Разработка конспекта урока по географии в 6 классе "Причины, влияющие на климат"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок разработан с учётом системно-деятельностного подхода. На уроке предусмотрена работа в группах. В конце конспекта прилагаются приложения к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка конспекта урока по географии в 6 классе "Причины, влияющие на климат" | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ
Ложкина Ирина Петровна, МОБУ СОШ № 20, имени Красильникова МО Кореновский район
Предмет ( направленность): урок географии
Класс: 6 «В»
Тип урока: изучение нового материала.
Общая диагностическая цель: создать условия осознания и осмысления блоков новой информации для изучения новой темы « Причины, влияющие на климат».
Основная цель урока: сформировать представление учащихся об основных причинах, оказывающих влияние на климат; продолжить формировать умение работать с картами, схемами и таблицами
Планируемые результаты: называть климатообразующие факторы, их влияние на климат Земли. Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Личностные УУД: проявление учебно – познавательного интереса к географической науке.
Предметные результаты обучения: выявлять и знать причины, влияющие на климат при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.
Метапредметные результаты обучения:
- учащиеся должны уметь составлять вопросы к тексту;
- уметь работать с текстом, выделять в нем самое главное
- знать, чем отличается понятие «погода» и « климат»;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
- оценивать работу одноклассников;
- получать разноуровневую информацию из различных источников.
Задачи:
Образовательные
- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о климате;
- познакомить учащихся с различными типами климата;
- составлять описание климата различных территорий с использованием карт и рисунков учебника;
Развивающие
Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
Информационной: использовать источники знаний разного типа ( презентации, иллюстрации, схемы и др.);
Учебно – исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки, применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно – познавательных и практических задач. Просматривать причинно – следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.
Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.
Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.
Воспитательные:
- формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.
- способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
- Воспитывать культуру диалога, толерантность поведения при ведении обсуждения в группе бережное отношение к природе, любви к родной земле, осознание значимости себя в окружающем мире.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, статистический.
Основные термины и понятия: морской тип климата, умеренно – континентальный тип климата, резко – континентальный тип климата, муссонный тип климата.
Оборудование: медиапроектор, электронная презентация, инструктивные карточки, атлас, физическая карта полушарий, компьютер, учебник.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I | Организационный этап Цель: подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке (2 мин) | -Я рада всех вас видеть сегодня на уроке! Поприветствуйте друг друга и улыбнитесь, настройтесь на позитивное восприятие новых знаний. | Ученики настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. |
III | Вызов мотивационная деятельность учащихся. Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на уроке. (2 мин) | - Ребята, решите ребус и попробуйте определить тему нашего урока. Слайд 1 -Что такое климат? -Мы можем увидеть климат? -Как мы его ощущаем? -Ребята, скажите, в Африке, в Антарктиде, в Австралии климат одинаковый? Почему? Итак, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? - Тема урока – слайд 2.- Вы прекрасно знаете, что в разных частях Земли климат разный, поэтому сегодня на уроке мы будем выяснять, почему климат бывает разный, от каких причин зависит его изменение. - Какова же цель нашего урока? Слайд 3. | Дают ответы. Слайд 1 Отвечают на вопросы сухость, жара, мороз, влажность Разнообразный Вместе с учителем формируют цель урока – слайд 2. Ответы учащихся: - Сегодня мы узнаем новые особенности и причины изменения климата. Слайд 3. |
IV | Осмысление(23 мин) Цель: Добыть новую информацию, осмыслить её (7 мин) 1. Географическая широта | - На сегодняшнем уроке мы познакомимся с причинами, влияющими на климат, и выясним, как и каким образом, они его изменяют. - Слайд 4. -А теперь познакомимся с вами с климатообразующими факторами. Для этого класс делится на 4 группы Каждая группа получает информационный раздаточный материал и работает с ним. Затем выбирается один человек от группы и излагает материал. Сообщение ученика о влиянии географической широты на климат. Слайды 5, 6. -Используя таблицу в буклетах проанализируйте её данные и ответьте на вопросы: - Какую закономерность изменения температуры вы заметили? - Почему температура меняется с широтой? Слайд 7. Итак, какой вывод можно сделать? | -Работают в группах с раздаточным материалом. Сообщение представителя от группы Анализируют таблицу Температура изменяется вместе с изменениями широты. -Чем дальше от экватора, тем менше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит воздух нагревается меньше. Записывают вывод в буклетах. |
