Разработка конспекта урока по географии в 6 классе "Причины, влияющие на климат"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Ложкина Ирина Петровна

Урок разработан с учётом системно-деятельностного подхода. На уроке предусмотрена работа в группах.  В конце конспекта прилагаются приложения к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ

Ложкина Ирина Петровна, МОБУ СОШ № 20, имени Красильникова МО Кореновский район

Предмет ( направленность): урок географии 

Класс: 6 «В»

Тип урока: изучение нового материала.

Общая диагностическая цель: создать условия  осознания и осмысления блоков новой информации для изучения новой темы « Причины, влияющие на климат».

Основная цель урока: сформировать представление учащихся об основных причинах, оказывающих влияние на климат; продолжить формировать умение работать с картами, схемами и таблицами

Планируемые результаты: называть климатообразующие факторы, их влияние на климат Земли. Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Личностные УУД: проявление учебно – познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать причины, влияющие на климат при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.

Метапредметные результаты обучения: 

  • учащиеся должны уметь составлять вопросы к тексту;
  • уметь работать с текстом, выделять в нем самое главное
  • знать, чем отличается понятие «погода» и « климат»;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  • оценивать работу одноклассников;
  • получать разноуровневую  информацию из различных источников.

Задачи:

Образовательные

  • продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о климате;
  • познакомить учащихся с различными типами климата;
  • составлять описание климата различных территорий с использованием карт и рисунков учебника;

Развивающие

Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для  формирования ключевых компетентностей учащихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: использовать источники знаний разного типа ( презентации, иллюстрации, схемы и др.);

Учебно – исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки, применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно – познавательных  и практических  задач. Просматривать причинно – следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательные: 

  • формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.
  • способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
  • Воспитывать культуру диалога, толерантность поведения при ведении обсуждения в группе бережное отношение к природе, любви к родной земле, осознание значимости себя в окружающем мире.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, статистический.

Основные термины и понятия: морской тип климата, умеренно – континентальный тип климата, резко – континентальный тип климата, муссонный тип климата.

Оборудование: медиапроектор, электронная презентация, инструктивные карточки, атлас, физическая карта полушарий, компьютер, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  I

Организационный этап

Цель: подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке

(2 мин)

-Я рада всех вас видеть сегодня на уроке!

Поприветствуйте друг друга и улыбнитесь, настройтесь на позитивное восприятие новых знаний.

Ученики настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

III

Вызов мотивационная деятельность учащихся.

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на уроке.

 (2 мин)

- Ребята, решите ребус и попробуйте определить  тему нашего урока. Слайд 1

-Что такое климат?

-Мы можем увидеть климат?

-Как мы его ощущаем?

-Ребята, скажите, в Африке, в Антарктиде, в Австралии климат одинаковый? Почему?

Итак, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- Тема урока – слайд 2.-

Вы прекрасно знаете, что в разных частях Земли климат разный, поэтому сегодня на уроке мы будем выяснять, почему климат бывает разный, от каких причин зависит его изменение.

- Какова же цель нашего урока?

Слайд 3.

Дают ответы.

Слайд 1

Отвечают на вопросы

сухость, жара, мороз, влажность

Разнообразный

Вместе с учителем формируют цель урока – слайд 2. Ответы учащихся:

- Сегодня мы узнаем новые особенности и причины изменения климата.

Слайд 3.

 IV

Осмысление(23 мин) Цель:

Добыть новую информацию, осмыслить её (7 мин)

1. Географическая широта

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с причинами, влияющими на климат, и выясним, как и каким образом, они его изменяют.

- Слайд 4.

-А теперь познакомимся с вами с климатообразующими факторами.

Для этого класс делится на 4 группы Каждая группа получает информационный раздаточный материал и работает с ним. Затем выбирается один человек от группы и излагает материал.

Сообщение ученика о влиянии географической широты на климат. Слайды 5, 6.

-Используя таблицу в буклетах проанализируйте её данные и ответьте на вопросы:

- Какую закономерность изменения температуры вы заметили?

- Почему температура меняется с широтой?

Слайд 7.

Итак, какой вывод можно сделать?

-Работают в группах с раздаточным материалом.

Сообщение представителя от группы

Анализируют таблицу

Температура изменяется вместе с изменениями широты.

-Чем дальше от экватора, тем менше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит воздух нагревается меньше.

Записывают вывод в буклетах.

2.Климат зависит от близости морей и океанов и направления господствующих ветров.(6 мин)

- Воздух нагревается в зависимости от географической широты, логично, что на одной и той же широте должна быть одинаковая температура. Тогда как же объяснить рис.90 из учебника?

- Почему при одинаковой географической широте городов в них разные средне – месячные температуры в январе и июле?

