные УУД: проявление учебно – познавательного интереса к географической науке.
Предметные результаты обучения: выявлять и знать причины, влияющие на климат при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.
Метапредметные результаты обучения: умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.
- Учащиеся должны уметь составлять план текста;
- Знать, чем отличается понятие» погода» и « климат»;
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
- Оценивать работу одноклассников;
- Получать разноуровневую информацию из различных источников.
Задачи:
Образовательные
- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о климате.
- познакомить учащихся с различными типами климата.
- составлять описание климата различных территорий с использованием карт и рисунков учебника.
- проверить степень усвоения материала « Распределение солнечного тепла и света на Земле».
Развивающие
Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
£ Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
£ Информационной: использовать источники знаний разного типа ( презентации, иллюстрации, схемы и др.);
£ Учебно – исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки, применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно – познавательных и практических задач. Просматривать причинно – следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.
£ Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.
£ Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.
Воспитательные:
- формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.
- способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
- Воспитывать культуру диалога, толерантность поведения при ведении обсуждения в группе бережное отношение к природе, любви к родной земле, осознание значимости себя в окружающем мире.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, статистический.
Основные термины и понятия: морской тип климата, умеренно – континентальный тип климата, резко – континентальный тип климата, муссонный тип климата.
Оборудование: медиапроектор, электронная презентация, тест, инструктивные карточки, атлас, климатическая карта, физическая карта полушарий, компьютер, контурные карты, учебник.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I | Организационный этап Цель: подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке (2 мин) | -Я рада всех вас видеть сегодня на уроке! - - Поприветствуйте друг друга и улыбнитесь, настройтесь на позитивное восприятие новых знаний. - Ребята ответьте на вопрос загадку и попробуйте определить тему нашего урока. Слайд 1 - Цель урока – слайд 2. | Ученики настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. Дают ответы. Слайд 1 Вместе с учителем формируют цель урока – слайд 2. |
II | Актуализация знаний Цель: проверка уже имеющихся знаний учащихся о климате, погоде, тропиках, поясах освещенности, полярных кругах.(7мин) | - Выберите правильные ответы из предложенного тестового материала у вас на столах. Время выполнения 4 минуты (Приложение – 1) - Теперь ребята поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте друг друга. Поставьте своему товарищу оценку. Слайд 3. | Учащиеся работают с раздаточным материалом и выписывают правильные варианты ответов в тетрадь.
Взаимопроверка и оценивание. Слайд 3. |
III | Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. Цель: создание условий для формирования задач урока.(2 мин) | - Вы прекрасно знаете, что в разных частях Земли климат разный, поэтому сегодня на уроке мы будем выяснять, почему климат бывает разный, от каких причин зависит его изменение.
- Каковы же задачи нашего урока? Слайд 4. | Ответы учащихся: - Сегодня мы узнаем новые особенности и причины изменения климата. Слайд 4. |
IV | Изучение новой темы(23 мин) 1.Географическая широта места.(7 мин) | - На сегодняшнем уроке мы познакомимся с причинами влияющими на климат, и выясним, как и каким образом они его изменяют. - Запишите климатообразующие факторы в тетрадь. Слайд 5. - географическая широта - близость морей и океанов - направления господствующих ветров - океанические течения - висота над уровнем моря - расположение горных хребтов. - Используя текст учебника на стр.137 – 138, ответить на вопрос, что такое географическая широта? -Используя таблицу ((Приложение -2) у вас на партах и рис.89 учебника проанализируйте их данные и ответьте на вопросы: - Какую закономерность изменения температуры вы заметили? - Почему температура меняется с широтой? Слайд 6. -Как вы думаете, в каком поясе освещенности мы живем? - Атеперь мы послушаем сообщение о влиянии географической широты на климат. Слайд 7. - Итак, какой вывод можно сделать? Слайд 8. -Отметьте выделенные нами пояса на к/к, используя карту полушарий в атласе. Слайд 9. Время работы 3 -4 минуты. | Учащиеся анализируют схему, выводы записывают в тетрадь. Слайд 5. -Угол падения солнечных лучей. -Температура изменяется вместе с изменениями широты. -Чем дальше от экватора, тем менше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит воздух нагревается меньше. Слайд 6. - Мы живем в умеренном поясе. Выступление учащегося. Слайд 7. Вывод: самый жаркий пояс между тропиками, самый холодный пояс за полярными кругами, а между ними умеренный пояс. Слайд 8. Работают на к/к. Слайд 9. |