2.Климат зависит от близости морей и океанов и направления господствующих ветров.(6 мин) | - Воздух нагревается в зависимости от географической широты, логично, что на одной и той же широте должна быть одинаковая температура. Тогда как же объяснить рис.90 из учебника? - Почему при одинаковой географической широте городов в них разные средне – месячные температуры в январе и июле? Сообщение группы № 2 Слайд 8 | Вывод: Климат зависит от близости морей и океанов и господствующих ветров. Возникают разные типы климата на одних и тех же широтах. | |
- Дайте сравнительную характеристику типов климата и заполните таблицу (Задание 2). Время работы 3 минуты. - Поверьте по слайду. Слайд 11. - Какой вывод можно сделать по результатам вашего сравнения? | Заполняют таблицу. Поверяют. Слайд 11. Вывод: чем дальше от теплого дыхания океана, тем осадков выпадает меньше, средние январские температуры понижаются. | ||
3.Зависимость климата от океанических течений (4 мин) | Ребята из 3 группы расскажите, как холодное течение влияет на климат? Как теплое течение влияет на климат Слайд 12-13. Используя информацию на слайде, физическую карту мира составьте схему « Влияние течений на климат берегов» Слайд 14. Проверьте правильность заполнения схемы. Слайд 15. | Слушают сообщение представителя от группы Влияние океана на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений. Составляют схему. Слайд 14. Поверяют схему. Слайд 15. | |
4.Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.(6 мин) | Большое влияние на климат оказывает не только высота над уровнем моря, но и расположение горных хребтов. А теперь ребята из 4 группы расскажут, как рельеф изменяет климат. Слайд 16. А как высота над уровнем моря изменяет климат? Слайд 17. Чтобы закрепить данный вопрос выполните задание 4 в буклетах. | . Слайд 17. - С высотой температура воздуха уменьшается т.к. происходит удаление от основного источника нагревания – земной поверхности, а также горные хребты препятствуют прохождению воздушных масс несущих осадки. Слайд 16. Работают с раздаточным материалом и выполняют задание 4. | |
V | Закрепление и рефлекстия Цель: закрепить полученные на уроке знания учащихся.(7 мин) | - Сегодня на уроке мы рассмотрели причины, влияющие на климат Земли, выяснили их основные характеристики и силу влияния на изменение климата. Слайд 18 - Чтобы закрепить ваши знания, я предлагаю составить по 2 вопроса по теме урока. Я предлагаю задать вопросы друг другу. | Составляют вопросы к теме Отвечают на вопросы и получают оценки. |
VI | Домашнее задание (2 мин) | - Ребята, запишите домашнее задание. Слайд 19. - Ребята! Вы молодцы! Очень хорошо работали на уроке. И без сомненья узнали много нового и интересного. | Учащиеся записывают домашнее задание. Слайд 19. |
Библиография:
Начальный курс географии: Учеб .для 6 кл. Общеобразоват. учреждений /Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2002
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. География 6 – классы. « Просвещение», 2010 г.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел «География»
География Земли: 6 кл. Задания и упражнения - пособие для учащихся / Cост. Е.В. Баранчиков А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. – М.: Просвещение, 2007 г.
Группа №4. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Рельеф оказывает большое влияние на климат.
Горы задерживают массы воздуха, приходящие из холодных мест, например с севера. В этом случае горные хребты могут являться границей, разделяющей области с различными климатическими условиями.
Горные хребты, расположенные перпендикулярно к влажным ветрам, создают благоприятные условия для конденсации водяного пара. Поэтому на склонах, обращенных в сторону влажных ветров, осадков выпадает больше, чем на противоположных. Так образовалось одно из самых влажных мест на Земле Черрапунджи: в среднем за год здесь выпадает 11640 мм осадков.
С высотой в горах температура воздуха понижается из-за удаления от основного источника нагревания - земной поверхности.
Вершины Кордильер, Гималаев превышают 4000 м и находятся в области постоянного мороза. На вершине Джомолунгме в Гималаях летом около -28°С. Зимой там, конечно, еще холоднее.
Группа №4. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Рельеф оказывает большое влияние на климат.
Горы задерживают массы воздуха, приходящие из холодных мест, например с севера. В этом случае горные хребты могут являться границей, разделяющей области с различными климатическими условиями.
Горные хребты, расположенные перпендикулярно к влажным ветрам, создают благоприятные условия для конденсации водяного пара. Поэтому на склонах, обращенных в сторону влажных ветров, осадков выпадает больше, чем на противоположных. Так образовалось одно из самых влажных мест на Земле Черрапунджи: в среднем за год здесь выпадает 11640 мм осадков.
С высотой в горах температура воздуха понижается из-за удаления от основного источника нагревания - земной поверхности.
Вершины Кордильер, Гималаев превышают 4000 м и находятся в области постоянного мороза. На вершине Джомолунгме в Гималаях летом около -28°С. Зимой там, конечно, еще холоднее.
Группа №2. Зависимость климата от близости морей и океанов и преобладающих ветров
Более 2/3 поверхности Земли покрыто океанами и морями. Вода по сравнению с воздухом и сушей нагревается медленнее, но зато дольше хранит тепло, постепенно отдавая его атмосфере. Океан - аккумулятор тепла, и он же поставщик влаги. А постоянные ветры приносят эту влагу на сушу.