Сообщение группы № 2

Слайд 8

Вывод:

Климат зависит от близости морей и океанов и господствующих ветров. Возникают разные типы климата на одних и тех же широтах.

- Дайте сравнительную характеристику типов климата и заполните таблицу (Задание 2). Время работы 3 минуты.

- Поверьте по слайду. Слайд 11.

- Какой вывод можно сделать по результатам вашего сравнения?

Заполняют таблицу.

Поверяют. Слайд 11.

Вывод: чем дальше от теплого дыхания океана, тем осадков выпадает меньше, средние январские температуры понижаются.

3.Зависимость климата от океанических течений (4 мин)

Ребята из 3 группы расскажите, как холодное течение влияет на климат?

Как теплое течение влияет на климат

Слайд 12-13.

Используя информацию на слайде, физическую карту мира составьте схему « Влияние течений на климат берегов» Слайд 14.

Проверьте правильность заполнения схемы. Слайд 15.

Слушают сообщение представителя от группы

Влияние океана на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений.

Составляют схему.

Слайд 14.

Поверяют схему.

Слайд 15.

4.Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.(6 мин)

Большое влияние на климат оказывает не только высота над уровнем моря, но и расположение горных хребтов.

А теперь ребята из 4 группы расскажут, как рельеф изменяет климат. Слайд 16.

А как высота над уровнем моря изменяет климат? Слайд 17.

Чтобы закрепить данный вопрос выполните задание 4 в буклетах.

. Слайд 17.

- С высотой температура воздуха уменьшается т.к. происходит удаление от основного источника нагревания – земной поверхности, а также горные хребты препятствуют прохождению воздушных масс несущих осадки.

Слайд 16.

 Работают с раздаточным материалом  и выполняют задание 4.

V

Закрепление и рефлекстия

Цель: закрепить полученные на уроке знания учащихся.(7 мин)

- Сегодня на уроке мы рассмотрели причины, влияющие на климат Земли, выяснили их основные характеристики и силу влияния на изменение климата. Слайд 18

- Чтобы закрепить ваши знания, я предлагаю составить по 2 вопроса по теме урока.

Я предлагаю задать вопросы друг другу.

Составляют вопросы к теме

Отвечают на вопросы и получают оценки.

VI

 Домашнее задание (2 мин)

- Ребята, запишите домашнее задание. Слайд 19.

- Ребята! Вы молодцы! Очень хорошо работали на уроке. И без сомненья узнали много нового и интересного.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Слайд 19.

Библиография:

Начальный курс географии: Учеб .для 6 кл. Общеобразоват. учреждений /Т.П.Герасимова,      Н.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2002

      Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам.      География 6 –    классы. « Просвещение», 2010 г.

      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел «География»

         География Земли: 6 кл. Задания и упражнения  - пособие для учащихся / Cост. Е.В. Баранчиков А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. – М.: Просвещение, 2007 г.


Группа №4. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Рельеф оказывает большое влияние на климат.

Горы задерживают массы воздуха, приходящие из холодных мест, например с севера. В этом случае горные хребты могут являться границей, разделяющей области с различными климатическими условиями.

Горные хребты, расположенные перпендикулярно к влажным ветрам, создают благоприятные условия для конденсации водяного пара. Поэтому на склонах, обращенных в сторону влажных ветров, осадков выпадает больше, чем на противоположных. Так образовалось одно из самых влажных мест на Земле Черрапунджи: в среднем за год здесь выпадает 11640 мм осадков.

С высотой в горах температура воздуха понижается из-за удаления от основного источника нагревания - земной поверхности.

Вершины Кордильер, Гималаев превышают 4000 м и находятся в области постоянного мороза. На вершине Джомолунгме в Гималаях летом около -28°С. Зимой там, конечно, еще холоднее.

Группа №4. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Рельеф оказывает большое влияние на климат.

Горы задерживают массы воздуха, приходящие из холодных мест, например с севера. В этом случае горные хребты могут являться границей, разделяющей области с различными климатическими условиями.

Горные хребты, расположенные перпендикулярно к влажным ветрам, создают благоприятные условия для конденсации водяного пара. Поэтому на склонах, обращенных в сторону влажных ветров, осадков выпадает больше, чем на противоположных. Так образовалось одно из самых влажных мест на Земле Черрапунджи: в среднем за год здесь выпадает 11640 мм осадков.

С высотой в горах температура воздуха понижается из-за удаления от основного источника нагревания - земной поверхности.

Вершины Кордильер, Гималаев превышают 4000 м и находятся в области постоянного мороза. На вершине Джомолунгме в Гималаях летом около -28°С. Зимой там, конечно, еще холоднее.


Группа №2. Зависимость климата от близости морей и океанов и преобладающих ветров

Более 2/3 поверхности Земли покрыто океанами и морями. Вода по сравнению с воздухом и сушей нагревается медленнее, но зато дольше хранит тепло, постепенно отдавая его атмосфере. Океан - аккумулятор тепла, и он же поставщик влаги. А постоянные ветры приносят эту влагу на сушу.