Физкульт. Минутка. Разомнемся! Слайд 10. | |||
2.Климат зависит от близости морей и океанов и направления господствующих ветров.(6 мин) | - Воздух нагревается в зависимости от географической широты, логично, что на одной и той же широте должна быть одинаковая температура. Тогда как же объяснить рис.90 из учебника? - Почему при одинаковой географической широте городов в них разные средне – месячные температуры в январе и июле? - - Чтобы ответить на вопрос, рассмотрите рис.90, текст учебника стр.138 - 139 и таблицу « Особенности климата в зависимости от положения по отношению к океану» (Приложение 3). - Запишите со слайда в тетрадь выделенные типы климата. Слайд 11. | Вывод: Климат зависит от близости морей и океанов и господствующих ветров. Возникают разные типы климата на одних и тех же широтах. Записывают в тетрадь типы климата. Слайд 11. | |
- Дайте сравнительную характеристику типов климата и заполните таблицу (Приложение – 4). Время работы 3 минуты. - Поверьте по слайду. Слайд 12. - Какой вывод можно сделать по результатам вашего сравнения? | Заполняют таблицу. Поверяют. Слайд 12. Вывод: чем дальше от теплого дыхания океана, тем осадков выпадает меньше, средние январские температуры понижаются. | ||
3.Зависимость климата от океанических течений.( 4 мин) | - Влияние океана на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений. - Используя текст учебника на стр.139 – 140, информацию на слайде, физическую карту мира, разделитесь на группы по 4 человека и составьте схему « Влияние течений на климат берегов».( Приложение – 5) Слайд 13. | Слушают учителя. Составляют схему. Слайд 13. | |
4.Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.(6 мин) | - Большое влияние на климат оказывает не только высота над уровнем моря, но и расположение горных хребтов. - Чтобы доказать это, решите предложенную вам задачу.( Приложение – 6) Время работы 3 минуты. -Проверяем правильность решения задачи. Слайд 14. - А теперь ребята, используя рис.91и текст учебника на стр. 140 – 141, объясните, почему высота над уровнем моря и рельеф изменяют климат? Вывод запишите в тетрадь. Слайд 15. -Примером такого уникального сочетания климатических факторов на Земле является Черапунджи, об этом месте мы сейчас послушаем докладчика. Слайд 16. | Работают в парах с раздаточным материалом. Слайд 14. - С высотой температура воздуха уменьшается т.к. происходит удаление от основного источника нагревания – земной поверхности, а также горные хребты препятствуют прохождению воздушных масс несущих осадки. Слайд 15. Вывод записывают в тетрадь. Слушают докладчика. Слайд 16. | |
V | Обобщение и закрепление Цель: закрепить полученные на уроке знания учащихся.(7 мин) | - Сегодня на уроке мы рассмотрели причины, влияющие на климат Земли, выяснили их основные характеристики и силу влияния на изменение климата. - Чтобы закрепить ваши знания, я предлагаю выполнить индивидуальные задания разного уровня сложности по карточкам. | Выполняют индивидуальные задания по карточкам. |
VI | Домашнее задание ( 2 мин) | - Ребята, запишите домашнее задание. Слайд 17. - Ребята! Вы молодцы! Очень хорошо работали на уроке. И без сомненья узнали много нового и интересного. | Учащиеся записывают домашнее задание. Слайд 17. |
VII | Заключительный этап урока. Рефлексия.(2 мин) | - Настало время подведения итогов урока. - Давайте проверим, со всеми ли задачами урока вы справились? Были ли у кого затруднения и какие? Слайд 18. | Отвечают на вопросы в тетради. Слайд 18 . |
Библиография:
Начальный курс географии: Учеб .для 6 кл. Общеобразоват. учреждений /Т.П.Герасимова,
Н.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2002
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам.
География 6 – классы. « Просвещение», 2010 г.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел « География»
Сайт « Прошколу. ру.
География Земли: 6 кл. Задания и упражнения - пособие для учащихся / Cост. Е.В. Баранчиков
А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. – М.: Просвещение, 2007 г.