Воздействие океана на берегах сильнее, а в центре материка ослабевает. В зависимости от степени влияния океана выделяется несколько типов климата: морской, умеренно континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный.
Группа №2. Зависимость климата от близости морей и океанов и преобладающих ветров
Более 2/3 поверхности Земли покрыто океанами и морями. Вода по сравнению с воздухом и сушей нагревается медленнее, но зато дольше хранит тепло, постепенно отдавая его атмосфере. Океан - аккумулятор тепла, и он же поставщик влаги. А постоянные ветры приносят эту влагу на сушу.
Воздействие океана на берегах сильнее, а в центре материка ослабевает. В зависимости от степени влияния океана выделяется несколько типов климата: морской, умеренно континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный.
Группа №3. Зависимость климата от океанских течений.
Влияние океана на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений.
Влияние холодного Перуанского течения на климат берегов Чили. Вдоль берегов Чили вода имеет температуру +15°С, в то время, как в других местах такой же широты температура заметно выше +20°С. Из-за прохлады океанских вод над сухим побережьем собирается густой туман. На самом же берегу благодаря холодному Перуанскому течению образовалась пустыня Атакама.
Другое течение - Гольфстрим - теплое. Именно благодаря Гольфстриму Европа получила мягкий теплый климат и стала землей обетованной для цивилизаций, несмотря на свое весьма северное положение.
Северная ветвь Гольфстрима - Северо-Атлантическое течение -сыграло большую роль в формировании климата Северной Европы. На Кольском полуострове есть порт Мурманск. К нему весь год подходят суда, т. к. Баренцево море в этом районе не замерзает.
Группа №3. Зависимость климата от океанских течений.
Влияние океана на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений.
Влияние холодного Перуанского течения на климат берегов Чили. Вдоль берегов Чили вода имеет температуру +15°С, в то время, как в других местах такой же широты температуру заметно выше +20°С. Из-за прохлады океанских вод над сухим побережьем собирается густой туман. На самом же берегу благодаря холодному Перуанскому течению образовалась пустыня Атакама.
Другое течение - Гольфстрим - теплое. Именно благодаря Гольфстриму Европа получила мягкий теплый климат и стала землей обетованной для цивилизаций, несмотря на свое весьма северное положение.
Северная ветвь Гольфстрима - Северо-Атлантическое течение -сыграло большую роль в формировании климата Северной Европы. На Кольском полуострове есть порт Мурманск. К нему весь год подходят суда, т. к. Баренцево море в этом районе не замерзает.
Группа № 1 Географическая широта
Главная причина изменения климата – географическая широта местности. От неё зависит, сколько солнечного тепла попадает на поверхность Земли и на сколько от неё нагревается воздух.
Нагревание земной поверхности зависит от угла падения солнечных лучей.
Угол падения солнечных лучей зависит от географической широты.
Группа № 1 Географическая широта
Главная причина изменения климата – географическая широта местности. От неё зависит, сколько солнечного тепла попадает на поверхность Земли и на сколько от неё нагревается воздух.
Нагревание земной поверхности зависит от угла падения солнечных лучей.
Угол падения солнечных лучей зависит от географической широты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по географии для 8 класса.тема: "Закономерности распределения элементов климата на территории России. Климат Бурятии".
Разработка открытого урока в 8 классе по географии России. Оснащение: карты, атласы, учебник, дополнительные источники информации, энциклопедии, мультимедиа.Форма проведения: заседание инт...
Конспект урока по географии в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Климат лесной зоны"
Урок - изучение нового материала, где учащиеся должны усвоить особенности климата Европейской и Азиатской частей лесной зоны России....
Разработка конспекта урока с презентацией по географии в 7 классе на тему "Климат Евразии"
Данный урок является комбинированным и помогает обобщить знания о климате на всех материках Земли и конкретизировать в области Евразии. Включена практическая работа с климатограммой в учебнике, работа...
план- конспект урока по географии "Климат Африки"
Развернутый конспект урока по теме климат Африки. Соответствует требованиям ФГОС. Указаны цели и задачи, подробно описаны этапы урока...
Конспект урока по географии в 8 классе Тема «Северная Америка. Рельеф, климат. Реки и озера.»
Конспект урока по географии в 8 классе школы VIII вида Тема «Северная Америка. Рельеф, климат. Реки и озера.» Урок-устный журнал....
Климат и особенности природы Арктики. Конспект урока по географии в 7 классе в коррекционной школе VIII вида
В приведенном конспекте урока повторяются и закрепляются знания учащихся о географическом положении зоны арктических пустынь, а так же проводится ознакомление с климатом и особенностями природы з...
Конспект урока по географии для 7 класса "Общие особенности климата. Климатические пояса и типы климата Африки" с использованием технологии критического мышления
Здесь представлен урок по географии с использованием технологии критического мышления...