Воздействие океана на берегах сильнее, а в центре материка ослабевает. В зависимости от степени влияния океана выделяется несколько типов климата: морской, умеренно континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный.

Группа №2. Зависимость климата от близости морей и океанов и преобладающих ветров

Более 2/3 поверхности Земли покрыто океанами и морями. Вода по сравнению с воздухом и сушей нагревается медленнее, но зато дольше хранит тепло, постепенно отдавая его атмосфере. Океан - аккумулятор тепла, и он же поставщик влаги. А постоянные ветры приносят эту влагу на сушу.

Воздействие океана на берегах сильнее, а в центре материка ослабевает. В зависимости от степени влияния океана выделяется несколько типов климата: морской, умеренно континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный.


Группа №3. Зависимость климата от океанских течений.

Влияние океана на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений.

Влияние холодного Перуанского течения на климат берегов Чили. Вдоль берегов Чили вода имеет температуру +15°С, в то время, как в других местах такой же широты температура заметно выше +20°С. Из-за прохлады океанских вод над сухим побережьем собирается густой туман. На самом же берегу благодаря холодному Перуанскому течению образовалась пустыня Атакама.

Другое течение - Гольфстрим - теплое. Именно благодаря Гольфстриму Европа получила мягкий теплый климат и стала землей обетованной для цивилизаций, несмотря на свое весьма северное положение.

Северная ветвь Гольфстрима - Северо-Атлантическое течение -сыграло большую роль в формировании климата Северной Европы. На Кольском полуострове есть порт Мурманск. К нему весь год подходят суда, т. к. Баренцево море в этом районе не замерзает.

Группа №3. Зависимость климата от океанских течений.

Влияние океана на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений.

Влияние холодного Перуанского течения на климат берегов Чили. Вдоль берегов Чили вода имеет температуру +15°С, в то время, как в других местах такой же широты температуру заметно выше +20°С. Из-за прохлады океанских вод над сухим побережьем собирается густой туман. На самом же берегу благодаря холодному Перуанскому течению образовалась пустыня Атакама.

Другое течение - Гольфстрим - теплое. Именно благодаря Гольфстриму Европа получила мягкий теплый климат и стала землей обетованной для цивилизаций, несмотря на свое весьма северное положение.

Северная ветвь Гольфстрима - Северо-Атлантическое течение -сыграло большую роль в формировании климата Северной Европы. На Кольском полуострове есть порт Мурманск. К нему весь год подходят суда, т. к. Баренцево море в этом районе не замерзает.


Группа № 1 Географическая широта

Главная причина изменения климата – географическая широта местности. От неё зависит, сколько солнечного тепла попадает на поверхность Земли и на сколько от неё нагревается воздух.

Нагревание земной поверхности зависит от угла падения солнечных лучей.

Угол падения солнечных лучей зависит от географической широты.

Группа № 1 Географическая широта

Главная причина изменения климата – географическая широта местности. От неё зависит, сколько солнечного тепла попадает на поверхность Земли и на сколько от неё нагревается воздух.

Нагревание земной поверхности зависит от угла падения солнечных лучей.

Угол падения солнечных лучей зависит от географической широты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии для 8 класса.тема: "Закономерности распределения элементов климата на территории России. Климат Бурятии".

Разработка открытого урока в 8 классе по географии России.  Оснащение: карты, атласы, учебник,  дополнительные источники информации, энциклопедии, мультимедиа.Форма проведения: заседание инт...

Конспект урока по географии в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Климат лесной зоны"

Урок - изучение нового материала, где учащиеся должны усвоить особенности климата Европейской и Азиатской частей лесной зоны России....

Разработка конспекта урока с презентацией по географии в 7 классе на тему "Климат Евразии"

Данный урок является комбинированным и помогает обобщить знания о климате на всех материках Земли и конкретизировать в области Евразии. Включена практическая работа с климатограммой в учебнике, работа...

план- конспект урока по географии "Климат Африки"

Развернутый конспект урока по теме климат Африки. Соответствует требованиям ФГОС. Указаны цели и задачи, подробно описаны этапы урока...

Конспект урока по географии в 8 классе Тема «Северная Америка. Рельеф, климат. Реки и озера.»

Конспект  урока по географии в 8 классе школы VIII вида Тема «Северная Америка. Рельеф, климат. Реки и озера.» Урок-устный журнал....

Климат и особенности природы Арктики. Конспект урока по географии в 7 классе в коррекционной школе VIII вида

В приведенном конспекте урока повторяются и закрепляются знания учащихся о географическом положении зоны арктических пустынь, а так же проводится ознакомление с климатом и особенностями природы з...