Приложение 1
Тест « Распределение света и тепла на Земле»
I Вариант
- Причиной смены времен года на Земле является:
а) угол наклона оси вращения Земли к плоскости ее орбиты 90 %;
б) периодическое приближение Земли к Солнцу и удаление от него;
в) угол наклона оси вращения Земли к плоскости ее орбиты 66,5%;
г) периодическое изменение интенсивности потока солнечной радиации;
2. 22 декабря день длиннее ночи: а) на любой территории южнее экватора; б) на любой территории севернее Северного тропика;
в) в любой точке южнее Северного полярного круга; г) на любой территории южнее Южного тропика;
3. К дням равноденствий относятся следующие даты:
а) 22 июня; б) 23 сентября; в) 22 декабря; г) 21 марта;
4. Полярные ночи бывают на широте:
а) 50 градусов с.ш.; б) 65 градусов ю.ш.; в) 100 градусов с.ш.; г) 67 градусов с.ш.;
5. Распределите по порядку пояса освещенности от Южного полюса до Cеверного:
а) тропический; б) северный умеренный;
в) южный умеренный; г) северный полярный; д) южный полярный;
6. 23 сентября Солнце в зените находится: а) над экватором; б) над северным тропиком;
в) над южным тропиком; г) над полярными кругами;
7. В июле Солнце освещает: а) северное полушарие; б) южное полушарие;
Приложение 2
Таблица № 1
Широта ( в градусах ) | Средняя годовая температура ( в градусах ) |
Северный полюс | - 19 |
80 | - 17,2 |
70 | - 10,4 |
60 | - 0,6 |
50 | 5,4 |
40 | 14,0 |
30 | 20,4 |
20 | 25,0 |
10 | 26,0 |
Экватор | 25,5 |
10 | 24,7 |
20 | 22,8 |
30 | 18,3 |
40 | 12,0 |
50 | 5,3 |
60 | - 3,4 |
70 | - 13,6 |
80 | - 27,0 |
Южный полюс | - 33,0 |
Приложение 3
Таблица № 2
Особенности климата в зависимости от положения по отношению к океану
Тип климата | Город | Температура января, 0С | Температура июля, 0С | Амплитуда | Количество осадков, мм | Режим |
Морской | Лондон Берген | + 2 +1 | +18 +14 | 16 13 | 750 1000 | Равномерно Равномерно |
Умеренно - континентальный | Санкт – Петербург Москва | - 8 -11 |
+18 +18 | 26 29 | 650 600 | Больше летом Больше летом |
Резко - континентальный | Иркутск Якутск | -21 -44 | +17 +19 | 38 63 | 320 200 | Больше летом Больше летом |
Муссонный | Петропавловск
Владивосток | -10 -14 | +12 +21 | 22 35 | 1100
700 | Летом
Летом |
Приложение 4
Таблица № 3
Сравнительная характеристика типов климата
Сравниваемые черты | Морской | Умеренно - континентальный | Континентальный | Резко - континентальный | Умеренный |
Калининград Лондон | Москва | Екатеринбург | Чита | П. - Камчатка | |
Средняя t января | |||||
Средняя t июля | |||||
Годовое количество осадков |
Приложение 5
Схема: « Влияние течений на климат берегов»
|
Примерное заполнение и структура схемы
Теплое течение | Повышение t воздуха | Увеличение испарения | Увеличение количества осадков |
Холодное течение | Понижение t воздуха | Уменьшение испарения | Уменьшение количества осадков |
Приложение 6
Задача:
У подножия горы температура воздуха равна + 20 0С, высота горы 4500 м, какова температура воздуха на вершине горы.
Ответ: -7 0C . Чем выше в горы, тем воздух становится холоднее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс Урок: ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ Причины влияющие на
Сформировать представление учащихся об основных причинах оказывающих влияние на климат. Продолжить формировать умение работать с катами и схемами....
Причины, влияющие на климат.
Причины, которые влияют на климат местности....
Причины, влияющие на климат.
Презентация для сопровождения урока по географии, 6 класс по теме: "Причины, влияющие на климат"....
Причины, влияющие на климат
Причины, влияющие на климат...
Технологическая карта урока "Причины, влияющие на климат"
Технологическая карта составлена к уроку географии 6 класс с учетом ФГОС. Учебник Т. П. Герасимова...
Разработка конспекта урока по географии в 6 классе "Причины, влияющие на климат"
Урок разработан с учётом системно-деятельностного подхода. На уроке предусмотрена работа в группах. В конце конспекта прилагаются приложения к уроку....
Тема: Причины, влияющие на климат. Подведение итогов по разделу «Атмосфера»
Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в образовательном процессе (сценарий медиаурока)Тема: Причины, влияющие на климат.Подведение итогов по разделу «Атмосфера...